Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений

(Малков В. Д.) («Общество и право», 2008, N 3)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В. Д. МАЛКОВ

Малков Вадим Дмитриевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.

Несмотря на определенную стабилизацию в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств остается весьма актуальной. Продолжающийся рост преступности, повышение ее уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования России, подрывают ее международный авторитет. Дальнейшая криминализация общественных отношений может стать неодолимой преградой стабилизации общества. Чтобы не допустить этого и взять криминальную ситуацию под контроль, необходимо последовательно реализовывать взвешенную государственную политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой являются предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений. Особая роль государства в противодействии преступности обусловлена самой природой его социального предназначения. Как политическая организация общества оно располагает на федеральном и региональном уровнях соответствующими властными полномочиями, имеет в своем распоряжении социальные, культурно-воспитательные, принудительные, а также другие средства борьбы с преступностью и несет перед гражданами обязанность надежно защищать их от противоправных посягательств. Исходя из того, что преступность — продукт общества, следствие объективно существующих в его жизни противоречий, нереалистичной является задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения причин и условий правонарушений. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но они в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции, нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению преступлений, защищать граждан и общественные интересы от преступных посягательств. В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности. Однако практика организации и осуществления предупредительной деятельности органов внутренних дел длительное время страдала серьезными недостатками. Более чем двадцатилетний опыт работы системы МВД по реализации этой функции, несмотря на многочисленные эксперименты, организационные и функциональные преобразования, не дал ожидаемых результатов с точки зрения повышения эффективности борьбы с преступностью. До сих пор наблюдается спад, а в ряде регионов и полное свертывание предупредительной деятельности. При этом ухудшаются показатели как профилактической работы, так и деятельности по предотвращению, пресечению преступлений. Доля преступлений, выявленных органами внутренних дел на стадиях приготовления и покушения, чрезвычайно мала (не более 8 — 10% от общего количества зарегистрированных преступлений). Чрезмерная централизация предупредительной деятельности, создание в свое время службы профилактики с ее постоянными реорганизациями, переводом из одного подразделения (УР) в другое (ООП), раздутостью управленческих штатов, нечеткостью соответствующих полномочий не позволили добиться положительных результатов в работе, выработать наиболее эффективные, дифференцированные с учетом местных условий формы предупреждения преступлений и их профилактики, породили значительное увеличение документооборота, отвлечение, в первую очередь участковых уполномоченных, от конкретной профилактической работы на участках. К числу причин недостатков в предупредительной деятельности органов внутренних дел следует отнести и фактический распад существовавшей ранее и в целом положительно зарекомендовавшей себя общегосударственной и общественной системы социального контроля, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо обоснований и расчетов. При этом взамен ничего нового практически не создано. В результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства, всего общества, возникла опасная полоса отчуждения между органами внутренних дел и населением, а сами они, по существу, остались единственной организацией, в той или иной степени осуществляющей превентивную деятельность. Определенные сложности в работе органов внутренних дел обусловлены и тем, что возложенная на них функция по предупреждению преступлений зачастую выходит за пределы правовой и организационной компетенции их подразделений. Это порождает прямую зависимость результатов предупредительной деятельности органов внутренних дел от работы других субъектов профилактики, для которых данная функция является второстепенной, а порой и не вполне отвечающей их интересам. Отсюда укрывательство правонарушений предприятиями, учебными заведениями, неустановка технических средств наблюдения, охраны и т. п. К сожалению, деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений до сих пор слабо обеспечена в правовом отношении: отсутствуют законодательная база государственной системы социальной профилактики, четкая регламентация статуса субъектов и объектов предупредительного воздействия, их прав и обязанностей, санкций за их неисполнение, применяемых мер предупреждения, процессуальных вопросов индивидуального предупреждения и т. п. Крайне ограничены материальные и иные ресурсные возможности для реализации мер предупреждения, особенно при оказании криминогенным и виктимным группам населения помощи по бытовому, трудовому устройству, организации досуга, а также для привлечения населения к оказанию содействия органам внутренних дел в их профилактической деятельности. Определенные недостатки в предупреждении преступлений обусловлены и существующей системой оценки работы органов внутренних дел, их служб и подразделений. Отдельные из критериев оценки их деятельности в большей мере ориентированы не на предупреждение, а лишь на раскрытие преступлений, что неизбежно приводит к увеличению числа последних и к сокращению профилактической работы. В последние годы с помощью мер, принятых органами внутренних дел при поддержке местных органов исполнительной власти, удалось не только приостановить дальнейший распад общественных формирований, но и улучшить их качественный состав, найти новые формы организации работы общественности. На устранение отмеченных недостатков в предупредительной деятельности направлено создание разработанной в 2006 г. МВД России базовой модели государственной системы профилактики, включающей четыре уровня: в субъектах Российской Федерации; в городах с районным делением; в городах без районного деления; в муниципальных поселениях <1>. Реализация данной системы предполагает консолидацию усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными деяниями. ——————————— <1> См.: Першуткин Н. И. О создании государственной системы предупреждения преступлений // Вестник МВД России. 2006. N 3.

