Экстремизм не пройдет!

(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 30)

ЭКСТРЕМИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ!

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию этносов и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия. Разрастание экстремизма вынуждает государство расширять сферы действия запретов и применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.

В объятиях экстремизма

Сегодня Россия является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На территории РФ проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан), а также используются 277 языков и диалектов. Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения страны, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности <1>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими социально-экономическими преобразованиями, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма. Анализ тенденций экстремизации российского общества свидетельствует о продолжающемся воздействии со стороны внешних и внутренних деструктивных сил на распространение радикальной идеологии в молодежной среде в целях дестабилизации общественно-политической обстановки. Молодежь в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей действительности является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. По данным МВД России, на территории страны действуют более 210 неформальных молодежных объединений, в том числе экстремистской направленности, общей численностью около 16 тыс. человек. Самой многочисленной из них является группировка «скинхеды» (около 1,5 тыс. членов). Анализ статданных ГИАЦ МВД России демонстрирует динамичный рост числа преступлений экстремистской направленности. За последние 10 лет регистрация таких преступлений выросла в 4,5 раза (с 157 в 2003 году до 696 в 2012 году) (рис. 1 — 2). За I полугодие 2013 года уже зарегистрировано 468 преступлений (+19,5% к АППГ). Положительная динамика обусловлена изменениями уголовного законодательства, добавившими ряду составов преступлений соответствующие квалифицирующие признаки, а также совершенствованием правоприменительной практики <2>. ——————————— <2> Ф. 1-А ГИАЦ МВД России за 2003 — 2013 гг.

Рис. 1

Динамика преступности, связанной с организацией экстремистского сообщества

Рис. 2

Основными причинами совершения экстремистских преступлений являются отсутствие у отдельных категорий населения общественно значимых идеалов и принципов, толерантного отношения к представителям других национальностей и религий, искаженное восприятие ими понятия «патриотизм», распространение в молодежной среде нацистских идей и ценностей, правовой нигилизм, неудовлетворительное состояние профилактической работы. В общей структуре выявляемых преступлений преобладают ненасильственные формы экстремистских проявлений, доля которых составляет 62,8%. Такое соотношение можно было бы оценить как положительную тенденцию, если бы не тот факт, что размещаемые в СМИ и сети Интернет материалы зачастую являются побудительным мотивом к совершению насильственных преступлений, в том числе в отношении иностранцев. По подсчетам аналитического центра «Сова», за 2006 — 2012 годы от расистского и неонацистски мотивированного насилия погибли 407 и ранены 2771 человек. География нападений охватывает 40 регионов страны, а лидерами по количеству пострадавших остаются Москва с областью и Санкт-Петербург. Основными жертвами агрессии становятся мигранты из Средней Азии и Закавказья <3>. ——————————— <3> http://www. sova-center. ru/ racism-xenophobia/ publications. Здесь приводятся данные без учета пострадавших в республиках Северного Кавказа и жертв массовых драк.

Общедоступность, возможность анонимного размещения и ознакомления с информацией экстремистского содержания в сети Интернет расширяет аудиторию лиц, испытывающих ее негативное воздействие. Особенно активно осуществляется экстремистская деятельность в популярных в молодежной среде социальных сетях. В виртуальной среде приоритетными являются наглядные формы распространения информации — видеозаписи и графические изображения. Сегодня объемы такой информации (в 2012 году федеральный список экстремистских материалов насчитывал 1589 позиций <4>) несопоставимы с ресурсами спецслужб, что не позволяет своевременно выявлять ее и приводит к освобождению виновных от наказания в связи с истечением сроков давности. ——————————— <4> Доклад Генерального прокурора России Ю. Чайки в СФ РФ за 2012 г.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что принимаемые меры по борьбе с экстремизмом зачастую являются малоэффективными ввиду несовершенства действующего законодательства. Несмотря на положительную динамику, за 2003 — 2011 годы по ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества») УК РФ было зарегистрировано всего 129 преступлений и выявлено 174 лица, их совершивших <5>. Как показывает практика, экстремистскими сообществами признаются в основном националистические организации (скинхеды), объединения ультраправого толка («Северное братство», «ДПНИ» и др.), реже — религиозные секты («Свидетели Иеговы») и ваххабитские группировки (джамааты). ——————————— <5> Ф. 1-Г ГИАЦ МВД России за 2003 — 2011 гг.

