Особенности расследования преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ

(Данилова С.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 322.1 УК РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 ноября 2006 года

С. ДАНИЛОВА

Данилова С., кандидат юридических наук, доцент.

Выявление и документирование

Наиболее распространенными источниками информации об организации незаконной миграции являются: объявления об оказании услуг по временной регистрации, трудоустройству; различного рода рекламные объявления (в журналах, газетах и т. п.); фирмы, занимающиеся туристическим бизнесом, трудоустройством за границей; служащие рекламных агентств, а также агентств по сдаче жилья внаем; материалы проверок предприятий и организаций (коммерческих, строительных и других объектов).

Весьма часто в целях выявления фактов организации незаконной миграции проводятся оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ).

При этом важно отметить, что если для выявления преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, вполне достаточно проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как: опрос (например, незаконных мигрантов); наведение справок; исследование предметов и документов; наблюдение; а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспорта, то при наличии информации о совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, в ряде случаев необходимо также провести контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

В соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом ФСНП РФ N 175, ФСБ РФ N 226, МВД РФ N 336, ФСО РФ N 201, ФПС РФ N 286, ГТК РФ N 410, СВР РФ N 56 от 13 мая 1998 года, результаты оперативно-розыскной деятельности фиксируются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При проведении оперативно-технических мероприятий результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

Органу дознания, следователю представляются те результаты оперативно-розыскной деятельности, которые могут: служить поводом для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных действий, а также в доказывании по уголовным делам (в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств).

Поскольку уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании информации, полученной оперативно-розыскным путем, исходя из этого можно сделать вывод, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Согласно ст. 143 УПК РФ при обнаружении признаков организации незаконной миграции соответствующим должностным лицом составляется рапорт, являющийся поводом к возбуждению уголовного дела. Составление рапорта осуществляется в момент получения первичной информации, которая либо нуждается в проверке, либо нет (например, результаты административной и оперативно-розыскной деятельности).

В соответствии с приложением N 1 к ст. 476 УПК РФ в рапорте должно быть отражено: наименование органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть: обстоятельства совершенного деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, и источник получения информации об этом, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных действий, должны содержать сведения: о возможных источниках доказательств; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о местонахождении орудий и средств совершения преступления; о предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, а также о других обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства.

Для использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств необходимо, чтобы они отвечали требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК РФ).

В связи с этим дознаватель (следователь) должен проверить:

— получены ли эти результаты в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», перечень которых является исчерпывающим;

— проведены ли эти мероприятия уполномоченным на то государственным органом при наличии на то законных оснований и в порядке, предусмотренном вышеуказанным Законом;

— отражены ли результаты этих мероприятий надлежащим образом в оперативно-служебных документах.

Предварительное расследование

Как показала практика, основными следственными действиями, производимыми в связи с необходимостью получения доказательств по уголовным делам об организации незаконной миграции, являются: осмотр (места происшествия, предметов и документов), допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля), обыск, выемка, назначение и производство судебной экспертизы.

Осмотр места происшествия — одно из наиболее распространенных следственных действий, которое производится при установлении фактов организации незаконной миграции.

В ходе указанного следственного действия подлежат осмотру: транспортные средства, при помощи которых осуществлялся незаконный въезд или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации; надворные постройки, расположенные отдельно от жилых домов; подсобные, складские и подвальные помещения, гаражи, иные объекты, не предназначенные для проживания людей, однако нередко используемые организаторами незаконного пребывания мигрантов в Российской Федерации именно для этих целей.

Поскольку указанные помещения не являются жилищем, для производства их осмотра дознавателю (следователю) не требуется получения разрешения судьи в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

При необходимости производства осмотра в жилище дознаватель (следователь) должен получить соответствующее согласие у проживающих в нем лиц. Если указанные лица возражают против осмотра их жилища, дознаватель (следователь) при наличии такого письменного возражения вправе ходатайствовать о производстве указанного следственного действия перед судом. Исключение из этого правила составляют случаи, когда производство осмотра не терпит отлагательства. Так, например, если существует реальная угроза уничтожения следов преступления и вещественных доказательств, преднамеренного изменения обстановки жилого помещения, совершения в нем преступного деяния и т. д., дознаватель (следователь) может произвести осмотр на основании постановления без получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи, прокурора.