Основными целями этой системы должны стать: предупреждение правонарушений общекриминальной направленности; активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией; ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям: издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства; совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений; разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества; поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений. Одним из ключевых моментов формирования этой системы должно стать повсеместное введение должностей заместителя главы администраций по профилактике правонарушений на всех ее уровнях, т. е. в администрациях субъектов Российской Федерации, городов с районным делением, городов без районного деления и в муниципальных образованиях городской и сельской местности. Кроме того, в целях координации деятельности всех субъектов профилактики в регионах необходимо повсеместное создание межведомственных комиссий по профилактике правонарушений. Инициатива Министерства была поддержана главами субъектов Российской Федерации, в том числе Московской, Астраханской, Новгородской, Кемеровской и ряда других областей. Активные практические мероприятия по реализации данного предложения уже начались в Татарстане и Башкортостане, Краснодарском крае, Нижегородской и Ростовской областях и других регионах страны. В настоящее время в результате проведенной работы в стране сформировано более трех тысяч межведомственных комиссий по профилактике правонарушений; на осуществление этой деятельности только в 2006 г. из бюджетов различных регионов страны выделено около 6 млрд. рублей. В 2007 г. начата разработка целевой Программы МВД России «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации (на 2009 — 2012 гг.)», а также проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики преступлений в Российской Федерации». Однако проведенные организационные мероприятия еще не принесли реальных результатов в деле предупреждения правонарушений и преступлений. До сих пор велико количество лиц, совершающих преступления. Так, в 2007 г. из их общего числа выявлено: 132 тыс. несовершеннолетних (10% от всех выявленных лиц); 106 тыс. учащихся, студентов (8,1%); 383 тыс. ранее совершавших преступления (29%); 228 тыс. совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (17,5%), 8,3 тыс. — наркотического опьянения (0,6%). Таким образом, к уголовной ответственности только в 2007 г. привлечено свыше 850 тыс. человек, значительная часть которых при надлежащей профилактической работе, возможно, и не совершила бы преступлений. Усложнение предупредительной деятельности органов внутренних дел в связи с изменением структуры преступности, увеличением доли организованных, экономических преступлений, возрастанием коррупции, терроризма, экстремизма; ростом преступлений, которые традиционно рассматривались как наиболее чувствительные к уровню профилактической работы (преступлений несовершеннолетних и молодежи, рецидивистов; преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и т. п.), требует определенного пересмотра положений об ее осуществлении и организации с учетом современных реалий в экономике, политике, праве, вызывает необходимость ее нормативно-правового, материально-технического и иного обеспечения, стимулирования работников органов внутренних дел и иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и предупреждение преступлений. В числе теоретических проблем, нуждающихся в своем решении, немаловажное значение имеет определение сущности как предупреждения, так и профилактики правонарушений и преступлений. Различные подходы к их пониманию не позволяют четко разграничить эти виды предупредительной деятельности, определить ее субъекты, их компетенцию и ответственность, меры осуществления, а также конкретизировать объекты профилактического воздействия. К сожалению, и нормативно-правовая база, на которой основывается указанная деятельность, не дает ответа на вопрос о соотношении профилактики и предупреждения преступлений. Так, Закон Российской Федерации «О милиции» в ряду ее задач называет предупреждение и пресечение преступлений; в системе МВД действует Инструкция о деятельности органов внутренних дел именно по предупреждению преступлений. Разработанный в 2001 г. и одобренный Правительством РФ проект Федерального закона посвящен основам государственной системы, также предупреждения преступлений <1>. В то же время, в последние годы активно разрабатывается общегосударственная система профилактики правонарушений и преступлений. ——————————— <1> См.: Миньковский Г. М., Ревин В. П., Малков В. Д., Баринова Л. В. О концепции проекта Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» // Концептуальные основы развития государственной системы профилактики правонарушений и предупреждения преступлений. М., Академия управления МВД России, 1998. С. 66 — 78.

