Деятельность правоохранительных органов советского государства по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в послевоенный период

(Дынько А. П.) («Общество и право», 2008, N 2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

А. П. ДЫНЬКО

Дынько Алексей Петрович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

В послевоенный период работа по предупреждению преступности среди несовершеннолетних по-прежнему возлагалась прежде всего на органы внутренних дел на основе тех структурных подразделений и методических указаний, которые сложились в завершающий период войны. Вместе с тем происходило текущее обновление нормативно-правовых актов, а также осуществлялся контроль за ранее принятыми решениями, что и находило отражение в соответствующих документах. В этом смысле можно отметить Приказ народного комиссара внутренних дел N 274 от 26 июня 1945 г. «С объявлением Положения о детских приемниках-распределителях НКВД» <1>. В отличие от ранее действовавшего Положения, утвержденного Приказом НКВД СССР N 392 от 7 июля 1942 г., в этом документе все вопросы, включая управление приемниками-распределителями, порядок приема детей, воспитательная работа, режим и внутренний распорядок, штатное расписание и другие были отрегулированы значительно подробнее и с учетом происшедших изменений в обществе. Большое внимание уделено вопросам учета детей и отчетности деятельности приемников-распределителей. Кроме того, предусматривалось создание попечительских советов. ——————————— <1> Приказ народного комиссара внутренних дел N 274 от 26 июня 1945 г. «С объявлением Положения о детских приемниках-распределителях НКВД» // ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 108. Д. 332. Л. 240 — 241.

Так, в Армавирском приемнике-распределителе осенью 1945 г. был создан такой совет с участием колхоза им. Чкалова, хлебозавода, спецторга, пивзавода, дистанции связи <1>. Там же, в Армавире, в этот период немало внимания уделялось наведению порядка в детских учреждениях. Так, в архивных материалах приводится пример, когда в Доме ребенка деньги, предназначенные для подарков детям погибших в годы войны, были использованы не по назначению <2>. ——————————— <1> ЦДНИКК. Ф. 15. Армавирский ГК КПСС. Оп. 1. Д. 509. Докладные записки по проверке прокуратуры, судов, детских домов, дошкольных учреждений и торгующих организаций. Л. 50. <2> Там же. Л. 68.

Непосредственно после войны внимание обращалось на необходимость возвращения детей из эвакуации. В этом деле имелись недостатки. Об этом свидетельствует, в частности, распоряжение народного комиссара внутренних дел СССР N 12 от 29 января 1946 г. «О проверке в детских приемниках-распределителях НКВД документов о передаче детей родным и в детские дома, а также расходных документов, представляемых эвакуаторами по перевозке детей» <1>. Здесь приводился пример по Новосибирскому приемнику-распределителю и указывалось, в частности, что «некоторые эвакуаторы вместо того, чтобы сдавать детей родным или в детские дома, бросали их в пути следования на произвол судьбы, составляли фиктивные документы о сдаче-передаче их, присваивая деньги и рейсовые продовольственные карточки. Виновные привлечены к уголовной ответственности». Соответственно, предписывалось ужесточить контроль за этими вопросами. ——————————— <1> Распоряжение народного комиссара внутренних дел СССР N 12 от 29 января 1946 г. «О проверке в детских приемниках-распределителях НКВД документов о передаче детей родным и в детские дома, а также расходных документов, представляемых эвакуаторами по перевозке детей» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 216. Л. 20.

14 февраля 1946 г. была издана Директива народного комиссара внутренних дел N 37 «Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью» <1>. Здесь по результатам проверки данной работы в органах НКВД Молдавской ССР, Брянской, Тамбовской, Омской и Куйбышевской областей были вскрыты недостатки и указывалось на необходимость принятия мер по их устранению. В частности, отмечалось, что отделы по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью не ведут систематической работы по выявлению, изъятию и устройству беспризорных и безнадзорных детей, выявлению и анализу причин совершения правонарушений несовершеннолетними, в ряде детских колоний имеют место случаи грубого обращения с воспитанниками со стороны обслуживающего персонала и неудовлетворительно организованное бытовое обслуживание, в результате не все воспитанники выпускаются из трудовых колоний приспособленными к самостоятельной жизни. ——————————— <1> Директива народного комиссара внутренних дел N 37 от 14 февраля 1946 г. «Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 214. Л. 25 — 26.