Производство осмотра по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, обладает рядом особенностей. Так, например, при получении информации об организации незаконного въезда или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в ряде случаев в ходе осмотра места происшествия обязательно должно быть зафиксировано расположение задержанного транспортного средства (например, автомашины) относительно местности. После этого с особой тщательностью следует осмотреть само транспортное средство, особенно те его части, где могут быть обнаружены тайники, специально оборудованные для провоза иностранных граждан или лиц без гражданства, а также оружия, наркотических средств и психотропных веществ, ядов, поддельных денежных купюр или документов, иных предметов, изъятых из гражданского оборота (при наличии таковых).

При выявлении факта организации незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации необходимо осмотреть места их проживания и работы, которые нередко совпадают.

Особое внимание при проведении осмотра необходимо обращать на наличие оборудования, мебели, бытовой техники (в частности, холодильников для хранения продуктов питания, электрических плит для приготовления пищи, телевизора для проведения досуга и т. д.), домашней утвари, носимых вещей, предметов личной гигиены и т. д. Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют об обеспечении необходимых условий для весьма длительного проживания незаконных мигрантов, все это должно быть отражено в протоколе. Более того, для фиксации следов организации незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в конкретном помещении к осмотру целесообразно привлекать специалистов, применять фото — и видеотехнику.

Допрос. Центральное место в расследовании преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, занимает допрос подозреваемых (обвиняемых), свидетелей.

Допрос свидетелей. Анализ материалов уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев по факту организации незаконной миграции в качестве свидетелей допрашиваются: лица, выявившие признаки указанного преступления; иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых имела место организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации и которые признаны в установленном законом порядке виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ.

Допрос в качестве свидетелей лиц, выявивших признаки преступления, предусмотренного ст. 332.1 УК РФ (сотрудников миграционной и паспортно-визовой службы, участковых уполномоченных милиции, оперативных уполномоченных; при организации незаконного въезда, а также транзитного проезда через территорию Российской Федерации должностных лиц ФПС и др.), на наш взгляд, имеет особое значение. Это связано с тем, что эта категория допрашиваемых, как правило, обладает большей информацией по сравнению с той, которая находит отражение в рапортах или различного рода справках, предоставляемых ими в распоряжение дознавателя (следователя).

Более того, в этом случае дознаватель (следователь) имеет возможность максимально отразить в протоколе допроса те сведения, которые, возможно, не в полном объеме были зафиксированы в объяснениях лиц, впоследствии отказавшихся от дачи показаний в качестве подозреваемого (обвиняемого).

При этом в протоколе допроса должна быть отражена следующая информация:

а) что явилось основанием для осуществления проверочных мероприятий (в том числе оперативно-розыскного характера) в отношении тех или иных лиц;

б) что было выявлено в ходе проделанной работы (при этом в протоколе допроса необходимо точно указать: время, а также место проведения операции, круг ее участников, последовательность действий каждого из них, сведения, сообщенные лицами, застигнутыми на месте происшествия и т. д.);

в) какие документы были составлены при выявлении признаков преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ (рапорта, справки, объяснения и т. д.).

Принимая решение о допросе в качестве свидетелей иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых имела место организация незаконной миграции, дознаватель (следователь) должен иметь в виду, что это — одно из самых сложных в организационном отношении следственных действий, производимых в ходе предварительного расследования по такого рода уголовным делам. Это связано с тем, что, во-первых, допрос указанных лиц ввиду их нелегального нахождения на территории России должен быть произведен как можно быстрее. Во-вторых, нередко к участию в его производстве должен быть привлечен переводчик. Необходимость в участии последнего обусловлена тем, что допрашиваемые в качестве свидетелей иностранные граждане или лица без гражданства в ряде случаев не владеют русским языком или их знаний не вполне достаточно для дачи показаний.

