Корыстная преступность как одна из современных угроз безопасности российского общества

(Ситковский А. Л.) («Российский следователь», 2008, N 13)

КОРЫСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

А. Л. СИТКОВСКИЙ

Ситковский А. Л., заместитель начальника ВНИИ МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

В условиях формирования правового государства и свободного гражданского общества приоритетное значение приобретает создание надежного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, что определяет основные направления деятельности органов внутренних дел на современном этапе. Наличие данного обстоятельства позволяет говорить о том, что приоритетным направлением деятельности милиции является обеспечение безопасности населения. Ретроспективный анализ проблемы обеспечения безопасности свидетельствует о том, что впервые понятие «национальная безопасность» как безопасность личности, общества и господства появилось в постсоветское время. Термин «безопасность» в условиях Советского Союза был предан забвению и почти 70 лет не упоминался даже в энциклопедических словарях <1>. К проблемам безопасности личности наука обратилась лишь в 80-е годы прошлого столетия. ——————————— <1> См.: Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 1996. С. 14, 15.

Временем бурного развития правовой основы обеспечения национальной безопасности стали 90-е годы XX в. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями, разработана и официально принята Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента России в декабре 1997 г. На практике выяснилось, что некоторые положения документа нуждаются в корректировке, после чего новая редакция Концепции была утверждена Указом Президента в январе 2000 г. В последние годы в России развернулась активная работа по теоретическому обоснованию концептуальных проблем обеспечения национальной, в том числе криминологической, безопасности <2>. Понятие «безопасность» предполагает «состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз», в том числе защиту от любых противоправных посягательств. При этом особое внимание уделяется защите всех форм собственности, что обусловлено широкой распространенностью и абсолютным преобладанием преступных посягательств корыстного характера в общей структуре зарегистрированной преступности в России. ——————————— <2> См.: Прудников А. С. Безопасность личности и ее соотношение с другими правовыми категориями // Закон и право. 1999. N 3. С. 42 — 44; Акимов А. В. Состояние населения России и национальная безопасность // Информация и безопасность: Сборник. М.: Восточный университет, 2000. С. 70 — 89; Возженников А. В. Национальная безопасность: теория, практика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000; Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России: Материалы научно-практической конференции (17 — 18 октября 2000 г. Смоленск). Москва — Смоленск: ЮИ МВД России, 2001; Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003; Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 22.

Следует заметить, что развитие и утверждение в России рыночных отношений было своеобразным. Был избран именно такой вид преобразования российского общества, как «обвальный переход к рынку», который, как уже неоднократно подтверждала история — и отечественная, и зарубежная, — сопровождается кризисными явлениями в экономике, политике, идеологии, социальных вопросах, обязательно интенсификацией посягательств на собственность <3>. ——————————— <3> См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю.н., проф. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 552.

В ходе такого вида преобразования «на обочине оказались проблемы социальные, нравственные, связанные с формированием уважения к чужому имуществу, равного уважения прав всех собственников, касающиеся осознания необходимости решения возникающих проблем в рамках закона» <4>. ——————————— <4> Явлинский Г. А. Экономика России: наследство и возможности. М., 1995. С. 90 — 91.

Поскольку общеуголовная корыстная преступность органически связана с характеристикой социально-экономической системы (формации), а сущность любой формации составляют отношения собственности, то рассматриваемый вид преступности генетически связан соответственно с определенной системой отношений собственности. Именно поэтому рост преступности преимущественно за счет корыстной ее части можно рассматривать как закономерное явление при смене общественного строя и развитии рыночных отношений. Изменения в социально-экономической системе общества и государства, процесс приватизации, с одной стороны, обусловили обвальную смену формы собственности. С другой стороны, существенно расширили круг собственников. Приватизация началась еще до того, как были выработаны необходимые правовые, экономические и иные предпосылки для формирования законной и социально ориентированной процедуры ее осуществления. Не было сделано почти ничего для обеспечения сохранности имущества новых владельцев. При проведении либеральных реформ с большим опозданием формировались новые экономический и правовой механизмы. Таким образом, на состоянии экономики России существенно сказались прежде всего криминогенные аспекты приватизации и либерализации экономики России начального периода реформ. В связи с увеличением числа собственников, у которых возрастает объем ценного имущества, увеличилось и количество корыстных преступлений. Наряду с кражами, мошенничеством, грабежами и иными посягательствами на чужое имущество растут преступления, посягающие на права собственников по пользованию и распоряжению имуществом. Собственника имущества под угрозой насильственных действий или шантажа вынуждают уступать часть своих прав в пользу других лиц. Это стало одним из основных путей формирования экономики криминального типа. Однако в современных условиях корыстная преступность приобрела характер и масштабы национальной опасности Российской Федерации. В современном понимании общеуголовная корыстная преступность представляет собой совокупность преступлений против собственности, которые совершаются в формах прямого, очевидно незаконного завладения чужим имуществом «по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет этого имущества, причем без использования субъектами своего положения» <5>. ——————————— <5> Растегаев А. А. Анализ общеуголовной корыстной преступности // Методика анализа преступности. М., 1986. С. 59.