В результате некоторого смешения понятий предупреждения и профилактики отсутствует единство в понимании их сущности и содержания. Так, ряд авторов в качестве собирательного понятия всякой предупредительной деятельности выделяют предотвращение преступлений, рассматриваемое как комплекс мер профилактического и предупредительного характера, направленных на недопущение формирования антиобщественной направленности личности <1>. При этом не учитывается, что предотвращение как деятельность по недопущению совершения отдельных преступных деяний составляет лишь часть индивидуального предупреждения преступлений. Достаточно спорным является и положение о том, что предупреждение и пресечение преступлений представляют собой лишь разновидности их профилактики <2>. ——————————— <1> См.: Иванов В. Д. Предупреждение и пресечение преступлений на различных стадиях их проявления. Ростов н/Д, 2000. С. 218; Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 4. <2> См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 198 — 199.

Отмеченное смешение важных для практики понятий представляется необоснованным и нецелесообразным. Еще видный английский философ, логик, математик Бертран Рассел, предупреждая о подобном смешении, справедливо говорил, что если бы люди не использовали одни и те же термины для определения разных по содержанию понятий, человечество избавилось бы от доброй половины своих заблуждений. Понятия «предупреждение» и «профилактика», означая «недопущение чего-либо», при единой целевой направленности семантически близки, но не идентичны. Применительно к правонарушительству и преступности их содержание различается как по объектам, субъектам осуществления, так и по используемым мерам. На наш взгляд, вполне обоснованным представляется рассмотрение профилактики правонарушений и преступлений в качестве составной части предупреждения преступности и совершения отдельных преступлений <1>. При этом предупреждение преступности, отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие. ——————————— <1> См.: Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 4 — 11; Криминология: Учебник / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2008. С. 116 — 117; Смирнов Г. Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация. Екатеринбург, 2004. С. 35 — 36; Колодкин Л. М. Стадии преступления и предупреждение преступлений. Киев, 1972. С. 7 — 8.

