Типология преступников, совершивших нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

(Гвоздева Е. В.) («Транспортное право», 2007, N 2)

ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ, СОВЕРШИВШИХ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Е. В. ГВОЗДЕВА

Гвоздева Е. В., соискатель ВНИИ МВД России.

Понимание сущности личности преступника обусловлено тем, что проблемы, связанные с человеком и личностью, изучает такая наука, как психология. В ней четко дифференцируются близкие, но не тождественные понятия: человек, личность, индивидуальность <1>. Человек признается биологическим существом, имеющим высокоразвитый мозг и сознание, позволяющее ему как сознательно отражать мир, так и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Этот аспект предопределил понимание отдельными криминологами преступника как человека, имеющего определенные особенности мозга, психики и сознания. Основатель уголовной антропологии Ч. Ломброзо на основе результатов изучения значительного количества преступников пришел к выводу, что он представляет собой природный антропологический тип, побуждаемый к преступлению множественными свойствами и особенностями своей организации, внешне проявляющимися в своеобразном нравственном помешательстве. Преступник — это лицо, для которого преступное поведение является врожденным либо следствием заблуждения, страсти или случая. Такой подход предполагает опору на бесспорное существование у человека биологического в его человеческой природе. ——————————— <1> Гамезо Н. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986. С. 60.

Наряду с категорией «человек» психология оперирует и термином «личность». Здесь имеется в виду человек, вышедший благодаря труду из животного мира, развивающийся, вступающий в общение с другими людьми при помощи языка и превращающийся в итоге в личность, главным в характеристике которой является общественная сущность. Поэтому значительное число криминологов вполне обоснованно считают, что личность преступника — это система, которая интегрирует как социальные, так и психологические свойства, имеющие две подструктуры: психологическую и социальную. Так, по мнению Н. Ф. Кузнецовой и В. В. Лунеева, личность преступника — система социальных и психических свойств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления. О личности преступника можно говорить лишь в том случае, если человек совершил преступление, став его субъектом в смысле уголовного закона. Личность преступника в этом случае будет отличаться общественной опасностью, то есть преступника будет отличать система свойств личности в виде криминогенных потребностей, интересов, эмоционально-волевых деформаций и мотиваций, породивших соответствующее преступное поведение <2>. Отдельные криминологи порой просто отмечают, что личность преступника — это совокупность отрицательных криминогенных качеств личности, которые обусловили или могли обусловить совершение человеком преступления <3>. В. Н. Бурлаков, Н. М. Кропачев утверждают, что личность преступника является характеристикой социально дезинтегрированного лица, состоящей из совокупности негативных свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами ситуации на совершение преступления. Оценка личности преступника должна быть основана на соотношении негативной (проявляется в противоправных проступках человека и определяет его общественную опасность) и позитивной (реализуется в профессиональной деятельности, в различных видах социально-политической активности, культурно-бытовой деятельности) направленности личности <4>. ——————————— <2> Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Науч. ред. Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 119. <3> Криминология (серия «Учебники, учебные пособия») Под общ. ред. Ю. Ф. Кваши. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 107. <4> Криминология: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 140, 142.

Взгляд на лицо, совершившее преступление, как на человека, главным в характеристике которого является его общественная сущность, повлек за собой и абсолютизацию данного социального фактора в понимании личности преступника. Это доминирующая позиция советской криминологии, когда личность преступника понималась как совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и иных неличностных условий и обстоятельств, влияющих на его преступное поведение <5>. Личность преступника — «социальное лицо» человека, совершившего преступление, то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе) <6>. ——————————— <5> Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985. С. 11 — 13. <6> См.: Криминология / Под общ. ред. проф. А. И. Долговой. М.: НОРМА, 2005. С. 330.

В контексте сказанного следует упомянуть и о такой психологической категории, как индивидуальность, указывающей на наличие у каждого человека только его собственных специфических особенностей, своеобразия, что внешне проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Поэтому личность отдельного преступника — это термин, которым можно обозначить индивида, достигшего определенного уровня развития, направленность поведения которого по отношению к окружающим проявилась в совершении общественно опасного деяния. А. И. Алексеев под личностью преступника понимает «совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение» <7>. Соискатель разделяет точку зрения А. И. Алексеева и отмечает, что личность преступника — это криминолого-психологическая категория, которая отражает особенности лица, совершившего преступление, как человека, личности и индивидуальности. ——————————— <7> Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М.: ЩИТ — М, 2005. С. 80.