Специфика допроса в качестве свидетелей лиц, в отношении которых имела место организация незаконной миграции, отчасти обусловлена тем, какие именно преступные действия были совершены: организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию Российской Федерации. В зависимости от этого подлежат выяснению следующие вопросы.

По факту организации незаконного въезда в Российскую Федерацию:

а) что явилось причиной незаконного въезда в Российскую Федерацию;

б) когда, где и каким образом допрашиваемый пересек границу Российской Федерации;

в) кто организовал незаконный въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и в чем конкретно выражались эти действия: приобретение билетов, предоставление поддельных документов, транспортных услуг, обеспечение встречи и сопровождение до места пребывания и т. д.;

г) сколько времени допрашиваемый находился на территории Российской Федерации;

д) сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, и если делал это неоднократно, то каким образом ранее осуществлял свой въезд и т. д.

По факту организации незаконного пребывания в Российской Федерации:

а) когда и с какой целью допрашиваемый прибыл в Российскую Федерацию;

б) на основании каких документов осуществлялся въезд на территорию России (данные документы должны быть проверены на предмет их подлинности, поскольку при установлении факта их подделки квалификация преступного деяния по ст. 322.1 УК РФ должна включать в себя не только организацию незаконного пребывания, но и организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию);

в) если допрашиваемый утверждает, что потерял миграционную карту, выяснить, заявлял ли он об этом в территориальные органы внутренних дел по месту регистрации (согласно п. 16 Приказа МВД РФ N 1095, МИД РФ N 16531, Минтранса РФ N 143, МПС РФ N 49, ГТК РФ N 1189 и ФПС РФ N 692 от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт» в этом случае органы внутренних дел после проверки паспортных данных заявителей по учетам выдают им дубликаты миграционных карт с проставлением отметок о регистрации и соответствующей записи в графе «Для служебных отметок»);

г) почему допрашиваемый в установленном законом порядке не зарегистрировался в паспортно-визовом отделе (ПВО) по месту нахождения и не получил разрешения на осуществление трудовой деятельности в миграционной службе МВД России (информация о наличии-отсутствии временной регистрации допрашиваемого может быть проверена не только путем подачи запроса в ПВО, но и посредством использования данных ЦАБ и ЗИЦ);

д) если допрашиваемый утверждает, что передавал свои документы для оформления временной регистрации и получения разрешения на трудовую деятельность, то необходимо выяснить, кому именно и какие документы он передавал, кто предложил ему такого рода услуги, почему допрашиваемый решил ими воспользоваться вместо того, чтобы решить указанную проблему самостоятельно;

е) заключал ли допрашиваемый какие-либо договоры, например, о найме на работу, о предоставлении услуг, на аренду помещения, если да, то когда, с кем и на каких условиях (сохранились ли экземпляры указанных договоров);

ж) на какие средства существовал (каким трудом занимался), кто наряду с ним осуществлял ту или иную деятельность и что ему известно об этих людях;

з) кто организовывал их трудовую деятельность, а также проживание на территории Российской Федерации и в чем конкретно это выражалось; получал ли допрашиваемый за свою работу какое-либо вознаграждение, и если да, то от кого и каким образом и т. д.

По факту организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации:

а) в чем конкретно выражался незаконный транзитный проезд допрашиваемого через территорию Российской Федерации (откуда, в какое государство и с какой целью он направлялся, время въезда в Российскую Федерацию, причины отсутствия документов, необходимых для транзитного проезда: российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации);

б) каким образом незаконно проник на территорию Российской Федерации, каков был маршрут следования, каким транспортом воспользовался и т. д.;

в) кто оказывал помощь допрашиваемому в незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации транспортом, обеспечении поддельными документами;

г) кто предложил допрашиваемому такого рода услуги (за какое вознаграждение) и т. д.

Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим, поэтому, если в ходе допроса выяснятся обстоятельства, нуждающиеся в конкретизации, задача допрашивающего состоит в грамотной постановке уточняющих вопросов и наиболее четкой и полной фиксации ответов на них в протоколе.

Так, например, если допрашиваемый сообщит о том, что организация незаконной миграции осуществлялась организованной группой, у него необходимо выяснить роль и степень участия в совершении указанного преступления каждого члена преступной группы, а также источник осведомленности с целью последующей проверки такого рода информации.

Если в ходе допроса выяснится, что организация указанных в ч. 1 ст. 332.1 УК РФ преступных действий имела место в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, у допрашиваемого необходимо выяснить: когда, где, при каких обстоятельствах и какие именно действия он должен был совершить, кто является заказчиком и организатором преступления, кто помимо него (т. е. допрашиваемого) должен был участвовать в реализации преступного умысла, какова предполагаемая роль и степень участия в преступлении других лиц и т. д. Впоследствии при проверке такого рода информации процессуальный статус допрашиваемого может измениться.

Специфика допроса подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, зависит от многих факторов: государственно-правового статуса допрашиваемых (граждане Российской Федерации или иностранные граждане, в меньшей степени лица без гражданства); уровня знания и владения ими русским или иным языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; их профессиональных навыков и функциональных обязанностей, которые во многих случаях предопределяют характер преступного деяния (организация незаконного въезда, незаконного пребывания или транзитного проезда через территорию Российской Федерации) и т. п.

При установлении факта организации незаконного въезда в Российскую Федерацию у подозреваемого (обвиняемого) необходимо выяснить:

а) через кого и когда он организовал поиск иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих незаконно въехать в Российскую Федерацию;

б) какие цели при этом преследовались и кто являлся заказчиком организации незаконного въезда в Российскую Федерацию (при наличии такового);

в) каким образом допрашиваемый организовывал незаконный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию (способы прибытия указанных лиц на территорию Российской Федерации, обеспечение их проездными и поддельными документами, отработка приемов встречи и сопровождения до места пребывания, улаживание конфликтов с представителями правоохранительных, таможенных органов и т. п.);

г) кто помимо допрашиваемого организовывал незаконный въезд в Российскую Федерацию и в чем выражались действия соучастников преступления с указанием значимости и степени активности каждого из них и т. д.

Как показало изучение практики, при установлении факта организации незаконного пребывания в Российской Федерации в качестве подозреваемого (обвиняемого) в большинстве случаев допрашиваются: руководители коммерческих фирм и различного рода предприятий, нуждающиеся в дешевой рабочей силе; менеджеры по работе с клиентурой, специалисты погрузочно-разгрузочных работ, бригадиры, ответственные за подбор и найм рабочего персонала. При допросе указанных лиц дознавателю (следователю) необходимо выяснять следующие вопросы:

а) кто фактически, а также юридически является работодателем, заказчиком работ (услуг);

б) имеет ли он полученное в установленном законом порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации;

в) обращался ли он в федеральные органы с целью оформления официального приглашения иностранных лиц (впоследствии задержанных за незаконную миграцию) на работу, а также временного нахождения их на территории Российской Федерации, если нет, то почему;

г) кто помимо допрашиваемого или по его поручению занимался подбором рабочей силы и каким образом это происходило;

д) удостоверялся ли допрашиваемый в личности устраивающихся к нему на работу мигрантов; проверял ли документы, свидетельствующие о законности их нахождения на территории Российской Федерации, а также о праве последних на осуществление трудовой деятельности в России, если нет, то почему. Нередко при допросах в качестве свидетелей иностранные граждане заявляют о том, что их работодатель или заказчик работ (услуг) говорил им о необходимости оформления документов, свидетельствующих о законности их пребывания в Российской Федерации, в связи с чем забирал у них документы, удостоверяющие личность (паспорта), миграционные карты и деньги для оплаты регистрации. В связи с этим у подозреваемого (обвиняемого) должно быть выяснено, обеспечивал ли он привлекаемых им к труду лиц регистрацией по месту пребывания, а также получением разрешения на работу. Если нет, то почему и с какой целью забирал тогда у иностранных граждан их документы и денежные средства;