Предупреждение преступлений представляет собой деятельность по недопущению их совершения путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; оказанию профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Включая меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера, предупреждение преступности и преступлений является по своей сущности более широким видом превентивной деятельности, чем профилактика правонарушений. Профилактика правонарушений, на наш взгляд, — лишь одна из значимых мер общесоциального (влияющего на преступность опосредованно) предупреждения, средство позитивного воздействия, осуществляемого многими государственными и общественными субъектами на лиц с отклоняющимся предпреступным поведением, нарушающих нормы морали и права в результате недостатков воспитания, негативного влияния семьи, окружения, малых групп. К этим лицам в основном относятся безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, молодые экстремалы, лица, не имеющие постоянного источника доходов, алкоголики, наркоманы, субъекты семейно-бытовых конфликтов и т. п. Профилактика такого предпреступного поведения указанных лиц осуществляется не только сотрудниками правоохранительных органов, но и в первую очередь представителями государственных учреждений (социальных, медицинских, образовательных), предприятий, общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации, обществом в целом. Объем этой работы значительно больше, а предпринимаемые меры разнообразнее, чем при осуществлении специально-криминологического предупреждения преступлений. В то же время профилактика, хотя и в меньшем объеме, осуществляется и в рамках специально-криминологического предупреждения преступлений. Ее объектом является значительное количество лиц с противоправным поведением при условии формирования у них антиобщественной установки и наличия замысла на последующее совершение преступлений. Неслучайно вышеуказанная действующая Инструкция МВД предупреждением преступлений справедливо называет их недопущение не только путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, но и посредством оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Профилактика осуществляется также и в отношении лиц с повышенной виктимностью, а также уже отбывших наказание за совершение преступлений. Таким образом, профилактика правонарушений и преступлений является лишь одним из важных направлений предупреждения преступности и совершения преступлений, включающего реализацию мер как общего, так и индивидуального характера. Основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики. Одной из значимых функций служб и подразделений органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности, является индивидуальная профилактика, т. е. целенаправленная работа с конкретными людьми, допускающими юридически значимые отклонения от норм поведения, которая проводится на основе сочетания социального контроля, воспитания и оказания помощи. К мерам индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел к указанным лицам, относятся: профилактическая беседа, направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения, постановка на профилактический учет, официальное предостережение, установление наблюдения за ходом социальной реабилитации, оказание социальной помощи, привлечение к административной или уголовной ответственности. Специально-криминологическое предупреждение преступлений наряду с профилактикой включает и их предотвращение, пресечение. При этом предотвращением является недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно наказуемого деяния, склонение его к добровольному отказу от совершения. Пресечение, хотя и выходит за рамки предупреждения, представляет собой осуществление специальных мер, направленных на принудительное прекращение преступных деяний, недопущение возникновения общественно опасных последствий уже начатых либо длящихся преступлений. Предупредительная деятельность органов внутренних дел, ее организация и осуществление, учитывающие современные реалии в экономике, политике, праве, особенности работы в условиях серьезного осложнения криминальной ситуации в стране, основываются на следующих положениях. 1. Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью, обеспечивающим выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. Значимость предупреждения преступлений определяется тем, что в его процессе криминогенные факторы могут подвергаться позитивному воздействию еще тогда, когда они не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению. В то же время арсенал средств предупреждения преступлений позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать вредных последствий посягательств на охраняемые законом общественные отношения. Предупреждение преступлений дает возможность решать задачи борьбы с ними наиболее гуманными способами, без включения на полную мощность механизма уголовного принуждения. 2. Система предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органами внутренних дел должна учитывать их место в общегосударственной системе социальной профилактики, базироваться на общей цели (борьба с преступностью и правонарушительством) и принципах, лежащих в основе предупредительной деятельности: законности, социальной справедливости, гуманизме, комплексности, дифференциации и индивидуальном подходе, своевременности и достаточности. 3. При формировании этой системы органам внутренних дел необходимо использовать опыт прошлого, не допуская при этом заимствования не оправдавших себя, отживших элементов: излишней централизации профилактической деятельности; ее специального структурного обеспечения на всех уровнях управления органами внутренних дел; использования единых для всей страны форм и методов; формализма, увлечения количественными показателями и т. п. Эта система должна строиться с учетом новых социально-экономических условий, изменившейся криминальной ситуации, роли государства и общественности, существующих демократических ценностей. 