Методические принципы оценки состояния экономической безопасности региона

(Федотова Е. А.)

(«Безопасность бизнеса», 2008, N 3)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Е. А. ФЕДОТОВА

Федотова Е. А., соискатель Академии экономической безопасности МВД России.

Теоретические и методические аспекты параметров, критериев и индикаторов состояния экономической безопасности в основном рассматриваются на макроэкономическом уровне и, соответственно, определяются макроэкономическими факторами. Перечень критериев и индикаторов экономической безопасности изложен в Государственной стратегии экономической безопасности, содержится в работах Л. И. Абалкина, А. Е. Городецкого, С. Ю. Глазьева, А. И. Куклина, А. С. Татаркина, В. К. Сенчагова, других российских ученых.

Параметрами макроэкономической деятельности в экономике принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики, прежде всего регулирования спроса и предложения; кредитно-денежных отношений, валютного курса, налоговых отношений, таможенного регулирования. В кредитно-денежной политике учитываются реальные деньги (денежная масса в соотношении с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. Бюджетно-налоговую политику характеризуют налоговые ставки, количество налогов, государственные расходы и субсидии, дефицит или профицит бюджета.

Эффективность функционирования экономики оценивается тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции; темпов экономического роста (спада); нормы безработицы. Указанные показатели являются исходными, на их основе с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической политики рассчитываются показатели состояния экономической безопасности.

Кроме трех названных показателей используются такие индикаторы, как процентные ставки; состояние важнейших балансов (государственного бюджета, торгового, платежного баланса); величина внутреннего государственного долга, внешняя задолженность.

Состояние экономической безопасности отслеживается на основе оценки динамики внутреннего валового продукта (ВВП), его структуры, соотношения на душу населения. На краткосрочных горизонтах также анализируются инфляция, безработица, бюджет, банкротства, колебания продаж. Инфляция оценивается нормой инфляции или дефлятором валового национального продукта. В конъюнктурных исследованиях уделяется внимание спаду производства, устанавливаются точки его сокращения. Экономическую безопасность на макроуровне характеризуют показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности как основных источников экономического развития.

Целевая направленность решения вопросов параметров и индикаторов состояния экономики заключается в своевременном выявлении факторов, сдерживающих экономический рост, прежде всего факторов, обуславливающих кризисные ситуации в целях их своевременного предупреждения. Необходимо отметить, что индикаторы имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика переходит в экстремальные режимы функционирования.

В зарубежной и российской практике применяются определенные ориентиры в отношении порогов экономической безопасности в области инфляции, финансов, выпуска, безработицы. Опыт показал, что нормальными условиями экономического роста для стран с развитой рыночной экономикой являются такие, при которых обеспечивается ежегодный темп 2 — 4% прироста ВВП. В периоды качественных трансформаций и радикальных экономических реформ допустимыми считаются либо минимальные, на уровне 0,5 — 1,5% приросты реального ВВП, либо небольшие, непродолжительные спады, не превышающие 2 — 3 лет (опыт послевоенных трансформаций западноевропейской экономики в рамках плана Маршалла).

Критические траектории развития, как правило, связаны со значительными социально-экономическими и политическими потрясениями, продолжительными и разрушительными кризисными явлениями в экономике. Так, в результате революции и гражданской войны в России послевоенное производство составило всего 15% довоенного уровня (по базе 1913 г.). Великая депрессия в США, последствия военного поражения Германии во Второй мировой войне обусловили спад порядка 30%. Необходимо отметить, что спад в 50% ВВП считается пороговым, за которым разрушения приобретают необратимый характер, начинается деиндустриализация экономики государства.

При расчете показателей естественной нормы занятости пороговое значение колеблется по странам и отдельным периодам. В 90-е годы в США оно составляло примерно 6,5 — 7%. В периоды кардинальных экономических сдвигов уровень безработицы может увеличиться до 15 — 20%, продолжаться не более 2 — 3 лет.

