Принципы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел

(Агафонов С. И.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 2)

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. И. АГАФОНОВ

Агафонов Сергей Иванович — старший юрисконсульт юридического бюро Московского университета МВД России.

В механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел важное место принадлежит принципам, то есть основным руководящим положениям, которые пронизывают весь процесс реализации административных процедур и выполняют в данном процессе направляющую и руководящую роль. В содержании принципов реализации административных процедур должны получить наиболее четкое воплощение природа и сущность административно-процессуальной деятельности органов внутренних дел. В связи с этим в целях совершенствования действующего административно-процессуального законодательства представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов в данной сфере правового регулирования, а также определение той роли, которую они играют в процессе реализации административных процедур. Необходимость этого подтверждает и то обстоятельство, что в принятых за последнее время многочисленных административно-процессуальных актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления, важное значение придается именно правовым принципам <1>. ——————————— <1> См.: Костенников М. В., Куракин А. В. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. N 8. С. 38.

Как отмечает М. О. Ефремов, принципы административных процедур, с одной стороны, призваны ограничить пределы усмотрения должностных лиц органов публичной власти, а с другой — предоставить максимум свободы в реализации прав и интересов частных лиц <2>. ——————————— <2> См.: Ефремов М. О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.

В. А. Зюзин говорит о том, что значение принципов процедур заключается в том, что они являются инструментом, при помощи которого конституционные ценности воплощаются в нормы права, регламентирующие отдельные административные производства <3>. ——————————— <3> См.: Зюзин В. А. Административные процедуры: теория, практика и проблемы законодательного регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10.

Исходя из смысла термина «принцип» <4>, означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. С. С. Алексеев рассматривает принципы в виде комплекса идей, отражающихся в содержании норм права <5>. Помимо этого понятия, отдельно в юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросу принципов права, отдельных отраслей права и их институтов, в связи с чем Л. С. Явич указывает на то, что принципы — это часть правосознания <6>. ——————————— <4> См.: Толковый словарь иностранных слов / Составитель Н. Л. Шестернина. М., 1998. С. 229. <5> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 261. <6> См.: Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 145 — 163.

Г. С. Яковлев говорил о том, что принцип должен обладать высокой степенью обобщенности, иными словами, идея должна быть распространена на весь процесс и способствовать раскрытию его специфики. Принцип должен закрепляться в правовых нормах, которые придают ему государственно-властный характер <7>. ——————————— <7> См.: Яковлев Г. С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974. С. 15.

В различных отраслях права разработаны свои отраслевые принципы. Так, В. И. Бородянский говорит о том, что принципы гражданского права — это обусловленные объективными потребностями развития экономических отношений и официально институицированные основные начала (идеи), определяющие сущность и содержание структурных элементов данной отрасли права, а также деятельности по их законодательному закреплению и реализации <8>. ——————————— <8> См.: Бородянский В. И. Гражданское право: принципы и нормы. М., 2004. С. 19.

В. Д. Филимонов отмечает, что принципы уголовного права — это выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции России, а также задачами борьбы с преступностью, и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права <9>. ——————————— <9> См.: Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. М., 2002. С. 34.

Следует сказать, что принципы приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Посредством таких идей российское законодательство должно обогащаться общечеловеческими ценностями. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы <10>. ——————————— <10> См.: Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.

Конкретный перечень и содержание принципов реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел определяется принципами данной отрасли российского права, а также теми целями, для достижения которых, собственно, и осуществляется правоприменительный процесс. В этой связи, как отмечает К. А. Бабушкин, «для более полного понимания смысла административной процедуры необходимо выделить и раскрыть принципы, на которых она строится» <11>. ——————————— <11> См.: Бабушкин К. А. Понятие и принципы административных процедур // Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты. Воронеж, 2002. С. 14.

В этой связи представляется необходимым коротко остановиться на характеристике принципов административного права, поскольку данный вопрос до настоящего времени остается практически неразработанным. Как отмечает К. С. Бельский, в науке административного права проблемой принципов административного права занимались неохотно. Достаточно сказать, что в учебниках по административному праву, изданных в 1940 — 1980 годы, данная тема вообще отсутствует <12>. Большинство учебников и учебных пособий по административному праву в главах, посвященных характеристике его предмета, значительное место отводит основным принципам управления. Вместе с тем и принципы управления, и принципы административного права преследуют общие цели, всемерно содействуют друг другу, взаимно дополняют друг друга. Между административным правом и государственным управлением существует двухсторонний характер связи и тесное взаимодействие <13>. ——————————— <12> См.: Бельский К. С. О принципах административного права // Государство и право. 1998. N 8. С. 7. <13> См.: Коренев А. П. Кодификация советского административного права. М., 1970. С. 26.

