Баланс интересов в сфере обеспечения безопасности: понятие и механизм государственно-правового регулирования

(Мальцев В. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 18)

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. А. МАЛЬЦЕВ

Мальцев В. А., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского госуниверситета, кандидат юридических наук.

С принятием действующего в Российской Федерации с 1992 г. Закона «О безопасности» одним из ключевых понятий в правовом определении понятия «обеспечение безопасности» стала категория «интересы». Известно, что ключевым звеном в механизме правового обеспечения безопасности является не только само право, но и правотворчество и правоприменение, которые, по мнению А. А. Тер-Акопова, в совокупности должны быть выделены в самостоятельную сферу безопасности — юридическую безопасность <1>. Этот вид безопасности рассматривается ученым как «состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз» <2>. ——————————— <1> См.: Тер-Акопов А. А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 9. С. 11. <2> Там же. С. 13.

Однако, несмотря на то что интересы государства, общества и личности в сфере обеспечения безопасности сегодня приобретают правовую значимость, существующий правовой механизм обеспечения безопасности в нашей стране еще недостаточно эффективно защищает эти интересы (например, в ходе разрешения судебных споров, связанных с разглашением государственной тайны, с оспариванием имеющихся нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой сфере). Различные интересы, в том числе государства, общества и личности в сфере обеспечения безопасности, сегодня еще редко облекаются в юридическую или квазиюридическую форму, что на практике порождает противоречивые взгляды, позиции и действия, препятствующие удовлетворению законных интересов субъектов права <3>. ——————————— <3> См. об этом: Мальцев В. А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 6. С. 27.

Именно поэтому наибольшие разногласия вызывает категория «баланс интересов» различных субъектов конституционного права. Так, на решение задачи установления приемлемого баланса интересов, отражающего их равновесие и совпадение (проявляется в отсутствии «столкновений» правовых норм и актов, правовых позиций и юридических действий), сегодня направлен Закон РФ «О безопасности». Он требует «соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности их по обеспечению безопасности» <4>. ——————————— <4> См.: ст. 5 Закона РФ «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. и Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации «национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах» <5>. ——————————— <5> См.: Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации указано, что под информационной безопасностью России понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» <6>. ——————————— <6> См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. // Рос. газета. 2000. 28 сентября.

При правовом регулировании общественных отношений в России Конституционный Суд РФ в своей практике многократно использует положения, связанные с обеспечением баланса интересов. Результаты анализа этой практики (199 постановлений и 505 определений за период с 14 января 1992 г. по 12 ноября 2003 г.) <7> показали, что правовая конструкция «баланс интересов» использовалась в 53 решениях (33 постановлениях и 20 определениях) Конституционного Суда РФ в следующих формулировках (без приведения критериев определения этого «баланса интересов»): «баланс интересов РФ и ее субъектов» — 3 раза; «баланс интересов и прав» — 1 раз; «баланс интересов человека, общества и государства» — 1; «баланс конституционно-значимых ценностей» — 5; «баланс между публичными и частными интересами» — 9; «баланс между общественными интересами и правами частных лиц» — 2; «баланс между правами и законными интересами» разных лиц — 8; «баланс между правами и правомерными интересами общества и государства» — 2; «баланс конкурирующих конституционных ценностей» — 1; «баланс конституционно защищаемых ценностей» — 5; «баланс конституционно значимых интересов» — 1; «баланс конституционных ценностей, публичных и частных интересов» — 1; «баланс конституционных прав и свобод» — 2; «баланс государственных и частных интересов» — 1; «баланс конституционных ценностей» — 2″; «баланс между интересами субъекта РФ и муниципальных образований» — 1 раз. ——————————— <7> См.: Ефремов А. А. Реализация конституционного принципа свободного перемещения финансовых средств (на анализе рынка корпоративных эмиссионных ценных бумаг): Дис. … канд. юрид. наук. Воронеж: ВГУ, 2004.

Превращение в реальность закрепленного в законодательстве о безопасности юридического принципа соблюдения баланса жизненно важных интересов общества, личности и государства <8> призвано стать важным направлением развития оптимальной организационной структуры обеспечения безопасности. ——————————— <8> Статья 5 Закона РФ «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. и Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Однако анализ юридической литературы убеждает, что за прошедшие полтора десятка лет после принятия Закона «О безопасности» до конца не решены вопросы, связанные с определением, содержанием и реализацией указанного принципа <9>. ——————————— <9> Этого вопроса касался в своей монографии С. В. Пчелинцев. Но он ограничивает свое исследование в основном теоретическим осмыслением оснований, целей, принципов, пределов и содержания ограничения прав и свобод в период действия особых правовых режимов. См.: Пчелинцев С. В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. М.: Норма, 2006.

