Актуальные проблемы формирования и деятельности органов правопорядка Кубано-Черноморской области 20-х гг. XX в

(Серопян Г. С.) («Общество и право», 2008, N 3)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКОЙ ОБЛАСТИ 20-Х ГГ. XX В.

Г. С. СЕРОПЯН

Серопян Гурген Сосевич, аспирант кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

В 20-х гг. XX в. социально-экономическая и политическая ситуация на Кубани оставалась чрезвычайно сложной. Эти обстоятельства во многом предопределили криминогенную обстановку, которая в ряде случаев оценивалась как чрезвычайная. В этой связи органами правопорядка молодой Советской республики предпринимались активные меры, суть которых в целом сводилась к борьбе с политическим и уголовным бандитизмом с применением различного рода вооруженных формирований (армейские формирования особого назначения и т. д.). Вместе с тем после окончательной победы большевиков на Кубани начались конкретные мероприятия правоохранительной системы. Они подразумевали реорганизацию системы судопроизводства, а также органов прокуратуры и Рабоче-крестьянской милиции. Следует отметить, что территория Кубано-Черноморской области была разделена на участки народных судов, что во многом способствовало оптимизации взаимодействия вышестоящих и нижестоящих судебных инстанций. На территории Кубано-Черноморской области были созданы Краснодарский, Ейский, Армавирский, Славянский и др. участки. Вышестоящей судебной инстанцией являлся Совет народных судей, располагавшийся в городе Краснодаре. Курировал работу народных судов отдел юстиции Кубано-Черноморского исполнительного комитета <1>. ——————————— <1> Чернов А. Д. Краснодарский краевой суд. 135 лет образования. Краснодар, 2006. С. 87.

Особое внимание уделялось реорганизации судебных органов. Сложность проведения подобных масштабных мероприятий заключалась в практически полном отсутствии квалифицированных кадров. Низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов юстиции зачастую приводил к различного рода злоупотреблениям и вынесению необоснованных приговоров <1>. ——————————— <1> ЦДНИ Краснодарского края. Фонд N 1. Опись N 1. Дело N 55. Заявление работников областного отдела юстиции о недостатках в работе заведующей отделом. Краснодар, 1920. С. 1 — 4.

Партийное советское руководство на Кубани предпринимало экстренные меры для повышения профессионального уровня сотрудников юстиции. С этой целью организовывались кратковременные юридические курсы для личного состава, а наиболее перспективные сотрудники направлялись на профильную учебу в учебные заведения Петрограда, Москвы, Ростова и т. д. Однако изменить ситуацию в лучшую сторону за короткий период не удалось. Отсутствие должного финансирования, низкий профессиональный уровень сотрудников приводил к различного рода должностным злоупотреблениям (факты взяточничества, служебный подлог, коррумпированность отдельных сотрудников). Подобные факты самым отрицательным образом сказывались на деятельности органов юстиции в целом. Этому во многом способствовала обстановка всеобщего доносительства, внутриведомственные конфликты и волокиты. В частности, имел место конфликт между ответственными сотрудниками, членами Коллегии Отдела юстиции Кубчерревкома и работниками Областного революционного трибунала. Показательно, что данный конфликт явился предметом разбирательства на уровне партийно-советского руководства Кубано-Черноморской области <1>. ——————————— <1> ЦДНИ Краснодарского края. Фонд N 1. Опись N 1. Дело N 431. Приказы в областной милиции. Краснодар, 1921. С. 1 — 2.

Большую озабоченность у ответственных сотрудников Отдела юстиции, Совнарсуда и народных судей вызывало состояние мест заключения. В частности, отмечалась чрезмерная их перегруженность; 2800 заключенных в 9 местах заключения. Особенно перегружена краснодарская тюрьма. Причина перенаселения — это содержание до 80% подследственных заключенных и дезертиров. Для стабилизации сложившейся ситуации было предложено: лиц, обвиняемых не в тяжких преступлениях, привлекать на принудительные работы. Не менее остро стоял вопрос о снабжении заключенных продовольствием: одежда была не в удовлетворительном состоянии, поэтому не представлялось возможным посылать заключенных на внешние работы. Для исправления данной ситуации выделялись значительные денежные средства (270 млн. руб.), а также предусматривалась реализация следующих неотложных мероприятий: 1) в самое ближайшее время произвести ревизию мест заключения и обследование, что сделано на местах по распоряжению Карота (Карательный отдел); 2) в течение семи дней выяснить в Продотделе об обязанности последнего снабжать администрацию мест заключения и заключенных пайком; 3) настоятельно потребовать от начальников тюрем систематических представлений о работах заключенных внутри и вне тюрем; 4) поручить Кароту организовать комиссии во всех тюрьмах с представителями Комтруда в Краснодаре с заведующим Отделом Комтруда товарищем Петросовым для обследования мастерских; 5) совместно с Оботноробом предложить Государственному издательству составить библиотеки во всех тюрьмах; 6) ходатайствовать через Отюст перед Продотделом об отпуске для всех тюрем достаточного количества сельскохозяйственных орудий <1>. ——————————— <1> ЦДНИ Краснодарского края. Фонд N 1. Опись N 1. Дело N 431. Приказы в областной милиции. Краснодар, 1921. С. 2.