Выделение системы принципов административного права придает концептуальный характер административному праву и законодательству одной отраслевой принадлежности, обеспечивает системность и единство правовых норм. Следует сказать, что правовые нормы и принципы — категории разной степени общности. Их взаимодействие в системе права неоднозначно. Поскольку принципы являются научной абстракцией более высокой степени, оказывают не только самостоятельное воздействие на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, но и опосредованное, когда определяют условия применения конкретных норм, дополняя содержание их гипотез <14>. ——————————— <14> См.: Матюхин А. А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма: Дис. канд. юрид. наук. М., 1983. С. 35.

Характеризуя соотношение принципов административного права и административно-правовых норм, следует отметить, что принципы административного права (как, впрочем, и любой отрасли российского права) выражаются в юридических нормах, но вместе с тем они не создаются последними. Принципы как таковые изначально носят объективный характер и отражают сущность явлений и реальных процессов общественного развития. Принципы — объективные свойства права, они не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не придумывает, а открывает заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование <15>. ——————————— <15> См.: Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 122.

Будучи разными элементами одной системы — административного права, принципы административного права и административно-правовые нормы могут соотноситься на одном уровне — самой нормы, когда принципы административного права реализуются в административно-правовых нормах. Таким образом, основополагающие идеи, выраженные в законодательных актах, становятся правовыми нормами, приобретают государственно-властный характер. И никакие научные идеи, не получившие своего законодательного закрепления, не могут считаться правовыми принципами. Они не могут регулировать правовые действия и правовые отношения <16>. ——————————— <16> См.: Полянский Н. Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956. С. 83 — 84.

Возвращаясь к характеристике принципов административного права, следует отметить, что они соотносятся с принципами российского права как особенное и общее. В свою очередь, принципы административного права соотносятся с принципами отдельных его институтов как особенное, частное и единичное. Общие принципы российского права находят свое проявление в любой его отрасли. Не исключением является и административное право. Именно степень проявления тех или иных принципов в той или иной отрасли российского права позволяет определить специфику той или иной отрасли российского права. Иными словами — предмет и метод соответствующей отрасли права. Некоторые общие принципы в большей мере проявляются в одних отраслях российского права, другие — в других, при этом одни и те же общеправовые принципы в разных отраслях права определяются неодинаково исходя из конкретных, специфических для отрасли задач <17>. Общеправовые принципы, среди которых в теории государства и права прежде всего выделяют принципы социальной справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения и др. <18>, действуют в отраслях права опосредованно, через специфические принципы. Общеправовые принципы реализуются в специальных отраслевых принципах, они дополняют и объединяют систему принципов той или иной отрасли российского права. ——————————— <17> См.: Кленова Т. В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве // Государство и право. 1997. N 1. С. 55. <18> См.: Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 122.

В административном праве России находят свое выражение те общие принципы российского права, которые определяют начало и сущность управленческой и полицейской деятельности. В советский период развития теории административного права к принципам административного права — а одним из первых попытку определить систему принципов административного права предпринял А. П. Коренев <19> — относились: социалистический демократизм; демократический централизм; плановое осуществление управленческой деятельности; единство прав и обязанностей; социалистический интернационализм, социалистический гуманизм; социалистическая законность. ——————————— <19> См.: Коренев А. П. Принципы советского административного права // Правоведение. 1967. N 3. С. 72 -78.