В науке конституционного права до сих пор нет ясности в том, что собой представляет сам термин «баланс интересов», не выработаны его непротиворечивые критерии <10>. Не уделяется должного внимания рассмотрению содержания и целей реализации этого принципа. Нуждается в специальном рассмотрении механизм его обеспечения. ——————————— <10> Под термином «критерий» в справочной литературе понимается «мерило оценки, суждения». См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. язык, 1991. С. 307.

Прикладное значение решения проблемы состоит в правовом обеспечении безопасности. Это тем более актуально, что термины, связанные с категорией «баланс», и в юридической литературе, и в нормативных правовых актах также часто используются без должного пояснения. Например, несмотря на все расширяющееся применение терминов «баланс прав и обязанностей военнослужащих» <11>, «баланс между целями и возможностями для их достижения» <12> и т. п., единый понятийный аппарат, связанный с этими категориями, не сложился. ——————————— <11> См.: Сухинина Л. Е. Конституционные права и обязанности военнослужащих и их ограничения // Юридические записки. Вып. 9: Конституция Российской Федерации: Итоги реализации и перспективы развития / Под ред. Т. Д. Зражевской. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1999. С. 122. <12> См.: Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации утверждены распоряжением Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 23 апреля 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 — 2002. Хрестоматия в четырех томах / Сост. Т. А. Шуклеина. Т. IV. Документы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 19.

И если учесть, что в настоящее время во всем многообразии современных правоотношений в сфере обеспечения безопасности постоянно возникают разногласия субъектов этих правоотношений по поводу реализации своих законных прав и интересов, то отсутствие «доктринального», единого толкования терминов «соблюдение баланса интересов» <13>, «достижение баланса интересов», «обеспечение баланса интересов» <14>, «удержание (поддержание) баланса интересов», «реализация баланса интересов» <15> и др. становится весьма ощутимым пробелом в сфере права. ——————————— <13> См.: ст. 5 Закона РФ «О безопасности». <14> Так, среди основных направлений защиты конституционного строя Концепция национальной безопасности Российской Федерации называет «выработку и реализацию региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов» (раздел IV «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»). <15> См.: Маланыч И. Н. Анализ и оценка соотношения интересов личности, общества и государства при конституционном регулировании права граждан на информацию // Юридические записки. Вып. 17. Государственная власть в России: Проблемы осуществления и развития / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. С. 98.

Сегодня ни из содержания Закона «О безопасности», ни из Концепции национальной безопасности РФ, ни из Доктрины информационной безопасности РФ, ни из Военной доктрины РФ и других нормативных правовых актов до конца не ясно, что же такое баланс интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения безопасности. Поэтому для выяснения сущности этого явления необходимо прежде всего ответить на ряд вопросов: что же понимается под балансом интересов, для чего вводится этот юридический принцип, с какой целью он закрепляется в законодательстве о безопасности и каковы его функции? Изучение природы и сущности баланса интересов в сфере обеспечения безопасности следует начать с определения самого понятия «баланс». Анализ смысла и содержания этого столь популярного и необходимого ныне понятия, а также публикаций по этой проблематике свидетельствует о сложности самого объекта исследования. Понятие «баланс» отличает слишком широкий философский и юридический объем, и не случайно словари по-разному толкуют его. Современный Словарь иностранных слов раскрывает этимологию слова «баланс»: от французского «balance» — «весы». Значение данного слова в нем приведено как система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон <16>. В современном Словаре русского языка понятие «баланс» также характеризуется как «соотношение взаимно связанных показателей какой-нибудь деятельности, процесса» <17>. ——————————— <16> Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. С. 70. <17> Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1991. С. 40.

По нашему мнению, данные дефиниции не в полной мере применимы к сфере юриспруденции. При употреблении термина «баланс» в юридическом и философском смысле имеется в виду прежде всего «равновесие» каких-либо процессов. В большинстве научных публикаций об обеспечении безопасности государства необходимость определения разумного баланса интересов в этой сфере обосновывается гуманистически. В соответствии с названной позицией «нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установления равновесия между правами отдельных граждан и интересами общества и государства в целом, а также в случае, когда между ними могут возникнуть противоречия» <18>. ——————————— <18> Горшкова С. А. Дерогация по Европейской конвенции и Россия // Московский журнал международного права. 1999. N 4. С. 83 — 84.