4. В целях предупреждения преступлений и профилактики иных правонарушений органы внутренних дел должны поддерживать и развивать сотрудничество с представителями различных политических партий и движений, религиозных конфессий, со средствами массовой информации, способствовать как возрождению традиционных (ДНД, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики на предприятиях), так и созданию новых общественных структур профилактической направленности. Одновременно необходимо всемерно поддерживать усилия по предупреждению преступлений, предпринимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательными комиссиями, а также уличными, квартальными, домовыми комитетами, казачьими формированиями, различными советами школ, попечительскими, благотворительными и другими негосударственными организациями. При этом следует не навязывать населению готовых форм участия в работе по предупреждению преступлений, а всемерно стимулировать, поощрять, развивать гражданскую активность, основанную на естественном стремлении людей объединиться в целях защиты себя, своих детей и близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан, например ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев (по профилактике преступлений несовершеннолетних и в отношении них); объединениями представителей мелкого бизнеса (против рэкета); автовладельцев (против краж и угонов автотранспорта) и т. п. 5. Приоритетными направлениями предупредительной деятельности органов внутренних дел в настоящее время являются: недопущение особо тяжких преступлений общекриминального характера; профилактика и предотвращение преступлений со стороны несовершеннолетних; устранение факторов, способствующих росту рецидивной преступности; осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, не имеющих жилья, постоянной работы и источников дохода, а также совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками. Решая эти задачи, органы внутренних дел, наряду с предупреждением преступлений, осуществляют индивидуальную профилактику (в том числе и путем постановки на профилактический учет) в отношении следующих лиц: неоднократно и грубо нарушавших общественный порядок, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия; высказывающих намерения совершить тяжкие или особо тяжкие преступления; систематически потребляющих наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющих алкоголем, в силу чего создающих своим поведением опасность для окружающих, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия; грубо нарушающих обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающих их в совершение правонарушений или способствующих этому, в связи с чем к ним применялись меры административного воздействия или уголовного наказания; условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденных из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющих две или более судимости за совершение преступлений средней тяжести; освобожденных из специальных воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений; являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лиц, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям. На профилактический учет также могут быть поставлены лица: состоящие на медицинском учете в связи с заболеванием СПИДом или венерическими болезнями, если их поведение может создать угрозу здоровью других лиц; состоящие на медицинском (психиатрическом) учете с психическими аномалиями в рамках вменяемости; состоящие на этом учете лица, к которым были применены принудительные меры медицинского характера. В целях недопущения возможности нарушения прав и свобод граждан перечень указанных лиц должен быть определен и закреплен специальным нормативным правовым актом государства, что требует внесения соответствующих предложений в проект разрабатываемого Федерального закона «Об основах системы профилактики преступлений в Российской Федерации». Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел должны в полной мере использовать превентивные возможности и действующего закона, в частности: обеспечивать неотвратимость наказания за преступления, предусмотренные нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией; своевременно и адекватно реагировать на административные правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния; активно использовать административно-правовые средства воздействия на криминогенные факторы, а также принимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. 6. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, традиционно осуществляемую преимущественно от преступления и от преступника, необходимо в значительной мере переориентировать в сторону виктимологической профилактики, назначение которой — помочь людям избежать опасности стать жертвой преступлений. Это позволит охватить превентивным воздействием миллионы потенциальных жертв преступлений. При этом должны использоваться разнообразные меры, направленные на устранение виктимогенных ситуаций, чреватых угрозой причинения возможным потерпевшим вреда (изготовление и распространение памяток-предостережений с советами о том, как уберечься от преступления; оказание гражданам помощи в охране жилищ, автотранспортных средств, иного имущества; разъяснительная работа с родителями, работниками детских учреждений, лицами, входящими в группы повышенного криминального риска); а также позволяющие обеспечить личную безопасность потенциальных жертв преступлений (установление личной охраны, предоставление средств индивидуальной защиты, обучение способам самообороны, противодействия преступникам), другие средства и приемы виктимологической профилактики. 