О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел

(Долгополов А. А., Белоконь А. В.) («Административное право и процесс», 2008, N 3)

О РОЛИ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А. А. ДОЛГОПОЛОВ, А. В. БЕЛОКОНЬ

Долгополов А. А., доктор юридических наук.

Белоконь А. В., ГУВД по Краснодарскому краю.

Между информацией и управлением существует прямая связь, поскольку для функционирования любой системы необходимо собрать сведения о состоянии системы и окружающей ее среды, передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки; на основе полученных результатов выработать команды управления и передать их исполнительным органам для реализации; осуществить соответствующий контроль <1>. ——————————— <1> См.: Берг А. И. Философские вопросы кибернетики. М., 1961. С. 157.

Содержание, структура и функции информационного законодательства определяются общими задачами, направлениями и принципами развития отечественного законодательства; обеспечением верховенства закона, четкой иерархической структурой, целостностью, внутренней непротиворечивостью законодательства, непротиворечивостью подзаконных актов законодательным, гласностью и общедоступностью законодательства; минимизацией новых законодательных актов; исключением дублирования и параллелизма в правовом регулировании и т. д. <2>. ——————————— <2> См.: Ильин А. В. Информация как объект правового регулирования. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М., 2004. С. 65.

Государственному управлению как особому виду социального управления в наибольшей степени присущи разветвленные сети информационных потоков, проходящих и от субъектов к объектам управления (по каналам прямой связи), и от объектов к субъектам управления (по каналам обратной связи). Неучет субъектом государственного управления хотя бы одной части информации, которая поступает или должна поступать к нему, ее недооценка и недостаточный анализ приводят к выработке неоптимальных управленческих решений и неэффективности процесса управления <3>. ——————————— <3> См.: Россинский Б. В. О предмете административного права. Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 41.

Любой процесс управления, осуществляемый в социальных системах, по своей сути является информационным процессом, связанным с получением, переработкой и передачей информации. Информация как таковая в данном случае выступает непосредственным инструментом управления. Сам же процесс управления в информационном аспекте можно рассматривать как: — восприятие системой информации о состоянии объекта управления и внешней среды; — переработка принятой информации согласно алгоритму управления в команды, соответствующие целям функционирования системы; — передача данных команд объектам внутриорганизационного управления. В самом общем понимании информация представляет собой сведения или сообщения, заключающие в себе новые данные, которые воспринимаются, перерабатываются и используются людьми для организации своей деятельности. В кибернетике и науке социального управления понятие информации тесно увязывается с двумя факторами. Во-первых, с наличием определенной системы и происходящими в ней процессами управления; во-вторых, поскольку любая система является средством решения определенных задач, информацией являются лишь те сведения, которые полезны для решения этих задач <4>. ——————————— <4> См.: Черняк Ю. Д. Информация и управление. М., 1974. С. 76; Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 24 — 37.

Использование для обработки информации средств вычислительной техники даст возможность не только сокращать время для поиска необходимых сведений, но и производить расчеты возможных отношений и относительных показателей (уровня преступности, нагрузки, географии правонарушений и пр.), а также улучшить контроль за исполнением управленческих решений <5>. ——————————— <5> См.: Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. А. П. Коренева. М., 2000. С. 123.

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему <6>. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни <7>. ——————————— <6> См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31. <7> См.: Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 39.

Управление представляет собой единый информационный процесс, так как информация есть результат деятельности органов управления и своего рода основной «ресурс» для них. Информация является основным понятием информационного обеспечения. В целом под информацией следует понимать «все то, что уменьшает степень неопределенности нашего знания в данной предметной области». Анализ результатов исследований информационного обеспечения органов управления показал, что наиболее часто в качестве критериев качества информации используются: актуальность, полнота, точность. Актуальность информации характеризуется своевременностью ее получения и использования по предназначению. Полнота отражает желание иметь весь объем необходимой полезной информации для анализа ситуации. Точность информации характеризует степень ее достоверности. Наряду с термином «информация» в информационном обеспечении практически в том же смысле используется термин «данные». В энциклопедическом определении данные — это факты и идеи, представленные в формализованном виде, пригодном для их передачи или обработки с помощью некоторого процесса. При этом форма представления данных во многом определяется особенностями и возможностями средств их обработки. Информация есть абстрактное понятие, которое выражается в форме данных, являющихся ее носителями и реальными представлениями <8>. ——————————— <8> См.: Борботько М. А. Информационное обеспечение управленческой деятельности войск. Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов // Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 85.

