Истоки оперативно-розыскного законодательства Монголии

(Мунхжаргал Д.) («История государства и права», 2007, N 18)

ИСТОКИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОНГОЛИИ

Д. МУНХЖАРГАЛ

Мунхжаргал Д., адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Монголии, принятый 19 декабря 1997 г., явился событием исключительной важности в ряду практических мер, осуществленных в последние годы в целях совершенствования правовой системы борьбы с преступностью, приведением ее в полное соответствие с новой Конституцией Монголии 1992 г. и уголовной политикой государства. Именно с принятия Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в Монголии впервые за всю историю своего существования оперативно-розыскная деятельность приобрела завершающие черты функции органов государственного управления, а также появились необходимые предпосылки для констатации наличия оперативно-розыскной теории. Он впервые придал официальный статус оперативно-розыскной деятельности как государственно-правовой форме борьбы с преступностью, был объективно обусловлен в первую очередь принципиально новыми социальными, экономическими, политическими условиями жизни общества. С принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в Монголии активно формируется правовая основа этой деятельности, издаются и применяются соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты в уполномоченных на то государственных органах. Как известно, вплоть до этого времени оперативно-розыскная деятельность являлась негласной, преимущественно регулировалась засекреченными ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами, или таковых вообще не имелось, или не сохранилось до нашего времени. Всю историю возникновения и развития оперативно-розыскной деятельности Монголии до принятия Закона можно разделить на три периода. Первый — это рассмотрение исторического процесса появления и развития самой оперативно-розыскной деятельности с момента ее возникновения и до наших дней. Другой аспект — вопросы истории научного осмысления оперативно-розыскной деятельности, перехода от эмпирических фактов их проведения до теоретического обоснования, уяснения их сущности, формирования и развития теории оперативно-розыскной деятельности. Третий аспект — появление открытых нормативных актов об оперативно-розыскной деятельности, формирование в Монголии оперативно-розыскного законодательства, включающего не только регламентацию оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и вопросы контроля за их проведением, гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Как известно, «с древнейших времен ядром оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности был агентурный метод, т. е. совокупность приемов и способов легендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями» <1>. В настоящее время исторические и историко-юридические науки не в состоянии ответить на вопрос, когда именно возникла оперативно-розыскная деятельность, кто ее провел первым и в каких целях. Как верно заметил В. С. Измозик, история сыска, по сути, начинается с момента возникновения государства. Борьба за власть, стремление ее удержать, постоянная угроза мятежей, других преступлений заставили правителей обращать особое внимание, наряду с армией, на службу государственной безопасности, правопорядка. Также очень рано возникают и основные ее компоненты: подслушивание, подглядывание и донос как способы получения информации <2>. ——————————— <1> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Героинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М. 2006. С. 1. <2> Жандармы России / Сост. В. С. Измозик. СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. С. 3.

С возникновением первого государства на нынешней территории Монголии Хунну (IV — I вв. до н. э.) и Монгольской империи (1206 г.) одной из его функций стало создание вооруженных сил для обеспечения защиты и расширения территории, выявление и выведывание противостоящих сил и угроз со стороны. С этой целью создавались отряды головного дозора, подсылали лазутчиков. Несомненно, что эта деятельность, как правило, должна была проводиться и проводилась негласно, тайно, разумеется, без какой-либо законодательной регламентации. Она явилась прообразом оперативно-розыскной негласной деятельности государства. Наряду с вышеназванной перед государством возникла и другая важная задача — задача обеспечения порядка внутри государства, борьбы с преступлениями разного вида и характера. В период своего правления Монгольской империей (XIII — XIV вв.) Чингисхан «создает систему кочевого государственного правления, закладывает основы законодательства в форме изустной ясы Чингисхана. Особо важную роль в его организационных мероприятиях имело оформление гвардейских частей, непосредственно занятых охраной и наблюдением за порядком в кочевых ставках Чингисхана. Устанавливаются поощрения и наказания для всех воинов и администраторов нового государства. Таким образом, в Монгольской империи оперативно-розыскную функцию выполняли гвардейские части (кешиктены) Чингисхана. Об их правовых статусах в историческом источнике «Монголун ниуча тобчан» отмечено, что «…И еще повелел государь Чингисхан: «Мой рядовой гвардеец (кешиктен) выше любого армейского начальника-тысячника. А стремянной моего гвардейца (кешиктена) выше армейского начальника — сотника или десятника». В кочевых ставках днем 70 дневных страж из гвардейцев, ночью 80 ночных страж из гвардейцев охраняли и наблюдали за порядком. Кроме этого, держал 1000 лучников-богатырей (хорчины) во время похода. Число гвардейцев достигало 10 тысяч. Корпуса гвардейцев избирались из знатных и свободных детей, достойных как по способностям, так и по выдающейся физической силе и крепости. Особенностью становления Монгольской империи в период правления Чингисхана и его преемников явилось создание единой правовой системы, в основу которой был положен Закон «Их засаг хууль» (Великая Яса), представлявший свод обычаев, регулирующих наиболее значимые общественные отношения. Объединение и размещение правовых норм в «Их засаг хууль» (в Великой Ясе) осуществлялось в соответствии с принципами отраслевой систематизации. Великая Яса содержала нормы, характерные для государственного, административного, уголовного и гражданского права. Вместе с тем безусловный приоритет отдавался нормам, регламентирующим уголовно-правовые отношения. В Законе «Их засаг хууль» имеется много статей, где предусмотрены меры по борьбе с правонарушениями и наказания за совершенные преступления. Закон был призван урегулировать вопросы правосудия и предупреждения преступлений.

——————————————————————