Незаконная миграция граждан Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации как угроза экономической безопасности

(Чирков Д. К., Балашов С. А.)

(«Миграционное право», 2008, N 2)

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УГРОЗА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Д. К. ЧИРКОВ, С. А. БАЛАШОВ

Чирков Д. К., кандидат юридических наук, доцент кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности МВД России.

Балашов С. А., преподаватель кафедры международного права и миграционной безопасности Академии экономической безопасности МВД России.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние экономической безопасности регионов, граничащих с Китайской Народной Республикой (КНР), является масштабная экспансия в миграционной и экономической сферах со стороны граждан КНР, что негативно сказывается на актуальном направлении внешней политики России на Востоке. Особенно остро это представляется вкупе с притязаниями со стороны КНР по территориальным вопросам.

Анализ миграционной обстановки в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) свидетельствует об увеличении внешней миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. Основную часть мигрантов, въезжающих на территорию округа, составляют китайские граждане, прибывающие по многократным коммерческим, рабочим и туристическим визам, а также в рамках безвизового обмена.

В 2005 г. на территорию ДФО въехало более 635,6 тыс. (8,6%) иностранных граждан и лиц без гражданства, основная доля которых приходится на территории Приморского края (61,3%) и Амурской области (16,9%). Граждане Китая составляют более 2/3 въехавших на территорию Дальневосточного федерального округа от общего числа прибывших иностранцев.

В 2006 г. на территорию Амурской области осуществлено 36658 въездов, в т. ч. около 22000, имеющих коммерческую цель, 7448 — с целью работы по найму, 3071 — с туристической целью, в 248 случаях — для проживания в РФ. По состоянию на 1 января 2006 г. в области официально зарегистрировано 7497 граждан КНР.

На территорию Хабаровского края в 2005 г. въехало по миграционным картам около 13400 граждан КНР (47,4% от общего числа въезжающих), в том числе по безвизовому туризму около 3800 человек. При этом пятью хабаровскими турфирмами принято 12000 китайских безвизовых туристов, которые попали в страну через Приморский край и Еврейскую автономную область. За 5 месяцев 2006 г. на территорию Хабаровского края въехали 3000 китайских граждан, что составило 47% от общего количества въехавших иностранных граждан (АППГ — 2300 человек), а зарегистрированы 6443 человека, т. е. в 2 раза больше, что свидетельствует о въезде китайских граждан на территорию Хабаровского края через другие субъекты Российской Федерации. Таким образом, прослеживается устойчивое среднегодовое увеличение указанных показателей на 20 — 25%. За 12 месяцев 2005 г. в ЕАО въехали 18705 граждан КНР (АППГ — 14588), из них в коммерческих целях — 5214 (АППГ — 1749), для выполнения служебных задач — 4147 (АППГ — 2580), с целью обучения — 89 (АППГ — 40), с целью трудоустройства — 3469 (АППГ — 1915), по частным делам — 984 (АППГ — 1850), в качестве безвизовых туристов — 4802 (АППГ — 6454). В 2006 г. также прослеживается положительная динамика миграционных потоков. Так, за 5 месяцев 2006 г. в ЕАО въехали 9234 гражданина КНР (АППГ — 7828), в том числе через пункты пропуска 7112 (АППГ — 5843), из них в коммерческих целях — 4641 (АППГ — 2681), по служебным делам — 924 (АППГ — 2203), для обучения — 105 (АППГ — 77), для устройства на работу — 1560 (АППГ — 1343), по частным делам — 343 (АППГ — 190), в качестве безвизовых туристов — 1653 (АППГ — 1435).

Отмечается стабильный прирост количества граждан Китая, прибывающих на территорию Камчатской области (в 2004 г. на территории региона был зарегистрирован 481 гражданин КНР, в 2005 г. — 691, с начала 2006 г. — 161 (АППГ — 105)).

Вследствие географического положения Чукотского автономного округа, а также действующего режима пограничной зоны миграционные потоки граждан КНР на территорию округа носят крайне ограниченный характер.