В мировой практике подходы к инфляционной безопасности различны. В развитых странах Запада годовые темпы инфляции в 5 — 10% считаются опасными для развития общества. Устойчивое превышение на протяжении ряда лет темпов инфляции 50% в годовом исчислении уже приводит к серьезным воспроизводственным нарушениям и требует регулярной антиинфляционной политики. За пределами 500% в год имеет место гиперинфляция. Нормой инфляции в 1000% характеризуется классическая гиперинфляция. В XX в. подобные прецеденты имели место в Германии конца 20-х — начала 30-х годов; в Боливии в середине 80-х; в России в 1992 — 1993 гг.

В плане взаимосвязи динамики денежной массы и инфляции эмпирически считается подтвержденным (для современных западных экономик) их соответствие только в случаях, когда темпы роста денежной массы исключительно велики, т. е. превышают 30% в год. Уже при 10% темпе роста расхождение их динамик существенно. При этом на норму инфляции влияет не просто прирост номинальной денежной массы, но за вычетом реального спроса на деньги (реальные денежные остатки).

Не проста и не линейна связь между инфляцией и дефицитом. Опыт, в частности США, свидетельствует о слабости прямой связи между дефицитом и инфляцией и косвенной — между дефицитом, ростом денежной массы и инфляцией. Во-первых, стабильный высокий дефицит может при определенных условиях сочетаться с низкой инфляцией, если он не финансируется за счет эмиссии (Италия). Во-вторых, главная опасность дефицита состоит в эффекте вытеснения частных инвестиций за счет роста отвлечения средств для финансирования правительственных расходов, роста процентных ставок, последующего сокращения инвестиционного спроса. Вообще, стандартные макроэкономические зависимости дают ключ к пониманию того, почему лобовые попытки сократить дефицит в России до 1998 г. и ограничить денежную массу не сократили общий инвестиционный потенциал, но породили беспрецедентный спад производства и инвестиций, застойный кризис неплатежей, периодические валютные, банковские и фондовые кризисы.

Очень сложна и многоаспектна тема финансовой безопасности. Налогообложение в определенных условиях способно в значительной мере искажать процесс распределения ресурсов, способствовать сокращению выпуска продукции. Количественная граница, за пределами которой налог превращается в антистимул, определяется точкой на кривой Лэффера, в которой налоговая ставка не превышает 32%.

Теоретические и методические аспекты экономической безопасности на региональном уровне слабо изучены, поэтому проведены исследования и разработаны методические принципы оценки состояния экономической безопасности и кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере региона. При этом использованы концептуальные положения и методики, содержащиеся в работах А. А. Прохожева, В. К. Сенчагова, А. А. Куклина, А. И. Татаркина, других ученых.

Состояние экономической безопасности в сферах экономики определяется на основе индикативных показателей, которые отражают характер кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Под экономическим кризисом понимается резкое ухудшение экономического состояния региона, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, результатом которых становится снижение жизненного уровня, благосостояния населения. Исходя из этого определения сущности кризисных ситуаций (экономического кризиса) предлагается проводить обоснование пороговых значений (индикаторов) в основных секторах экономики и социальной сфере с учетом региональных и отраслевых особенностей.

В настоящее время выделяются следующие основные градации состояния ситуации, т. е. состояния рассматриваемого субъекта, территориального образования по уровням экономической безопасности, к которым относятся: нормальная, предкризисная, кризисная и критическая.

Нормальным состоянием считается такое, при котором обеспечиваются приемлемые значения всех или почти всех индикативных показателей (при незначительных отклонениях от вполне нормальных значений по этим показателям качества).

Предкризисное состояние экономической безопасности характеризуется таким состоянием, когда угрозы экономической безопасности начинают приобретать существенную значимость, которую необходимо учитывать в управленческих процессах. В случае непринятия мер по нейтрализации и ликвидации угроз в экономике и социальной сфере возникает опасность развития дестабилизирующих факторов, что чревато либо ухудшением общей экономической ситуации, либо ослаблением безопасности по важнейшим сферам жизнеобеспечения.