Таким образом, под личностью преступника можем понимать лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. Личность преступников, совершивших преступления в сфере дорожного движения, в последнее время была предметом исследования <8>. ——————————— <8> См., например: Мешалкин С. Н. Уголовно-правовые аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений: теория и практика: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Любимов Л. В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005; Бохан А. П. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

Рассматривая преступление, квалифицируемое по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), следует отметить, что оно является неосторожным преступлением. Лица, совершившие неосторожные преступления, характеризуются определенными особенностями, отличающимися от умышленных преступников. Для неосторожных преступников менее характерно наличие криминогенных свойств личности. Нарушитель правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выполняя определенные действия (бездействия), не осознает их общественно опасного характера, не предвидит их возможных последствий либо легкомысленно рассчитывает на предотвращение вредных последствий и в то же время обязан осознавать и предвидеть их <9>. ——————————— <9> Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. С. 57.

По мнению П. С. Дагеля, лицо совершает неосторожные действия, нарушая при этом Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в силу определенных дефектов неосторожно действующего лица. Данные дефекты он подразделяет на три группы: 1) дефекты восприятия и переработки информации (субъект не воспринял имеющуюся информацию о необходимости соблюдения правил предосторожности, не осознал воспринятую информацию, неправильно оценил ее, сделал ошибочные выводы); 2) дефекты решения (субъект не нашел решения, которое исключило бы причинение вреда обществу, принял неправильное решение); 3) дефекты действия (субъект не смог правильно осуществить действие, необходимое для предотвращения вредного результата) <10>. ——————————— <10> Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977. С. 52.

С. Н. Мешалкин согласен с П. С. Дагелем, но отмечает, что личность и конкретные жизненные обстоятельства внешней среды примерно в равной степени обусловливают большинство преступных деликтов, в том числе и неосторожных <11>. Автор же отстаивает точку зрения, согласно которой решающую роль в совершении неосторожных преступлений играют личность человека, ее нравственные свойства и психологические особенности, а обстоятельства внешней среды при совершении неосторожных преступлений отходят на второй план. Только поведение человека при взаимодействии с конкретной ситуацией приводят к совершению дорожно-транспортного преступления. ——————————— <11> Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. С. 58.

Криминальная неосторожность слагается из различного рода дефектов поведения и их комбинаций, что предполагает у неосторожных преступников дефекты интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер. Те дефекты, которые считаются устойчивыми, нередко напрямую связываются с отрицательными чертами личности. Эти отрицательные черты принято рассматривать в качестве основной причины неосторожного преступления <12>. ——————————— <12> Клочков В. В. Серебряков В. А., Ястребов В. Б., Эминов В. Е. Проблема преступной неосторожности в советской криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1977. Вып. 27. С. 5.

У неосторожных преступников проявляется склонность к образованию реакции тревоги на различные ситуации, неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальных ситуациях такие лица легко поддаются страху и склонны к эмоциональной реакции на ситуацию, содержащую угрозу. Все это предполагает снижение эффективности выполняемых действий в экстремальных условиях и увеличение количества ошибок. Для таких лиц являются стрессовыми ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами. Каждая экстремальная ситуация требует: 1) оценки ситуации в целом, выделения главных и второстепенных факторов; 2) мгновенного прогноза возможного ее развития; 3) выбора оптимального решения для данной сложившейся ситуации, которое не может быть стереотипным. Эти требования к успешному разрешению экстремальной ситуации должны осуществляться в считанные секунды. Наличие тревожности, даже в скрытом виде, может способствовать принятию объективно неправильных решений в экстремальных ситуациях. Опьянение, конфликтные ситуации, психические травмы, переутомление могут приводить к активизации скрытых особенностей, ранее присутствовавших у человека в психически нейтральном состоянии. Такой психологический феномен повышает аварийность в условиях дорожного движения. Одной из центральных задач наук, изучающих человека и личность, является разработка личностной типологии. При изучении различных групп людей и их социальных функций социологию интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. У криминологов нет единого мнения по наиболее принципиальным положениям, связанным с типологическими чертами личности, совершившей дорожно-транспортное преступление. Исследования феномена личности неосторожного преступника с неизбежностью приводят к необходимости ответить на вопрос: к какому типу личности относится эта категория преступников? В. И. Жулев отмечает, что, по мнению самих осужденных за автотранспортные преступления, им присущи такие нравственно-психологические черты, как беспечность, легкомыслие, неосмотрительность (64% опрошенных), самоуверенность (94%), неумение оценивать ситуацию (43%) <13>. ——————————— <13> Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. С. 118.