В словарных толкованиях понятие «баланс» как выражение «соотношения показателей» не означает их равновесия и может даже иллюстрировать отсутствие или нарушение баланса как такового. К тому же «соотношение показателей» может иметь место в любых процессах (и юридических, и общефилософских), но это соотношение не всегда подразумевает баланс. Например, не секрет, что соотношение показателей боеготовности российских Вооруженных Сил и показателей их численности может быть таково, что боеготовность оказывается ниже среднего уровня за последние десять лет, а численность Вооруженных Сил за этот период настолько завышена, что значительно истощает государственный бюджет страны. Таким образом, соотношение указанных выше показателей нарушено, и поэтому необходима реорганизация Вооруженных Сил России с последующим достижением динамического баланса между их численностью и постоянной боеготовностью. Следовательно, соотношение подобных показателей это еще далеко не баланс, а лишь простая совокупность сведений о пропорциях каких-либо признаков в каких-либо сферах человеческой деятельности. Феномен равновесия <19> каких-либо релевантных показателей или критериев рассматривается и считается определяющим признаком содержания баланса интересов в сфере обеспечения безопасности потому, что именно исходя из данной установки можно судить о том, что эти интересы урегулированы правом. При этом, во-первых, учтены интересы всех субъектов этих правоотношений, во-вторых, интересы одних субъектов не противопоставляются интересам других субъектов и, в-третьих, эти интересы уравновешены путем выделения среди них приоритетных. ——————————— <19> В соответствии со Словарем иностранных слов с понятием «балансировать» связаны категории «сохранять равновесие» и «уравновешивать». См.: Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. С. 70.

Не случайно в современной справочной и юридической литературе, когда дается определение понятию «баланс», чаще всего говорят именно о состоянии равновесия, подразумевая равновесие каких-либо процессов, явлений, признаков, критериев и т. п., а не какое-либо абстрактное сопоставление: «Баланс обеспечивает состояние равновесия. Это состояние поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными» <20>; «Баланс есть… статическое состояние равновесия»; «Правоотношение устойчиво, когда сбалансировано их юридическое содержание — взаимные права и обязанности субъектов» <21> и т. п. ——————————— <20> Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 401 — 402. <21> См.: Маланыч И. Н. Указ. соч. С. 98.

В данном случае речь идет уже о том, что действия субъектов правоотношений по реализации своих интересов соотносятся как взаимодействие: действию одного субъекта противопоставляется действие другого. Так, например, объектом административно-правового спора выступают интересы лиц, выраженные в их субъективном праве. «Налицо, — пишет Е. Б. Лупарев, — взаимодействие интересов лиц вне зависимости от их позитивного или негативного характера. В правовом смысле взаимодействие интересов может быть выражено только во взаимных правах и обязанностях» <22>. ——————————— <22> Лупарев Е. Б. Объекты административно-правовых споров // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 13. Правовая конфликтология: Теоретические проблемы междисциплинарного юридического исследования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2002. С. 84.

Таким образом, говоря о балансе интересов субъектов правоотношений в сфере обеспечения безопасности, подразумевают баланс прав и обязанностей, то есть равноправие. Как элемент (один из главных признаков) содержания баланса интересов это равноправие проявляется прежде всего в том, что правам и обязанностям одного субъекта правоотношений соответствуют права и обязанности другого. «Правоотношение, — отмечается в литературе, — устойчиво, когда сбалансировано их юридическое содержание — взаимные права и обязанности субъектов» <23>. ——————————— <23> Там же.

Поэтому с позиции равноправия институт достижения и обеспечения безопасности также должен сущностно характеризоваться наличием во взаимоотношениях граждан и государства равных (взаимных) прав и обязанностей, что особенно важно для характеристики принципа равноправия, который выходит на качественно новый уровень — уровень интересов. В настоящее время нарушение баланса интересов в сфере обеспечения безопасности проявляется в том, что Конституция РФ закрепляет обязанности государства по охране прав и интересов личности, что, однако, не исключает самостоятельных активных действий индивида в отстаивании своих интересов в отношении требований выполнения государством указанных обязанностей. В мировой практике законодательное закрепление прав граждан позволяет значительно расширить их возможности по отстаиванию своих интересов. Поэтому тем более важно, чтобы и в нашей стране каждый человек четко знал свои права, обязанности и ответственность перед законом. Не менее важно и уметь пользоваться правами. Для этого необходимы и практические меры. «Понимание органических связей между правами, обязанностями и ответственностью, — отмечается учеными, — это то направление развития гражданской инициативы, которое должно быть предметом постоянной заботы органов государственной власти и местного самоуправления» <24>. ——————————— <24> Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть: Монография / Под ред. проф. Т. Д. Зражевской. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2002. С. 18.

