Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства

(Гладких Р. Б.) («Юридический мир», 2006, N 10)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Р. Б. ГЛАДКИХ

Экономическая безопасность является синтезированной категорией политэкономии и политологии, социологии и правоведения. Общепризнанным является положение о том, что экономическая безопасность является не просто одной из важнейших составляющих целостной системы национальной безопасности как комплекса защиты национальных интересов, а представляет собой решающее условие соблюдения и реализации национальных интересов. Учет этого положения служит основной методологической предпосылкой анализа экономической безопасности как национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность с юридической точки зрения включает в себя две составляющие: во-первых, это такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при которых поведение субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ соответствует установленным правовым предписаниям; и во-вторых, это такое состояние законодательства, регулирующего сферу экономических отношений, при котором оно соответствует требованиям экономической безопасности. Тем не менее в настоящее время в науке не существует единого и общепринятого понимания экономической безопасности. Анализ определений, выработанных различными учеными, позволяет их объединить в две основные группы. Первую группу составляют определения, характеризующие категорию «экономическая безопасность» как состояние защищенности от угроз <*>. В частности, «важнейшей составляющей всеобъемлющей безопасности является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры» <**>. ——————————— <*> См.: Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. N 1. С. 99; Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998; Медведев В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997. N 3. С. 111 — 127; Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // МЭ и МО. 1996. N 7. С. 119 — 127 и др. <**> Блинов Н. М. Экономическая безопасность центра и регионов // Материалы выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Региональная политика в современной России» (22 — 23 ноября). Краснодар, 1995. С. 7.

Вторую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как качественную характеристику экономической системы <*>. ——————————— <*> См.: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 38; Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 5 — 6; Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 46; Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. N 10. С. 35 — 58; Колосов А. В. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для вузов. М., 1999; Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М.: Гардарика: Юрист, 1997 и др.

Так, группа авторов из Института экономики РАН трактует экономическую безопасность как «важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России» <*>. ——————————— <*> Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 25.

Анализ нормативно-правовых актов позволяет выделить критерии экономической безопасности Российской Федерации, которыми являются: — способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; — зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране; — уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения; — обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением; — уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества; — устойчивость финансовой системы; — рациональная структура внешней торговли; — доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг; — поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки; — сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций; — обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. Как показывает опыт экономически развитых государств, как минимум по половине из названных критериев благоприятные показатели может обеспечивать сфера малого и среднего предпринимательства. Между тем динамика развития названных секторов бизнеса в России оставляет желать лучшего, данная сфера приложения капитала зачастую не отвечает требованиям безопасности. МВД России отмечается, что активная консолидация преступных группировок может привести к полному контролю криминальных структур за отдельными отраслями экономики, в связи с этим продолжается и укрепляется процесс объединения организаторов и лидеров организованных преступных структур, действующих в общеуголовных и экономических сферах. Криминальные структуры последовательно проводят стратегию быстрого наращивания капиталов, их легализацию в наиболее эффективно действующих отраслях экономики, сочетая при этом совершение насильственных преступлений с различными формами коммерческой деятельности. Не стала исключением в этом отношении и сфера малого предпринимательства — важная составляющая экономики рыночного типа. Указанный сектор экономической деятельности, по оценкам специалистов, сегодня составляет 1/10 часть отечественной экономики. В настоящее время в стране работают около 850 тыс. малых предприятий с общей численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работающих по договорам, по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве, по имеющимся оценкам, занято около 14 млн. человек. Если же учесть предприятия, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, можно говорить о еще большем значении приведенных показателей. Согласно экономическим расчетам, выполненным специалистами Фонда законодательной поддержки предпринимательства, в ближайшие годы при благоприятных условиях может происходить устойчивый рост численности малых предприятий с увеличением их общего количества до 2 — 2,5 млн., а суммарная численность занятых в них составит около 20 млн. чел. Через несколько лет прогнозируемая численность малых предприятий может составлять 4 — 5 млн., а количество занятых на них может достигнуть около 35 млн. человек, которые будут обеспечивать производство не менее трети валового национального продукта <*>. К сожалению, сегодня таких благоприятных условий крайне недостаточно для названного увеличения показателей. ——————————— <*> Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России: Концепция (проект) // II Всероссийский съезд представителей малых предприятий. 27 — 28 октября 1999 г. М., 1999. С. 8.