Под влиянием новых социально-экономических условий многие принципы претерпели существенные изменения. Тем не менее некоторые из них актуальны и по сей день. Так, принцип демократизма, без добавления «социалистический», по-прежнему относится к принципам административного права. Идея демократизма административного права стала центральной для всего правоприменительного процесса. Ряд других принципов, но без приставки «социалистический» также сохранил свою актуальность и востребованность — принципы гуманизма, законности, единства прав и обязанностей; другие качественно изменились. Ряд принципов прекратил свое существование, например такой, как принцип демократического централизма. А принцип плановости приобрел иное качественное содержание. Под влиянием новых общественно-политических условий формируется и новая система принципов административного права, в связи с этим какие же принципы административного права можно сформулировать в современных условиях? С. Д. Князев определяет следующие принципы административного права: «социальная ориентация деятельности органов и должностных лиц публичной администрации; стабилизация управления и обеспечение эффективного общественного развития; судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти; детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты, прав человека от произвола администрации; разграничение политической и административной составляющей исполнительной власти и освобождение ее от диктата номенклатуры» <20>. ——————————— <20> См.: Князев С. Д. Принципы российского административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М., 2003. С. 29.

К. С. Бельский выделяет следующую систему принципов: законность; научная обоснованность и доступность для понимания широкими массами народа; национальное построение административного права; федерализм и единство системы исполнительной власти; ответственность; активное гражданство; предупреждение правонарушений; гарантированная помощь и защита прав граждан. Анализ вышеназванных принципов позволяет сделать вывод о том, что К. С. Бельский стремится сделать систему административного права понятной, учесть национальный аспект преподнесения правового материала, а также обеспечить защиту прав и законных интересов граждан. В этой связи система принципов административного права, предложенная К. С. Бельским, заслуживает поддержки. Система принципов административного права, представленная в настоящее время А. П. Кореневым <21>, содержит в себе следующие принципы: демократизм нормотворчества; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность. ——————————— <21> См.: Коренев А. П. Административное право России. М., 2000. С. 35.

На наш взгляд, предложенную систему принципов административного права можно было дополнить еще рядом принципов, таких как прогнозирование, плановость, научная обоснованность и системность, поскольку данные принципы наиболее отчетливо появляются в сфере государственного и полицейского управления. В связи с этим представленная система будет, на наш взгляд, более отчетливо выражать сущность административного права в целом, а также место и роль каждого принципа в отдельности. Говоря о принципах реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел, необходимо отметить, что данные принципы носят прикладной характер. Они отличаются от принципов административного права и по назначению, и по содержанию. Принципы административного права в качестве основных идей административно-правового регулирования предопределяют нормы материального и процессуального права, а именно: условия их применения, границы предписываемого поведения и последствия несоблюдения предъявляемых требований. А принципы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел обуславливают правила законодательного выражения административно-правовых норм и их реализацию. Как отмечает М. А. Штатина, в административном праве действуют как общие конституционно-правовые принципы, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. В числе специальных принципов выделяются принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов <22>. ——————————— <22> См.: Штатина М. А. К вопросу о принципах административного права // Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 92.

Иными словами, наряду с общими принципами административного права действуют и частные принципы, имеющие более узкую сферу применения, которые ограничиваются рамками конкретных административно-правовых институтов. В частности, административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, опираются на специальные принципы. Принципы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел являются производными от принципов административного процесса. Точки зрения относительно принципов административного процесса далеко не однозначны. Как отмечает А. Ю. Якимов, применительно к административному процессу трудно говорить о какой-либо устоявшейся системе взглядов на его принципы, поскольку разброс мнений ученых-административистов достаточно большой <23>. ——————————— <23> См.: Якимов А. Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. N 5. С. 5.

Методология исследования вызывает необходимость привести некоторые концепции относительно принципов административного процесса. Так, А. П. Коренев к числу принципов административного процесса относит: законность, объективность (материальная истина), равенство человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, гласность административного процесса, ведение дела на государственном языке, экономичность и эффективность процесса, ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение) <24>. ——————————— <24> См.: Коренев А. П. Указ. соч. С. 241.

П. И. Кононов дифференцируют принципы на общепроцессуальные и принципы, которые проявляют себя исключительно в ходе осуществления административного процесса. Так, П. И. Кононов в административном процессе выделяет следующие принципы: разрешение всех административных дел на основе действующего законодательства, в соответствии с процедурами, установленными административно-процессуальными нормами, равенство всех лиц, участвующих в административном деле перед законом и органом, разрешающим дело. Речь в данном случае идет о процессуальном равенстве. Гласность (открытость) административного разбирательства, кроме того, дело должно быть рассмотрено полно, всесторонне и объективно. В административном процессе может участвовать защитник (адвокат). П. И. Кононов также выделяет такие принципы, как ответственность административного органа (должностного лица) и лиц, участвующих в деле, за обоснованность и законность совершаемых в процессе действий и принимаемых решений, рассмотрение административного дела на государственном языке, а также независимость административного органа в разрешении дела <25>. ——————————— <25> См.: Кононов П. И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001. С. 41.

