Особенности организационно-тактического противодействия наркотизации несовершеннолетних осужденных в учреждениях исполнения наказания

(Жилина Н. Ю.)

(«Российский следователь», 2008, N 20)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

НАРКОТИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Н. Ю. ЖИЛИНА

Жилина Н. Ю., аспирантка кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Белгородского государственного университета.

Прежде всего заметим, что криминогенная обстановка, сложившаяся сегодня в учреждениях исполнения наказаний, и созревшая потребность общества в ее позитивном кардинальном улучшении постоянно диктуют необходимость глубокого комплексного подхода к научно-методическому обеспечению процесса противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также организации квалифицированной профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании.

Проведенный научно-исследовательской криминологической лабораторией юридического факультета БелГУ анализ ситуации в местах исполнения уголовных наказаний Белгородской области показал, что своевременно осуществленные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетних осужденных не только способствуют восстановлению их личностного статуса, но и в последующем (после освобождения) существенно ограничивают возможности вовлечения в наркосреду. В свою очередь, снижение потребности в употреблении наркотиков сопровождается постепенным преодолением необходимости криминального добывания денег для их приобретения. Как видим, проведение профилактических мероприятий существенно влияет на криминогенность этой группы населения.

Как известно, в настоящее время в России происходит постоянное «омоложение» наркомании. По нашим данным, полученным в результате анкетирования учащихся образовательных учреждений, средний возраст приобщения к наркотикам составляет 14,6 года для мальчиков и 14,8 года для девочек. В конце 2006 г. состояло на учете более 480 тыс. лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, из которых 75% — больные наркоманией. Если учитывать возрастные особенности большинства наркозависимых (13 — 24 года), то очевидно, что почти все они относятся к демографической категории «молодежь». Заметим, что количество потребителей героина возросло в 2,6 раза, а стимуляторов амфетаминового ряда — на 39,2%. В то же время число потребителей опия увеличилось только на 1,5%, а количество лиц, употребляющих другие виды наркотиков, сократилось: каннабисной группы — на 2,6%, барбитуратов и транквилизаторов — на 22,8%, морфина — на 36,4%. Это свидетельствует о наличии тенденции увеличения удельного веса наиболее концентрированных наркотиков, вызывающих быстрое формирование наркотической зависимости, что обуславливает необходимость разработки соответствующих профилактических мероприятий.

Анализ практики показал, что в период нахождения в исправительном учреждении осужденный испытывает на себе специфические правовые и профилактические воздействия, базирующиеся на условиях жизни и воспитания, которые установлены в рамках режимных учреждений исполнения наказаний. Здесь сегодня актуальной проблемой является такое развитие исправительных учреждений, при котором они будут все больше приобретать черты центров социальной реабилитации, осуществляющих подготовку лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к последующей жизни посредством оказания им психологической и медицинской помощи, реализации специальных воспитательно-профилактических и социальных программ. Центры социальной реабилитации являются, безусловно, особой сферой, которая создана специально для осуществления исправительного корректирующего воздействия на личность осужденных, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер поведения, его повышенную общественную опасность.

Обосновывая необходимость существования такой сферы жизнедеятельности, наука уголовно-исполнительного права, опираясь на учение об изменчивости и развитии личности, научные данные психологии, педагогики, медицины, а также практику деятельности названных учреждений, исходит из того, что в пределах общей популяции есть граждане, совершающие правонарушения, коррекцию личностных характеристик которых в позитивном направлении можно осуществить только в изоляции от обычной, во многом криминогенной, семейной и иной бытовой социальной среды.

При этом, учитывая значимость и ценность для абсолютного числа людей возможности свободно жить и трудиться, именно лишение свободы, другие формы принудительной изоляции от привычной микросреды, как представляется, должны рассматриваться в качестве наиболее значимых средств воздействия, с помощью которых в определенных случаях можно управлять поведением человека, добиваясь соответствия его поведения общенравственным законам общества.

Исследование показало, что помещение несовершеннолетних правонарушителей в сфере незаконного оборота наркотиков в режимные воспитательные учреждения позволяет исключить их из многих общественно значимых отношений. Они не вправе выбирать по своему усмотрению вид труда, ограничиваются их семейные, досуговые и иные отношения, свобода передвижения, свиданий. Более того, эти подростки ограничиваются в питании, приобретении предметов первой необходимости, ограничивается их право на отдых. Они могут подвергаться обыску, их корреспонденция — цензуре, посылки — досмотру и т. д. Все это, безусловно, оказывает свой, формирующий определенные личностные качества, эффект.