По этой Директиве в детских колониях производственных мастеров из числа взрослых заключенных надлежало повсеместно заменить вольнонаемным составом. В последнем пункте Приказа (N 13) народный комиссар внутренних дел СССР Круглов предписал: «Народным комиссарам внутренних дел республик, начальникам УНКВД краев и областей лично заниматься вопросами борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью как одним из важных участков работы органов НКВД». Был принят ряд других правовых актов, преимущественно ведомственного (НКВД СССР) характера <1>. ——————————— <1> См., например: Директива Министра внутренних дел СССР N 129 от 23 мая 1946 г. «О мероприятиях по предупреждению преступлений со стороны воспитанников детских трудовых и трудовых воспитательных колоний» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 214. Л. 179 — 179 об.); Директива Министра внутренних дел СССР N 41 от 5 марта 1947 г. «О мероприятиях по улучшению связи детских колоний МВД с родителями воспитанников» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 257. Л. 62 — 63); Приказ Министра внутренних дел СССР N 155 от 25 апреля 1947 г. «О мероприятиях по выполнению Постановления Совета министров СССР «Об улучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 243. Л. 9 — 9 об.); распоряжение Министра внутренних дел СССР N 568 от 9 сентября 1947 г. «Об отборе подростков из трудовых воспитательных колоний и приемников-распределителей и передачу их в школы ФЗО и специальные ремесленные училища» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 254. Л. 100); Директива Министра внутренних дел СССР N 119 от 27 ноября 1947 г. «Об условно-досрочном освобождении из детских трудовых колоний» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 835. Л. 358 — 359); распоряжение Министра внутренних дел СССР N 764 от 2 декабря 1947 г. «О соцсоревновании в детских колониях МВД» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 256. Л. 37); Приказ Министра внутренних дел СССР N 0243 от 11 апреля 1951 г. «Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т. 2. Л. 12 — 12 об.); Приказ Министра внутренних дел СССР N 485 от 7 мая 1952 г. «С объявлением Постановления Совета министров СССР от 8 апреля 1952 г. «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т. 2. Л. 5 — 10) и др.