И. В. Панова к принципам административно-процессуальной деятельности относит: принципы законности, объективности, равенства сторон, обеспечения охраны прав субъектов административного процесса, гласности, осуществления производства на национальном языке, оперативности и эффективности процесса, самостоятельности принятия решения, двухстепенности административного процесса. К числу принципов административного процесса И. В. Панова также относит: ответственность должностных лиц за нарушение режима административного процесса, активность правоприменительных органов, а также принцип сочетания интересов личности, общества и государства <26>. ——————————— <26> См.: Панова И. В. Административно-процессуальное право России. М., 2003. С. 35.

В. Д. Сорокин в систему принципов административного процесса включает следующие принципы: законности, заинтересованности масс, быстроты процесса, охраны интересов личности и государства, гласности, материальной истины, равенства сторон, национального языка, самостоятельности в принятии решения, ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащие ведение процесса и принятое решение <27>. ——————————— <27> См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 209.

Как уже частично отмечалось, принципы административных процедур являются производными от принципов административного процесса, поскольку административные процедуры являются частным проявлением административно-процессуальной деятельности, тем не менее принципы административных процедур имеют свою специфику. Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина, характеризуя административные процедуры, говорят о том, что принципы административных процедур — это правореализационное обеспечение, в связи с чем к данным принципам вышеназванные авторы относят: законность, открытость, доступность, обязательность, эффективность, концентрацию действий <28>. ——————————— <28> См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 5.

Н. Г. Салищева, Е. Б. Абросимова, говоря о проблемах административных процедур, к числу принципов их реализации в исполнительно-распорядительной деятельности относят: приоритет прав и свобод человека; законность и обоснованность; равенство всех перед законом и администрацией; доступность административных процедур; открытость административных процедур; соразмерность; экономию административных процедур; язык административных процедур <29>. ——————————— <29> См.: Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. О проблемах формирования в Российской Федерации института административной процедуры // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. N 4. С. 131.

В. А. Зюзин проанализировал следующие принципы административных процедур: законности, приоритета прав и свобод граждан, равенства, публичного интереса и соразмерности, веры и доверия, запрета произвола, открытости и прозрачности, эффективности, а также координации процедур <30>. ——————————— <30> См.: Зюзин В. А. Административные процедуры: теория, практика и проблемы законодательного регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 21.

К. Экштайн предлагает принципиально новые для нашей правовой системы принципы административных процедур, тем не менее его предложения заслуживают определенного внимания. В частности, К. Экштайн предлагает закрепить такие принципы, как: — принцип исследования; — принцип переадресовки; — принцип координации процедур; — принцип общения по почте; — обязанность обоснования решения; — обязанность разъяснения права на обжалование и порядок подачи жалобы; — запрет на применения нормы права, не содержащей смысла. — запрет сверхформализма. По мнению К. Экштайна, эти принципы — отражение прав человека. Они необходимы при осуществлении защиты прав граждан и предпринимателей от произвола чиновников <31>. ——————————— <31> См.: Экштайн К. Административная процедура — основа административного процесса // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. N 4. С. 147.

Данные принципы могут работать, но при целом ряде условий, на одно из которых указано Н. Г. Салищевой и Е. Б. Абросимовой. Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонарушения, то в отношении заявителя могут быть приняты меры ответственности, предпочтительно материальные <32>. Пока данный механизм не сформирован, говорить о том, что концепция К. Экштайна может быть применима к российской действительности, рано. ——————————— <32> См.: Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. О проблемах формирования в Российской Федерации института административной процедуры // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. N 4. С. 138.

К. А. Бабушкин к числу принципов административных процедур относит следующие: законность, равенство, координация, запрет произвола <33>. ——————————— <33> См.: Бабушкин К. А. Понятие и принципы административных процедур // Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты. Воронеж, 2002. С. 12.