Исходя из существующих определений понятия «баланс интересов» как «состояния равновесия», можно сделать вывод о том, что оно имеет только эту одну качественную определенность — равновесность. Однако сужение понятия «баланс» до «состояния равновесия» лишает его полноты содержания, игнорирует социально-политическое назначение, а также затрудняет выявление критериев его достижения и обеспечения в правовом государстве. Поэтому раскрытие понятия «баланс интересов в сфере обеспечения безопасности» предполагает выявление и других его признаков. Это обусловливается тем, что степень удовлетворения интересов тех или иных субъектов правоотношений характеризует саму правовую жизнь в целом. Как справедливо отмечает А. В. Малько, «в правовой жизни есть и гармония между ее элементами, но есть и определенный разлад, рассогласованность, нарушение известного равновесия» <25>. При таком подходе к нормативному правовому регулированию в сфере безопасности баланс подразумевает соблюдение интересов государства и граждан, а возможный дисбаланс — нарушение этого соотношения. ——————————— <25> Малько А. В. Правовая жизнь как общетеоретическая категория // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 10. Государственность и право современной России: Проблемы и развитие. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1999. С. 125.

Поэтому сущность балансов интересов, кроме прочего, может проявляться и в установлении требований (принципа) целесообразности в реализации тех или иных интересов субъектов правоотношений в сфере безопасности. К настоящему времени непреложным является мнение о том, что гражданское общество «должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод» <26>. Подобного мнения придерживается, в частности, Е. Б. Лупарев. Исследователь утверждает: «Хотя административный акт и должен отвечать требованиям целесообразности, этот принцип не может входить в противоречие с принципом приоритета прав и свобод человека, нарушать его юридическую безопасность» <27>. ——————————— <26> Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть. С. 8. <27> См.: Лупарев Е. Б. Административно-правовой спор: Процесс возникновения и развития // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 15. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003. С. 151.

Однако сегодня с этим мнением нельзя полностью согласиться, учитывая то обстоятельство, что «ослабленное государство — плохой защитник своих сограждан» <28>. «Без сильного, эффективного демократического правового государства, — отмечает Д. В. Уткин, — невозможно движение России вперед, по пути прогресса, создание условий экономической стабильности и благополучия жизни людей, развитие и охрана прав личности, обеспечение безопасности страны и решение других общенациональных задач» <29>. ——————————— <28> См.: Уткин Д. В. Административное судопроизводство в системе правового государства // Правовая наука и реформа юридического образования. Сб. науч. трудов. Вып. 15. С. 340. <29> См.: Там же.

В качестве еще одного элемента (признака) осуществления баланса интересов в сфере обеспечения безопасности, тесно связанного с предыдущим признаком, можно выделить установление пределов осуществления прав и свобод граждан. Эта проблема поднимается в работе С. А. Горшковой. Исследователь отмечает: «То, как государство относится к вопросу об ограничении прав и свобод граждан, в каких пределах, на основе каких обоснований и с какой целью оно может пользоваться признаваемым за ним правом на дерогацию (отступление от взятых обязательств по соблюдению прав), является важным критерием зрелости демократического общества» <30>. ——————————— <30> Горшкова С. А. Указ. соч. С. 83.

В свое время А. А. Мишин высказывал мнение о том, что установление баланса между индивидуальными свободами и государственной безопасностью предполагает решение вопроса о том, до каких пор можно допускать свободное применение конституционных прав и свобод, не ставя под угрозу существование самой государственности <31>. Речь в данном случае шла об установлении пределов осуществления прав и свобод граждан, которые в настоящее время называют в качестве одного из критериев обеспечения баланса интересов. Так, С. В. Пчелинцев пришел к выводу о том, что взаимосвязанными на конкретных исторических этапах развития общества и государства являются два вопроса: вопрос о пределах осуществления прав и свобод граждан (в том числе и в связи с проблемой злоупотребления правами и свободами) и вопрос о возможных ограничениях прав и свобод граждан <32>. ——————————— <31> См.: Мишин А. А., Пульянов В. З., Вильданов Р. Х., Барабашев Г. В. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости: Учебник. М., 1970. С. 117. <32> См.: Пчелинцев С. В. Указ. соч. С. 67.

С. В. Пчелинцев также полагает, что проблема пределов ограничения прав и свобод граждан в некоторой степени связана с проблемой определения критериев пределов осуществления прав и свобод граждан <33>. Одним из таких критериев является ограничение прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности, и в частности защиты государственной тайны. ——————————— <33> См.: Там же.