Квалификация преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, и их последующая правовая оценка судебными инстанциями в значительной степени зависят от заключений лингвистических исследований и экспертиз. В этой сфере имеются определенные трудности — нехватка экспертных учреждений, экспертов, наличие очередей на проведение экспертиз, которые длятся месяцами. Поэтому неудивительно, что в 2012 году по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности были осуждены всего 320 человек (2011 году — 336, 2010 году — 462), из них 33 — в возрасте до 18 лет (2011 году — 70, 2010 году — 76); оправданы 9 лиц (2011 году — 10, 2010 году — 9). При этом наказание в виде реального лишения свободы назначается лишь половине осужденных экстремистов.

Наказание для экстремистов

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму. Это и является приоритетным направлением в организации борьбы с экстремизмом. Среди основных приоритетов — профилактическая работа с учетом специфики экстремизма и его региональных особенностей. Ведущая роль здесь должна принадлежать государственным и муниципальным органам власти, целенаправленная работа которых возможна только при наличии соответствующего правового обеспечения. Задача противодействия экстремизму в условиях развития технологий обработки и передачи информации приобретает особое значение. Большинство нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия экстремизму, не учитывают специфику распространения материалов экстремистского характера в сети Интернет. Отсутствие адекватной реакции на размещение таких материалов культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния. За последние два года проделана значительная работа по совершенствованию правовых основ противодействия экстремизму в России. Так, с 6 января 2013 года действует Федеральный закон от 25.12.2012 N 255-ФЗ, внесший поправки в ст. 20.3 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность не только за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики, но и за пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (официально зарегистрированная символика организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности). Сегодня вместо штрафа от 500 до 1000 руб. правонарушитель заплатит от 1000 до 2000 руб., должностное лицо — от 1000 до 4000 руб., а юрлицо — от 10000 до 50000 руб. Возможность наложения наказания в виде ареста до 15 суток осталась без изменений. При этом предмет правонарушения во всех случаях будет конфискован. Учитывая высокую степень общественной опасности экстремизма, в июне 2013 года в Госдуму РФ поступил правительственный законопроект, ужесточающий наказание по следующим статьям Уголовного кодекса РФ: — ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» предлагается увеличить размер штрафа от 100 до 300 тыс. руб., срок лишения свободы — с 3 до 4 лет; — ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» вместо существующего штрафа 100 — 500 тыс. руб. ввести «вилку» 300 — 500 тыс. руб., а срок лишения свободы увеличить вдвое — до 4 лет; — ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества» предлагается штраф 200 — 500 тыс. руб. (вместо 200 тыс.), лишение свободы на 6 лет (вместо 4 лет), принудительные работы сроком на 5 лет (вместо 4 лет). Участникам сообщества грозит штраф в 100 тыс. руб., срок лишения свободы увеличен до 4 лет, а принудительные работы — до 3 лет; — ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации» штраф увеличивается в 5 раз (до 500 тыс. руб.), срок принудительных работ — с 3 до 5 лет, а лишения свободы — в 2 раза (до 6 лет). Участников организации ожидает штраф до 300 тыс. руб., принудительные работы сроком на 3 года или лишение свободы на 4 года. В июле Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, внесенный еще в 2011 году. Согласно ему УК РФ дополнится ст. 282.3 («Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации»), предусматривающей штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб., лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет, обязательные работы до 200 часов, исправительные работы от 1 года до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет. Если эти же действия были совершены должностным лицом, то размер штрафа составит от 300 тыс. до 700 тыс. руб., срок лишения права занимать определенные должности — 5 лет, обязательных работ — от 120 до 240 часов, исправительных работ — от 1 года до 2 лет, а лишения свободы — до 6 лет. Впрочем, от наказания будут освобождаться лица, своевременно сообщившие о готовящемся преступлении или способствовавшие его пресечению. Кроме того, в ст. ст. 280 и 282 УК РФ вносится формулировка «распространение информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет», который, таким образом, будет приравниваться к СМИ. Наряду с этим вводится конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности. Законопроектом уточняются полномочия Президента, Правительства, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также предусматривается возможность создания координационного органа. Недавно Правительство РФ утвердило План мероприятий по реализации в 2013 — 2015 годах Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Документ был разработан Минрегионразвития во исполнение Указа Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Целью его принятия является координация действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики РФ. План состоит из 12 разделов и 82 пунктов, предусматривающих мероприятия, соответствующие приоритетным направлениям государственной национальной политики: обеспечение равноправия граждан, укрепление единства и духовной общности российской нации, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики и т. д. <6>. ——————————— <6> Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р.

Реализация плана мероприятий будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, развитию языкового и этнокультурного многообразия Российской Федерации, популяризации истории и культур народов России, профилактике и раннему предупреждению конфликтов в сфере межэтнических отношений.

——————————————————————