Во взаимодействии с органами пограничного контроля ОКПП «Хабаровск» РПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО постами иммиграционного контроля УДМ УВД Хабаровского края были пресечены попытки проникновения на территорию Российской Федерации 113 китайских граждан, из которых 19 — пытались въехать с недействительными проездными документами и 94 — с несоответствием заявленной цели пребывания (в 2004 г. было зарегистрировано 54 таких случая).

Анализ вышеизложенных статистических данных показал, что из 6100 иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ, граждане КНР составили 65%, т. е. примерно 3400 человек, что на 14,5% больше АППГ (АППГ — 3500 чел.), причем из 211 выдворенных 95 оказались гражданами КНР.

Не менее серьезную проблему в сфере экономической безопасности России представляет пребывание китайских граждан, въезжающих по коммерческим и деловым визам, дающим возможность передвигаться по всей территории России, заниматься незаконной трудовой и предпринимательской деятельностью, при этом нарушая режим регистрации.

Так, за 2005 г. из почти 15700 иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ (за нарушение режима пребывания), граждане КНР составили 50,8%, что составляет почти 8000 человек (в 2004 г. эта цифра была равна 8100). Из 485 иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ (за незаконную трудовую деятельность), граждане КНР составили 56,7%, или 275 человек (2004 г. — 264). Из 719 административно выдворенных иностранцев граждане КНР составили 314 человек, т. е. 43,7%.

Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики в рамках российско-китайских отношений сегодня затрагивают интересы всех регионов России, которые в той или иной мере связаны торгово-экономическими и иными отношениями с Китаем. Прежде всего речь идет о незаконной миграции, контрабанде сырья и валюты, браконьерстве и т. д. Некоторые виды деятельности, например производство и реализация контрафактных товаров, контрабандный импорт-экспорт, незаконные финансовые операции, неуплата налогов, деятельность «фирм-однодневок», связаны с лицами китайской национальности и китайскими компаниями, действующими на территории России.

В Амурской области наиболее криминальная ситуация сложилась в таких высокодоходных сферах, как лесозаготовка и экспорт леса, а также на потребительском рынке.

В сфере лесопромышленного комплекса, исходя из анализа информации правоохранительных органов, установлено, что российские предприниматели, используя капитал китайских граждан, не зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, скупают лес (нередко незаконно заготовленный) и с использованием фиктивных документов его экспортируют. Несовершенство российского законодательства создает наиболее благоприятные условия в этой сфере как на стадии заготовки, так и на стадии экспорта.

Несовершенство нормативных правовых механизмов в обозначенной сфере проявляется и в том, что для квалификации деяния по ст. 188 Уголовного кодекса РФ (контрабанда) применительно к лесу неценных пород (который и заготавливается в области) необходимо доказать незаконность его происхождения, что на сегодняшний день представляет определенную трудность. Вопрос лицензирования деятельности по использованию лесного фонда в новой редакции Лесного кодекса РФ не оговорен (ст. 81 исключена с 01.01.2005). При этом Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 утвержден новый Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, из которого исключена необходимость представления документов о законности происхождения товаров у декларирующего экспортную операцию лица (п. 13, «е», п. 13, «х»). Таким образом, возникает неурегулированность, пробел в действующем российском законодательстве, являющийся плодородной почвой для увеличения темпов утечки денежных средств и природных ресурсов за пределы Российской Федерации, что представляет прямую угрозу экономической безопасности страны.

Кроме того, существующее сегодня множество нормативных актов, регламентирующих деятельность в сфере лесного хозяйства, не содержит мер юридической ответственности за наиболее распространенные нарушения (в особенности за скупку незаконно вырубленного леса) и фактически способствует незаконному экспорту лесных ресурсов.

В сфере потребительского рынка высокая доходность «челночного бизнеса» привлекает в область тысячи китайских торговцев, вовлеченных в такие преступные промыслы, как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами и т. д. Товар, продаваемый китайцами, зачастую ввозится на российскую территорию контрабандным путем, с использованием схемы: «челноки — кирпичи — фонари», когда крупная партия товара предварительно дробится на несколько мелких (для удобства перемещения через границу), а затем аккумулируется вновь и оказывается на рынке. В перемещении груза участвуют как китайские, так и российские граждане. Указанные преступные схемы, как правило, являются интернациональными, что является фактором, затрудняющим их выявление и раскрытие правоохранительными органами.