Еще одним признаком баланса интересов субъектов правоотношений в сфере обеспечения безопасности является соразмерность. Так, в некоторых работах в качестве критерия обеспечения баланса указывается на то, что «масштабы дерогации (т. е. частичной отмены старого закона в контексте ограничения прав и свобод граждан) должны быть соразмерны природе и характеру чрезвычайных обстоятельств, а опасность, угрожающая государству и вызывающая дерогацию, — обоснованно расцениваться как достаточно реальная и неотвратимая» <34>. ——————————— <34> Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Л. М. Энтин. 2-е изд. М.: Норма, 2005. С. 296 — 298.

В данном случае сущность баланса интересов выражается в реализации принципа соразмерности <35> — адекватности между степенью важности интересов и характере затрачиваемых усилий по их обеспечению. Реализация данного принципа направлена на уменьшение вероятности наступления большего вреда в результате ограничения интересов одних субъектов и предоставления режима наибольшего благоприятствования другой стороне. Данный режим закрепляется путем установления приоритета интересов, который способствует лучшему отстаиванию этих интересов. ——————————— <35> В соответствии со Словарем русского языка слово «соразмерность» означает «в соответствии с чем-нибудь, соизмеряя с чем-нибудь». См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. С. 747.

В этом плане сущность баланса интересов в сфере обеспечения безопасности может проявляться в установлении правила, в соответствии с которым закрепление приоритета интересов одного из субъектов правоотношений должно компенсироваться установлением льгот и гарантий другим субъектам правоотношений, уравновешивающих предоставление приоритета и предотвращающих ущемление интересов других субъектов правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Конституции РФ применительно к условиям чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». Возникает вопрос: кто в настоящее время определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов субъектов безопасности? До настоящего времени в соответствии с разграничением полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, предусмотренным старой редакцией Закона «О безопасности», Верховный Совет РФ определял приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывал систему правового регулирования отношений в сфере безопасности; устанавливал порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности; не реже одного раза в год заслушивал доклад Президента РФ об обеспечении безопасности РФ; определял бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности. Данные полномочия были признаны недействующими с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 г. <36>. ——————————— <36> См. об этом: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2005. С. 28.

Сущность баланса интересов в сфере обеспечения безопасности тесно связана также с реализацией принципа справедливости. Как отмечается в научной литературе, для обеспечения юридической безопасности личности законность должна обладать таким важным свойством, как справедливость <37>. В общефилософском смысле это понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав <38>. Но справедливость, как известно, является субъективным понятием: «Чувство справедливости, — указывает В. П. Тугаринов, — оценочно и выступает как единство субъективного и объективного» <39>. Именно поэтому, как справедливо отмечает английский ученый Д. Майерс, «люди воспринимают справедливость как баланс» <40>. ——————————— <37> См.: Черненко А. К. Справедливость как фактор формирования правовой системы и определения легитимности государственной власти // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1998. Ч. 1. С. 1. <38> Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650. <39> Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971. С. 54. <40> Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1999. С. 643.

Игнорирование принципа справедливости в межличностных отношениях, как известно, приводит к возникновению конфликтов или подготавливает, провоцирует их. Важность указанного подхода подтвердил в своем выступлении на научно-практической конференции «Пять лет российскому Закону «О государственной тайне», проходившей в сентябре 1998 г. в Санкт-Петербургском государственном университете, Президент РФ В. В. Путин, который сказал: «Всем нам крайне необходимо, чтобы принимаемые меры в деле укрепления режима секретности в стране были юридически обоснованы, взвешены и разумны, точно соответствовали динамично изменяющейся обстановке и не создавали при этом ненужных трудностей в деятельности предприятий, коммерческих организаций, воинских частей, не ущемляли законных прав и интересов граждан» <41>. ——————————— <41> См.: Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: Учебное пособие / Под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр пресс», 2005. С. 60.

Анализ понятийного содержания термина «баланс интересов» позволяет сформулировать его непротиворечивую дефиницию в целом. Баланс интересов — узаконенное справедливое (с учетом приоритетов) соотношение конституционно-гарантированных прав и обязанностей сторон. Механизм достижения баланса интересов предполагает оптимизацию жизнедеятельности государства, общества и личности за счет: выявления общезначимых и приоритетных интересов субъектов права; создания беспрепятственных условий для реализации потребностей и признания приоритетов субъектов права, в том числе путем дерогации; государственно-правового закрепления и конституционного гарантирования потребностей и приоритетов субъектов права. Исходя из предложенной дефиниции, представляется возможным сформулировать содержательное наполнение категории «баланс интересов в сфере обеспечения безопасности». Это государственно-нормативное закрепленное оптимальное и справедливое соотношение потребностей и приоритетов субъектов конституционно-правовых отношений при защите конституционного строя, суверенитета страны, прав и свобод граждан.

——————————————————————