Криминалистическая трактовка транспортного происшествия, его содержания и структуры

(Корма В. Д.) («Транспортное право», 2006, N 4)

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

В. Д. КОРМА

Корма В. Д., кандидат юридических наук, доцент МГЮА.

Понятие «происшествие» относится к числу основных правовых и криминалистических категорий, однако до сего времени в литературе не выработано его оптимальное определение. Такое упущение можно объяснить отчасти тем, что общее понятие происшествия, казалось бы, является наиболее известной, распространенной и узнаваемой категорией. Но «как раз то, что кажется нам привычным и само собой разумеющимся, порой наиболее упрямо ускользает от какого бы то ни было понятийного достижения» <*>. ——————————— <*> Большая энциклопедия транспорта. В 8 т. Т. 2 / Гл. ред. А. Г. Братухин. М.: Машиностроение, 1995. С. 461.

Следует отметить, в криминалистической литературе предпринимались попытки определения общего понятия происшествия. Так, А. П. Онучин определял происшествие как «событие, с обнаружением которого возникают уголовно-процессуальные отношения, связанные с обязанностью государственных, компетентных органов раскрыть и расследовать или исключить в нем преступление» <*>. По мнению Ф. Х. Кульмашева, это событие, «являющееся предметом уголовно-правового реагирования и служащее объектом процессуального установления и исследования оценки» <**>. ——————————— <*> Онучин А. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 22. <**> Кульмашев Ф. Х. Автотранспортное средство как объект криминалистического исследования: Монография. Пермь, 2006. С. 78.

С криминалистической точки зрения указанные определения представляются не совсем удачными и обоснованными, поскольку они не содержат основные компоненты понятия, не раскрыты их внутренние связи в структуре преступного события, которые важны для поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе. Представляется, что при разработке определения транспортного происшествия следует исходить в первую очередь из общеупотребительного смысла происшествия и своеобразия его трактовки с позиции права и криминалистики. В русском языке происшествие — это событие, возникшее в результате стечения обстоятельств или целенаправленных действий, которое привело к нарушению обычного (нормального) хода жизни <*>. ——————————— <*> Большой толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 2004. С. 1010; Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Темп, 2004. С. 611; Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. М.: Астрель-Аст, 2003. С. 1039.

В технической и юридической литературе даны определения понятий некоторых видов транспортных происшествий. Например, авиационное происшествие — это событие, связанное с нештатным использованием воздушного судна (протекает с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули его) и обусловленное нарушением нормального функционирования транспортного средства, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешних условий. Следствиями авиационного происшествия могут быть: 1) гибель или пропажа без вести какого-либо лица из числа находившихся на борту воздушного судна (авиационная катастрофа); 2) только разрушения летательного аппарата (повреждение силовых элементов планера) или совершение посадки на местность, откуда эвакуация воздушного судна технически невозможна или нецелесообразна (авиационная авария) <*>. ——————————— <*> Большая энциклопедия транспорта. В 8 т. Т. 2 / Гл. ред. А. Г. Братухин. М.: Машиностроение, 1995. С. 95.

Под морским происшествием понимается юридический факт аварийного или неаварийного характера, нарушивший обычный порядок на борту судна или вне его во время плавания или на стоянке, в результате которого кому-либо причинен личный вред или нанесен материальный ущерб, а также вызваны юридические последствия, т. е. приводящий к возникновению, изменению или прекращению правоотношений <*>. ——————————— <*> Дмитриев В. И., Латухов С. В. Морские происшествия и их документальное оформление. М.: Академкнига, 2004. С. 3.

К аварийным морским происшествиям относятся: столкновение судна; посадка судна на мель; пожар на судне; взрыв на судне; повреждение портовых, гидротехнических и иных сооружений; загрязнение с судна; бедствие судна, вызвавшее необходимость оказания ему помощи, и др. <*>. Наиболее опасная авария — это морская катастрофа (кораблекрушение), в результате которой произошли гибель судна или иного плавучего сооружения или его полное конструктивное разрушение, после которого проведение ремонта нецелесообразно <**>. ——————————— <*> Дмитриев В. И., Латухов С. В. Морские происшествия и их документальное оформление. М.: Академкнига, 2004. С. 4. <**> Калявин В. П. Транспорт: Толковый словарь. СПб.: Элмор, 2003. С. 166.

