Общая характеристика безопасности дорожного движения

(Босхамджиева Н. А.) ("Административное право и процесс", 2013, N 9) Текст документа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Н. А. БОСХАМДЖИЕВА

Босхамджиева Наталья Антоновна, профессор ВИПК МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

От правильного понимания сути и содержания понятия безопасности дорожного движения в существенной мере зависит обеспечение безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", социально-экономические преобразования, транспортные средства, дорога.

General characteristic of road traffic safety N. A. Boskhamdzhiyeva

The providing of traffic safety depends substantially on the correct comprehension of gist and content of the concept of road traffic safety.

Key words: safety of road traffic, Federal target program "Increase of Safety of Road traffic in 2013 - 2020", social and economic transformations, vehicles, road.

В специальной юридической литературе неоднократно отмечалось, что от правильного понимания сути и содержания понятия безопасности дорожного движения в существенной мере зависит практическое участие и скоординированность действий специалистов различных направлений, что в конечном счете будет способствовать созданию эффективной концепции безопасности дорожного движения <1>. В современный период это одна из важнейших задач, имеющая существенное значение для многих ученых не только как теоретическая разработка, но и как практическая реализация мер по обеспечению безопасности дорожного движения <2>. Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", важными задачами остаются: теоретико-прикладное исследование вопросов безопасности дорожного движения, обоснование, разработка и сопровождение методов практической реализации намеченных первостепенных проблем с учетом создания или адаптации ранее созданных структур адекватно новым функциям обеспечения безопасности и нахождения ресурсов, необходимых для их выполнения <3>. -------------------------------- <1> См.: Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989; Россинский Б. В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993; Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы. Челябинск, 2007 и др. <2> См.: Дмитриев С. Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. М., 2000; Головко В. В. Учебник инспектора ГИБДД. М.: Эксмо, 2007; Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009 и др. <3> См.: Концепция Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 45. Ст. 6282.

Несмотря на повышенный интерес к указанной проблематике, а соответственно, и значительное число работ, посвященных данным вопросам, определение безопасности дорожного движения остается дискуссионным. Наряду с нормативным определением безопасности дорожного движения существует несколько научных точек зрения, которые, на наш взгляд, имеют различный характер. Как представляется, до настоящего времени среди правоведов отсутствует его однозначное понимание, что свидетельствует о продолжении дискуссии по данному вопросу. Б. В. Россинский, С. Н. Дмитриев, В. И. Майоров, В. В. Головко и другие авторы в своих трудах подчеркивают, что существование различных дефиниций понятия "безопасность дорожного движения" объясняется прежде всего тем, что в его содержании постоянно происходят изменения. Содержание безопасности дорожного движения обусловлено как конкретными историческими условиями развития самого государства, так и состоянием его теоретического осмысления и законодательного регулирования. Так, толкование рассматриваемой категории, сформулированное в конце XX в. как следствие политических и социально-экономических преобразований 90-х гг., существенно отличается от его понимания в советский период <4>. -------------------------------- <4> См.: Россинский Б. В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993; Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного движения. М.: Эксмо, 2008 и др.

Как справедливо отмечал В. В. Лукьянов, дискуссии о научности настоящего термина, разногласия относительно выработки "специфических методов исследования" проблемы содержания указанного понятия лишь усугубляют сомнения в корректности господствующих в данной сфере подходов. Исследователи, придерживающиеся того или иного научного взгляда, могут не понимать аргументации оппонента просто потому, что она (аргументация) построена в иной системе аналитических предпосылок, нормативных предписаний, используемых моделей. Проблеме обеспечения безопасности дорожного движения отечественные исследователи еще в советский период посвятили многие свои научные труды <5>. Однако кризис 80 - 90 гг. XX в. и начавшиеся социально-экономические преобразования в России дали, на наш взгляд, новый импульс к разработке исследуемой проблемы <6>. -------------------------------- <5> См., напр.: Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. М., 1970; Клинковштейн Г. И. Организация управления дорожным движением: Учебник. М., 1975; Венгеров И. А., Корнеев А. И., Лапчинский А. И. Безопасность - закон дороги. М., 1976; Немцов Ю. М., Майборода А. В. Эксплуатация качества автомобиля, регламентированная требованиями безопасности движения. М., 1977 и др. <6> См., напр.: Лукьянов В. В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 1996; Россинский Б. В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993 и др.

Анализ этих исследований свидетельствует об их ограниченном объеме, отсутствии системного подхода и координации между теми малочисленными институтами и лабораториями, работы которых в той или иной степени касались проблемы предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Вопросы, связанные с человеческим фактором, с причинами правонарушений, организационно-правовыми аспектами, как представляется, изучались недостаточно <7>. -------------------------------- <7> См.: Бахаев А. А Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 20.

В дальнейшем вопросам безопасности дорожного движения уделялось больше внимания. Формулировались иные определения безопасности дорожного движения, где в качестве общего критерия функционирования дорожного движения предлагалось использовать обеспечение его социальной, экономической и технической эффективности. Однако и это не дало положительных результатов. Полагаем, в юридической литературе отсутствовало достаточно полное определение безопасности дорожного движения, которое отражало бы его социально-экономическую и техническую сущность <8>. -------------------------------- <8> См.: Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы. Челябинск, 2007. С. 10; Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного движения. М., 2009 и др.

