Новое в регулировании движения по автодорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы

(Вайпан В. А.)

(«Право и экономика», 2008, N 7)

НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДВИЖЕНИЯ ПО АВТОДОРОГАМ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ОПАСНЫЕ, ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ И (ИЛИ)

КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ГРУЗЫ

В. А. ВАЙПАН

Вайпан Виктор Алексеевич, управляющий партнер Консалтинговой группы «Юстицинформ», руководитель Сектора научных договорных работ юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журналов «Право и экономика» и «Вестник Арбитражного суда города Москвы», ответственный секретарь Собрания действующего законодательства г. Москвы, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы. Специалист по гражданскому законодательству, сделкам по купле-продаже бизнеса.

Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи и транспорта. В качестве эксперта или руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах.

Автор (соавтор) более 90 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).

В связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) (далее — Федеральный закон об автомобильных дорогах, или Закон) основы правового регулирования движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, теперь закреплены на уровне федерального законодательного акта прямого действия.

Новый Закон объединил массив подзаконных правовых актов и регламентировал принципы перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам. В Федеральном законе об автомобильных дорогах восемь статей в той или иной степени затронули режим и условия таких перевозок.

Прежде всего, следует обратить внимание на новое распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в сфере перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

На федеральный уровень отнесены все основные процедурные вопросы:

установление порядка выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля;

установление порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов;

установление порядка определения размера такого вреда.

В то же время конкретный размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования, определяется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в отношении дорог соответственно федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения.

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы распределяются на разные классы, в том числе взрывчатые материалы, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые вещества, радиоактивные материалы, прочие опасные вещества.

К тяжеловесным грузам относятся грузы, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.

Крупногабаритные грузы — грузы, которые с учетом габаритов транспортного средства превышают установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Основные принципы движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, содержатся в ст. 31 Федерального закона об автомобильных дорогах.

В статье 31 закреплен применяемый ныне разрешительный порядок перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Этот порядок основан на прямой норме ст. 29 Закона: «Пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом».

В статье 31 предусмотрены два обязательных условия для получения специального разрешения:

согласование маршрута движения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном ч. 4 статьи;

возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном ч. 8 статьи.

Важно отметить, что обязанность возмещения вреда возложена только на владельцев транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы.

В Федеральном законе об автомобильных дорогах закреплена необходимость существенного обновления подзаконной нормативной правовой базы в сфере перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Так, Закон предусматривает, что Правительством РФ должны быть установлены:

порядок выдачи специального разрешения;

порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля;

порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда.

В соответствии с планом Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Минтранс России) по подготовке проектов актов Правительства РФ на 2008 г. (утв. распоряжением Минтранса России от 19 января 2008 г. N ИЛ-2-р) упомянутые документы (порядки) разрабатываются Минтрансом России и должны быть внесены в Правительство РФ с июля 2008 г. по март 2009 г. после согласования в профильных министерствах.

Кроме того, за Правительством РФ были закреплены полномочия по определению размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам федерального значения.

Перечисленные в ст. 31 Закона документы пока не приняты. Однако их принятие в виде Постановлений Правительства РФ оказалось под вопросом. Сейчас в Государственной Думе рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (N 49995-5). В соответствии с этим проектом планируется существенное перераспределение полномочий между Правительством РФ и федеральными министерствами. Министерству транспорта, в частности, будут переданы все полномочия по утверждению перечисленных документов (порядков).

До момента разрешения вопроса о полномочиях органов государственной власти в сфере перевозок опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и принятия соответствующих нормативных правовых актов продолжают действовать старые документы. При этом следует учесть, что прежние документы могут применяться лишь в части, не противоречащей новому Закону. При этом их можно воспринимать также с учетом планируемого перераспределения полномочий.

Так, в соответствии с действующей редакцией Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395) порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов принимается Минтрансом России. С учетом этого Приказом Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (действует с 13 июля 2007 г.). Порядок устанавливает правила приема, рассмотрения заявлений для получения специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, оформления и выдачи указанных разрешений.

В соответствии с указанным Порядком специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов выдаются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) (предусмотрено Приказом Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44). Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию опасных грузов, перевозимых по заранее определенному маршруту, на срок не более 6 месяцев.

Указанные акты основаны на Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2008 г.), в соответствии с которым должны осуществляться международные автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Статьи 3 и 4 указанного Закона определяют, что международные автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, выдаваемыми в установленном порядке. При этом надо учитывать, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Новые Правила выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 89.

Продолжают действовать общие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (в ред. 1999 г.). Они были приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 (ред. от 16 марта 1997 г.) «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». Правила существенно устарели и требуют изменений.

Например, в отличие от Закона, Правила перевозки опасных грузов предусматривают получение специальных разрешений только при международных перевозках по территории России опасных грузов и на перевозки особо опасных грузов внутри Российской Федерации. В первом случае требуется разрешение Минтранса России, а во втором — органов внутренних дел.