е) с какого периода, где и каким образом организовывал незаконное пребывание мигрантов, кто оказывал ему в этом содействие;

ж) заключал ли он с мигрантами трудовые договоры (контракты), если нет, то почему;

з) производил ли какие-либо финансовые расчеты с мигрантами или с другими лицами, если да, то когда именно и на каких условиях и т. д.;

и) в случае установления факта организации незаконной миграции в целях совершения преступления на территории Российской Федерации необходимо выяснить: когда, где, при каких обстоятельствах и какое именно преступление должно было быть совершено, кто помимо подозреваемого (обвиняемого) должен был принимать в этом участие и т. п.

При установлении факта организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации к числу основных вопросов, подлежащих выяснению у подозреваемого (обвиняемого), можно отнести следующие:

а) с какого периода, откуда, куда и с какой целью организовывал незаконный транзитный проезд иностранных граждан или лиц без гражданства через территорию Российской Федерации;

б) каким образом осуществлялась организация незаконного транзитного проезда мигрантов (по поддельным документам, путем сокрытия от представителей пограничных и таможенных органов, др.);

в) кто оказывал содействие в организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в чем оно выражалось и т. д.

Если подозреваемый (обвиняемый) не признает своей вины и дает ложные показания, дознаватель (следователь) может использовать ряд тактических приемов, основанных на демонстрации доказательств, изобличающих его в совершении инкриминируемого преступного деяния. В этой связи особое значение приобретают показания допрошенных в качестве свидетелей иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых имела место организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Однако, если и в этой ситуации подозреваемый (обвиняемый) настаивает на своих первоначальных показаниях, в ряде случаев весьма целесообразно провести очную ставку, которая, как показал анализ уголовных дел, нередко используется на последующих этапах расследования преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Обыск и выемка. При расследовании преступлений об организации незаконной миграции обыск производится, как правило, в жилищах, а также различного рода помещениях, находящихся на праве собственности, арендуемых тем или иным предприятием, коммерческой организацией и т. д.

При этом важно помнить о том, что для производства обыска в жилище (как и осмотра жилища, о котором ранее уже упоминалось) необходимо судебное решение, за исключением тех случаев, когда это следственное действие может быть проведено лишь на основании постановления дознавателя (следователя).

Согласно ч. 1 ст. 182 УПК РФ основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица, возможно, находятся предметы и документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. В то же время для производства выемки необходимо четко знать, какие предметы и документы подлежат изъятию, где и у кого они находятся. Для того чтобы произвести выемку в жилище, также необходимо судебное решение, так как производство такого следственного действия существенным образом затрагивает права и интересы отдельных участников уголовного процесса.

В ходе производства указанных следственных действий (обыска, выемки) дознаватель (следователь) вправе вскрывать запертые помещения, если владелец или распорядитель отказывается добровольно их открыть. Однако вскрытие следует производить осторожно, стараясь не допускать при этом излишних повреждений, поскольку на практике нередко имеют место жалобы от присутствующих при обыске, выемке участников уголовного процесса о весьма некорректном поведении должностных лиц, производящих указанные следственные действия.