В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 284 «Понятие общей аварии и принципы ее распределения») слово «авария» употребляется не в его обычном значении происшествия, несчастного случая, повреждения либо поломки чего-либо, а означает убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Наибольшее внимание в специальной литературе уделено понятию дорожно-транспортного происшествия. Большинство авторов описывают содержание этого понятия, которое по смыслу не отличается от одноименного определения, данного в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб. Вышеуказанное свидетельствует об обострении проблемы, связанной с выработкой единого дефинитивного аппарата для всех либо отдельных видов транспортного происшествия правовых институтах. С криминалистической точки зрения такие определения нельзя признать удачными, поскольку в их основе лежат только признаки состава преступления или административного правонарушения либо элементов гражданского правоотношения. По справедливому мнению А. П. Онучина, в криминалистической характеристике транспортного происшествия более важно определить основные компоненты понятия, раскрыть их внутренние связи в структуре преступного события. В итоге он предложил оптимальное определение понятия дорожно-транспортного происшествия как события, связанного с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения, содержащего признаки преступления или выражающегося в факте обнаружения компетентными органами общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия автотранспортного преступления <*>. ——————————— <*> Онучин А. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 22 — 23.

В отношении железнодорожно-транспортного происшествия обычно выделяется их классификация, основанная по степени тяжести наступивших последствий (крушение, авария, особый случай брака и случаи брака в работе) <*>. ——————————— <*> Справочная книга криминалиста / Отв. ред. Н. А. Селиванов. М., 2000. С. 391.

С позиций уголовного права к транспортным следует относить такие происшествия, которые повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека или его гибель (ст. ст. 263 — 264 УК РФ). Это авиационная катастрофа, крушение поездов, кораблекрушение (морская катастрофа), а также дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом или сопряженное с причинением определенного вреда здоровью человека. Исходя из вышеизложенного, полагаем, что транспортное происшествие с позиций криминалистики — это уголовно-релевантное событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка движения и эксплуатации транспортного средства, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления. Как видно из данного определения, основой структуры происшествия является общественное рассогласование взаимосвязанного функционирования элементов порядка движения и эксплуатации транспортных средств. Структура транспортного происшествия понимается в криминалистической литературе по-разному. Традиционно она (структура) ограничивается механизмом события, состоящего как бы из двух частей: 1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; 2) последствия, наступившие в результате этого нарушения. При этом выделяются, как правило, три стадии развития происшествия: 1) нарушение правил; 2) аварийная ситуация; 3) авария, повлекшая опасные последствия <*>. ——————————— <*> Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2 / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 552 — 554; Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / Под общ. ред. В. А. Морозова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 14 — 15; и др.

В отношении данной позиции представляется верным замечание А. П. Онучина о том, что правильнее рассматривать транспортное происшествие в качестве длящегося многоэтапного процесса, как бы скоротечен он ни был <*>. При таком подходе, по его мнению, механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых «участвовал» в возникновении и развитии преступного деяния. Это несомненно способствовало бы более глубокому и полному расследованию транспортного происшествия. ——————————— <*> Онучин А. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 24.

В итоге А. П. Онучин выделил семь основных стадий развития дорожно-транспортного происшествия: 1) исходная стадия развития происшествия, которая позволяет устанавливать первоначальное состояние техники, ее оператора и среды; 2) начальная стадия происшествия, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности; 3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями; 4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки; 5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП; 6) неуправляемая аварийная обстановка, в ходе которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности влияния своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий; 7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями происшествия <*>. ——————————— <*> Онучин А. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 25 — 32.

Данную структуру, на наш взгляд, вполне можно экстраполировать на другие транспортные происшествия (железнодорожные, авиационные и воднотранспортные). Следует отметить, что важное значение в этой структуре отводится человеческому фактору, связанному не только с возникновением аварии, но и его положительным вкладом в безопасное функционирование человеко-машинных систем. Так, нарушения в функционировании воздушного судна и его экипажа, которые могли бы повлиять на безопасность полета, но благодаря профессиональному мастерству летного экипажа или обслуживающего полет персонала окончились благополучно, принято называть инцидентами (случаями). Указанные определения понятий и структура транспортных происшествий важны в поисково-познавательной деятельности при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил безопасности и эксплуатации транспортных средств.

Литература

1. Большая энциклопедия транспорта. В 8 т. Т. 2 / Гл. ред. А. Г. Братухин. М.: Машиностроение, 1995. 2. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 2004. 3. Дмитриев В. И., Латухов С. В. Морские происшествия и их документальное оформление. М.: Академкнига, 2004. 4. Калявин В. П. Транспорт: Толковый словарь. СПб.: Элмор, 2003. 5. Кульмашев Ф. Х. Автотранспортное средство как объект криминалистического исследования: Монография. Пермь, 2006. 6. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2 / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. 7. Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / Под общ. ред. В. А. Морозова. М.: ИНФРА-М, 2001. 8. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Темп, 2004. 9. Онучин А. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. 10. Справочная книга криминалиста / Отв. ред. Н. А. Селиванов. М., 2000. 11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. М.: Астрель-Аст, 2003. 12. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М., 1998. С. 461.

——————————————————————