Изучение динамики самого распространенного вида корыстных преступлений — краж свидетельствует о значительном росте данного вида преступлений за последние пять лет. Наличие данного обстоятельства может быть обусловлено несколькими факторами: с одной стороны, общим повышением благосостояния населения и общества в целом, а с другой — реализацией уголовной политики, направленной на усиление учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел и снижение латентности преступлений, имеющих корыстную мотивацию. К общеуголовным корыстным преступлениям традиционно относятся следующие преступления, предусмотренные статьями УК РФ: кража (ст. 158); мошенничество (ст. 159); грабеж (ст. 161); разбой (ст. 162); вымогательство (ст. 163). Указанные пять видов общеуголовных корыстных преступлений составляют почти 90% всей зарегистрированной преступности против собственности. Для сравнения: в 1997 — 2003 гг. удельный вес пяти выделенных корыстных общеуголовных преступлений в общем числе зарегистрированных в России составлял более половины и колебался в пределах 53 — 59,5%. А с 2003 по 2007 г. наблюдается тенденция интенсивного прироста удельного веса изучаемой группы преступлений. Изучение динамики количества краж, зарегистрированных в России, позволяет сделать вывод о его неуклонном росте и увеличении количества приостановленных уголовных дел, возбужденных по ст. 158 УК РФ (по большинству из них лица, виновные в совершении преступления, не установлены). Наличие вышеуказанных обстоятельств не позволяет решить главные задачи, закрепленные в УК РФ, а именно охраны прав и свобод, граждан и юридических лиц и восстановления социальной справедливости.

Рис. 1. Динамика краж, совершенных в России с 1997 по 2007 г.

Рисунок не приводится.

О неудовлетворительных результатах работы по раскрытию и расследованию краж, а также профилактической деятельности свидетельствует и имеющаяся тенденция значительного сокращения количества выявленных лиц, совершивших кражи (начиная с 1999 г.), на фоне общего роста зарегистрированных преступлений указанной группы. Следует заметить, что число выявленных лиц, совершивших корыстные общеуголовные преступления, составляло в конце XX в. 45 — 49% от числа всех выявленных преступников, в начале же XXI в. их удельный вес стал менее 40%. Данные процессы происходили на фоне: во-первых, существенного снижения общего числа уголовных дел о зарегистрированных преступлениях, расследовавшихся и завершенных производством в течение года <6>; во-вторых, изменения соотношения разных видов преступлений, совершавшихся выявлявшимися преступниками, вину которых удавалось доказать в условиях действия нового УПК РФ. ——————————— <6> Взаимосвязь между выявленными лицами и раскрытием и расследованием преступлений криминологами установлена давно.

Второе место по распространенности среди общеуголовных корыстных преступлений занимают грабежи и разбои. Так, с 1997 по 2005 г. отмечался интенсивный рост числа зарегистрированных грабежей и разбоев. При этом число выявленных лиц, совершивших указанные группы преступлений, имело тенденцию к незначительному росту, а начиная с 2006 г. — вообще к снижению.

Рис. 2. Динамика грабежей, совершенных в России с 1997 по 2007 г.

Рисунок не приводится.

Рис. 3. Динамика разбойных нападений, совершенных в России с 1997 по 2007 г.

Рисунок не приводится.

По мнению известного криминолога В. П. Ревина, «существовавшие прежде (во многом формальные) идеологические конструкции были отброшены как ненужные в новых условиях реформируемой России» <7>. Корыстные мотивы в последние годы все в большей степени оказывают влияние на духовный мир людей. Деформация нравственных устоев ведет к расширению масштабов и дальнейшей профессионализации корыстной и экономической, организованной форм преступности со специализацией на разработку и совершение замаскированных, изощренных и крупных хищений, вымогательств, криминального передела собственности, похищения людей, заказных убийств и т. п. ——————————— <7> См.: Ревин В. П. Преступность в России в контексте социально-экономических реформ. М., 2007 // СПС «КонсультантПлюс».

грабежи кражи 35,23% иные виды 26,69% преступлений 24,72% преступления, разбои причинение связанные с 4,62% тяжкого наркотиками хули — вреда 4,15% ганство здоровью 2,41% изнаси — 1,59% убийства лования 0,39% 0,18%

Рис. 4. Структура криминальной виктимизации в 2007 г.

