Понятие уголовно-процессуальной оценки оперативной информации и ее значение для реализации функции уголовного преследования

(Башкатов Л. Н., Козилов Е. Н.) («Уголовное судопроизводство», 2008, N 1)

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Л. Н. БАШКАТОВ, Е. Н. КОЗИЛОВ

Башкатов Л. Н., начальник кафедры уголовного права и уголовного процесса Академии ФСБ России, заслуженный юрист РФ, доцент, кандидат юридических наук.

Козилов Е. Н., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Академии ФСБ России, кандидат юридических наук.

На рубеже XX — XXI вв. преступность превратилась в масштабную и долговременную угрозу наиболее значимым социальным ценностям российского общества и потому — безопасности Российской Федерации. Криминологические исследования последних лет наглядно демонстрируют устойчивую тенденцию криминализации наиболее важных сфер экономики страны, коррумпированности различных структур государственной власти. При этом происходит увеличение количества нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, что свидетельствует о дальнейшем укреплении организационно-тактического потенциала преступных сообществ и повышении их профессионализма в сокрытии следов своей деятельности. В этой связи особую значимость в качестве средства противодействия преступности приобретает оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов, в ходе которой создаются условия и предпосылки для реализации функции уголовного преследования, т. е. уголовно-процессуальной деятельности, направленной на раскрытие преступления и изобличение виновных в форме возбуждения и расследования уголовных дел. В содержании современной оперативно-розыскной деятельности заметное место должна занимать юридическая оценка получаемой информации с точки зрения как уголовного, так и уголовно-процессуального права. Это суждение может показаться аксиоматичным. Однако это не так. Действительно аксиоматично лишь то, что работа правоохранительных ведомств официально оценивается в первую очередь по числу и качеству фактов, имеющих юридическое значение: по раскрытым преступлениям, по направленным в суд и иные правоприменяющие структуры материалам. Но, к сожалению, средства достижения желанных целей (и соответствующих статистических показателей) понимаются не всегда в точном соответствии со смыслом уголовно-процессуального закона. Дело в том, что нередко сотрудники правоохранительных структур не вполне адекватно определяют значимость возможных юридических результатов проведенной ими оперативно-розыскной работы, не учитывают реальные уголовно-процессуальные возможности использования полученной ими информации, а иногда и пренебрегают таковыми. Случается, что правоприменители переоценивают убедительность для общества данных, добытых оперативно-розыскным путем, и стремятся приобщать к уголовным делам материалы оперативно-розыскных мероприятий без достаточной их проверки уголовно-процессуальными способами. Не менее часто происходит и другое — оценив «судебную перспективу» имеющихся оперативно-розыскных данных как весьма неясную, сотрудники без раздумий отказываются даже от попытки начать уголовное преследование, полагая, видимо, что решение этого вопроса целиком зависит от их усмотрения. Если же материалы все-таки передаются следователю, то со стороны оперативного аппарата интерес к ним обычно утрачивается и сколько-нибудь активной и инициативной поддержки следствию не оказывается. Ситуации и первого, и второго, и третьего типа объединяет одно — требования уголовно-процессуального права не рассматриваются в качестве целеполагающих для оперативно-розыскной деятельности, а сама она в глазах осуществляющих ее сотрудников настолько самодостаточна, что отнюдь не представляется служебным механизмом уголовного преследования. Указанные обстоятельства побуждают в очередной раз обратиться к вопросам взаимосвязи уголовно-процессуальной деятельности и оперативно-розыскной, показать в общих чертах правила оценки оперативно-розыскной информации, вытекающие из требований уголовно-процессуального закона. Основу всей оперативно-розыскной деятельности составляет процесс получения оперативной информации, ее проверки и оценки, принятия на ее основе решений. Это процесс развития знания о специфическом объекте познания (им является уголовное преступление) от вероятностного к достоверному, в котором существенную роль играет уголовное и уголовно-процессуальное право. Процесс познания является неотъемлемым элементом всякой юридической деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. Однако познание здесь — не самоцель, оно необходимо для принятия юридически значимых решений. Его предназначением является получение и фиксация информации, на основе которой должностными лицами оперативно-розыскных органов осуществляется оценка тех или иных событий, фактов реальной действительности, поведения граждан, действий должностных лиц, что позволяет правильно ориентироваться в реальной действительности и принимать обоснованные и квалифицированные решения. В указанном процессе роль уголовно-процессуальной оценки получаемой оперативной информации заключается в следующем. Для решения задач выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений недостаточно только лишь получить данные, указывающие на собственно факты преступной деятельности и лиц, к этому причастных. Необходимо также в процессе оперативно-розыскной деятельности создать условия для расследования этих преступлений способами уголовного судопроизводства и привлечения виновных к ответственности. Иными словами, необходимо обеспечить условия для успешного осуществления уголовного преследования, заблаговременно принять меры, в итоге которых имеющуюся и вновь получаемую оперативную информацию возможно будет использовать в уголовном процессе, не нарушая форм и процессуальных гарантий уголовного судопроизводства. Очевидно, что такие меры должны базироваться на предварительной оценке оперативных материалов с позиций уголовно-процессуального закона. Следует отметить, что уголовно-процессуальная оценка оперативной информации является достаточно условным термином, поскольку в теории это понятие в должной мере не разработано, в отличие от таких категорий, как «правовая оценка оперативной информации», «уголовно-правовая оценка», исследованию которых посвящен ряд научных трудов <1>. ——————————— <1> См., напр.: Дьяков С. В., Каряев А. А. Правовые основы регулирования оперативно-розыскной деятельности. М., 2003; Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А. С. Овчинского и В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. 367 с.; Шумилов А. Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации: Монография. М.: Изд. Шумилова И. И., 2000. 140 с. и др.

