Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор?

(Стрельников К. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 10)

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА: ЭЛЕМЕНТ ИЛИ НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР?

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Государство как сложная социальная система со своими элементами — публичной властью, гражданами, территорией и границами — выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным. Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма. Управление предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать задачи, стоящие перед ним, объединять для этого усилия многие организации и массы людей, рационально использовать ресурсы общества. Такое его развитие обусловливает особенности управления обществом и механизм государства. В юридической науке под механизмом понимается структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В разное время, исходя из задач государства, механизм включал не только государственные органы, но и общественные объединения, организации, которые проводили в жизнь его решения, осуществляли религиозное или идеологическое воспитание. Основным орудием государственной власти считается государственный аппарат и его оформленные звенья — государственные органы. Вместе с тем сложившееся в науке понимание государственного механизма предполагает наличие в нем не только государственного аппарата, но и таких элементов, как публичные службы и корпорации, участвующие в процессе реализации функций государства, а также процедуры принятия важных государственных решений. История показывает, что на протяжении всего существования государства ему сопутствуют три негативных элемента: бюрократия, коррупция и преступность. Эти явления возникают закономерно, носят объективный характер. Вряд ли удастся избавиться от них в данный конкретный исторический период. Поэтому перед наукой стоит важная задача — найти пути оптимизации указанных негативных факторов, обратить их во благо. В современных условиях реальную угрозу безопасности и социально-экономическим преобразованиям наносит организованная преступность. Преступления, совершаемые организованными преступными группами, причиняют существенный вред обществу, подрывают эффективность проводимых реформ. Преступность принимает все более организованные формы, повышается уровень вооруженности и технической оснащенности организованных преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами. Организованная преступность, по существу, бросила вызов обществу. Масштаб организованной преступности увеличивается с каждым годом. Так, на учете подразделений по борьбе с организованной преступностью состоят более 100 преступных сообществ, в составе которых около 500 организованных групп с общим количеством участников более четырех тысяч <1>. ——————————— <1> По материалам Департамента МВД России по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, 2005 год.

Наибольшую общественную опасность представляют следующие преступные сообщества: «Солнцевское», «Тамбовское», «Кравченко», «Красноярское», «Иванова», «Братское», «Уралмаш», «Кадина», «Канапа», «Общак». Усилия правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности преступных сообществ явно неадекватны их возросшей криминальной активности. За восемь лет существования ст. 210 УК России, предусматривающей ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации), всего по России выявлено 1070 таких преступлений, из них в суд было направлено значительно меньше уголовных дел, и только по 8,3% были вынесены обвинительные приговоры. Сказанное позволяет сделать вывод о закономерном развитии организованной преступности в современном государстве, перерастании ее в особую, функционирующую в рамках государства систему, с которой государство обязано выстраивать адекватные взаимоотношения. Например, отвечая на вопрос «Нужна ли организованная преступность?», зачастую можно слышать положительный ответ. Как правило, это обосновывается тем, что организованная преступность препятствует уличной, сдерживает беспредел и т. д. Решая свои задачи, государство выстраивает строгую структурную и функциональную связь со всеми элементами власти. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы. Приведенный анализ организованной преступности позволяет судить о том, что она может оказывать и оказывает существенное влияние на процесс управления и реализации функций государства. Поэтому при ближайшем рассмотрении впору ставить вопрос о неком «дублировании» государственных функций организованной преступностью. Ряд авторов напрямую отмечают, что преступные сообщества входят в политическую организацию открытого гражданского общества <2>. Такое положение дел обусловливает соответствующую структуру взаимоотношения государства с преступными группировками. ——————————— <2> Сырых С. М. Понятие и структура политической системы открытого гражданского общества // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М., 2004. С. 118 — 123.

В качестве аргумента «за» можно указать, что практика взаимодействия и «диалога» органов государственной власти с преступным сообществом достаточно часто использовалась в истории и современности. Она зачастую приводила к стабилизации в экономической и политической сферах. Имеются и организационные предпосылки для такого «диалога». Так, возможности преступных групп и наиболее авторитетных лидеров можно использовать для профилактики правонарушений и преступлений, снижения ущерба и последствий от их совершения. Вопрос установления взаимоотношений также не вызывает проблем. Дело в том, что современная организованная преступность представляет четко выраженную структурированную систему. Кроме того, важным элементом управления преступной средой являются «воры в законе». «Воры в законе» продолжают оставаться системообразующим звеном преступного сообщества, аккумулируют финансовые ресурсы, организуют преступные мероприятия, активно противодействуют правоохранительным органам, используют криминальные методы для осуществления недобросовестной конкуренции. Наличие в их распоряжении значительных финансовых средств и авторитета позволяет им оказывать влияние на политические процессы, в том числе проникать во властные структуры. «Воры в законе» продолжают осуществлять «судебные функции» среди преступного мира, являться носителями особой криминальной субкультуры. Таким образом, установление контактов и использование их в государственных целях как внутри страны, так и за рубежом может иметь положительный эффект. Дополнительным фактором, способствующим этому, является то, что в настоящее время, нарушая «старые» воровские традиции, «воры в законе» активно включились не только в нелегальный, но и в легальный бизнес, осуществляют руководство предприятиями, распоряжаются их активами, имеют крупную собственность, оказывают негативное влияние на политические процессы, в том числе стремятся проникнуть во властные структуры. Таким образом, представители организованной преступности имеют не только криминальные интересы, но и легальные. Сказанное позволяет предположить, что использование организованных групп в решении внешних и внутренних задач государства возможно. Но это только одна сторона медали. Дело в том, что, согласно общей теории систем, цель определяет то, ради чего создают систему <3>. Являясь общественным продуктом, направленным на упорядочение общественной жизни, государство тем самым определяет путь — к всеобщему благу. ——————————— <3> Глущенко В. В. Теория государства и права: Системно-управленческий подход. Железнодорожный, Моск. обл., 2000. С. 47.

Объединяясь в государство, люди отказываются от части своих прав и свобод ради общих. Таким образом, возникают национально-государственные интересы и цели, которые базируются на соответствующих, веками почитаемых, ценностях. Им противоречат частные и корпоративные, целью которых является удовлетворение собственных интересов за счет общественных. Как справедливо отмечают авторы, «ключевое противоречие, разрывающее современный мир и Россию, — это противоречие между национально-государственными интересами (государства как единства народа, территории и культуры) и интересами отдельных лиц, имеющих огромные состояния в России и за рубежом, отечественных и зарубежных корпораций» <4>. ——————————— <4> Хабибулин А. Г., Селиванов А. И. Россия-2007 — точка бифуркации // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2007. N 2. С. 3 — 12.

Поэтому цели, ради которых существует государство, несовместимы с целями организованных преступных групп. Это исключает возможность их полноценного и всестороннего участия в механизме государства. Следующим важным аспектом проблемы является правовое обеспечение участия организованной преступности в механизме государства. Вряд ли возможно законное издание нормативного правового акта, регламентирующего участие «воров в законе» в осуществлении государственных функций по известным причинам. Отсутствие правового регулирования не позволит гарантировать участие, определить принципы взаимодействия и ответственность сторон. Подводя итог, можно сделать вывод о принципиальной невозможности участия организованной преступности в осуществлении государственных функций.

——————————————————————