Стратегия борьбы с преступностью в Литве в связи с вступлением в Европейский союз

(Трунцевский Ю. В., Бычин Е.) («Российский следователь», 2007, N 21)

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЛИТВЕ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ, Е. БЫЧИН

Трунцевский Ю. В., доктор юридических наук, профессор.

По результатам проводимого компанией по изучению рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai опроса жителей Литвы наибольшим доверием у них пользуется Церковь, недоверие же вызывают суды (59%), полиция (58%), таможня (55%) и прокуратура (53%) <1>. ——————————— <1> 20 — 26 апреля 2007 г. компания опросила 1270 жителей Литвы из 101 населенного пункта (см.: http://web. sugardas. lt/index. php? cid=11851).

За последние годы число не доверяющих полиции увеличилось на 5%. Причиной тому является то, что работники полиции бывают нечестны, коррумпированы, связаны с преступниками (это указал каждый третий недоверяющий), полиция плохо работает, не справляется с преступностью (на это указала четверть опрошенных), не верят, что в полиция в состоянии найти преступников (каждый седьмой). Жители Литвы считают, что наибольшее внимание полиция должна уделять патрулированию в общественных местах (28% указали как важнейшую меру и 57% упомянули в числе трех важнейших мер) и скорейшему реагированию на сообщения о нарушениях прав (21% назвали в качестве важнейшей меры и 52% упомянули в числе трех важнейших). Такое положение дел в сфере борьбы с преступностью, безусловно, не устраивает Департамент полиции и Правительство Литвы, беспокоит участников Европейского союза. Для нашей страны интересен опыт Литвы в указанной сфере в связи с существенным изменением своего внешнеполитического статуса (вступление в Европейский союз), когда для скорейшей интеграции приходится форсировать вопросы формирования Национальной стратегии борьбы с преступностью <2>. ——————————— <2> См. также: Трунцевский Ю. В., Бычин Е. Национальная стратегия в борьбе с преступностью: зарубежный опыт (на примере полиции Литвы) // Российский следователь. 2007. N 6.