Так, научные работы, в которых рассматриваются вопросы уголовно-процессуальной оценки оперативной информации, в основном относятся к советскому периоду развития теории оперативно-розыскной деятельности. При этом практически нет специальных научных работ, в которых бы исследовалось понятие уголовно-процессуальной оценки оперативной информации, критерии и этапы ее осуществления с учетом изменившегося в последние годы оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства. В то же время большинство научных трудов ученых-процессуалистов, изучающих проблемы взаимосвязи оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса, посвящено рассмотрению вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, прежде всего в доказывании <2>. ——————————— <2> См., напр.: Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Спарк, 1996. 111 с.; Поляков М. П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002; Земскова А. В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: Дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2002; Зажицкий В. И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. 449 с. и др.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вне поля зрения ученых остаются многие вопросы, касающиеся роли уголовно-процессуальных норм для организации оперативно-розыскной деятельности и их применения при выработке и принятии управленческих решений в ходе осуществления этой деятельности в интересах уголовного судопроизводства, т. е. связанные с уголовно-процессуальной оценкой оперативной информации, критериями и этапами ее осуществления. Частично этот пробел восполнен с помощью ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, где содержатся некоторые указания насчет того, что должна представлять собой уголовно-процессуальная оценка оперативных данных. Так, например, в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд указаны требования к результатам оперативно-розыскной деятельности, представляемым в уголовный процесс, которые носят ярко выраженный процессуальный характер <3>. ——————————— <3> См.: Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, МО России от 17 апреля 2007 г. N 386/185/164/481/32/184/97/147.

