Безопасность личности: правовые основы

(Рыбин В. А., Ситковский А. Л.) («Российский следователь», 2007, N 13)

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

В. А. РЫБИН, А. Л. СИТКОВСКИЙ

Рыбин В. А., кандидат исторических наук, профессор.

Ситковский А. Л., кандидат юридических наук, доцент (ВНИИ МВД России).

1. Впервые понятие «национальная безопасность» как безопасность личности, общества и господства появилось в постсоветское время. Термин «безопасность» в условиях Советского Союза был предан забвению и почти 70 лет не упоминался даже в энциклопедических словарях <1>. К проблемам безопасности личности наука обратилась лишь в 80-е годы прошлого столетия. ——————————— <1> См.: Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 1996. С. 14, 15.

Временем бурного развития правовой основы обеспечения национальной безопасности стали 90-е годы XX в. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями, разработана и официально принята Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента России в декабре 1997 г. На практике выяснилось, что некоторые положения документа нуждаются в корректировке, после чего новая редакция Концепции была утверждена Указом Президента в январе 2000 г. В последние годы в России развернулась активная работа по теоретическому обоснованию концептуальных проблем обеспечения национальной безопасности <2>. ——————————— <2> Прудников А. С. Безопасность личности и ее соотношение с другими правовыми категориями // Закон и право. 1999. N 3. С. 42 — 44; Акимов А. В. Состояние населения России и национальная безопасность // Информация и безопасность: Сборник. М.: Восточный университет, 2000. С. 70 — 89; Возженников А. В. Национальная безопасность: теория, практика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000. 233 с.; Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России: Материалы научно-практической конференции (17 — 18 октября 2000 г. Смоленск). Москва — Смоленск: ЮИ МВД России, 2001. 336 с.; Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003. 250 с.; и др.

2. Национальная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов <3>. ——————————— <3> См.: О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 (в действующей редакции) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Понятие «национальная безопасность» выражает наряду с состоянием защищенности общества и государства прежде всего защищенность личности. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом прогрессивном развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности приоритетна по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и государства. Цель государства — управлять состоянием нормальной жизни людей и устанавливать порядок, обеспечивающий их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества можно назвать справедливость, законность, достаточность сил и средств обеспечения безопасности, гуманность, своевременность обеспечения безопасности, адекватность мер обеспечения безопасности внешним и внутренним угрозам и национальным интересам. 3. Основные положения по проблеме обеспечения безопасности личности изложены в международных правовых актах. Так, положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (вступил в силу для СССР с января 1976 г.) определяют права народов мира в социальной сфере. Основными для них можно назвать следующие <4>. ——————————— <4> См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М. С. 45 — 52.

Все народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязуется принять все, в том числе законодательные, меры для полного осуществления этих прав без какой бы то ни было дискриминации. Государство обязуется «обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными данным Пактом». Оно признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Признается необходимость самой широкой охраны и помощи в семье. Государство признает особые меры охраны и помощи всем детям и подросткам без какой бы то ни было дискриминации. Государство признает также право каждого на достаточный жизненный уровень для его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Государство признает «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» и должно «принимать необходимые мероприятия для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни». 4. В Российской Федерации основные задачи и функции государства в сфере обеспечения безопасности личности закрепляет Конституция Российской Федерации. В ней наряду с провозглашением прав человека в целом предусмотрены меры по их защите. Так, ст. 2 Конституции объявляет, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В главе 2 Конституции идет речь об обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 17 — 64), конкретизируются обязанности государства по их защите. Например, ст. 22 определяет, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. В частности, Конституцией обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституция Российской Федерации (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 определяет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством (ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46 — 54). Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются в ряде федеральных законов. Закон РФ «О безопасности» оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7). Понятие «национальная безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты жизни страны, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности <5>, состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф <6>, безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества <7>. ——————————— <5> Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349. <6> См.: Концепция Закона РФ «Об экологической безопасности» // Зеленый мир. 1995. N 10. С. 7. <7> См.: Федеральный закон от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

В ряде нормативных правовых актов в соответствии с предметом своего ведения рассматривается безопасность как «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства» <8>, «обеспечение личной безопасности граждан» <9>. ——————————— <8> См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. N 35. <9> См.: Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 503; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

В Федеральных законах РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», а также в других законодательных актах задача обеспечения безопасности человека определена как одна из основных. Наряду с Конституцией РФ и федеральными законами безопасность личности, государства и общества регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. С учетом современных реалий и состояния правовой базы в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства ее дальнейшее совершенствование целесообразно осуществлять по следующим направлениям <10>: ——————————— <10> См.: Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России. С. 333.

— обеспечение верховенства в системе нормативных правовых актов Конституции РФ и федеральных законов; — продолжение работы по приведению нормативных актов органов внутренних дел в соответствие с принципами и нормами международного права о безопасности личности; — реализация требований, предъявляемых к нормативной деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности личности; — приведение ведомственной нормативной базы в соответствие с современным гражданским, уголовным, административным и другим законодательством. 5. Национальная безопасность имеет сложную структуру. По сферам общественной жизни и человеческой деятельности национальная безопасность подразделяется на радиационную, техногенную, психологическую, энергетическую, общественную, интеллектуальную, технологическую, демографическую, экологическую, социальную, информационную, военную, экономическую и политическую <11>. Все виды национальной безопасности дополняют друг друга. ——————————— <11> См.: Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. С. 237.

