Проблемы кадрового обеспечения в подразделениях органов внутренних дел областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны

(Ледовских Д. В.) («Военно-юридический журнал», 2007, N 12)

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОБЛАСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Д. В. ЛЕДОВСКИХ

Важнейшей объективной предпосылкой и необходимым условием успешного решения органами внутренних дел поставленных перед ними задач являются качественное комплектование и целенаправленная работа с кадрами. Поэтому неслучайно в нормативных документах МВД России она определяется как приоритетное направление деятельности руководителей органов внутренних дел. На протяжении всей истории работа с кадрами в органах внутренних дел рассматривалась как действенный рычаг повышения их эффективности в борьбе с преступностью и нарушениями законности и включала в себя систему отбора кандидатов на службу, оптимальную расстановку, профессиональное обучение и воспитание сотрудников в целях обеспечения нормальной работы органов милиции. В предвоенные и военные годы, в условиях утвердившейся командно-административной системы, особое значение придавалось политической благонадежности кадров, привитию им чувства убежденности в правоте своего дела, законности методов, которыми они пользовались, беспрекословности выполнения возложенных задач, преданности ВКП(б). В эти годы происходило расширение и усиление политического аппарата милиции. В августе 1937 г. были введены новые штаты политаппаратов милиции, а 15 сентября 1939 г. ЦК ВКП(б) утвердил Положение о Политическом отделе Главного управления (отдела) НКВД СССР. Политотдел ГУРКМ стал руководящим партийно-политическим органом НКВД СССР. Всю свою работу он проводил через местные политотделы, политаппараты, политруков, партийные и комсомольские организации. Все указанные звенья работали в тесном взаимодействии с территориальными партийными органами, регулярно информировали их о состоянии партийно-политической работы с сотрудниками и политико-моральном состоянии личного состава. Таким образом, кадровый состав милиции был поставлен под строгий контроль партийного аппарата с тем, чтобы он был надежным проводником политического курса ВКП(б). С началом Великой Отечественной войны состав органов внутренних дел страны в целом и рассматриваемого региона в частности в силу объективных причин претерпел значительные изменения, что в известной мере сказалось на его качественном состоянии. Военная обстановка требовала срочного принятия мер для восстановления кадров в органах внутренних дел. Одним из источников комплектования кадров для органов внутренних дел являлось перераспределение высвободившихся сотрудников оккупированных районов и направления в ОВД лиц по возрасту или состоянию здоровья негодных к строевой службе. Восстановление органов милиции и комплектование кадрами на территориях подвергавшихся оккупации происходило за счет направления в них сотрудников из тыловых областей СССР. При принятии на работу в органы внутренних дел граждане подвергались различного рода проверкам как через органы ВКП(б), так и по учетам НКВД, но на территориях, подвергавшихся оккупации, граждане подвергались специальной проверке. Так, одной из особенностей принятия на работу нового сотрудника в Управление НКВД Курской области являлось то, что допрашивались два-три свидетеля, которые давали показания о поведении и деятельности принимаемого на территории области во время оккупации немцами. Также отбиралась справка-характеристика из местного сельсовета или колхоза о социально-имущественном состоянии и поведении принимаемого в НКВД. Для полного представления о кандидате на работу сотрудники отдела кадров НКВД требовали рекомендации членов ВКП(б), но впоследствии эта практика не использовалась, так как происходила большая задержка при приеме на работу из-за незначительного количества членов ВКП(б) в районах области <1>. ——————————— <1> Архив УВД Курской области. Ф. 40. Д. 5. Л. 160 — 164 об.

При этом главным источником пополнения кадров, как и прежде, продолжали оставаться военно-учебные заведения, курсы для повышения профессиональной деятельности сотрудников милиции при УНКВД. С началом войны все военно-учебные заведения НКВД СССР произвели ускоренный выпуск слушателей и курсантов. Всего за военный период в учебных заведениях НКВД было подготовлено 18747 сотрудников милиции <2>. Преподавательский состав военно-учебных заведений отдавал все силы тому, чтобы в сокращенные сроки подготовить политически грамотных, волевых командиров и политработников, знающих военное дело. По сокращенной программе курсанты и слушатели проходили политподготовку, изучали тактику, топографию, материальную часть вооружения, воинские уставы, занимались строевой и физической подготовкой. ——————————— <2> См.: Биленко С. В. Советская милиция в защите социалистического Отечества (1941 — 1945 гг.): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1983. С. 35.