Отдельные авторы представляют лицо, совершившее дорожно-транспортное преступление, преступником «случайного типа» <14>. Они считают, что независимо от социально-демографических качеств, нравственно-психологических и уголовно-правовых свойств управление транспортным средством с неизбежностью приводит к дорожно-транспортному происшествию. По их мнению, решающую роль играет ситуация. По имению В. В. Ивановой, при таком подходе создается впечатление, что подавляющее большинство лиц, совершающих автотранспортные преступления, — случайные правонарушители и их личностные особенности не имеют общих свойств <15>. ——————————— <14> Смирнов Г. Л. Советский человек. М., 1980. С. 324 — 325; Блувштейн Ю. Д. О содержании понятия «личность преступника» // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. С. 53. <15> Иванова В. В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1995. С. 142.

Сторонниками противоположной точки зрения являются П. С. Дагель, В. В. Клыков и др. Психологическими корнями преступного поведения, по мнению П. С. Дагеля, в области дорожного движения являются дефекты восприятия и переработки информации, дефекты решения, дефекты действия <16>. Данные психологические дефекты, приводящие к совершению дорожно-транспортного преступления, соответственно могут корениться и в интеллектуальной, и в волевой, и в эмоциональной сферах личности. Эти дефекты находят свое выражение в отрицательных индивидуально-психологических свойствах личности, таких как разбросанность внимания, несобранность воли, пренебрежение правилами предосторожности, расхлябанность, самоуверенность, неосмотрительность и др. ——————————— <16> Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977. С. 52.

С. Н. Мешалкин, рассматривая личностный фактор в аспекте причинного объяснения дорожно-транспортного происшествия, выделяет два направления в неправомерном поведении личности. Во-первых, лицо умышленно нарушает Правила дорожного движения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям, во-вторых, допускает небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивает дорожную обстановку, избирая вследствие этого неадекватный вариант поведения, который порождает преступные последствия <17>. ——————————— <17> Мешалкин С. Н. Уголовно-правовые аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений: теория и практика: Автореферат. М., 2001. С. 17.

А. Х. Натов предлагает свою классификацию водителей, где основным критерием является профилактически значимая характеристика. 1. Водитель — преступник за рулем (использует автомобиль в преступных целях как средство передвижения). 2. Водитель — хулиган за рулем (умышленное нарушение правил дорожного движения, вызывающе резкое игнорирование этих правил, циничное демонстрирование своих поступков, нередко «садятся» за руль в нетрезвом виде). 3. Водитель — злостный нарушитель правил дорожного движения (систематически нарушают Правила дорожного движения, хотя не отличаются циничностью и дерзостью, злоупотреблением спиртным). 4. Водитель — случайный нарушитель Правил дорожного движения (нарушают Правила по незнанию, неумению, растерянности и т. д.). 5. Водитель, допускающий нарушение правил дорожного движения не по своей вине (законопослушные водители, нарушения единичны и связаны с отсутствием дорожных указателей и знаков, дорожной разметки и т. п.) <18>. ——————————— <18> См.: Натов А. Х. Криминологический анализ и организация предупреждения дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями индивидуальных автомобилей: Автореферат. М., 1992. С. 18 — 19.

По мнению В. В. Ивановой, лицам, совершившим дорожно-транспортные преступления, свойственны индивидуализм, одним из проявлений которого является игнорирование предписаний и мер предосторожности, эгоизм, черствость. Особенно заметны отрицательные личностные качества при анализе действий преступников после совершения дорожно-транспортного происшествия. В этих действиях проявляется стремление избежать ответственности, пренебрежение к установленным правилам поведения и общепринятым нормам морали, обязывающим оказывать помощь лицам, в этом нуждающимся <19>. ——————————— <19> Иванова В. В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1995. С. 144.