Основной современной задачей литовской полиции стало претворение в жизнь программ, которые Литовская Республика приняла в связи с вступлением в Европейский союз: 1. Осуществление требований ЕС по установлению правопорядка в стране. 2. Международное сотрудничество и обеспечение полицией Литвы принятых обязательств. 3. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов. 4. Программа по борьбе с терроризмом. 5. Национальная программа по контролю оборота наркотиков и наркомании. 6. Специальная программа транзита через Литву в Калининград. 7. Специальная программа по расширению институций. 8. Программа по выполнению специальных функций. В стратегическом плане Департамента полиции Литвы за 2005 — 2008 гг. на 2006 г. было запланировано 3 стратегические цели, 25 целей для программ, 89 установленных задач для выполнения программ и 284 средства обеспечения. В 2006 г. удалось осуществить все 3 стратегических цели: повысить доверие полиции Литвы со стороны граждан; повысить часть раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений (не менее 73%) и увеличить число сотрудников, участвующих в международных миссиях, до 57%. 1. Программа «Осуществление требований ЕС по установлению правопорядка в стране» является основной. По данной программе было установлено 17 целей, для осуществления которых было предусмотрено 73 задачи и 218 средств обеспечения. В связи с программой было запланировано, что в 2006 г. время реагирования патрулей на сообщения о правонарушениях в городах снизится до 11 минут, а в других предусмотренных территориях до 37 минут. В территориальных полицейских участках число раскрытых преступлений повысится до 37% и до 2% увеличится часть найденного, взятого, добровольно переданного имущества, денег, ценных бумаг и иностранной валюты от установленного размера причиненного ущерба имуществу по сравнению с 2005 г. В Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и других городах Литовской Республики не решена проблема текучести кадров, так как работа полицейских недостаточно мотивированна, а также не решена проблема по профессиональной подготовке сотрудников. Правоохранительным органам Литвы не удалось увеличить число лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, пропавших без вести. Причиной тому стало открытие границ с территорией ЕС, большинство разыскиваемых уехали в другие государства, поэтому их поиск стал намного сложнее: в 2005 г. из других государств было экстрадировано — 123 разыскиваемых, подозреваемых в совершении преступлений, в 2006 г. — 197. В полицейских участках Каунасского и Шауляйского округа не удалось увеличить количество сотрудников и государственных служащих, проходящих обучение за границей, главной причиной стала текучка кадров. Основные средства были направлены на повышение квалификации сотрудников в местных центрах, в частности на изучение иностранных языков. Для осуществления данной программы были повышены оклады сотрудникам некоторых категорий, полицейские участки обеспечены дополнительными транспортными средствами, специальными техническими средствами, новым оружием и обмундированием. 2. Целью программы «Международное сотрудничество и обеспечение полицией Литвы принятых обязательств» является: создание эффективного механизма в сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью, оперативным обменом информацией между правоохранительными органами государств ЕС, обеспечение международной круглосуточной связи Бюро криминальной полиции. Для исполнения положений, содержащихся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS N 005, были выделены дополнительные денежные средства на оборудование СИЗО и других мест для содержания лиц, обвиняемых в совершении преступлений. В 2006 г. состоялось 5 встреч глав Европола стран ЕС. 3. Целью программы «Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов» является: увеличить число сотрудников, участвующих в программе повышения квалификации, до 6000 тысяч, из них — до 250 сотрудников в поселках городского типа и деревнях, до 300 в отделах досудебного следствия и до 90 — общественного порядка. В реализации данной программы в 2006 г. на 6% увеличилось число обучающих семинаров в полицейских учебных центрах, на 19% увеличилось число участвующих в образовательных программах. 4. Для достижения задач, указанных в программе по борьбе с терроризмом, была улучшена материальная база подразделения по борьбе с терроризмом и его проявлениями — ARAS. Охрана общества и иностранных дипломатических представительств находится под особым контролем данного подразделения. ARAS обеспечен необходимым оружием, техническими средствами для борьбы с терроризмом. В 2006 г. в 90% случаев были успешно проведены антитеррористические операции, освобождение заложников и задержание опасных вооруженных лиц. Успешно проведены поиск и обезвреживание взрывчатых устройств, предназначенных для террористических либо иных криминальных целей. Реагирование на сообщения об опасности иностранных дипломатических представительств подразделением общественной полиции «Vytis» по времени составляло не более 15 минут. 5. Целью Национальной программы по контролю за оборотом наркотиков и наркоманией является: повысить число раскрываемых преступлений, связанных с наркотическими и психотропными веществами, предотвратить ввоз наркотических средств на территорию Литовской Республики, искоренить деятельность структур, способствующих распространению данной продукции, формировать негативное общественное мнение о наркотизме. Предотвратить распространение наркотиков в местах отдыха молодежи и учебных заведениях. В 2005 г. планировалось увеличить раскрываемость административных правонарушений, связанных с приобретением, хранением и потреблением наркотических и психотропных веществ, на 5%, но данного показателя не удалось достичь в связи с проблемой текучести кадров и большим объемом работы. Однако в 2006 г. поменялась практика применения нормативно-правовых норм. Статью 44 Административного кодекса Литовской Республики, принятого 1 мая 2003 г., «Хранение наркотических средств в небольшом количестве без цели их сбыта» начали трактовать как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 259 Уголовного кодекса Литвы: «Тот, кто незаконно производит, перерабатывает, хранит, перевозит или пересылает наркотические и психотропные вещества в небольшом объеме, без цели их распространения, совершил уголовное деяние, за совершение которого предусматриваются наказания в виде общественных работ, штрафа либо ареста». Основной акцент сделан на задержание лиц, занимающихся распространением наркотиков, а не на поиски лиц, их употребляющих, это повлияло на небольшое число раскрываемых преступлений. За данный период была увеличена раскрываемость всех зарегистрированных преступлений в отделениях криминального бюро Литвы до 70%. 6. Целью Специальной программы транзита через Литву в Калининград являлось обучение сотрудников. На 60% увеличилось техническое оснащение полицейских комиссариатов, которые расположены на основных транзитных зонах и вблизи границ стран ЕС. Для достижения целей данной программы полицейские комиссариаты приобрели транспортные средства, компьютерную и оргтехнику. Было передано: 43 спецавтомобиля для проезда в труднодоступные места, оборудованные компьютерной техникой, радиостанциями, приборами ночного видения и другим дополнительным оборудованием. Учебный центр Литовской Республики был оснащен компьютерами и другой организационной техникой для обучения сотрудников. Приобретена и передана полицейским подразделениям специальная техника для дактилоскопирования и проверки документов (12 электронных приборов для отпечатков пальцев и в последующем передачи их в Литовский криминалистический центр, 100 приборов для увеличения отпечатков пальцев и 608 приборов для первичной проверки документов). 7. Инвестиционная Специальная программа по расширению деятельности институций предназначена для улучшения материальной и технической базы подразделений, которые занимаются защитой интеллектуальной собственности, свидетелей и пострадавших от преступлений. Для достижения данной программы было спланировано: усилить механизм международного сотрудничества по борьбе с преступностью в данной сфере, исполнять правовые нормы Конвенции по защите прав человека и других нормативно-правовых актов. Усовершенствовать защиту свидетелей и пострадавших лиц от давления со стороны преступного мира. Была внедрена концепция по защите прав интеллектуальной собственности, созданы криминалистические центры по обмену информацией с аналогичными структурами стран Европейского союза. За период действия этой программы Департаментом полиции Литовской Республики было выполнено 5 проектов: 1) создание инфраструктуры в системе правоохранительных органов по раскрытию и предотвращению преступлений в сфере интеллектуальной собственности и компьютерных преступлений (стоимость проекта 2,62 млн. евро, из них 1,76 млн. евро Европейского союза); 2) усовершенствование системы обучения и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в Литовской Республике (стоимость проекта 1,925 млн. евро, из них 1,062 млн. евро Европейского союза); 3) усиление защиты пострадавших и свидетелей от давления со стороны преступного мира, а также усиление международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью (стоимость проекта 3,109 млн. евро, из них 1,675 Европейского союза); 4) аккредитация Криминалистического центра полиции Литвы по стандарту ISO/IEC 17025 (стоимость проекта 0,2 млн. евро, из них 0,2 млн. евро Европейского союза); 5) усиление раскрываемости преступлений по подделке денежных купюр и других платежных средств (стоимость проекта 0,75 млн. евро, из них 0,7 млн. евро Европейского союза). 8. В соответствии с Программой по выполнению специальных функций полиция Литвы занималась защитой собственности юридических и физических лиц, а также защитой жизни и здоровья физических лиц, особых государственных объектов, сопровождала и охраняла грузы, проходившие транзитом через Литву. Была запланирована 99-процентная гарантия защиты объектов, находящихся под наблюдением, реакция на сигналы опасности охраняемых объектов (квартир), которые находятся в городе и районных центрах, — не более 6 минут; реакция на сообщения о нарушении правопорядка в городе — не более 14 минут; реакция на правонарушения других территорий — не более 29 минут.

——————————————————————