В 1941 — 1942 гг., когда боевые действия непосредственно приближались к местам расположения военно-учебных заведений НКВД СССР, была осуществлена их передислокация в тыловые районы. В последующем сразу после окончания Великой Отечественной войны военно-учебные заведения восстанавливались на прежних местах. Успехи Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны, а также забота о повышении качества подготовки офицеров обусловили перевод военно-учебных заведений на более продолжительные сроки обучения. В соответствии с Приказом НКВД СССР от 27 февраля 1943 г. военные училища Наркомата внутренних дел перешли на двухгодичные сроки обучения курсантов <3>. ——————————— <3> См.: Рожнов С. Н. Организационно-правовые основы подготовки и воспитания кадров для внутренних войск Советского государства. М., 2001. С. 27.

Помимо военно-учебных заведений с целью восполнения кадрового некомплекта по особо востребованным должностям в органах внутренних дел при управлениях НКВД создавались курсы по переподготовке сотрудников милиции. Так, например, в соответствии с распоряжением заместителя НКВД СССР Обручникова от 23 января 1942 г. N 40/уч/991, при управлениях НКВД необходимо было создать трехмесячные курсы по подготовке работников милиции на должности старшего оперуполномоченного и оперуполномоченного. На основании этого распоряжения заместителем начальника УНКВД Тамбовской области был издан Приказ от 12 февраля 1942 г. N 0015, на основании которого были созданы курсы. Сотрудникам милиции необходимо было приступить к занятиям с 20 февраля 1942 г. Учебный план предусматривал четырехчасовую подготовку ежедневно по спецдисциплинам (следствие, агентура и письменная работа, составление оперативных документов и т. п.). Занятия проводились три раза в неделю <4>. В случае невозможности создания курсов при управлениях НКВД руководство направляло сотрудников милиции для переподготовки в другие межкраевые и межобластные школы НКВД. Также обучение молодых сотрудников милиции происходило в процессе командирской учебы, за осуществлением которой строго следили руководители местных НКВД, о чем свидетельствуют ряд приказов, в соответствии с которыми, начальники районных отделов НКВД за срывы командирской учебы получали серьезные взыскания <5>. ——————————— <4> Архив УВД Тамбовской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9 Л. 27. <5> АУВД Тамбовской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9. Л. 39.

Учеба проходила с отрывом от производства, главное внимание обращалось на привитие навыков агентурно-оперативной работы, оформление оперативной документации, ознакомление с основными действующими приказами и директивами НКВД СССР, поднятие дисциплины и четкости в работе. Преподаватели — лучшие оперативные и руководящие работники УНКВД и областной прокуратуры. По окончании каждой очереди семинара специальная комиссия принимала зачеты от каждого слушателя по спецдисциплинам. Также в целях укрепления политико-морального состояния, служебной дисциплины среди личного состава и улучшения кадровой работы руководством и политотделом ГУМ НКВД СССР проводился ряд мероприятий. К наиболее действенным относилось то, что усиливалась практическая помощь периферийным органам путем выезда на места работников политотдела. Только за 1943 г. было проведено 56 выездов работников в 48 управлений и дорожных отделов. В первую очередь обеспечивались живым руководством органы милиции на территории, освобожденной от немецких захватчиков (Краснодарский край, Сталинградская, Курская, Ростовская, Орловская области, г. Харьков), причем в Краснодарский край и Курскую область выезжали дважды <6>. ——————————— <6> ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 383. Л. 11.

