Правовая основа страхового обеспечения пожарной безопасности (на примере Нижегородского губернского земства)

(Блейхман Э. А.) («История государства и права», 2008, N 12)

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА)

Э. А. БЛЕЙХМАН

Блейхман Э. А., доцент Международной академии наук.

Положение о взаимном земском страховании от огня <1>, изданное 7 апреля 1864 г., вводило три вида страхования: обязательное окладное, сверхокладное и добровольное. Обязательному страхованию подлежали все сельские постройки, как частные, так и общественные, находящиеся в черте крестьянской усадебной оседлости, а с особого разрешения министра внутренних дел — расположенные хотя и не в черте этой оседлости, но не далее 50 сажен от нее и, во всяком случае, в границах крестьянского надела. В губерниях, где не были введены подобные ограничения, объекты страховались независимо от расположения частных и общественных построек. Каждое строение, подлежащее обязательному страхованию, считалось застрахованным со времени его окончательного оформления в сумме страхового оклада, которая определялась единообразно на всю губернию. Либо это делалось в зависимости от того, из каких материалов сделана постройка, и от того, какое назначение она имела (жилые дома, надворные холостые постройки и т. д.) <2>. ——————————— <1> ПСЗ Российской империи. Собр. II. Т. XL. N 42467. С. 922. <2> Об этом см.: Ермолаев А. С. Современная пожарная эпидемия в России. СПб., 1910.

Добровольное страхование в России практически стало осуществляться с 1868 г. Однако дело шло с трудом. Так, за 10 лет существования в Нижегородской губернии добровольного земского страхования образовался громадный для местного управления дефицит в сумме 88999 рублей 34 и 3/4 копейки, что послужило в 1878 г. причиной прекращения добровольного страхования. В течение следующих 5 лет (с 1879 по 1884 г.) данного страхования в Нижегородской губернии не было. Однако многочисленные заявления и ходатайства частных лиц, поданные за эти годы, послужили тому, что в 1884 г. операции по добровольному страхованию были возобновлены. В 1895 г. образуется общество взаимного страхования имущества от огня в Нижнем Новгороде под председательством М. Ф. Каменского <3>. ——————————— <3> XXIX очередное Нижегородское губернское земское собрание. Н. Новгород, 1884. С. 20, 31.

Устанавливались размеры нормальных оценок для всей губернии, определялся окончательный срок взноса страховых премий, и, наконец, с целью большей гарантии вводился для страхования расчетный лист, который одновременно являлся полисом на застрахованное имущество и квитанцией об уплате страховой премии. Приводим некоторые страховые тарифы на то время. Первое подразделение — для деревянных домов, покрытых соломой, — взнос 300 копеек со 100 рублей. Второе подразделение — деревянные постройки, крытые тесом, — взнос 250 копеек со 100 рублей; полукаменные постройки, крытые тесом, — взнос 250 копеек со 100 рублей. Третье подразделение — каменные и глинобитные постройки, крытые тесом, — взнос 200 копеек со 100 рублей. Четвертое подразделение — деревянные постройки, крытые железом и черепицей, — взнос 150 копеек со 100 рублей; полукаменные постройки, крытые железом и черепицей, — взнос 150 копеек со 100 рублей; деревянные постройки, крытые соломой и глиной, — взнос 150 копеек со 100 рублей. Пятое подразделение — каменные и глинобитные постройки, крытые железом и черепицей, — взнос 125 копеек со 100 рублей; каменные и глинобитные постройки, крытые соломой и глиной, — взнос 125 копеек со 100 рублей <4>. Данное решение Нижегородского губернского земского собрания оказало большое влияние на всех страховых агентов, под их руководством оживилась и деятельность волостных и сельских старост, сборщиков страховых взносов. Но основной причиной удачи страхового дела явилась уверенность в нем людей. Первые результаты оправдали их ожидания. Так, в 1893 г. пожаров было 454, убытков — 322665 рублей 22 копейки. В 1894 г. пожаров произошло 484, убытков — 178793 руб. 45 коп. Количество пожаров увеличилось на тридцать, а убытки снизились почти вдвое <5>. ——————————— <4> Там же. С. 32. <5> Там же. С. 32 — 35.

С развитием добровольного страхования земства все более и более убеждались в том, что операции по страхованию находятся в прямой зависимости от страхового поля, от увеличения числа и уменьшения размеров, независимых между собой рисков. Высокоценные риски могли быть принимаемы земствами в добровольное страхование при условии, что их можно было бы дробить между целым рядом страховых учреждений, тем самым раскладывая тяжесть убытков на каждую страховую контору. Впервые в мае 1899 г. при Министерстве внутренних дел было созвано особое Совещание из представителей нескольких губернских управ (Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Тверской, Санкт-Петербургской) для обсуждения общих оснований, на которых следовало построить земское перестрахование <6>. Все это доказывает, что в вопросах страхования были достигнуты значительные успехи и что страховщики, сами того не ведая, начали вносить ощутимый вклад в противопожарные мероприятия в целом. Кроме добровольного страхования, в Нижегородской губернии, как и в других регионах Российского государства, действовало обязательное страхование. Казалось, что обязательное страхование должно было приносить только одну пользу. Но по причине того, что определение стоимости каждой отдельной постройки при обязательном страховании не производилось, а отдельная их оценка была очень низкой, значительно ниже, чем их реальная стоимость, страховые взносы, по сравнению с реальным возможным ущербом, оказывались очень незначительными. Суммы страховых платежей за всякого рода строения заносились в оклад платежей, причитающихся с каждого строения, и взыскивались одновременно с государственными и земскими сборами. Многие строения сельской местности возводились вопреки строительным нормам. А это вело к тому, что на улицах и переулках сельские жители нарушали элементарные правила предосторожности от огня. Застраховавшие в обязательном порядке свои строения не просто небрежно обращались с огнем, но и не обременяли себя даже тем, чтобы выполнять обязательные противопожарные постановления в части, касающейся их жилища. ——————————— <6> Государственное учреждение «Центральный архив Нижегородской области» (ГУ ЦАНО). Ф. 6. Оп. 2. Д. 28. Л. 5 — 7.

Страхование имущества от огня с самого начала своего существования стало играть большую роль в деле обеспечения пожарной безопасности. Взлеты и падения страхового дела в России зависели прежде всего от состояния деятельности акционерных страховых обществ, несогласованности их действий с операциями взаимного земского страхования, большого преувеличения страховых тарифов. Также определенную роль играл и тот факт, что не представлялось возможным проверить, в каких страховых компаниях застраховано одно и то же имущество. Все это позволяло проводить такие страхования операций, на которых наживались некоторые компании и терпели убытки другие. Законодательная база в области противопожарного страхования отсутствовала. Не было ни одной страховой компании, которая представляла бы интересы государства. Именно поэтому, получив необходимую прибыль, страховые компании исчезали одна за другой. А люди, будучи однажды обманутыми, больше не доверяли страхованию и предпочитали другими методами спасать свое имущество от огня. Противопожарное страхование хоть и было делом полезным, но так и умерло, не показав всех своих возможностей. Возродиться ему было суждено лишь с принятием Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» <7>. ——————————— <7> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; 1995. N 35. Ст. 3503; 1996. N 1. Ст. 4; N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 33 (ч. 1). Ст. 3413; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167.

——————————————————————