Информация — основа управленческой деятельности. Недаром одно из определений понятия «управление» формулируется как «обмен информацией между субъектом и объектом управления». Образно говоря, информация — хлеб управления. Академик А. И. Берг отмечал, что для функционирования любой системы необходимо: собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды; передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки; осуществить переработку этой информации с целью выработки команд управления; реализовать команды управления, т. е. передать исполнительным органам информацию, содержащую команды управления; осуществить соответствующие действия и контроль <9>. ——————————— <9> См.: Берг А. И. Философские вопросы кибернетики. М., 1961. С. 157.

Ныне информация, подобно полезным ископаемым, таким, как уголь, нефть, газ, становится одним из важнейших национальных ресурсов. По оценкам специалистов, «в конце этого столетия информационные ресурсы станут основным национальным богатством, а эффективность их промышленной эксплуатации во все большей степени будет определять экономическую мощь страны в целом» <10>. ——————————— <10> Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М., 1985. С. 7.

Информация состоит из сообщений. Сообщение — это форма представления информации. Они (сообщения) могут быть в виде речи и текста, графиков и таблиц и т. д. Лиц, заинтересованных в содержании сообщений, принято называть потребителями информации. Сообщения целенаправленно передаются от источника (создателя) информации к потребителю через информационные коммуникации <11>. ——————————— <11> Информационные технологии управления в органах внутренних дел / Под ред. В. А. Минаева. М., 1997. С. 9.

Социальная информация (как и любая другая) не может существовать сама по себе, всегда существуют источник (объект) информации, потребитель информации (информационный субъект), а также взаимосвязь между субъектом и объектом информации. Социальная информация отражает процессы, происходящие в обществе. Информация является обязательным условием для социального управления обществом, в том числе и управлением правоохранительной деятельностью. Процесс управления вообще невозможен без информации и органически связан с информационными потоками. Посредством отбора целесообразной информации, отражающей основные параметры функционирования социальной системы, осуществляется сам процесс управления обществом. Информация служит средством регуляции и саморегуляции поведения людей. Социальная информация выполняет функции обратной связи субъекта управления с объектом управления. Не во всех формах своего представления информация может быть включена в правоотношения в качестве объекта или предмета. В подавляющем большинстве случаев возникает необходимость в ее своего рода «материализации» или, говоря иначе, в объективировании, под которым понимается фиксация сведений на материальных носителях в доступной для человеческого восприятия форме с указанием на источник получения. Информационное обеспечение правоохранительных органов является адекватным отображением процесса управления подчиненными формированиями на область данных. Содержание процесса управления, а также структура органов и функции управления правоохранительных органов обусловливают облик системы информационного обеспечения и предъявляют требования к данным и формам их представления. Анализ современного состояния информационного обеспечения должностных лиц органов управления позволяет выделить следующие недостатки, непосредственно влияющие на эффективность управления подчиненными формированиями: — низкая скорость обработки данных, приводящая к тому, что отслеживание изменений текущей обстановки происходит с большим опозданием; — невозможность полного удовлетворения постоянно растущих потребностей в информации за счет увеличения численности должностных лиц органов управления; — недостаточные возможности традиционных средств автоматизации быстро осуществлять выборку необходимой части неструктурированной информации; — усложнение основной управленческой деятельности командиров (начальников) всех степеней из-за перегрузки их излишней информацией, не соответствующей кругу их задач управления; — многократное неоправданное дублирование обработки одних и тех же данных, раздробленность, разобщенность информации <12>. ——————————— <12> См.: Борботько М. А. Тенденции совершенствования информационного обеспечения органов управления. Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов // Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 78 — 79.

В процессе функционирования органа внутренних дел в нем циркулируют колоссальные источники информации различного рода. Для обеспечения эффективной деятельности органа внутренних дел вся поступающая информация должна быть классифицирована, отработана и по ней должно быть принято решение в соответствии с действующим законодательством. Классификация информации должна происходить согласно функционально-структурной организации деятельности органа внутренних дел.

——————————————————————