На завершающем этапе войны в решении кадрового вопроса большую роль сыграло служебное аттестование сотрудников, проведенное среди руководящего и оперативного состава, которое подвело итог работы каждого из них в годы войны и сыграло важную роль в укреплении морально-психологического климата личного состава. В процессе исследования автором были изучены архивные карточки сотрудников органов внутренних дел проходивших службу в период с 1943 по 1945 г. в УНКВД Курской области, что позволяет на примере статистических данных показать изменения в качественном и количественном составе Управления НКВД. Аппарат УНКВД Курской области в связи с оккупацией сократился к 1 февраля 1943 г. до 470 человек. После разделения НКВД и утверждения новых штатов УНКВД штатная численность аппаратов УНКВД стала составлять по состоянию на 1 сентября 1943 г. — 2901 человек, укомплектованность составляла — 1838 человек, некомплект составил — 1063 человека. Сложившийся некомплект восполнялся за счет индивидуального отбора, направления граждан из партийных органов и РВК. В 1944 г. в органы УНКВД Курской области было принято 739 человек. Из них в милицию — 476 человек; в тюрьмы — 75 человек; в УНКВД — 171 человек; в отдел пожарной охраны — 17 человек. Наибольшее количество сотрудников относилось к категории рядового и младшего начальствующего состава: старший милиционер, сержант милиции, надзиратель и старший надзиратель (в системе исправительно-трудовых учреждений), т. е. категория сотрудников, подверженная большей текучести. В предвоенный год в целом по стране только 17% начальствующего состава и 1,5% рядового состава имели среднее образование <7>. В кратком обзоре о качественном составе кадров территориальных и транспортных органов милиции НКВД СССР на 1 января 1944 г. приводились следующие данные: 55923 человека работающих, 50654 человека, или 90,6%, имеют низшее образование <8>. Общеобразовательный уровень и уровень профессиональной подготовки вновь принятых сотрудников милиции УНКВД Курской области был следующим: с высшим образованием — 13 человек; со средним — 247 человек; с неполным средним — 153 человека; с низшим образованием — 326 человек. ——————————— <7> См.: Порфирьев Ю. Б. Органы внутренних дел Кировской области в годы Великой Отечественной войны: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 71. <8> ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 8. Д. 71. Л. 2.

Сложившееся положение было вызвано, во-первых, тем, что во время войны мало кто задумывался о получении образования, так как все стремились попасть на фронт по достижении призывного возраста, во-вторых, лица наиболее грамотные и имеющие образование отбирались для работы в органы государственной безопасности. Также отрицательным образом на образовательном уровне сотрудников сказалась и миграция населения, так как граждане, покинувшие территорию Курской области перед оккупацией, не стремились быстро возвращаться. С целью повысить грамотность и общеобразовательный уровень вновь принятых сотрудников при УНКВД, как говорилось выше, проводились курсы по переподготовке и семинары по повышению профессиональной подготовки. Немаловажный интерес представляет общеобразовательный и профессиональный уровень начальников районных отделов (отделений) милиции, ведь именно начальники РОМ НКВД в первую очередь несли ответственность за раскрытие преступлений. От их личных и деловых качеств во многом зависело морально-психологическое состояние личного состава. Штат УНКВД Курской области данных структурных подразделений был следующим: 61 начальник РО НКВД и 1 начальник горотдела НКВД. По стажу работы в органах внутренних дел среди начальников РО НКВД: от 4 до 6 лет проработал 1 человек, от 7 лет и выше проработал 61 человек. Как мы видим, на руководящих должностях находились сотрудники, которые длительное время проработали в органах внутренних дел в военное время и знали методы и специфику работы милиции как в довоенный период, так и в тяжелые для страны годы. Однако общеобразовательный уровень начальников РО НКВД в силу сложившейся ситуации был низким. Имевших среднее образование — 3 человека; с неполным средним — 29; с низшим образованием — 30 человек. Из сотрудников РО НКВД окончили чекистские школы и курсы — 7 человек. Окончившие милицейские школы — 36 человек. Не имеющие специальной подготовки — 19 человек. Решением сложившейся проблемы занимались сотрудники отдела кадров, которые только в 1944 г. провели два совещания с начальниками РО НКВД, в ходе которых проводились трехдневные семинары по изучению действовавших нормативно-правовых актов. Также проводились аттестации сотрудников, по результатам которых некоторым начальникам РО НКВД рекомендовалось повысить свой общеобразовательный уровень и профессиональную подготовку. Подводя итог качественному и количественному составу органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что основными проблемами, с которыми сталкивались работники аппарата кадров, по формированию УНКВД, были следующие: во-первых, низкий уровень общеобразовательной подготовки вновь принятых сотрудников; во-вторых, низкий уровень профессиональной подготовки рядового и среднего начальствующего состава; в-третьих, длительное проведение спецпроверок на принимаемых сотрудников проживавших в оккупированных районах; в-четвертых, совершение сотрудниками милиции дисциплинарных проступков и преступлений.

——————————————————————