Результаты работы по борьбе с правонарушениями коррупционной направленности

(Егиев А. Л.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 7)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ <*>

А. Л. ЕГИЕВ

——————————— <*> Egiyev A. L. Results of work on fight against offenses of a corruption orientation.

Егиев Артур Левонович, военный прокурор Восточного военного округа, генерал-лейтенант юстиции.

В статье раскрыты результаты работы военной прокуратуры ВВО по надзору за исполнением законодательств о противодействии коррупции в 2012 г.

Ключевые слова: прокуроры, борьба с коррупцией, взятки, присвоения и растраты, служебные подлоги, мошенничество.

In article results of work of military prosecutor’s office of VVO on supervision of performance of legislations on corruption counteraction in 2012 are opened.

Key words: prosecutors, fight against corruption, bribes, assignments and wastes, office forgeries, fraud.

Коррупция в Вооруженных Силах не просто снижает уровень правопорядка в частях и соединениях, но негативно сказывается на их боеготовности, способности выполнять задачи по вооруженной защите государства. Она непосредственно влияет на эффективность военного управления, качество оснащения войск материально-техническими ресурсами, состояние военной техники, вооружения, оказывает крайне отрицательное, разлагающее воздействие на воинские коллективы. Очевидно, что в военной прокуратуре Восточного военного округа это приоритетное направление надзорной деятельности носит системный характер. Основные усилия сосредоточены на проведении с привлечением специалистов «сплошных» проверок законности использования бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие, в качестве премиальных и иных выплат военнослужащим, для проведения текущего и капитального ремонта на военных объектах, оплаты услуг аутсорсинговых и клининговых компаний. Постоянно в поле зрения военных прокуроров находятся воинские должностные лица, ответственные за сохранность горюче-смазочных материалов, продовольствия и других материальных ценностей. Особенно актуальна данная работа именно сейчас в условиях продолжающегося реформирования Вооруженных Сил, когда значительные средства направлены на оснащение армии новыми системами вооружения, строительство и приобретение жилья для военнослужащих, качественное улучшение их бытовых условий, переход на аутсорсинговую систему снабжения войск. В этих условиях обеспечение целевого использования выделенных ресурсов является одной из основных задач командования, соответствующих органов и должностных лиц. Вместе с тем ситуацию в данной сфере благополучной назвать нельзя. В 2012 г. военными прокурорами ВВО как самостоятельно, так и во взаимодействии с контрольно-ревизионными и правоохранительными органами выявлено свыше 1700 нарушений законодательства о противодействии коррупции. По нашему требованию более 230 виновных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Материалы прокурорских проверок послужили основанием для возбуждения 128 уголовных дел. Сумма возмещенного государству ущерба составила свыше 11 млн. руб. При этом проблемным вопросом в борьбе с коррупцией продолжает оставаться существенное снижение эффективности работы контрольно-ревизионных органов в поднадзорных войсках и учреждениях. Осуществляемая десятилетиями успешная деятельность ревизоров по выявлению хищений, утрат и недостач на протяжении последних двух лет дает серьезные сбои. При таких обстоятельствах одна из непростых, но принципиальных задач военной прокуратуры ВВО — поставить надежный заслон фактам незаконного и бесхозяйственного расходования бюджетных средств, выделенных на оборону государства. Хочу отметить, что работа военной прокуратуры не сведена к простому выявлению случаев коррупции, главная задача — не только пресекать, но прежде всего предупреждать преступления. В 2012 г. работниками военной прокуратуры ВВО вопросы предупреждения преступлений и других правонарушений среди офицеров поднимались на 12 военных советах и служебных совещаниях поднадзорных войск. Конечно, отдельно взятое ведомство победить коррупцию не в состоянии. Необходимо наступление, как говорится, по всем фронтам. Именно для этого в прошлом году проведено 5 межведомственных совещаний, на которых военной прокуратурой с участием руководителей военных следственных органов и органов федеральной безопасности Восточного военного округа выработаны дополнительные меры по выявлению и пресечению таких преступлений. Помимо этого нами осуществлено 8 совместных выездов в гарнизоны для оказания на местах практической и методической помощи в борьбе с этим злом. И как показала практика, эта работа проделана не напрасно. Преступники в погонах не стоят на месте, изобретая все новые схемы хищений. Наибольший ущерб интересам боеготовности армии наносят коррупционные преступления и правонарушения при расходовании бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного оборонного заказа. Совершенно очевидно, что отношения, складывающиеся при расходовании этих средств, имеют самый высокий коррупционный риск. Приведу несколько примеров. Руководством ОАО «Хабаровский радиотехнический завод» изготовлены документы о выполнении завышенных объемов предусмотренных государственным контрактом работ по техническому обслуживанию и ремонту зенитных самоходных установок, которые должностными лицами военного представительства подписаны без фактической проверки изложенных в них сведений. На основании этих недостоверных документов необоснованно оплачены невыполненные работы, чем государству причинен ущерб на сумму более 4 млн. руб. По результатам проверки правомочному командованию внесены представления об устранении нарушений закона, а ее материалы направлены в военные следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. По материалам другой нашей проверки уже возбуждено уголовное дело в отношении помощника генерального директора ОАО «322 авиационный ремонтный завод» по материально-техническому обеспечению, который составил фиктивные документы о выполнении заводом в рамках государственного контракта фактически не осуществлявшихся работ по замене на самолете специального агрегата, что повлекло их необоснованную оплату и причинение государству ущерба на сумму более 880 тыс. руб. К