Изучение материалов оперативной практики убедительно свидетельствует, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, остро нуждаются в научно обоснованных критериях уголовно-процессуальной оценки оперативной информации в интересах обеспечения условий для эффективного осуществления уголовного преследования лиц, причастных к совершению преступлений. Логика осуществления оперативно-розыскной деятельности показывает, что уже в момент получения первичной информации о признаках противоправного деяния следует определять, насколько значимы полученные оперативные данные для предстоящей уголовно-процессуальной деятельности и возможно ли их использование органами предварительного расследования в ходе уголовного преследования. В основе такой оценки лежат уголовно-процессуальные нормы, которые выполняют моделирующую роль для организации оперативно-розыскной деятельности и являются тем ориентиром, на который должны проецироваться предполагаемые результаты оперативно-розыскной деятельности. Уголовно-процессуальная оценка оперативной информации, являясь элементом правовой оценки, представляет собой предварительную юридическую оценку с позиций уголовно-процессуального закона возможности и значимости использования полученной оперативной информации для решения задач уголовного судопроизводства. Более точно уголовно-процессуальную оценку оперативной информации можно определить как процесс установления соответствия формы и содержания оперативных данных требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к источнику фактических данных, способу собирания определенного доказательства, а также относимости содержания фактических данных к предмету доказывания по уголовному делу. По содержанию уголовно-процессуальная оценка оперативной информации представляет собой мыслительный процесс, результатом которого являются выводы об относимости оперативных данных к предмету уголовного преследования и условиям его осуществления, а также о допустимости использования оперативной информации при принятии юридически значимых решений. Предназначение уголовно-процессуальной оценки оперативной информации заключается в том, чтобы заблаговременно, начиная с момента получения первичной информации, определить значимость полученных данных для предстоящей уголовно-процессуальной деятельности, спланировать способы оперативной проверки, результаты которой могут стать основой для принятий уголовно-процессуальных решений, и формы документирования оперативной информации, которые позволят ее использовать в уголовном процессе. Кроме того, уголовно-процессуальная оценка оперативной информации призвана оценить возможные направления использования полученных данных в интересах уголовного судопроизводства и избрать наиболее оптимальный момент и порядок реализации оперативной информации в интересах уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальная оценка оперативной информации не является единовременной, разовой. Она должна осуществляться постоянно, всякий раз примеряясь к вновь полученным данным. Иными словами, уголовно-процессуальная оценка оперативной информации, являясь предварительной оценкой, предшествующей принятию уголовно-процессуальных решений, происходит постоянно, на всех этапах получения оперативной информации. Представляется, что уголовно-процессуальная оценка должна производиться всякий раз сразу после уголовно-правовой оценки, так как с момента получения данных, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности, необходимо уяснить возможную перспективу их использования в уголовном процессе. До тех пор пока в содержании полученной оперативной информации не обнаружены признаки, которые могут свидетельствовать о противоправной деятельности, нет и необходимости оценивать уголовно-процессуальную перспективу их использования. Иначе говоря, уголовно-процессуальная оценка производна от уголовно-правовой оценки, обусловлена ею, следует за ней. Зависимость уголовно-процессуальной оценки от уголовно-правовой объясняется также тем, что после предварительной уголовно-правовой квалификации деяния, о котором получена оперативная информация, органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, происходит определение уголовно-процессуальной компетенции на перспективу. Оперативный работник, основываясь на итогах уголовно-правовой квалификации, определяет подследственность преступного деяния в соответствии со ст. 151 УПК РФ, что, в свою очередь, связано с определением собственной оперативно-розыскной компетенции. На содержание уголовно-процессуальной оценки непосредственно влияют особенности познания в оперативной деятельности. Необходимо отметить, что процесс познания в оперативной деятельности существенно отличается от познания в уголовном судопроизводстве, которое, как правило, носит ретроспективный характер. Уголовно-процессуальная деятельность направлена на познание обстоятельств совершения преступления, а «преступление… есть прошлое событие, оно относится к прошлому, оно уже свершилось… и как событие прошлого оно измениться уже не может» <4>. ——————————— <4> Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 323.

