Специфика проведения проверок налоговых правонарушений органами внутренних дел

(Гелимханова С. Х.)

(«Налоги» (газета), 2007, N 28)

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. Х. ГЕЛИМХАНОВА

Гелимханова С. Х., доцент кафедры экономики и финансов филиала Академии экономической безопасности МВД России в г. Уфе.

Борьбой с налоговыми правонарушениями, содержащими признаки преступления, до недавнего времени занимались Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее подразделения. После упразднения с 1 июля 2003 г. федеральных органов налоговой полиции правоохранительные функции в сфере налогообложения осуществляло самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России).

Приказом МВД России от 10 ноября 2004 г. N 750 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации», изданным в соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России был создан Департамент экономической безопасности (ДЭБ МВД России), которому были переданы полномочия органов внутренних дел в сфере экономики и налогообложения.

В соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» органам внутренних дел в сфере налогообложения предоставлены следующие права:

— участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

— получать сведения, составляющие налоговую тайну;

— проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Действующим законодательством органам внутренних дел не предоставлены самостоятельные полномочия по осуществлению налогового контроля. В п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган. Также органы МВД России в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является участие в выездных проверках, проводимых должностными лицами налоговых органов. Данное право предусмотрено в Законе «О милиции», а также п. 1 ст. 36 НК РФ. В данной статье определено, что органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов лишь при наличии соответствующего запроса налоговых органов.

Порядок взаимодействия налоговых органов и органов МВД России при проведении мероприятий налогового контроля определен в совместном Приказе МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Согласно вышеназванному Приказу основанием для проведения выездной налоговой проверки с участием представителей органов внутренних дел является решение руководителя налогового органа о ее проведении. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Основаниями для его направления могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК РФ;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Сотрудники органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки пользуются всеми правами, предусмотренными Законом «О милиции» и Законом РФ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы — должностное лицо налогового органа.

Как было сказано ранее, п. 35 ст. 11 Закона «О милиции» содержит положение, согласно которому органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные процедуры регулируются не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях соответственно.

Подобные проверки могут проводиться лишь до момента возбуждения уголовного дела, т. е. в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. В рамках же расследования уголовных дел о налоговых преступлениях вопросы, связанные с налогообложением, разрешаются путем назначения и производства судебно-налоговой экспертизы в соответствии с положениями гл. 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Порядок проведения органами внутренних дел самостоятельных проверок установлен ведомственным нормативным актом — Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Данная Инструкция содержит перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Состав сотрудников органов внутренних дел, проводящих проверку, указывается в постановлении на проведение данной проверки. Иные должностные лица органов внутренних дел не вправе принимать участие в проведении подобных проверок.

При проведении самостоятельных проверок в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» должностные лица наделены следующими правами:

— проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

— производить досмотр транспортных средств;

— изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность организаций и граждан, а также требовать предоставления в пятидневный срок надлежащим образом заверенных копий указанных документов;

— изымать образцы сырья и продукции;

— проводить проверки и ревизии предпринимательской, финансовой, хозяйственной и торговой деятельности организаций, а также изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии.

Срок проверки установлен Инструкцией и составляет не более 30 дней.

Началом проверки считается день, когда налогоплательщику предъявлено соответствующее постановление, а окончанием — день подписания акта. Причем акт должен быть составлен и в том случае, если проверка не выявила нарушений. Форма акта установлена вышеуказанным Приказом МВД России.

По материалам проверки могут быть приняты следующие решения:

— о возбуждении уголовного дела;

— о составлении протокола об административном правонарушении;

— о передаче материалов для рассмотрения налоговым органам;

— о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которых проводились указанные мероприятия.

Если в результате проверки не будет принято решение о возбуждении уголовного дела или составлен протокол об административном правонарушении, полученная в ходе подобной проверки информация в дальнейшем может быть передана налоговым органам и использована ими при осуществлении мероприятий налогового контроля.

Проводимые органами внутренних дел указанные проверки следует отличать от налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами. Органы внутренних дел осуществляют проверки в рамках оперативно-розыскной деятельности, а налоговые органы — в рамках деятельности по осуществлению налогового контроля. Эти два вида проверок различаются по целям, методам и правовым основаниям.

Целью проверок, осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов.

К числу ведомственных нормативных правовых актов МВД России, имеющих отношение к проверкам органами внутренних дел организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, можно отнести Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033, которым утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Кроме того, Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636 была утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Как следует из преамбулы Приказа, Инструкция принята в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», регламентирующим право милиции на проведение проверок и ревизий при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

При проверке сообщения о преступлении документальные проверки или ревизии могут проводиться по требованию органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора. (Инструкция же определяет совершенно другой перечень должностных лиц, имеющих право на назначение проверок и ревизий.) Кроме того, их проведение ограничено процессуальным сроком, по истечении которого необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Этот срок не должен превышать 30 суток и может быть установлен только прокурором по соответствующему ходатайству следователя или дознавателя (ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).

Инструкцией установлено, что основанием для проведения проверки является мотивированное постановление, вынесенное соответствующим должностным лицом.

По результатам проверок и ревизий сотрудниками подразделений ДЭБ МВД России принимается одно из следующих решений:

1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос:

— о возбуждении уголовного дела, так как сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

— о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ).

2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. ст. 116 — 122 НК РФ).

3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст. ст. 15.1 — 15.2, 15.12 — 15.24 КоАП РФ.

4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых она проводилась.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

——————————————————————