7. В связи с подготовкой и последующим принятием ведомственной программы профилактики правонарушений и преступлений важна разработка и реализация системой МВД широкого комплекса мер по организации и осуществлению превентивной деятельности, управлению ею. В этом плане необходимо четкое разграничение указанной работы между органами внутренних дел федерального, регионального и местного уровней. При этом МВД России, МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей должны предметно заниматься организацией предупредительной деятельности как непосредственно, так и через подведомственные им структуры. Их основными функциями в этом отношении являются: определение соответствующих приоритетов, целей и задач; формирование нормативно-правовой основы предупреждения преступлений; координация предупредительной деятельности нижестоящих субъектов, оказание им необходимой методической и практической помощи; планирование и разработка предложений в федеральные и региональные программы борьбы с преступностью и иным (фоновым для нее) правонарушительством, реализация в пределах своей компетенции этих программ; информационное, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение нижестоящих субъектов предупредительной деятельности; осуществление контроля за их работой. Главными же субъектами общей и индивидуальной профилактики, а также иных видов предупредительной деяте льности являются органы внутренних дел, функционирующие на уровне городов, районов, населенных пунктов, а также их подразделения, действующие в микрорайонах по месту жительства граждан и непосредственно на объектах профилактической защиты. В осуществлении этой работы положительную роль могут сыграть и сформированные за счет местного бюджета специализированные подразделения, способные оперативно реагировать на изменения криминальной ситуации и приближающие милицию к населению (территориальные пункты милиции, межрайонные отделения по обеспечению правопорядка на городских рынках и в гостиницах, подразделения по предупреждению преступлений в пригородной зоне, на дачных участках и т. п.). 8. Центральным звеном профилактики преступлений и иных правонарушений в органах внутренних дел является служба участковых уполномоченных милиции. Составляя лишь около 10% от кадрового состава милиции общественной безопасности, эта служба сохраняет ведущие позиции по результативности своей предупредительной работы. В настоящее время участковыми уполномоченными милиции индивидуальная профилактика осуществляется в отношении трех миллионов лиц, ранее совершивших преступления, и других правонарушителей. Важное место в этой работе занимают также подразделения по делам несовершеннолетних, в сфере профилактического воздействия которых находится свыше миллиона подростков-правонарушителей и их родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. 9. Эффективность предупредительной деятельности органов внутренних дел во многом определяется ее организацией, в том числе информационным, ресурсным, кадровым и иным обеспечением. Оптимизация этого обеспечения предполагает широкое внедрение средств компьютеризации и других компонентов современных информационных технологий, активное использование научных рекомендаций, подготовку квалифицированных специалистов и т. п. Необходимость реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел обусловливает важность разработки особой системы стимулирования активного участия их отраслевых служб в предупреждении, профилактике, предотвращении, пресечении, раскрытии преступлений. Этим целям может служить дополнение отчетности показателями, реально отражающими работу служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений на стадиях их замышления, приготовления и покушения. 10. Создание в органах внутренних дел целостной системы предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений должно обязательно сопровождаться совершенствованием управления — воздействия на субъекты соответствующей деятельности в целях повышения ее эффективности. При этом особенно возрастает роль руководителей органов внутренних дел различного уровня, которые обязаны знать существо и особенности превентивной работы, направлять на ее осуществление своих подчиненных, организовывать взаимодействие сотрудников с представителями других органов и организаций, осуществлять обучение сотрудников и постоянный контроль за выполнением ими соответствующей деятельности, оценивать ее эффективность. В решении этих задач важную роль играют научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения системы МВД России, в том числе Академия управления МВД России, осуществляющая подготовку руководителей как регионального уровня, так и горрайлинорганов внутренних дел. Совершенствование их научной и учебной деятельности предполагает: — проведение комплексных научных исследований различных направлений предупреждения органами внутренних дел преступлений в рамках осуществления единой государственной политики в сфере борьбы с преступностью, результатом которых станет подготовка монографий, пособий, сборников научных статей, методик проведения соответствующей работы; — активное участие ученых в проводимых научными и образовательными учреждениями научно-практических конференциях, семинарах, посвященных проблематике криминологического предупреждения; — создание научно-методических центров по организации предупреждения преступлений в целях последующего использования их возможностей для повышения эффективности научно-педагогической подготовки слушателей, адъюнктов, докторантов, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел. Решение этих вопросов позволит повысить качество подготовки руководителей и других сотрудников органов внутренних дел, акцентировать их внимание на практической деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений.

——————————————————————