Вышеназванные принципы могут быть учтены для определения принципов реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Деятельность органов внутренних дел носит правоохранительный характер, в этой связи могут быть выделены, кроме общих принципов, еще и специальные принципы. Административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, должны осуществляться на основе следующих принципов демократического, правового и социального государства. К данным принципам следует отнести следующие принципы: — законности, приоритета прав, законных интересов и свобод граждан; — равных прав перед законом и исполняющими закон должностными лицами; — доступности и прозрачности административных процедур; — компетентности коллегиальных органов и должностных лиц; — обоснованности и правильности принимаемых органами и их должностными лицами решений по административным делам; — разумных сроков рассмотрения административных дел (смотри более подробно материалы парламентских слушаний по проекту Закона «Об административных процедурах»). Соблюдение принципа законности в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел означает, что органы внутренних дел и их должностные лица обязаны осуществлять административные процедуры только в пределах полномочий, предоставленных законом и иными нормативными правовыми актами. Как заинтересованные лица, так и органы внутренних дел не вправе применять правовые средства с целью достижения целей, не совместимых с защитой прав и законных интересов, для которых данные правовые средства предназначены. Злоупотребление правом не подлежит правовой защите. Соблюдение принципа приоритета прав, законных интересов и свобод граждан означает, что органы внутренних дел и их должностные лица не должны незаконно обременять граждан требованиями соблюдения формы при рассмотрении и разрешении административных дел. Несоблюдение требований формы не должно обращаться во вред обратившемуся гражданину, если представленной формой цель может быть достигнута и без ее соблюдения. Должностные лица органов внутренних дел обязаны самостоятельно исправлять ошибки в письме или счете, допущенные гражданином в документах, и при недостаточности содержащихся в них сведений самим своими силами и средствами обращаться к иным органам и должностным лицам, компетентным предоставлять необходимые документы. Органы внутренних дел не вправе перекладывать эту обязанность на гражданина. Органы внутренних дел и их должностные лица не вправе возвращать представляемые гражданином документы или отказываться их принимать, если они содержат исправимые ошибки. Соблюдение принципа равных прав перед законом и органом внутренних дел означает запрет для органа или должностного лица отдавать предпочтение одному заинтересованному лицу в ущерб другим заинтересованным лицам при рассмотрении административного дела, затрагивающего интересы разных заинтересованных лиц. Соблюдение принципа доступности и прозрачности административных процедур означает обязанность органов внутренних дел оповещать всеми доступными способами о правилах и процедурах рассмотрения соответствующих административных дел. Соблюдение принципа компетентности в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел означает, что данные органы обладают полномочиями рассматривать и разрешать соответствующие административные дела, а должностные лица имеют необходимую для рассмотрения и разрешения соответствующего административного дела квалификацию. При несоблюдении этого принципа орган внутренних дел должен нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соблюдение принципа обоснованности и правильности принимаемых органами решений по административным делам означает, что такие решения основываются на убедительных доказательствах и приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы внутренних дел и их должностные лица обязаны самостоятельно своими силами и средствами установить все обстоятельства административного дела за исключением случаев, о которых прямо указано в законодательстве Российской Федерации. Запрещается любое действие (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц, если оно не обосновано убедительными доказательствами или является произвольным. Обоснование принятого решения доказательствами по административному делу, не относящимися к сфере компетенции данного органа, является произвольным. Соблюдение принципа разумных сроков рассмотрения административных дел означает, что при отсутствии конкретных сроков, установленных в законе и иных нормативных правовых актах, сроки рассмотрения и разрешения не должны приводить к неоправданной задержке такого рассмотрения и разрешения, которая может повлечь за собой ущерб правам и законным интересам заинтересованных лиц. В случае причинения такого ущерба органы внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Говоря о сроках совершения административных действий, применительно к институту регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, И. Ш. Килясханов говорит о том, что регистрация должна предусматривать максимально удобные для регистрации правила, в частности, процедура регистрации не должна превышать 30 минут <34>. ——————————— <34> См.: Килясханов И. Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Юридический мир. 1998. N 4. С. 18.

В завершение исследования классификации административных процедур и принципов их реализации в деятельности органов внутренних дел можно сделать вывод о том, что административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, весьма разнообразны. Данные процедуры касаются как сферы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, так и вопросов обеспечения прав физических и юридических лиц в реализации их гражданской правосубъектности. Эффективная реализация административных процедур в деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, на каких принципах строится соответствующий правовой механизм. Принципы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел способствуют защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с органами внутренних дел в процессе осуществления ими позитивной правоохранительной деятельности.

——————————————————————