Ухудшение материального положения и социальных условий жизни значительной части граждан в ходе реформ серьезно сказывается на состоянии и структуре преступности. Социальные изменения порождены имущественным расслоением населения. Дифференциация населения порождает достаточно активное вовлечение в преступность неустроенной в жизни молодежи. Расслоение населения по доходам ведет также к усилению социальных антагонизмов, а совершение экономических преступлений и корыстных посягательств характеризуется бесцельной агрессией, иррациональной мотивацией. Высокий уровень организованности современных корыстных преступников, их связь с отдельными представителями властных структур негативно влияют, а подчас и нейтрализуют социальный контроль за преступностью. Преступные организации стремятся легализовать свою деятельность, придать ей легитимный характер. Они создают или приобретают официальные коммерческие структуры, которые используют для отмывания денег, добытых преступным путем. Это относится прежде всего к приватизированным предприятиям торговли, коммерческим банкам, риелторским фирмам, автомобильным сервисным центрам и др. Указанные тенденции будут оказывать серьезное влияние на экономическую ситуацию, порождать новые, ранее неизвестные и недоступные в силу своей сложности и масштабности преступления, а также преступления, требующие высокой организации при выполнении преступного замысла. В корыстно-насильственной преступности наметилась совершенно определенная линия на сращивание с экономической преступностью. Формирование криминальных и полукриминальных структур вокруг производственных, коммерческих и иных бизнес-структур будет еще долго сопровождаться самыми разнообразными насильственными действиями — поджогами, взрывами, убийствами должностных лиц конкурирующих фирм, банков, нападениями на сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, объективная оценка характера и масштабов угроз, которые несет в себе корыстная преступность в России, основанная на анализе только отдельных наиболее распространенных видов корыстных преступлений, делает необходимым поиск и внедрение качественно новых средств борьбы с этим чрезвычайно опасным явлением. В связи с этим, по мнению ведущих криминологов, нуждается в существенной переоценке и корректировке государственная стратегия борьбы с корыстной преступностью, в том числе ее организованными формами <8>. ——————————— <8> См.: Номоконов В. А. Особенности политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией в России // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. С. 31.

Определение стратегии предупреждения преступлений органами внутренних дел связано с необходимостью переосмысления формировавшихся веками взглядов на преступность и систему ее превенции. Вышеуказанные обстоятельства обусловлены самой преступностью, ее очевидными качественными отличиями от традиционных в своей совокупности характеристик предшествующих эпох. Большинство людей в современном мире беспокоится за свою безопасность от новых криминальных угроз и обоснованно требует от правоохранительных сил принятия адекватных мер социальной защиты <9>. Решение этих проблем в основном определяет направленность формирования новой стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел. ——————————— <9> См.: Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 21.

По мнению известного криминолога С. Я. Лебедева, «такая стратегия, безусловно, должна отвечать основам государственной политики в сфере контроля над преступностью в новых условиях развития России. Данная политика должна быть основана на коллективном разуме и коллективной воле государства, которые призваны сформировать новую, отвечающую духу времени, эффективную систему предупреждения» <10>. ——————————— <10> Там же. С. 22.

Одним из критериев применительно к оценке защищенности общества от преступности в целом и корыстной в частности, имеющим универсальный, но до сих пор неофициальный характер, является общественное мнение. Безусловно, одного общественного мнения недостаточно для профессиональной оценки эффективности антикриминальной деятельности милиции. Тем не менее оно весьма ярко свидетельствует о социальном спокойствии нации, которое, в свою очередь, во многом зависит от состояния преступности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на реализацию принятого 30 декабря 2007 г. Приказа МВД России N 1246 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД РФ на основе использования вневедомственных источников социологической информации». Это один из первых нормативных актов, определяющий основные понятия и порядок организации работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, основанного не на статистических источниках, которые крайне недостаточно и неполно отражали характеристики и состояние организованной преступности, а на основе использования вневедомственных источников социологической информации. Предусматривается, что аналитический отчет будет содержать: — анализ состояния защищенности граждан от противоправных посягательств; — анализ социальных рисков и опасений граждан; — анализ уровня виктимности населения по различным видам преступлений; — характеристику взаимоотношений органов внутренних дел Российской Федерации с потерпевшими и заявителями (оперативность реагирования на заявления, сообщения граждан о преступлениях и происшествиях); — оценку эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению защищенности граждан от противоправных посягательств, исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг; — анализ воздействия средств массовой информации и личного опыта граждан на характер оценки качества работы органов внутренних дел Российской Федерации. Представляется, что реализация вышеуказанного Приказа позволит не только получить максимально полное мнение населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, но и определить действительно приоритетные направления деятельности государства в целом и такого специализированного субъекта, как органы внутренних дел, в частности в вопросах противодействия корыстной преступности в современных условиях. Таким образом, одна из идей, реализация которой, на наш взгляд, может дать толчок к необходимому обновлению концептуальных подходов и практических решений в той сфере, о которой идет речь, состоит в «принятии на вооружение» в качестве теоретической модели и практического руководства понятия «виктимологическое обеспечение безопасности граждан». Безусловно, деятельность по обеспечению виктимологической безопасности не может быть замкнута только на тех государственных органах и структурах, которым непосредственно поручено заниматься борьбой с преступностью и предупреждением правонарушений, а также охраной прав человека. Необходимы усилия всего государства и общества. Вместе с тем основой данной деятельности должно стать комплексное использование органами внутренних дел возможностей виктимологической профилактики в совокупности с иными ситуационными предупредительными мерами, ориентированными в первую очередь на конкретную личность, что, несомненно, будет способствовать снижению уровня корыстной преступности, а следовательно — и обеспечению безопасности населения России.

——————————————————————