Так, например, с правовой точки зрения средний и мелкий собственник не имеет, с одной стороны, защищенных прав в отношениях с государственным аппаратом на всех уровнях, что делает его «удобным» объектом для получения от него финансовых и материальных ценностей представителями этого аппарата (коррупция), а с другой — он практически не защищен и от преступных сообществ и криминальных элементов (организованная преступность, рэкет). Данные обстоятельства актуализируют проблему поиска мер, направленных на обеспечение нормального функционирования исследуемого сектора экономики, способных устранять в том числе криминогенные факторы, обусловившие концентрацию преступной деятельности в предпринимательстве. Еще накануне революции 1917 г. Премьер-министр Российской империи В. Н. Коковцев (1853 — 1943) подчеркивал: «Настало время сознаться, что даже в маленьких, часто весьма скромных по размеру предприятиях, преследующих как будто только личные выгоды, создается мощная великая Россия» <*>. ——————————— <*> Цит. по: Федцов Г. В. Предпринимательский прорыв экономики России в XXI веке. Программа действий по выводу российского общества из системного кризиса. М., 1999. С. 23.

К основным факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, относятся: — постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности; — разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.); — налоговый пресс и громоздкая система отчетности; — отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения; растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса; — неготовность значительной части населения воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения социальных и экономических проблем. В силу вышеназванных обстоятельств чрезвычайно важно вести поиск дальнейших путей защиты столь значимого сектора экономической деятельности от негативных явлений, препятствующих развитию отечественных предприятий по цивилизованному рыночному пути. Государственно-властным органам следует учесть многие конструктивные предложения предпринимательского сообщества, которые вырабатываются на общественно-экономических форумах и адресуются названным органам. К сожалению, многие из таких предложений, научно обоснованных мер по поддержке и развитию отечественного предпринимательства сегодня остаются нереализованными. В то время как малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели малого бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80 — 99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. Подлинная цель экономических реформ — создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство — уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Обеспечить эффективное и безопасное функционирование сферы предпринимательства можно путем реализации государственной политики, которая должна решить три основные задачи: 1) обеспечить благоприятные и стабильные условия для функционирования экономической деятельности в целом, в том числе малого бизнеса; 2) оказать поддержку тем, кто желает начать предпринимательскую деятельность и развить собственное дело; 3) обеспечить защиту прав и безопасность личности и собственности. Причем направления государственной поддержки малого предпринимательства давно сформулированы и одобрены предпринимательским сообществом <*>. ——————————— <*> Концепция «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России» принята за основу 27 октября 1999 г. делегатами Второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий и утверждена в целом, с учетом поступивших замечаний и предложений Редакционной комиссией Съезда.

Безопасность предпринимательства напрямую связана с совокупностью угроз. Угрозы ему определяются интересами различных предпринимательских структур и отдельных личностей, институтов общества и государства. Многообразие противоречий в различных сферах предпринимательской деятельности обусловливает широкий круг угроз. Наиболее значительными, по мнению исследователей, являются: — недобросовестная конкуренция; — действия недобросовестных партнеров; — ущемление прав и законных интересов предпринимателей государственными органами и должностными лицами; — ограничение деловой практики на мировых рынках; — криминальное насилие прежде всего со стороны организованных преступных групп; — низкий профессионализм и недобросовестность, включая предательство интересов со стороны собственного персонала. Угроза предпринимательству всегда носит предметный характер. Она наполнена вполне конкретным содержанием и в случае достижения зрелых форм получает правовую характеристику. Эта характеристика фиксируется в законодательном акте, например в Уголовном кодексе (глава «Преступления в сфере экономики»), Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др. Такой подход к анализу противоречий в сфере предпринимательской деятельности позволяет законодателю своевременно реагировать на возникновение или ликвидацию угроз <*>. ——————————— <*> Очередько В. П. Предпринимательство: безопасность и угрозы: Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов // Материалы международной научно-практической конференции 20 ноября 1998 г. Ч. 1. МВД России, Санкт-Петербургский университет. СПб., 1998. С. 117.

От своевременности названного реагирования во многом зависит эффективность работы по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности и экономической безопасности государства.

——————————————————————