Полагаем, В. И. Майоров справедливо отмечает, что в настоящее время сложились относительно устойчивые представления об основных подходах к определению безопасности дорожного движения, аспекты которого следует сформулировать как: 1) научно-правовая категория; 2) правовая категория; 3) социально-правовая категория <9>. -------------------------------- <9> См., напр.: Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности в сфере дорожного движения: теоретико-прикладные проблемы: Монография. Челябинск, 2008.

Они выступают самостоятельными характеристиками безопасности дорожного движения, отражающими его специфику и свойства. Одновременно с этим они находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают друг друга. Так, социально-правовой аспект воздействует и служит основой формирования научно-правового понятия безопасности дорожного движения, последнее, в свою очередь, непосредственно создает платформу для его нормативного закрепления <10>. -------------------------------- <10> См.: Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 23.

Следует отметить, что при рассмотрении безопасности дорожного движения как научно-правовой категории это определение получило наибольшее распространение в исследованиях, посвященных проблемам общественной безопасности и безопасности дорожного движения <11>. -------------------------------- <11> См., напр.: Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. М., 1970; Жулев В. И., Митин В. П. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. М., 1979; Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности в сфере дорожного движения: теоретико-прикладные проблемы: Монография. Челябинск, 2008; Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного движения. М., 2009 и др.

Учитывая происходящие политические и социально-экономические преобразования в обществе, изменения в обеспечении безопасности дорожного движения, направленные на ее организационно-правовое совершенствование, было сформулировано концептуальное понимание безопасности дорожного движения, которое получило нормативное закрепление в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и других нормативных правовых актах, однако продолжение научной дискуссии говорит, на наш взгляд, о необходимости его дальнейшего исследования. Как верно отмечает В. И. Майоров, даже среди сторонников создания концепции безопасности дорожного движения и тех, кто готов обсуждать это понятие, имеются серьезные разногласия относительно дефиниции "безопасность дорожного движения" <12>. -------------------------------- <12> Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы. С. 11.

Например, В. В. Лукьянов, рассматривая дорожное движение и указывая на наличие не только механического, но и социального аспекта дорожного движения, предлагал понимать под дорожным движением "процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников - водителей, пешеходов и пассажиров - определяются специальными правилами" <13>. -------------------------------- <13> Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М., 1983. С. 12.

Вместе с тем Г. И. Клинковштейн и М. Б. Афанасьев понимали под ним существующую на дорогах сложную динамическую систему, представляющую собой совокупность движения пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств <14>. Интересна точка зрения И. К. Шахриманьяна, который полагал, что дорожное движение - это перемещение людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, регламентированное специальными правовыми нормами, регулируемое государственными органами, протекающее в условиях реальной опасности возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса <15>. -------------------------------- <14> См.: Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. М., 1992. С. 14. <15> См.: Шахриманьян И. К. Указ. соч. С. 36.

Полагаем, что А. А. Бахаев и другие авторы справедливо отмечают, что в различных определениях необходимо выделить наиболее важные положения: 1) проецирование механического аспекта дорожного движения не как движения транспортных средств, его цель - перемещение людей и грузов; 2) фиксация такого свойства дорожного движения, как реальная опасность его прекращения. Вместе с тем важно отметить, что упомянутые определения имеют один недостаток - они отражают лишь чисто внешние социальные и технические характеристики дорожного движения с преобладанием последних и не дают основания для вывода о существовании факторов, которые можно назвать причинами дорожно-транспортной аварийности <16>. Думается, что наиболее правильная дефиниция дорожного движения дана Р. И. Денисовым, в ней определена роль человека в дорожном движении, значимость его отношения к обеспечению безопасности дорожного движения, дорожному транспорту и дорогам. Исследуя дорожное движение как объект правового регулирования, он предложил рассматривать его как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления перевозок пассажиров и грузов по дорогам с помощью транспортных средств либо без них, а также в процессе управления условиями этого перемещения <17>. -------------------------------- <16> См.: Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 20; Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности в сфере дорожного движения: теоретико-прикладные проблемы: Монография. Челябинск, 2008; Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного движения. М., 2009 и др. <17> См.: Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1981. С. 7.

Существуют и другие определения понятия "дорожное движение", предполагающие более широкий взгляд на его сущность. Например, В. Н. Сытник и В. Н. Иванов отмечали, что "дорожное движение, трансформирующееся по мере автомобилизации общества, приобрело функцию обслуживания производств и социальных циклов в обществе (точнее, более ярко проявило ее)... роль и свойство самостоятельной отрасли в народном хозяйстве" <18>. Таким образом, авторы предлагали в качестве общего критерия функционирования дорожного движения обеспечение его социальной, экономической и технической эффективности вместо обеспечения максимального объема движения при наибольшей безопасности. Следует отметить, что, поскольку такое определение было сориентировано на исследование дорожного движения только как составной части автомобильного транспорта, минуя пешеходов и индивидуальных владельцев транспортных средств, такой подход не получил должного развития. -------------------------------- <18> См.: Иванов В. Н., Сытник В. Н. Проблемы развития общей теории управления дорожным движением // Материалы Первой научно-технической конференции стран - членов СЭВ по проблемам безопасности дорожного движения. Алма-Ата, 1977.

На законодательном уровне понятие "дорожное движение" получило свое закрепление в Федеральном законе о безопасности дорожного движения (п. 1 ч. 1 ст. 2) и Правилах дорожного движения (абз. 10 п. 1.2) <19>, которые обозначают как "совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог". -------------------------------- <19> См.: Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.

------------------------------------------------------------------

Название документа