Для обхода действующих нормативных ограничений реальная предпринимательская деятельность китайских граждан в ряде случаев документально оформляется как трудовые отношения с российскими коммерческими структурами, якобы привлекающими иностранную рабочую силу для выполнения работ на территории России.

На территории Хабаровского края в 2005 г. на 45% произошел рост уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, с 249 в 2004 г. до 361 в 2005 г. Гражданами КНР было совершено 28 преступлений (2004 г. — 14 преступлений). Основным видом преступлений, совершаемых гражданами КНР, являются преступления, предусмотренные ст. 222 УК РФ. Это в первую очередь связано с тем, что на рынках Хабаровского края продается большое количество ножей китайского производства, которые впоследствии признаются экспертами холодным оружием. Также в 2005 г. гражданами КНР было совершено 1 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и 1 убийство (ст. 105 УК РФ).

Основными видами преступлений, совершаемых в отношении граждан КНР, являются кражи, грабежи и разбои.

В целом на криминальную обстановку в сфере экономики в исследуемом регионе (с учетом вышеприведенных сведений) граждане КНР оказывают существенное влияние. Причем, по статистике, большую часть совершаемых ими правонарушений составляет дача взятки сотрудникам правоохранительных органов за освобождение от административной ответственности.

Анализ российско-китайских экономических отношений с учетом вышеизложенного позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Данная проблема до сегодняшнего дня не подвергалась комплексной оценке с позиции государственных интересов, поэтому в средствах массовой информации и в официальных данных государственных органов власти подается противоречивая информация, как правило, представляющая собой результат лоббистской деятельности.

2. Акцентирование внимания на так называемой «желтой угрозе» отражает односторонний подход. При всей очевидности внешних угроз интересам России со стороны Китая источник противоречий, детерминирующих преступность в данной сфере, находится внутри страны. Он выражается в нормативной неурегулированности данных правоотношений, недостаточном к ним внимании со стороны соответствующих органов государственной власти и управления.

3. Проблемы, вытекающие из правоприменительной деятельности органов государственной власти и активно обсуждающиеся в средствах массовой информации, можно разделить на три блока:

— сохраняющиеся территориальные притязания Китайской Народной Республики (КНР) к Российской Федерации;

— постоянно растущая экономическая и демографическая экспансия Китая на российскую территорию;

— совершение правонарушений с участием граждан России и Китая как на территории КНР, так и на территории РФ.

На данную проблему можно взглянуть с различных сторон. С одной стороны, это массовые расхищения китайцами стратегического сырья и материалов, совершение экологических и налоговых преступлений, нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории России и т. д. С другой стороны, имеющие место факты вымогательства взяток со стороны работников таможенных органов России, неупорядоченные проверки мест торговли и изъятия реализуемой китайцами продукции, слабая социальная защищенность прибывающих в Россию граждан КНР.

В целях развития и совершенствования двустороннего международного сотрудничества, в том числе направленного на борьбу с транснациональной преступностью, а также реализации достигнутых договоренностей необходимо:

1. Проработать вопрос ужесточения санкции за контрабандный ввоз на территорию Китая сырьевых и биологических ресурсов из России.

2. В рамках повышения наступательности и результативности мероприятий по борьбе с организованной экономической и налоговой преступностью определить конкретные предприятия — объекты оперативной заинтересованности, в том числе находящиеся под контролем ОГ и ПС, ориентировать личный состав оперативных подразделений на выявление, предупреждение и пресечение тяжких и особо тяжких составов преступлений на данных предприятиях.

3. Обратить особое внимание на комплексность подхода к решению актуальных для России и КНР задач, учитывая необходимость налаживания специальных механизмов борьбы с транснациональной преступностью.

4. Обеспечить формирование и развитие общего информационного поля при осуществлении правоохранительной функции в рамках российско-китайских отношений, что позволило бы адекватно реагировать на реально существующие угрозы экономической безопасности России и КНР.

——————————————————————