К проблеме нормативно-правового обеспечения правоприменительной деятельности в сфере обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров

(Чернова О. А.) («Российская юстиция», 2008, N 5)

К ПРОБЛЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

О. А. ЧЕРНОВА

Чернова О. А., кандидат юридических наук, доцент.

Проблема обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания российских граждан, повышения качества жизни и снижения смертности населения от пищевых отравлений, с учетом необходимости достижения стратегических ориентиров национальной продовольственной безопасности имеет выраженную степень актуализации и выдвигается в разряд первостепенных. Изученные аналитические и статистические материалы позволяют утверждать, что выявление и последующее пресечение дальнейшей реализации недоброкачественных и фальсифицированных товаров возможны только в процессе осуществления проверочных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов. Вместе с тем административно-правовой механизм обеспечения соответствия качества и безопасности пищевых продуктов установленным требованиям и защиты прав и интересов потребителей не позволяет органам контроля и надзора в полной мере осуществлять возложенные на них функции и выполнять поставленные перед ними задачи. Связано это, прежде всего, с наличием определенных проблем в нормативном обеспечении административно-юрисдикционной деятельности по рассмотрению дел о нарушении требований законодательства к качеству и безопасности продовольственных товаров. Установление порядка осуществления деятельности государственных органов и их должностных лиц по рассмотрению административных дел и применению к виновным лицам соответствующих правовых санкций относится к ведению Российской Федерации <1>. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подробно регламентирован в разделе IV КоАП РФ, система субъектов административной юрисдикции закреплена в главах 23 и 28 Кодекса. ——————————— <1> См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001. М., 2007. Статья 1.3 «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях».

Вместе с тем система государственных органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, не приведена в точное соответствие с образованной в 2004 году новой системой и структурой федеральных органов исполнительной власти. Это настоятельно требует внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе касающиеся определения подведомственности дел и пересмотра объема компетенции названных субъектов в отношении конкретных правонарушений. Обратимся к системе юрисдикционных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты потребительского рынка, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. В соответствии с требованиями гл. 23 КоАП РФ возбуждать и рассматривать дела по факту совершения данных правонарушений вправе: судьи (в том случае, если дело передано на их рассмотрение) (ст. 23.1); органы государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 23.13); органы, уполномоченные в области государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (ст. 23.18); органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14); органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 23.49). Следует отметить, что контрольно-надзорные функции, осуществляемые государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, были переданы в соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 <2> Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 227 <3> были признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 N 501, от 14.07.1997 N 866, регламентирующие правосубъектность государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в системе органов государственного надзора на потребительском рынке. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (в ред. от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945. <3> Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 227 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка» // СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1561.

В связи с упразднением Госторгинспекции и учитывая, что в Российской Федерации утверждена и функционирует действующая система органов федеральной исполнительной власти, необходимо внести соответствующие изменения в главы 23 и 28 КоАП РФ, закрепляющие систему органов административной юрисдикции. Предлагается, в частности, из главы 23 КоАП РФ ст. 23.49 «Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей» исключить; название и текст ст. 23.13 изложить в следующей редакции: «Статья 23.13. Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. 1. Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 — 6.7, частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления), статьей 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), статьей 14.2, статьями 14.4 — 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 — 4, 6 — 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; 2) заместители руководителя федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; 3) начальники и заместители начальников управлений федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; 4) начальники отделов в управлении и их заместители, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; 5) руководители и заместители руководителей управлений федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в субъектах Российской Федерации; 6) начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в субъектах Российской Федерации; 7) начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в субъектах Российской Федерации; 8) руководитель и заместители руководителя Управления федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по железнодорожному транспорту; 9) начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Управления федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по железнодорожному транспорту; 10) начальники и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов Управления федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по железнодорожному транспорту». В часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ необходимо внести следующие изменения: пункт 63 исключить; пункт 19 изложить в следующей редакции: «должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.1, 14.3, 14.10, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.26, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.19 настоящего Кодекса». Определенные изменения должны быть внесены также в Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 <4>, устанавливающее круг государственных органов, уполномоченных на осуществление функций по государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 123.

Привести свои акты в соответствие с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 <5> Правительству Российской Федерации было поручено еще в 2004 году, однако до сих пор соответствующие изменения внесены не были. Ввиду этого предлагается из части 1 Постановления пункты «г» и «д» исключить; в пункте «а» слова «органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы» заменить словами «органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка»; фразу «условий и качества питания населения» дополнить словами «государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания»; в пункте «в» слова «Государственным комитетом по стандартизации и метрологии и его территориальными органами» заменить словами «государственным органом по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами», далее по тексту. ——————————— <5> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (в ред. от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

На наш взгляд, дальнейшее развитие и совершенствование административно-процессуального законодательства по вопросам осуществления юрисдикционной деятельности позволит не только повысить ее эффективность, но и будет способствовать решению более общей проблемы обеспечения качества и безопасности отечественных и импортных товаров.

——————————————————————