Иное положение в оперативно-розыскной деятельности, где познание зачастую осуществляется одновременно с совершением преступления и носит многоступенчатый характер. При этом оперативный работник непосредственно принимает меры к тому, чтобы преступная деятельность отразилась в виде материальных следов или идеальных образов в сознании людей, например в результате проведения оперативно-технических мероприятий или различного рода комбинаций, экспериментов. Таким образом, оперативный работник создает условия для отражения преступных действий в объективной действительности в интересах своевременного и обоснованного принятия решения о пресечении совершаемого преступления и последующего обнаружения этих следов-отпечатков способами уголовного процесса. В идеале именно так и должна осуществляться оперативная работа по выявлению, предупреждению и пресечению тяжких и особо тяжких преступлений, чтобы исключить наступление тяжких последствий. Например, оперативно-розыскная деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористической направленности должна строиться таким образом, чтобы преступное деяние не было доведено до конца в результате воздействия правоохранительных органов, т. е. было пресечено на стадии покушения или приготовления, и при этом были бы созданы условия для осуществления уголовного преследования террористов. Уголовно-процессуальная оценка оперативной информации включает в себя два взаимосвязанных элемента: констатирующий и перспективный. Констатирующий элемент в уголовно-процессуальной оценке оперативной информации связан с оценкой уже полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий данных с точки зрения возможности установления с их помощью обстоятельств, связанных с событием преступления. Посредством его выясняется, получены ли сведения, с помощью которых возможно установить обстоятельства, образующие собой предмет доказывания по уголовному делу, т. е. определяется относимость оперативной информации. Дело в том, что «предмет познания при оперативно-розыскном установлении обстоятельств сконцентрирован вокруг предмета доказывания, который определен УПК, однако по содержанию значительно шире, насыщен событиями, указывающими путь к получению доказательств и раскрывающими доказательственное значение фактов, документов, следов. Оперативно-розыскная информация содержит знания о причинной связи между событиями и фактами, цепь которых ведет к установлению обстоятельств преступления, круга его соучастников» <5>. Поэтому необходимо оценить содержание оперативной информации и вычленить из ее массива ту часть, на основе которой возможно получение конкретных доказательств, позволяющих установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. При этом в обязательном порядке оценивается и то, в ходе каких следственных действий эти доказательства могут быть получены. ——————————— <5> Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А. С. Овчинского и В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 59 — 60.