Продолжает действовать Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом России 27 мая 1996 г., в ред. Приказа Минтранса России от 22 января 2004 г. N 8). В Инструкции содержится порядок перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по дорогам Российской Федерации.

Пункт 1.4 Инструкции предусматривает, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. При этом не требуется получать разрешения для крупногабаритных и тяжеловесных автобусов и троллейбусов, движущихся по установленным маршрутам.

При международных перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов следует также учитывать распоряжение Росавтодора от 11 января 2006 г. N 1-р «О взаимодействии по выдаче специальных разрешений для перевозки в международном сообщении по автомобильным дорогам общего пользования крупногабаритных и тяжеловесных грузов».

Важно обратить внимание на то, что если не планируется превышения предельных весовых параметров, установленных Инструкцией, то специального разрешения на перевозку груза не требуется. Казалось бы, это очевидно, но органы власти нередко предъявляют претензии перевозчикам за отсутствие разрешений на перевозку и пытаются взыскивать соответствующую плату. Несколько дел в этом году дошло до Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, суд отказал в передаче в Президиум дела по иску Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края о взыскании штрафа за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, так как суды, отказывая Департаменту в иске, обоснованно исходили из того, что ответчиком не допущено превышения предельных весовых параметров, установленных Инструкцией, и специального разрешения на перевозку груза в данном случае не требовалось.

В другом деле судьи также отказали в передаче дела по иску о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов для пересмотра в порядке надзора, так как суд правомерно отказал в удовлетворении требований, поскольку истцом не представлены доказательства причинения ответчиком ущерба автомобильным дорогам в связи с превышением массы транспортного средства. Судом первой и апелляционной инстанций было установлено, что ответчик осуществлял перевозку крупногабаритного груза на основании выданного в установленном порядке специального разрешения. Взвешивание транспортного средства истцом не производилось, а проверка весовых параметров произведена на основании представленных водителем ответчика документов. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения ответчиком ущерба автомобильному полотну в связи с превышением массы транспортного средства норм, установленных для дорог Приморского края.

Таким образом, в суде важно обосновать и доказать документально, что при перевозке груза не превышались установленные или разрешенные весовые параметры.

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов также существенно устарела. В этой связи приоритет имеют нормы нового Закона, которые, в частности, изменили принципы согласования маршрутов движения транспортных средств.

В соответствии с Федеральным законом об автомобильных дорогах согласование маршрута транспортного средства осуществляет орган, выдающий специальные разрешения. При этом маршрут транспортного средства, перевозящего опасные или тяжеловесные грузы, самостоятельно согласовывается данным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут (без согласования с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел РФ), а при перевозке крупногабаритных грузов — и с владельцами автомобильных дорог, и с ГИБДД.

В случае если при перевозке тяжеловесных грузов требуется укрепление отдельных участков дорог или принятие специальных мер по обустройству дороги или коммуникаций, необходимо согласие ГИБДД.

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374) определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями, осуществляется Федеральным дорожным агентством.

В отношении некоторых транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается установление постоянных маршрутов.

Следует учесть новое толкование понятия владельцев автомобильных дорог, которое порождает ряд практических проблем.

Теперь в ст. 3 Федерального закона об автомобильных дорогах под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 216 ГК РФ к вещным правам, в частности, отнесены: право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Этот перечень является примерным, поскольку в статье имеется оговорка «в частности».

Вместе с тем первоначально предлагалось включить в перечень владельцев и лиц, владеющих автомобильными дорогами на обязательственном праве (эта норма сохранялась до второго чтения проекта). Использование же только категории «вещное право» исключило арендаторов (и других владельцев дорог на обязательственном праве) из активных участников правоотношений в области автомобильных дорог и дорожной деятельности и в этой части не соответствует правовым конструкциям Гражданского кодекса РФ, допускающим владение имуществом на обязательственном праве.

Согласование маршрутов транспортных средств осуществляется без взимания платы. В то же время за выдачу специального разрешения на перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения уплачивается государственная пошлина.

В связи с этим в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) введена новая норма, устанавливающая размер государственной пошлины за выдачу специального разрешения.

С 1 января 2008 г. подп. 86 ст. 333.33 НК РФ установлено, что за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки) опасных грузов, взимается государственная пошлина в размере 400 руб., тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов — 500 руб.

Федеральный закон об автодорогах установил новые принципы определения органов, выдающих специальные разрешения на перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Они определяются в зависимости от значения автомобильных дорог, по которым осуществляется такая перевозка.

Если маршрут (часть маршрута) транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территории двух и более субъектов Российской Федерации, то специальное разрешение должно выдаваться Федеральным дорожным агентством (в отношении тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) либо иным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в отношении опасных грузов).

Если маршрут (часть маршрута) проходит по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог или по дорогам местного значения, расположенным на территории двух и более муниципальных образований, то специальное разрешение выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Если маршрут (часть маршрута) проходит по дорогам местного значения, то специальное разрешение выдается соответствующим органом местного самоуправления.

В отношении частных автомобильных дорог право на выдачу специальных разрешений принадлежит собственникам таких дорог.