При производстве обыска или выемки по уголовным делам о совершении преступления, предусмотренного ст. 332.1 УК РФ, как правило, изымаются:

— проездные документы, билеты, купоны, квитанции, посадочные талоны, багажные бирки и т. д.;

— документы, свидетельствующие о законности нахождения иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также о праве последних на осуществление трудовой деятельности в России (в том случае, если они просрочены или вызывают подозрение относительно их подлинности);

— учредительные и регистрационные документы организации, предприятия-работодателя, заказчика работ (услуг), а также документы, свидетельствующие о постановке последних на учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах;

— документы, предусматривающие штатную численность работников для ее нормального функционирования, а также должностные инструкции лиц, в функциональные обязанности которых входило осуществление подбора иностранной рабочей силы;

— документы, подтверждающие право работодателя, заказчика работ (услуг) на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации (особенно в том случае, если они вызывают сомнения относительно их подлинности или если у дознавателя, следователя имеется информация о том, что в количественном отношении используемая работодателем, заказчиком работ (услуг) иностранная рабочая сила превышает указанную в соответствующем разрешении квоту);

— документы, имеющие отношение к аренде или сдаче в наем помещений, в которых проживали незаконные мигранты;

— заявления иностранных граждан о приеме их на работу, а также заключенные с ними трудовые договоры (контракты);

— документы, касающиеся платежей, например, книги ежедневных расчетов, рукописные листки с платежами, формы денежных переводов (при наличии таковых) и т. д.

Указанный перечень не является исчерпывающим и во многом зависит от обстоятельств дела, в том числе от того, в чем заключалась объективная сторона состава преступления, а именно: организации незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через ее территорию, не говоря уже о квалифицирующих признаках, содержащихся в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. Исходя из этого, а также собранной к моменту проведения обыска, выемки доказательственной информации по делу, дознавателю (следователю) надлежит выбрать наиболее эффективные, на его взгляд, организационно-тактические способы производства этих следственных действий.

Если информация о причастности тех или иных лиц к совершению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, содержится в средствах связи (например, в сотовых телефонах, радиостанциях, на магнитофонных кассетах из телефонных автоответчиков, в пейджерах) или различного рода информационно-технических средствах (компьютерах и т. д.), данное оборудование также может быть изъято при производстве обыска и выемки. При этом весьма целесообразно использовать помощь специалистов, поскольку анализ данных, содержащихся в накопителях на жестких дисках, а также архивах электронной почты, может дать весьма ценную информацию о владельце и пользователе компьютера.

Осмотр документов. Анализ материалов уголовных дел показал, что при расследовании преступлений об организации незаконной миграции практичес ки во всех случаях производится осмотр документов.

При производстве этого следственного действия особое внимание должно быть уделено как внешним признакам документов (поскольку при расследовании такого рода преступлений они нередко подделываются), так и их содержательной части.

Исходя из этого, при осмотре необходимо исследовать текст, а также реквизиты, соответствующие данному виду документов (наименование документа; информация о том, кому, когда, кем, где и для какой цели он был выдан; дата его подписания, наличие штампа, печати, регистрационные данные и т. д.).

Так, например, согласно ст. 10 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 (в ред. от 05.10.2002 N 1129), в соответствующем разрешении должно быть указано:

наименование органа, выдавшего разрешение;

наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение;

сведения о государственной регистрации работодателя;

территория, на которой действует разрешение;

численность и профессиональный состав привлекаемых работников;

страна их происхождения или обычного проживания;

основание для выдачи разрешения;

срок действия;

подпись ответственного должностного лица, уполномоченного руководителем Федеральной миграционной службы России, заверенная печатью.

Подробные требования к указанной документации содержатся в письме ФМС России от 6 апреля 2005 г. N МС-2/9-3866 «О требованиях, предъявляемых к подготовке и оформлению документов для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы».