Кроме того, важно оценить допустимость использования полученной оперативной информации в уголовном процессе. В первую очередь речь идет о том, соответствует ли источник полученных оперативных данных требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к источнику фактических данных для каждого вида доказательства. Далее констатируется уголовно-процессуальная достаточность имеющихся данных. Она может быть обусловлена наличием сведений, указывающих на источники возможных доказательств. Немаловажное значение имеет оценка формы закрепления оперативных данных на предмет соответствия требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к способу собирания соответствующего доказательства. Так, если данные о конкретных преступных действиях получены в ходе оперативно-технических мероприятий и представляют собой аудио — или видеозапись, то важно оценить возможность и процессуальный порядок использования этих материалов для получения в рамках уголовного процесса вещественных доказательств, а в последующем — получение такого вида доказательств, как заключение эксперта. В ходе уголовно-процессуальной оценки оперативной информации также определяется возможность использования полученных оперативных данных в уголовном процессе без ущерба для оперативно-розыскной деятельности, т. е. пределы использования оперативной информации при расследовании конкретного уголовного дела. Прежде всего, это предполагает оценку условий для обеспечения конспирации проводимых мероприятий и безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, если оперативные данные будут использованы в уголовном судопроизводстве. Перспективный элемент уголовно-процессуальной оценки оперативной информации представляет собой оценку возможных (предполагаемых) результатов при планировании оперативно-розыскных мероприятий с точки зрения их значимости для предстоящего уголовного преследования. Это означает, что на этапе планирования конкретных оперативно-розыскных мероприятий необходимо позаботиться о том, чтобы предполагаемые результаты (оперативная информация) в последующем могли бы быть использованы в интересах установления события преступления и изобличения виновных лиц. Здесь уголовно-процессуальная оценка оперативной информации играет роль своеобразного направляющего вектора в выборе направлений оперативной проверки и ограничителя в определении способов ее осуществления и документирования их результатов. При таком подходе каждое оперативно-розыскное мероприятие должно не просто обеспечивать получение данных о совершаемом преступлении и лицах, к этому причастных, но и создавать условия для документирования информации в тех источниках, из которых в последующем возможно получить доказательства уголовно-процессуальными средствами. В связи с этим перспективный элемент уголовно-процессуальной оценки оперативной информации включает в себя, прежде всего, оценку предполагаемых результатов оперативно-розыскных мероприятий в качестве возможного основания для возбуждения уголовного дела и основания для производства следственных действий по получению доказательств. Правильная уголовно-процессуальная оценка оперативной информации позволяет избежать при использовании оперативных данных в уголовном процессе разглашения сведений, составляющих государственную тайну, которые не подлежат рассекречиванию. В свою очередь, решение указанных выше тактических задач создает предпосылки для реализации полученных оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела и позволяет правильно определить этот момент. Иными словами, уголовно-процессуальная оценка непосредственно связана с определением достаточности оперативных данных для начала уголовного преследования, а потому выступает необходимым элементом в механизме принятия решения о реализации оперативных материалов в интересах осуществления уголовного преследования. Значение уголовно-процессуальной оценки заключается в том, что она непосредственно связана с действиями и решениями, означающими начальный момент уголовного преследования. Ее целью является выявление и констатация юридических фактов, порождающих в силу обязательных предписаний уголовно-процессуального закона уголовно-процессуальные правоотношения. Очевидно, что уголовно-процессуальная оценка оперативной информации в зависимости от этапа оперативно-розыскной деятельности различается как по содержанию, так и по критериям, с помощью которых она осуществляется. Это связано, прежде всего, с тем, что уголовно-процессуальная оценка оперативной информации непосредственно зависит от количества источников информации, объема и качества полученных данных, а также формы, в которой они содержатся. Поэтому логично полагать, что уголовно-процессуальная оценка оперативной информации не будет одинакова по своему содержанию на различных этапах: получения и проверки оперативной информации о противоправном деянии, при реализации оперативной информации в стадии возбуждения уголовного дела, в период оперативного обеспечения предварительного расследования. Изучение материалов оперативной практики убедительно свидетельствует, что неправильная или несвоевременная уголовно-процессуальная оценка оперативной информации приводит к серьезным негативным последствиям. Например, возникает объективная невозможность представления органам предварительного расследования результатов оперативно-розыскной деятельности, что, в свою очередь, приводит к недостижению задач уголовного судопроизводства. Как правило, это связано с тем, что получение оперативной информации происходит без учета предстоящей уголовно-процессуальной перспективы и оперативные данные содержатся в таких источниках, из которых невозможно по различным причинам получить доказательства процессуальными средствами. Нередко результаты оперативно-розыскной деятельности, которые раскрывают факты преступной деятельности, в силу требований Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат рассекречиванию и, соответственно, не могут быть использованы в уголовном процессе. Либо содержание полученных оперативных материалов лишь косвенно указывает на факты противоправной деятельности (так называемые поисковые признаки) и не раскрывает уголовную противоправность деяния, т. е. не отвечает требованию относимости к предмету доказывания. Изложенное свидетельствует, что уголовно-процессуальная оценка оперативной информации призвана не только определить значимость уже полученных оперативных данных для уголовного судопроизводства, но и заложить при планировании оперативно-розыскной деятельности условия и предпосылки для возникновения и успешного развития уголовного преследования. Уголовно-процессуальная оценка оперативной информации активно влияет на процесс планирования, организации и осуществления всей оперативно-розыскной деятельности с момента получения первичной информации до момента ее прекращения. Правильная и своевременная уголовно-процессуальная оценка оперативной информации позволяет добиться того, чтобы получаемые оперативные данные не только указывали на событие преступления и лиц, его совершивших, но и содержались в таких источниках и в такой форме, чтобы процессуальным путем на их основе возможно было получить доказательства.

——————————————————————