Что касается порядка осуществления весового и габаритного контроля, то в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398) весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля возложены на Ространснадзор. При этом продолжает действовать ряд ранее принятых нормативных правовых актов в этой области.

Одним из условий получения специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза является возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего такие перевозки, вреда, причиняемого этим транспортным средством.

Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.

Пока в соответствии с Федеральным законом об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время продолжают действовать Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 г. N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы».

Согласно указанным Постановлениям в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам с 1 января 1996 г. введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.

Размер платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения рассчитывается в соответствии с методикой расчета и со ставками платы, приведенными в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утв. Минтрансом России 30 апреля 1997 г.

Указанное Положение распространяется на владельцев или пользователей автомобильного транспорта, в том числе иностранных, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации.

Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее. Целям индивидуализации платы за провоз тяжеловесных грузов служит также порядок ее расчета, который производится, как следует из указанного Положения, в связи с обращением конкретного субъекта, планирующего перевозку груза, за разрешением на нее.

Пункт 10 Положения от 30 апреля 1997 г. предусматривает, что расчет сумм платы осуществляется Минтрансом России или организациями, им уполномоченными, согласно временным ставкам платы, приведенным в приложении к указанному Положению.

Плата за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяет налогоплательщику, эксплуатирующему транспортные средства, учесть эти расходы при определении налоговой базы. Основанием является подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам могут быть отнесены любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с производством и реализацией.

Положение о порядке компенсации ущерба также устанавливает, что разрешение на перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования выдается только при предъявлении копии платежного поручения о внесении платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.

В этой связи весьма важным является Приказ Минтранса России от 31 июля 2007 г. N 107, которым утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Регламент начал действовать с 19 октября 2007 г.

Расчет платы осуществляется подведомственными организациями Росавтодора в соответствии с Перечнем подведомственных организаций Росавтодора, прилагаемым к Регламенту.

Административные процедуры весьма детализированы и включают:

информирование о порядке предоставления государственной услуги;

прием заявлений;

анализ предоставленных документов;

оценка технической возможности реализации заявленной государственной услуги;

осуществление расчета платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

оформление извещения по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

При применении перечисленных актов также следует учитывать, что они должны применяться только в части, ему не противоречащей. Так, Законом об автомобильных дорогах установлено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов, определяется органом в зависимости от значения автомобильной дороги, по которой осуществляется движение. Для автомобильных дорог федерального значения размер вреда пока определяется Правительством РФ. Для дорог регионального или межмуниципального значения — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для дорог местного значения — органом местного самоуправления. Размер вреда, причиняемого частным автомобильным дорогам, определяется их собственниками.

Устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, государство стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию всей сети автомобильных дорог.

Следует обратить внимание на еще одно новшество. Если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, то лица, в интересах которых осуществляются данные перевозки, обязаны возместить владельцам таких автомобильных дорог, сооружений и инженерных коммуникаций расходы на осуществление оценки или принятие мер. Причем возмещение расходов должно происходить до получения специального разрешения на перевозку. Необходимо отметить: пока нормативными правовыми актами правила определения размеров и процедуры возмещения указанных расходов никак не регламентированы. Поэтому возможно произвольное толкование и применение на практике указанной нормы. Причем возможно и не в пользу перевозчиков.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены уточнения, связанные с обязанностью получать специальные разрешения на перевозку грузов. Кроме того, в 2007 г. была детализирована административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. В КоАП РФ вместо одной нормы появилось две отдельные статьи с существенным ужесточением ответственности.

Специальная ст. 12.21.1 КоАП РФ посвящена административной ответственности за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Так, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; а на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Чуть меньшая ответственность предусмотрена за превышение габаритов груза, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров, а также перевозку тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15%.

Во всех иных случаях нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов повлечет административный штраф на водителя в размере от тысячи до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

Аналогичная ответственность предусмотрена в ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение Правил перевозки опасных грузов.

Так, перевозка опасных грузов водителем, не имеющим соответствующего свидетельства о своей подготовке или свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, или специального разрешения, или согласованного маршрута перевозки, или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на не приспособленном для этих целей транспортном средстве либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Во всех иных случаях нарушения Правил перевозки опасных грузов налагается административный штраф на водителя в размере от тысячи до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

Следует обратить внимание на то, что для каждого из перечисленных субъектов административной ответственности предусмотрен свой состав правонарушения и размер ответственности. Поэтому не исключены ситуации, когда, например, за незаконную перевозку опасных грузов к ответственности будут привлечены и водитель, и должностное лицо, ответственное за перевоз ку, и юридическое лицо.

При перевозках опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов следует также учитывать приоритет международных договоров по сравнению с внутренним законодательством. Если международным договором или соглашением с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора.

В этой связи большое значение имеют, например, Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано в Минске 4 июня 1999 г.), Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в Женеве 30 сентября 1957 г.; Россия присоединилась к Соглашению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 76), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (заключена в Женеве 19 мая 1956 г.; СССР присоединился к Конвенции 2 сентября 1983 г. с заявлением и оговоркой (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-X)).

——————————————————————