При изучении внешних признаков документа, а именно общего состояния его лицевой и оборотной стороны, особое внимание необходимо обращать на такие особенности, как:

а) повреждение бумаги, на которой изготовлен документ, утрата ею блеска в отдельных местах, взъерошенность волокон, отслаивание отдельных участков поверхности бумаги и т. д., свидетельствующие о возможной подчистке документа;

б) наличие желтоватых или сероватых пятен и микротрещин, шероховатость и хрупкость бумаги, люминесцентное свечение ее отдельных участков при освещении ультрафиолетовыми лучами, наличие обесцвеченных штрихов, а также появление на документе более светлых пятен, расплывчатость текста и т. п., указывающие на признаки удаления записей в документе путем травления или смывания;

в) необычное расположение записей, различия в почерке или шрифте документа и т. д., свидетельствующие о возможной дописке и внесении новых записей на месте удаленного текста;

г) нарушение параллельности цифр, неровность строк, а также подозрительное утолщение бумаги в отдельных частях, дающие основание предположить, что имела место наклейка новых знаков на место предварительно уничтоженных;

д) отсутствие оттисков печати или несовпадение частей оттиска на фотографии и документе, признаки дорисовки оттиска и т. п., свидетельствующие о наличии признаков переклейки фотографии;

е) нестандартность знаков и неодинаковая их величина, неперпендикулярность знаков к линии строки в оттисках штампов, расположение элементов одного знака в границах соседнего, искажение форм знаков и различия в изображениях одноименных букв и цифр, отсутствие характерных мелких деталей, расплывчатость в линиях оттисков и др., позволяющие сделать предположительный вывод о наличии признаков подделки оттисков печатей и штампов и т. д.

При этом важно помнить о том, что все указанные признаки последовательно и детально должны быть отражены в протоколе осмотра предметов (документов) (см. приложение N 51 к ст. 476 УПК РФ).

Назначение экспертизы и оценка заключения эксперта.

Анализ следственной практики показал, что в ходе расследования преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, нередко возникает необходимость в производстве технико-криминалистического исследования документов. Для этого дознаватель (следователь) выносит постановление о назначении судебной экспертизы, в рамках которой в большинстве случаев выясняются вопросы, связанные с изучением таких объектов технико-криминалистического исследования, как: документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лица без гражданства; проездные билеты, миграционные карты; документы, дающие право на пребывание и осуществление трудовой деятельности в РФ; разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории РФ, иные документы и их фрагменты.

В ходе производства технико-криминалистических экспертиз документов можно установить:

1) каким способом изготовлен представленный на экспертизу документ?

2) не изменено ли первоначальное содержание документа, если изменено, то в какой его части и каким способом (подчистка, травление, смывание)?

3) не изготовлен ли бланк представленного на исследование документа с помощью печатных форм (клише, набора типографского шрифта), изъятых у подозреваемого (обвиняемого)?

4) не составлен ли представленный на исследование документ путем склеивания из частей других документов?

5) не произведена ли переклейка фотокарточки на документе, удостоверяющем личность?

6) каким способом изготовлена печать, оттиск которой имеется на документе?

7) каким способом воспроизведен оттиск печати на документе?

8) каково содержание текста в оттиске печати?

9) не дорисована ли какая-либо часть оттиска печати?

10) не нанесен ли оттиск печати (штампа) на документе представленной на исследование печатью (штампом)?

11) не изготовлен ли документ на представленном для исследования множительном аппарате, средстве оргтехники и т. д.

По результатам экспертного исследования эксперт составляет заключение, которое согласно п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ является доказательством. В связи с этим оно обязательно должно быть проверено и оценено дознавателем (следователем) с точки зрения ясности, соответствия выводов эксперта поставленным перед ним вопросам и непротиворечивости другим собранным по делу доказательствам.

При изучении заключения эксперта лицу, производящему предварительное расследование, надлежит проверить не только выводы, но и содержание исследовательской части. Это необходимо для того, чтобы в случае обнаружения в заключении каких-либо неточностей или внутренних противоречий своевременно выяснить их причины и устранить либо путем допроса эксперта (ч. 2 ст. 80 УПК РФ), либо путем назначения повторной экспертизы (ч. 2 ст. 207 УПК РФ).

При обнаружении противоречия между заключением эксперта и другими доказательствами дознавателю (следователю) надлежит установить, является ли возникшее противоречие результатом ошибки эксперта или недостоверности других собранных по делу доказательств.

——————————————————————