Составным элементом национальной безопасности является социальная безопасность Российской Федерации. Социальная безопасность — состояние и характеристика меры достижения оптимального уровня безопасности (в каждый текущий момент и на будущее) функционирования, воспроизводства и развития социальной системы <12>. ——————————— <12> См.: Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. докт. экон. наук, проф. Н. А. Волгина; отв. ред. докт. фил. наук. Т. С. Сулимова. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 516 — 517.

Социальная безопасность подразумевает: — отсутствие опасностей и/или угроз для существования или функционирования социальной системы; — устойчивость социальной системы к опасностям с достаточным запасом прочности; — силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности. Социальная безопасность должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей личности, защиту ее интересов. Длительное время имела место недооценка стратегической важности социальной сферы как фактора безопасности <13>, и сегодня здесь отмечаются элементы напряженности. Предпосылками к усилению социальной напряженности в обществе и угрозе национальной безопасности выступают постоянный рост стоимости жизни, «остаточное» выделение государственных средств на социальные нужды, неподготовленность федеральных и региональных центров к нарастающей безработице, слабо контролируемая миграция русскоязычного населения из бывших союзных республик, кризис семьи и утрата духовных ориентиров личности, упразднение существовавшей системы физического развития и нравственного совершенствования молодого поколения. ——————————— <13> См.: Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. М.: Институт защиты предпринимателя, 1996. С. 22.

Социальная безопасность должна быть направлена на формирование социально безопасных государства, общества, личности; сохранение и развитие социума (надежная охрана жизни, восстановление и улучшение здоровья и быта людей, создание условий и стимулов для высокоэффективного творческого труда, совершенствования способностей и талантов, утверждения высокой духовности и культуры), формирование и осуществление социально ориентированной политики модернизации общества, призванной восстановить и обеспечить в будущем устойчивое социально-экономическое развитие страны во имя всего народа и каждой личности. Ведущую роль в достижении этих целей призвано сыграть государство, которое разрабатывает доктрину, стратегию и конкретные программы развития общегосударственного сектора социальной сферы, а также стимулирует местную социальную политику. В Посланиях Президента Российской Федерации последних лет были выделены задачи в области социальной сферы: окончательно победить инфляцию, существенно усилить гарантии социальных прав граждан; серьезно продвинуть решение жилищной проблемы; осуществлять компенсацию сбережений; обеспечить реальное финансирование определенных законами льгот, сформировать систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, обеспеченных реальным финансированием, провести коммунальную реформу. В области пенсионного обеспечения создать такую систему, которая гарантировала бы безбедную старость. Основными механизмами реализации законодательной базы социальной безопасности должны стать приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и другие. 6. Во все времена и при любом общественном строе основная задача государства — обеспечить социальную защищенность граждан. Только на этой основе можно строить национальную безопасность страны. Государство должно заботиться о развитии общественной системы. Примером решения этой задачи является создание Общественной палаты Российской Федерации. Вместе с тем главными проблемами в социальной защите граждан Российской Федерации остаются обеспечение государственных социальных гарантий, которые пока слабы и зачастую не реализуются; приведение в соответствие с требованиями Конституции различного рода социальных выплат, которые гораздо ниже прожиточного минимума соответствующих категорий населения. Пока же развитие социальной сферы Российской Федерации не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, международным документам и задачам, поставленным Президентом и Правительством Российской Федерации. Полагаем, что нужно регламентировать меры противодействия угрозам деформации демографического и социального состава общества, подрыва трудовых ресурсов (на государственном уровне), снижения рождаемости, роста смертности и уменьшения средней продолжительности жизни (на уровне общества), а также противодействия угрозам личности, связанным с безработицей и другими факторами. 7. Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, милицию (полицию) и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере <14>. ——————————— <14> См.: Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовое исследование). СПб., 1994. С. 110.

Что касается милиции, то она призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека, собственность, интересы общества или государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения. Среди задач милиции на первом месте стоит обеспечение безопасности граждан <15>. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. ——————————— <15> См.: О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 (в действующей редакции) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 503.

Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ей запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Отдельные ограничения граждан в их правах и свободах допустимы в деятельности милиции лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему повод и основание такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам. В настоящее время развитие системы МВД России существенно отстает от требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в России. В ее деятельности по-прежнему в значительной степени преобладают репрессивная направленность, пренебрежение к правам и интересам рядовых граждан и предпринимателей. Мотивация сотрудников органов внутренних дел должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан <16>. ——————————— <16> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апр.; Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 11 января 2006 года.

В области обеспечения личной безопасности решается задача укрепления материальной и кадровой базы органов внутренних дел, в частности повышения статуса сотрудников милиции, их социальной защищенности, принятия мер по моральному и материальному стимулированию труда. Сегодня давать однозначно позитивную оценку достигнутому уровню социальной защищенности личного состава пока преждевременно <17>. Тем не менее принимаемые в связи с реформированием системы МВД России меры говорят о наметившейся тенденции по усилению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных на пенсию, и членов их семей. ——————————— <17> См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 11 января 2006 года.

——————————————————————