Что делать военному водителю в случае участия в дорожно-транспортном происшествии?

(Баландин В. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 11)

ЧТО ДЕЛАТЬ ВОЕННОМУ ВОДИТЕЛЮ В СЛУЧАЕ УЧАСТИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ?

В. С. БАЛАНДИН

В. С. Баландин, адъюнкт Московского пограничного института ФСБ России, капитан.

В условиях повышения уровня автомобилизации населения проблема аварийности на автомобильном транспорте была и остается исключительно актуальной, в том числе и для военных организаций. Так, например, сотрудниками пограничных органов федеральной службы безопасности в 2005 г. было совершенно 135 дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), в которых пострадали 242 человека <*>. Прослеживается стабильный рост количества ДТП из года в год. ——————————— <*> Из материалов Анализа дорожно-транспортных происшествий, совершенных в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации в 2005 году, подготовленного Управлением материально-технического обеспечения Пограничной службы ФСБ России.

Каждому водителю, в том числе военному, необходимо знать, как правильно вести себя в случае участия в ДТП. В первую очередь необходимо исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в соответствии с п. 2.5 которых водитель обязан: — немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; — принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; — освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; — сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции. Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия, а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры в целях уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о ДТП, принять меры по оформлению документов о происшествии. В связи с тем, что с 2003 г. на территории Российской Федерации Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. (далее — Закон об ОСАГО) введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО), в котором с 1 января 2004 г. участвуют и военные организации, водитель в случае участия в ДТП должен также исполнить обязанности, предусмотренные указанным Законом. Так, водитель обязан сообщить другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика. Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о ДТП, оформленные сотрудниками милиции, прибывшими на место происшествия по сообщению его участников, либо оформленные сотрудниками милиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в органе милиции. Важно помнить, что оформление документов о ДТП может осуществляться в присутствии страховщика (представителя страховщика) для определения обстоятельств ДТП и причиненного ущерба (повреждений) по сообщению страхователя или потерпевшего. Для этого водитель, намеренный предъявить требование о страховой выплате, вправе сообщить страховщику или его представителю любым доступным способом (например, по указанным в страховом полисе обязательного страхования телефонам) о месте и времени ДТП, а также об обстоятельствах, его повлекших, для принятия страховщиком решения о необходимости выезда на место ДТП. Отметим, что, на наш взгляд, присутствие представителя страховщика будет способствовать скорейшему установлению обстоятельств ДТП и размеров вреда, правильному оформлению документов о ДТП и исключению возможных недоразумений со страховой компанией. Водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланк извещения о ДТП, выданный страховщиком, независимо от оформления извещения о ДТП сотрудниками милиции. Предусматривается заполнение одного бланка указанного извещения водителями двух транспортных средств, причастных к ДТП. При наличии разногласий между участниками ДТП относительно его обстоятельств эти разногласия указываются в извещении о ДТП. При участии в ДТП более двух транспортных средств и наличии у водителей разногласий в оценке случившегося, а также при невозможности совместного заполнения водителями одного бланка извещения о ДТП (например, по состоянию здоровья или в случае гибели водителя, в связи с отказом одного из них от совместного заполнения бланка или по иным причинам) допускается заполнение каждым водителем своего бланка извещения с указанием причины невозможности совместного заполнения извещения о ДТП. В случае гибели водителя извещение о ДТП в отношении данного транспортного средства другими лицами не заполняется. При причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, находящихся в транспортных средствах, в извещении о ДТП указывается наличие пострадавших пассажиров. Если участники ДТП располагают сведениями о пострадавших пассажирах (фамилии, имена, отчества), эти сведения должны быть предоставлены страховщику. Сведения о пострадавших пассажирах предоставляются страховщику органами милиции на основании его письменного запроса. Заполненные водителями — участниками ДТП извещения должны быть в течение 5 рабочих дней после ДТП вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о ДТП или единый заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о ДТП может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика. В случае если ДТП произошло в отдаленных, малонаселенных или труднодоступных районах, обязанность участников ДТП по вручению страховщику бланка извещения о ДТП должна быть исполнена в течение 15 рабочих дней после ДТП. Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП. Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению: 1) справку о ДТП, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении; 2) извещение о ДТП (если оно заполнялось потерпевшим). В случае причинения отдельных видов вреда, таких, например, как потеря кормильца, утрата заработка, затраты на погребение погибшего и др., страховщику также предоставляются иные документы, предусмотренные п. п. 51 — 56 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. При получении страховщиком от потерпевшего заявления о страховой выплате страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку), в том числе путем выдачи направления на экспертизу, в срок не более 5 рабочих дней со дня получения от потерпевшего заявления о страховой выплате, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и срока проведения осмотра поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество. Если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и (или) организацию его независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества. Важно знать, что если страховщик в течение 5 дней не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться с просьбой об организации такой экспертизы, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. При решении вопроса о страховой выплате страховщик использует результаты независимой экспертизы. Итак, условиями получения страховой выплаты потерпевшим являются: — надлежащее оформление документов о ДТП, в том числе извещения о ДТП, выдаваемого страховщиком; — соблюдение сроков уведомления страховщика о ДТП и предоставления страховщику документов о ДТП; — соблюдение условия в установленные сроки осмотра страховщиком и проведения экспертизы поврежденного автомобиля или иного имущества. Важно также знать, что в случае, если водитель, виновный в ДТП, скрылся с места ДТП, страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая (ст. 14 Закона об ОСАГО). Поэтому ни в коем случае при отсутствии соглашения между участниками ДТП об обстоятельствах ДТП нельзя убирать автомобиль с проезжей части, отъезжать или иным способом перемещать его до составления документов о ДТП сотрудниками ДПС. В ином случае страховщиком такие действия могут быть расценены как сокрытие с места ДТП. В связи с тем что ОСАГО распространяет свое действие не на все транспортные средства военных организаций, а только на автобусы, легковые автомобили и прицепы к ним, а также иные транспортные средства, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности (подп. «в» п. 3 ст. 4 Закона об ОСАГО), то в случае участия в ДТП незастрахованного военного транспортного средства и установления вины в совершении ДТП его водителя соблюдать обязанности, связанные с обращением в страховую компанию, необходимости нет, поскольку вред в этом случае возмещается на основании гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. А как поступать водителям военной техники в случае участия в ДТП в условиях ведения боевых действий? Не вызывает сомнения вполне вероятная возможность причинения вреда окружающим военной техникой при ее передвижении в районе боевых действий. В то же время трудно представить, как, находясь под огнем противника, боевые машины будут соблюдать обязанности участников ДТП. Выполняя боевую задачу, в условиях большой вероятности быть уничтоженным, водитель не может выполнять указанные требования Правил дорожного движения. Он руководствуется, прежде всего, боевым приказом командира, боевыми уставами, местом в боевом порядке подразделения и т. п. Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на территории Российской Федерации порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации без каких-либо исключений. Данное положение представляется автору не совсем правильным. Особые условия, диктуемые выполнением задач по обеспечению безопасности государства, ставят военные организации в обособленное положение, характеризующееся высокой степенью ответственности за достижение поставленных задач. Исключительная важность таких задач, как отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации не вызывает сомнений. В таких условиях должна быть обеспечена всесторонняя поддержка деятельности военных организаций, в том числе с помощью адекватной правовой регламентации определенных сфер правоотношений с их участием. В частности, было бы целесообразным урегулировать положение участников ДТП, произошедшего в зоне ведения боевых действий, с помощью специального нормативного правового акта, например, освободив участников ДТП от указанных выше обязанностей и предусмотрев специальный порядок возмещения причиненного в этом случае вреда.

——————————————————————