Лишение или существенное ограничение свободы, как правило, производит сильное эмоциональное воздействие на несовершеннолетних, в отношении которых эти меры применены, на их родных и близких, друзей и знакомых. В определенных пределах они заставляют их всех испытывать чувство сострадания, горя и только в силу этого служат серьезным предупреждением или даже сдерживающим средством для тех, кто способен и привык безнаказанно нарушать правовые запреты. Однако сложность решаемых таким образом задач заключается в том, что воспитание и исправление в условиях режима в закрытых учреждениях — процесс крайне противоречивый с педагогической точки зрения. Итоги его, как правило, менее позитивны, чем те, на которые рассчитывает общество.

Отметим, что в свое время подробно и тщательно проанализированы как позитивные, так и негативные стороны формирующего воздействия условий жизни и воспитания, создаваемых для несовершеннолетних правонарушителей в специальных режимных учреждениях различного типа. Приводятся многочисленные доказательства того, что после длительного нахождения в изоляции от здоровой микросреды все они объективно по многим основным социальным параметрам значительно отстают от своих сверстников с правомерным поведением, хуже подготовлены для решения задач, которые ставит перед ними жизнь на свободе. В этих условиях многие оказываются не способными изменить поведение, восстановить ослабевшие связи с домом, родителями, заново адаптироваться к жизни, от которой в той или иной степени успели отвыкнуть, не способными преодолеть атмосферу отчужденности среди окружающих их лиц. Все это дает основания полагать, что любая форма лишения или ограничения свободы, применяется ли она к несовершеннолетним в качестве наказания или средства воспитательного воздействия, — весьма опасное оружие, требующее осторожного, квалифицированного и максимально ограниченного применения. Поэтому во всех случаях, когда есть хоть малейшая возможность исправления без изоляции от общества, необходимо отказываться от принудительного направления правонарушителей в специализированные воспитательные учреждения режимного характера.

В индивидуальной работе значительная роль отводится убеждению наркоманов в сознательном отношении к лечению болезни. Нередко попытки начальника отряда и лечащего врача убедить осужденных в необходимости лечения не дают позитивных результатов. Вот почему важной задачей является создание соответствующих социально-педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования системы управления процессом противодействия наркомании. К этим условиям относятся следующие:

— системность, т. е. учет в управленческой деятельности личностных и социальных факторов, определяющих готовность наркомана к диалогу и осуществлению мер медико-социальной реабилитации;

— парциальность (представление об управлении противодействием наркомании, как части общего педагогического процесса, организуемого в специальном учреждении);

— проблемная адекватность (отражение в содержании программы профилактики реальных проблем воспитательной и лечебной деятельности);

— когнитивная адекватность (соответствие содержания программы профилактики планам и нормативным актам, регламентирующим деятельность специального учреждения);

— персонификация (обеспечение индивидуальной профилактической работы с каждым осужденным-наркоманом);

— альтернативная выгода (создание условий, способствующих избранию осужденным линии антинаркотического поведения);

— обратная связь (постоянное субъект-субъектное взаимодействие с осужденными-наркоманами, при котором они являются субъектами самоорганизации и самоуправления).

Для успешного использования предлагаемых социально-педагогических условий необходимо применение по отношению к осужденным разработанного нами диспозитивно-личностного подхода. Он представляет собой совокупность принципов, оперативно-розыскных и организационно-педагогических мер, означающую, что осужденным, испытывающим наркотическую зависимость, в процессе противодействия наркотизации обеспечивается контролируемая администрацией возможность распоряжаться своими правами, психологическими и материальными ресурсами при выборе целесообразных средств и форм лечения и медико-социальной реабилитации.

В заключение заметим, что, для того чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется не только совершенствовать действующее законодательство, но и принимать достаточно эффективные меры по реализации имеющихся социально-педагогических возможностей персонала учреждений исполнения наказаний.

Литература

1. Алферов Ю. А., Хмель А. П. Наркотизм осужденных: воспитательно-предупредительная функция ИТУ. М., 1994.

2. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью. М.: ЮрИнфоР, 2000.

3. Ермаков В. Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. М., 1999.

4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Утверждена Приказом Минобразования России от 28 февраля 2000 г. N 619.

5. Основные преобразования в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции // Адвокат. 2003. N 10.

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».

——————————————————————