Значительное внимание в послевоенный период государство уделяло организации воспитательной работы среди несовершеннолетних в учебных заведениях. Об этом свидетельствуют, в частности, архивные материалы. Так, в 1948 г. Краснодарский ГК ВКП(б) проверял состояние политико-воспитательной работы в учебных заведениях города. При этом акцент был сделан на профессиональных училищах, которых в городе было шесть. В справке от 20 января 1948 г. приводились и положительные, и отрицательные оценки. Указывалось, в частности, что в учебных заведениях имеется художественная самодеятельность, ежедневно проводятся политинформации, выпускается стенгазета, организуются коллективные читки, беседы о героях, достижениях науки и техники <1>. Вместе с тем, например, в ФЗУ N 4 «многие учащиеся имеют неряшливый вид, обедают с грязными руками, в головных уборах, не здороваются со старшими. Нет единого фронта за соблюдение дисциплины учащимися, например, мастера считают, что их основная работа — это обучение, а воспитание — дело только воспитателей», в ФЗУ N 2 «со стороны учащихся наблюдаются случаи воровства имущества друг у друга, нерадивое отношение к социалистическому имуществу… учащиеся часто предоставлены сами себе, уходят в город без разрешения воспитателей, часто самовольно уезжают в станицы и не бывают по 2-3 дня в училище», в ФЗУ N 6 «отсутствует внешкольная работа… Ничем не занятые учащиеся бесцельно бродят по городу или просиживают в общежитии на ступеньках парадных… есть факты дезертирства и воровства, несколько учащихся осуждены за воровство» <2>. Архивы показывают, что политико-воспитательная работа была недостаточно эффективной. ——————————— <1> ЦДНИКК. Ф. 1072. Краснодарский крайком КПСС. Оп. 2. Д. 396. Отчеты и докладные записки о работе отделов кадров и состоянии политико-воспитательной работы в учебных заведениях и предприятиях города за 1947 — 1957 гг. Л. 114. <2> ЦДНИКК. Ф. 1072. Краснодарский крайком КПСС. Оп. 2. Д. 396. Отчеты и докладные записки о работе отделов кадров и состоянии политико-воспитательной работы в учебных заведениях и предприятиях города за 1947 — 1957 гг. Л. 114. Л. 114 — 116.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в ФЗУ (позже переименованные в ПТУ) и тогда, и в последующие годы, и сейчас поступали и поступают не лучшие представители молодежи, и указанные выше недостатки и нарушения со стороны учащихся с тех пор мало изменились. В школах положение дел обстояло несколько лучше, причем обращает на себя внимание довольно активное развитие в них художественной самодеятельности. Так, при проверке одной из школ г. Новороссийска к учебному году в 1948 г. отмечалось, что в школе имеется струнный оркестр из 14 инструментов, проводятся вечера самодеятельности, готовится пьеса «Товарищи», номера по декламации стихов; вместе с тем указывалось на слабое развитие спортивной работы <1>. В целом, как видно, в этот период государство не ослабляло контроль за деятельностью детских учреждений. ——————————— <1> ЦДНИКК. Ф. 821. Новороссийский ГК КПСС. Оп. 1. Д. 963. Докладные записки и справки о работе партийных организаций и учебных заведений. Л. 1 — 9.

Все более важное место в профилактике преступности среди несовершеннолетних отводилось пенитенциарным учреждениям. Так, в первой половине 1950-х гг. начинается реорганизация детских закрытых учреждений в структуре МВД СССР. Ее завершением становится новое Положение о детских трудовых колониях, принятое в июле 1956 г. Изменением предшествующей практики работы учреждений становится более широкое, чем раньше, привлечение общественности в процесс перевоспитания осужденных несовершеннолетних, создание попечительских советов при каждой колонии. Существенным фактором становится возможность установления шефской помощи над колонией со стороны государственных и общественных организаций. Сокращается продолжительность рабочего дня для колонистов и в целом наступает качественно новый этап в проведении государственной политики по отношению к подросткам-преступникам, содержащимся в закрытых учреждениях. При этом, начиная с 1950 г. происходили неоднократные ведомственные реорганизации детских пенитенциарных учреждений страны. Приказом МВД СССР N 0883 от 26 декабря 1950 г. Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ) переименовывается в Отдел детских колоний (ОДК МВД СССР), штат которого был определен в 94 человека. Реально в нем работало только 90. В апреле 1953 г. Отдел трудовых колоний передается в ведение Министерства юстиции СССР и подчиняется ГУЛАГу, в составе которого создается Управление детских колоний, переименованное с марта 1954 г. в Отдел детских трудовых и воспитательных колоний МВД СССР. В 1956 г. изменяются методы руководства колониями для несовершеннолетних. Создание учебно-воспитательных советов в них свидетельствует о внедрении демократических принципов управления. В состав совета входили как работники детской трудовой колонии, так и представители общественности. Совет обладал широкими полномочиями, среди которых было вынесение решения о досрочном освобождении колониста или о снижении для него срока наказания. По своей организации и функциям учебно-воспитательный совет напоминал организацию управления в школах ФЗУ Наркомата юстиции, действовавших в первой половине 1930-х гг., когда начальник школы принимал решения во взаимодействии с педагогическим советом. Формой самоуправления для колонистов становится совет воспитанников, руководимый начальником колонии. Указанный факт характеризует усиление воспитательных функций детских пенитенциарных учреждений НКВД-МВД СССР, что нашло отражение в организации управления в них.

——————————————————————