сожалению, не все воинские должностные лица, призванные представлять интересы государства при приемке оказанных аутсорсинговыми и клининговыми компаниями услуг, добросовестно исполняли возложенные на них обязанности, а некоторые, напротив, использовали предоставленные им полномочия в корыстных и иных личных целях. При этом немалые убытки казне приносят незаконные действия, связанные с оплатой невыполненных работ. К примеру, по материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела в отношении бывших начальников штаба и продовольственной службы окружного учебного центра, которыми подписаны недостоверные акты по питанию личного состава. В результате коммерческой организации необоснованно перечислено более 90 млн. руб. И такие случаи не единичны. Назову еще один из них. По результатам нашей проверки возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении исполняющего обязанности начальника военного санатория в г. Хабаровске, утвердившего недостоверные акты об оказании услуг по санитарному содержанию прилегающей к санаторию территории, которое фактически не осуществлялось. В итоге государству причинен ущерб на сумму свыше 3 млн. 800 тыс. руб. Не меньшую общественную опасность имеют хищения бюджетных средств, предназначенных для выдачи денежного довольствия, производства премиальных и иных выплат военнослужащим. Помимо чисто экономической составляющей данные преступления негативно влияют на своевременность и полноту производства указанных выплат, нагнетают социальную напряженность в армейской среде. Зачастую эти преступления совершаются командованием и финансовыми работниками. Так, военный комендант военных сообщений на железнодорожной станции «Наушки» (Республика Бурятия) получил в довольствующем органе денежные средства, причитающиеся работникам комендатуры в качестве премии по итогам работы за год, часть из которых выдал подчиненным, а остальные деньги похитил, распорядившись ими по своему усмотрению. По результатам надзорных мероприятий в отношении коменданта возбуждено уголовное дело по признакам трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере). В ходе дальнейшей работы военной прокуратурой выявлены новые эпизоды присвоения денежных средств подчиненных. Общая сумма хищений составила свыше 2 млн. 200 тыс. руб. Проверкой Главного управления МЧС России по Амурской области установлено, что в период с 2009 по 2010 г. первый заместитель начальника управления получил за подчиненного денежные средства в размере 160 тыс. руб., начисленные последнему в качестве премиальных выплат. В дальнейшем указанное должностное лицо, будучи уже начальником управления, организовало систематический незаконный сбор с подчиненных сотрудников денежных средств, которыми распоряжалось по своему усмотрению. По результатам надзорных мероприятий в отношении его возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Проверкой такого же управления по Еврейской автономной области вскрыты факты мошенничества и служебного подлога, совершенные помощником руководителя по финансово-экономической работе, которая неправомерно повторно начислила уже производившиеся ранее выплаты в различные организации на сумму свыше 270 тыс. рублей, а затем их похитила. В отношении ее по нашим материалам возбуждено и расследуется уголовное дело. Объектом преступных посягательств часто становится государственное имущество. Такие преступления в большинстве случаев совершаются должностными лицами, наделенными полномочиями по распоряжению им. Так, прокурорской проверкой вскрыты факты хищения инженером эскадрильи авиационной базы в Амурской области горючего, предназначенного для боевых самолетов. Ущерб государству составил более 10 млн. руб. Не изжиты факты нарушения конституционных прав военнослужащих должностными лицами, использующими солдатский труд в личных и корыстных целях. Логическим итогом надзорных мероприятий, в ходе которых военные прокуроры в Республике Бурятия вскрыли привлечение командиром части троих подчиненных к разведению и содержанию принадлежащего ему домашнего скота, стало возбуждение в отношении должностного лица уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Говоря о коррупции, нельзя не остановиться на взяточничестве как наиболее показательной и социально опасной ее составляющей. Всего в 2012 г. зарегистрировано 13 таких преступлений. Не прекращаются мздоимство и злоупотребления в военных комиссариатах. Например, начальник отделения отдела военного комиссариата Хабаровского края по г. Комсомольску-на-Амуре за содействие в незаконном освобождении от военной службы получил от 4 граждан взятки на общую сумму 220 тыс. руб. Уголовное дело в отношении этого должностного лица, возбужденное по результатам нашей проверки, в настоящее время рассматривается в суде. Прокурорской проверкой, проведенной в военном комиссариате Амурской области, установлено, что начальник отделения центра социального обеспечения получила деньги от подчиненных ей специалистов за установление им премий в больших по сравнению с другими работниками размерах. Есть иные примеры по военным комиссариатам других субъектов Дальнего Востока. В 2012 г. зарегистрировано более 320 преступлений в этой сфере. При этом необходимо отметить, что сегодня почти каждое шестое преступление в поднадзорных военной прокуратуре округа войсках и воинских формированиях имеет коррупционную направленность. Неотъемлемой частью борьбы с преступлениями и правонарушениями данной категории остается прокурорский надзор за соблюдением воинскими должностными лицами установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В прошлом году вскрыты факты незаконного предпринимательства, непредставления таких сведений или их представления несвоевременно или не в полном объеме. Например, начальник штаба одной из воинских частей в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал денежные средства, находящиеся на счетах в банках. По требованию военного прокурора должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Я привел лишь несколько конкретных фактов. Задумайтесь только, сколько проблем в армии можно было бы решить на похищенные у государства деньги! Обеспечить войска современным оружием, построить жилье для нуждающихся военнослужащих и членов их семей, решить другие социальные вопросы.