Несмотря на все трудности переходного периода, партийно-советским органам Кубани ко второй половине 20-х гг. удалось нормализовать обстановку в органах правосудия. Можно с уверенностью констатировать, что в указанный период судебные органы Кубани, несмотря на имевшие место отдельные недостатки, в целом успешно выполняли возложенные на них обязанности <1>. ——————————— <1> Там же.

Достаточно сложная ситуация складывалась в повседневной деятельности сотрудников Рабоче-крестьянской милиции, которым приходилось одновременно противостоять политическому и уголовному бандитизму, а также вести борьбу с многочисленными фактами спекуляции, кражами и т. д. Как было указано выше, низкий уровень заработной платы сотрудников, плохая техническая оснащенность, отсутствие профессионализма негативным образом сказывались на деятельности Рабоче-крестьянской милиции Кубани. Подобные явления являлись прямым следствием недавно завершившейся гражданской войны на Кубани. В большинстве своем сотрудники милиции руководствовались не принципами законности, а «классовым чутьем» и «революционной необходимостью». Реализация подобных установок была чревата многочисленными злоупотреблениями как в отношении казачества, которое в большинстве своем воспринималась как «контрреволюционная сила», чуждая идеалам революции, так и в отношении коренного населения Кубани (адыгов). Выявленные проблемы нашли свое отражение в многочисленных приказах и циркулярах по Кубано-Черноморской милиции. В частности, Приказ от 3 октября 1921 г. N 128 связывал недостатки в работе милиции прежде всего с отсутствием действенной партийной работы в их рядах. В частности, указывалось, что во всех местах партийная работа среди милиционеров ведется весьма слабо, и последние почти находятся вне коммунистического влияния партии. В этой связи создание действительно Рабоче-крестьянской милиции и полное оздоровление ее рядов являются настоящей задачей переживаемого момента <1>. ——————————— <1> Там же.

Предполагалось руководствоваться следующим: 1) партийную работу в милиции рассматривать не менее важной областью работы, чем другие; 2) обратить особое внимание на административно-политические органы (политсекретариаты), ускорив их организацию там, где они до сих пор не организованы, и поставить их на надлежащую высоту там, где они слабо функционируют; 3) обратить особое внимание на деятельность среди милиции политпросветов, на которые возложены задачи политико-просветительской работы среди городской, уездной, железнодорожной и водной милиции; 4) наряду с усилением политработы в милиции особое внимание обратить на усиление работы среди водной и железнодорожной милиции; 5) обратить внимание Политсекретариата на правильное распределение коммунистов-милиционеров между милицейскими частями, особенно на правильное распределение коммунистов комсостава, добиваясь, чтобы комсостав был весь по возможности коммунистический; 6) переброску и отзывы коммунистов-милиционеров производить вполне обоснованно для того, чтобы неосновательными отзывами, переменами не дезорганизовывать милицейский аппарат; 7) для успешного выполнения необходимо милиции использовать опыт, который накопился в политико-просветительской работе Красной Армии с тем, чтобы наиболее ценное из этого опыта было использовано для усиления политработы Рабоче-крестьянской милиции <1>. ——————————— <1> ЦДНИ Краснодарского края. Фонд N 1. Опись N 1. Дело N 431. Приказы в областной милиции. Краснодар, 1921. С. 2.

Из приведенного документа следует, что в начале 20-х гг. партийное руководство основное внимание в деятельности милиции сосредотачивает именно на идеологической составляющей, в то время как вопросы профессиональной подготовки сотрудников, технического оснащения и финансирования отодвигались на второй план. В результате имели место многочисленные злоупотребления, которые, как правило, выражались в ненадлежащем исполнении сотрудниками своих служебных обязанностей, а именно: халатность, мздоимство, кумовщина, многочисленные дисциплинарные проступки (прогулы, пьянство и т. д.). Подобная ситуация провоцировала большую текучесть кадров, что самым отрицательным образом сказывалось на борьбе с преступностью на Кубани. Повышение уровня финансирования и благосостояния Рабоче-крестьянской милиции в конце 20-х гг. позволило, с одной стороны, в значительной мере укрепить кадровый состав правоохранительных органов, а с другой — снизить злоупотребление своими обязанностями. Подобные мероприятия положительным образом сказывались на работе с преступностью на Кубани.

——————————————————————