При этом возникает необходимость оценки состояния рассматриваемого субъекта не только по отдельным сферам, но и в целом социально-экономической системы. Предкризисное состояние само по себе не означает необратимого ухудшения состояния в целом, но может означать существенное ухудшение по отдельным сферам жизнеобеспечения. Однако это ухудшение может быть преодолено принятием надлежащих мероприятий корректирующего характера, в основном организационного, управленческого и финансово-экономического характера.

Введение понятия предкризисного состояния экономической безопасности необходимо именно для того, чтобы своевременно выявить возникающие опасные тенденции в развитии ситуации и предотвратить их нарастание. Поэтому на предкризисной стадии главным образом применяются меры превентивного характера. Однако нельзя недооценивать серьезность предкризисного состояния экономической безопасности, так как длительность воздействия негативных факторов постепенно ослабляет сопротивляемость субъекта этому действию, что, как правило, сопровождается дальнейшим ухудшением его состояния. Поскольку различные сферы жизнеобеспечения тесно взаимосвязаны, то ухудшение состояния постепенно захватывает новые и новые сферы экономики. Сопротивляемость субъекта угрозам постепенно снижается, и нарастает угроза его устойчивому развитию (на развивающейся и критической стадиях предкризисного состояния).

Стадия кризиса характеризуется либо общим существенным ухудшением показателей финансово-экономического состояния объектов экономической деятельности в сочетании с ухудшением социально-демографических показателей в основных сферах жизнеобеспечения, либо весьма существенным их ухудшением по нескольким важным сферам. В результате чего не обеспечиваются нормальные условия воспроизводственных процессов в сферах экономики и существования населения региона, территориального образования. Эта стадия характеризуется также весьма существенными негативными тенденциями (динамикой) развития, которые уже в начальной стадии кризиса ставят под угрозу устойчивое развитие, а по мере углубления кризиса вызывают потерю устойчивого развития. Потеря устойчивого развития означает такое обвальное ухудшение социально-экономического состояния и качества жизни населения региона, территории, которое приводит к нарушению взаимодействия основных параметров социально-экономической системы. Это возникает в результате рассогласования управляющих параметров системы, что приводит к нарастанию сбоев в ее функционировании. При дальнейшем негативном развитии событий происходит потеря управляемости социально-экономической системой.

Кризисное состояние в отличие от предкризисного состояния экономической безопасности предполагает проведение структурных и институциональных изменений в системе управления социально-экономической системой.

Поэтому между предкризисным и кризисным состоянием экономической безопасности существует пограничное (пороговое) состояние, переход из которого в кризисное состояние означает:

— ухудшение показателей сферы жизнеобеспечения, затрагивающее все сферы экономической деятельности и слои населения и приводящее к заметному ухудшению финансово-экономических и социально-демографических показателей;

— негативное изменение основных параметров системы (субъекта), которое приводит к существенному ослаблению показателей устойчивого развития, когда для их восстановления недостаточно принятия организационных превентивных мер;

— переход к таким стадиям действия угроз безопасности, в которых восстановление безопасного состояния сопровождается значительными затратами ресурсов (материальных, финансовых). При этом, как правило, условия для мобилизации ресурсов уже существенно подорваны (отсутствие резервов).

Критическое состояние характеризуется необратимыми процессами в экономике и социальной сфере.

При определении пороговых значений индикативных показателей состояния экономической безопасности необходимо учитывать основное требование — сопоставимость показателей в целях проведения сравнительного анализа кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере.

Пороговые значения представляют собой сравнительные величины, отражающие границы состояния экономики и социальной сферы, величина которых определяется следующими факторами:

— требованиями воспроизводства в сферах экономики, регионах, отраслях и предприятиях;

— требованиями устойчивого развития в условиях рыночных отношений на основе анализа возможных дестабилизирующих факторов, угроз безопасности и устойчивому развитию и реакции системы на их действие;

— влиянием внешних факторов, формирующих внешние экономические угрозы.