***

При активной позиции государственных обвинителей разного рода любители поживиться за казенный счет понесли предусмотренное законом наказание. Всего в 2012 г. за совершение преступлений коррупционной направленности осуждены 42 должностных лица поднадзорных войск и других воинских формирований, где предусмотрена военная служба. Среди них 29 офицеров, в т. ч. 19 старших. При этом почти четверть осуждены за мошенничество, пятая часть — за присвоение и растрату вверенного имущества, а остальные — за получение взятки, служебный подлог, злоупотребление и превышение должностных полномочий. Кстати, что касается штрафов. В мае 2011 г. внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление штрафа за коррупционные преступления в величине, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. В результате количество лиц, которых приговаривают к штрафу, постепенно увеличивается. И это тоже для взяточников весьма действенное наказание, способное поумерить их аппетиты и, думаю, вообще отбить желание брать взятки. К примеру, в соответствии с позицией государственного обвинителя Анадырский гарнизонный военный суд признал бывшего заместителя начальника Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области капитана 2 ранга Анатолия Росеева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 290 УК РФ (покушение на получение должностным лицом взятки в значительном размере), и приговорил его к штрафу, в 50 раз превышающему сумму взятки, т. е. 1 млн. 450 тыс. рублей. Также суд лишил его права занимать на государственной службе и в органах местного самоуправления должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и контролирующих функций, сроком на 3 года. Установлено, что в мае 2012 г. Росеев, временно исполняя обязанности начальника названной инспекции, был задержан при получении взятки в размере 29 тыс. рублей от подчиненного за общее покровительство по службе.

***

В заключение хотелось бы сказать, что военные прокуроры ВВО и в дальнейшем будут вести непримиримую борьбу с проявлениями коррупции в войсках. Важно также усилить роль контрольно-ревизионных органов, повысить уровень межведомственного взаимодействия, проводить активную пропагандистскую работу, которая должна создать атмосферу неприятия коррупции.

——————————————————————