Это подтверждается и исследованием соискателя. Так, при анализе 140 уголовных дел в 10,9% случаев водитель пытался скрыться с места дорожно-транспортного происшествия. К другим умышленным нарушениям правил дорожного движения, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия, относятся: превышение скорости или движение со скоростью, не обеспечивающей постоянного контроля за движением транспортного средства (абзац 2 п. 10.1 ПДД) — 64,7%; управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.7 ПДД) — 25,0%. Факт нарушения Правил дорожного движения является определяющим в установлении психического отношения лица к совершенному им деянию. А. И. Коробеев считает, что правильность или ошибочность поведения людей в аварийных ситуациях зависит от трех условий: 1) компоненты квалификации (обладание квалификацией и опытом вождения являются непременным компонентом оперативной надежности данной категории лиц, но недостаточным); 2) психофизиологическое состояние человека в момент принятия ответственного решения по управлению транспортным средством (при переутомлении, стрессах, эмоциональной напряженности, фрустрации и т. п.); 3) морально-волевые особенности личности. Наиболее типичными мотивами действий при нарушении правил дорожного движения являются: — эгоизм, установка на достижение личных целей; — стремление скрыть другие нарушения, допущенные по небрежности; — проявление правового нигилизма, когда субъект игнорирует нормативные требования только потому, что считает их формальными либо излишними в конкретной ситуации; — хулиганские побуждения, проявляющиеся в лихачестве, браваде, бесшабашности при управлении транспортным средством; — мотивы подражания (желание не отстать от других, не ударить лицом в грязь) <20>. ——————————— <20> Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 322.

Изложенное выше и проведенное исследование позволяют автору смоделировать типичные черты лица, совершившего преступление в сфере дорожного движения. 1. Лица, которые в силу своих психологических особенностей имеют хорошие навыки управлять транспортным средством. Они самоуверенны, эгоистичны, бывают неуравновешенны. Уверенность в себе, в своих способностях «мастерски» управлять автомобилем приводит к тому, что данный тип личности сознательно нарушает Правила дорожного движения. В свою очередь, данный тип личности автотранспортного преступника можно разделить еще на два подтипа: 1.1. Лица, которые имеют склонность к частым авариям. Шаблоном управления транспортным средством является опасная езда (для осуществления обгона — выезд на встречную полосу движения, где это запрещено Правилами дорожного движения; обгон транспортного средства на дороге с подъемом, когда видимость встречного потока транспорта ограничена, и т. п.) В их темпераменте проявляется агрессивность, ярость, неуравновешенность. 1.2. Лица, которые практически не попадают в дорожно-транспортные происшествия. Другими словами, это лица, которым дано управлять автомобилем «от бога». Они предвидят на дороге все, предвидят несколько вариантов развития той или иной дорожной ситуации (если впереди них движется транспортное средство, то они уже предвидят, что оно может повернуть вправо, влево, резко остановиться и др.). И попадают в дорожно-транспортные происшествия по стечению обстоятельств. 2. Лица, у которых в силу своих психологических особенностей отсутствует способность управлять транспортным средством. Как правило, такие люди имеют запоздалое восприятие окружающей среды, плохую реакцию, недооценку опасности или непонимание ее степени, высокую напряженность, повышенную тревожность, взвинченность. Их также можно разделить на два подтипа: 2.1. Лица, которые соблюдают Правила дорожного движения и несознательно их нарушают. Управляют транспортным средством аккуратно, не лихачат, но в силу своих психологических особенностей (повышенной тревожности, напряженности и т. д.), невозможности своевременно принять правильное решение в экстремальной ситуации нарушают Правила дорожного движения и совершают автотранспортные преступления. 2.2. Лица, которые сознательно нарушают Правила дорожного движения с целью самоутвердиться. Им присущ «хронический латентный страх». Они не могут допустить, чтобы их обогнали, и тут же увеличивают скорость, ночью включают дальний свет фар, чтобы их не ослепили, и т. д. Предложенная типология преступников в определенной сфере показывает и направление работы с ними по предупреждению рассматриваемых преступлений.

——————————————————————