Внешние факторы имеют политический, экономический, финансовый, экологический характер воздействия на социально-экономическую систему со стороны мировой экономики и других стран мира. Такие факторы целесообразно рассматривать в свете их влияния (негативного и позитивного) на устойчивое развитие экономики государства, региона, хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо учитывать различия в понятии «внешние экономические угрозы» в зависимости от сферы экономики или территориального образования.

Пороговые значения различаются по сферам экономики, определяются уровнем их финансово-экономического развития, возможностями и целями устойчивого развития, реальным потенциалом, базирующимся на природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсах.

Инерционность действия перечисленных факторов приводит к тому, что пороги весьма медленно смещаются во времени. В пределах нескольких лет они практически могут считаться неизменными. Это расширяет возможность применения методов экономико-статистического моделирования для их определения.

В результате пороговые значения целого ряда индикативных показателей должны определяться по признакам, определяющим требования к уровням необходимой экономической безопасности той или иной сферы экономики, т. е. сферы жизнеобеспечения.

Для определения пороговых значений индикативных показателей состояния экономической безопасности предлагается использовать статистические методы как наиболее соответствующие вышеизложенной постановке задачи обеспечения экономической безопасности. Значения, используемые для расчета индикативных показателей, зависят от различных по своей природе и свойствам факторов, поэтому они могут быть рассмотрены как случайные величины.

В методике оценки состояния экономической безопасности и кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере региона целесообразно определять показатели инвестиционной, производственной, научно-технической, финансовой, социальной, демографической, продовольственной безопасности. Кроме того, необходимо определять безопасность рынка труда и правопорядка.

Исследования показали, что методы оценки уровня развития региональных социально-экономических систем имеют существенные недостатки, практически непригодны для формирования современных систем управления экономикой и социальной сферой региона с учетом факторов экономической безопасности. Необходимо отметить, что в основе экономической безопасности региона находятся интересы населения, стабильности (отсутствия кризисных ситуаций в экономике), безопасности (наличие мер по противодействию кризисным ситуациям в экономике и социальной сфере). Поэтому в целях оценки интересов населения и стабильности экономики во взаимосвязи с факторами экономической безопасности целесообразно применять индексный метод анализа.

К основным показателям благосостояния населения региона относятся валовой региональный продукт в расчете на душу населения, среднедушевые денежные доходы, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, ожидаемая продолжительность жизни, уровень рождаемости, охват детей дошкольного возраста учреждениями, число больничных коек, численность студентов вузов, площадь жилищ.

К показателям оценки стабильности и безопасности населения относятся: число зарегистрированных преступлений, уровень зарегистрированной безработицы, уровень смертности, уровень младенческой смертности, уровень разводов, удельный вес убыточных предприятий, зарегистрированных в регионе.

Особую значимость имеет обеспечение сопоставимости показателей интересов благосостояния и интересов стабильности и экономической безопасности, которые характеризуют состояние экономической безопасности региона.

В современных условиях состояние кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере области целесообразно определять методом сравнения индикаторов со средними индикаторами регионов федерального округа. Такой подход обусловлен тем, что факторы, влияющие на состояние экономической безопасности, являются инерционными и пороговые индикаторы медленно изменяются во временном периоде.

Таким образом, в процессе исследования разработан следующий алгоритм определения состояния экономической безопасности в экономике и социальной сфере региона:

1. Выбор сопоставимой информационной базы.

2. Анализ экономического состояния промышленности, сельского хозяйства, сферы торговли, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, других сфер жизнеобеспечения региона, а также налоговой и кредитно-финансовой сфер.

3. Оценка состояния и безопасности социальной сферы, уровня благосостояния населения региона.

4. Определение уровня экономической безопасности по основным ее видам с учетом региональных особенностей.

5. Выбор приоритетных мер по противодействию кризисным ситуациям в экономике и социальной сфере.

——————————————————————