Оперативно-розыскная характеристика хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве

(Коллантай В. А.) («Российский следователь», 2013, N 18) Текст документа

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В. А. КОЛЛАНТАЙ

Коллантай Виталий Александрович, адъюнкт Омской академии МВД России, начальник отделения по ОП N 2 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Томску.

Проведен анализ состояния преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предпринята попытка описания структуры и динамики хищений в ЖКХ. На основе проведенного анализа автором сформулированы рекомендации по оптимизации процесса выявления и раскрытия преступлений.

Ключевые слова: хищение, жилищно-коммунальное хозяйство, оперативно-розыскная характеристика.

The operational search characteristic of misappropriation in the sphere of housing municipal economy V. A. Kollantay

The analysis of the state of crime in the sphere of housing and communal services. An attempt to describe the structure and dynamics of misappropriation in the sphere of housing municipal economy. Based on this analysis the author makes recommendations for optimizing the process of identifying and solving crimes.

Key words: misappropriation, housing municipal economy, operational search characteristic.

Проблеме формирования единой дефиниции оперативно-розыскной характеристики отдельных видов преступлений (далее — ОРХП) посвящено много работ различных авторов. Не вдаваясь в полемику о сущности понятия ОРХП, мы решили из общего числа элементов характеристики, известных науке на настоящий момент, выделить и рассмотреть самые значимые для хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — ЖКХ). По нашему мнению, наиболее значимыми составляющими оперативно-розыскной характеристики хищений в ЖКХ являются структура и динамика хищений в ЖКХ, причины и условия их совершения, личность преступника, способ совершения преступления и предметы преступного посягательства. Ранее такие элементы ОРХ хищений в сфере ЖКХ, как личность преступника и способы совершения преступления, нами уже рассматривались <1>. Поэтому в данной статье мы остановимся на других элементах характеристики, а именно структуре и динамике хищений в ЖКХ, а также причинах и условиях их совершения. ——————————— <1> Об этом подробнее см.: Коллантай В. А. Личность преступника как элемент оперативно-розыскной характеристики хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Оперативник (сыщик). 2012. N 3(32). С. 38 — 40; Он же. О способах хищений денежных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. N 2(8). С. 60 — 67.

При формировании структуры элементов ОРХ хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве мы исходили из того, что наличие у подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции информации об элементах оперативно-розыскной характеристики преступлений рассматриваемого вида должно способствовать решению ими задач, направленных на совершенствование оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с рассматриваемыми хищениями. К такого рода задачам, по нашему мнению, относятся организация эффективного оперативного обслуживания объектов ЖКХ; осуществление подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции мероприятий, направленных на предупреждение хищений в ЖКХ; своевременное обнаружение фактов хищений; документирование действий лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих преступления, а также проведение мероприятий, направленных на обеспечение их раскрытия. Такой элемент ОРХП, как структура и динамика преступлений, наилучшим образом отражает цели лиц, их совершающих, а также позволяет сравнить преступную активность с социально-экономической ситуацией в стране и провести между ними аналогию. Представляя результаты нашего исследования, отражающие описание элементов оперативно-розыскной характеристики хищений в сфере ЖКХ, рассмотрим данный элемент более подробно. Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях в ЖКХ позволяет нам установить, что совокупность преступлений данного вида структурно выглядит следующим образом: мошенничество (ст. 159 УК РФ) — 65%; присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) — 28% и кража (ст. 158 УК РФ) — 7% (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура хищений, совершаемых в сфере ЖКХ

По нашему мнению, доминирующая роль мошенничеств над остальными способами хищений в ЖКХ обусловлена, во-первых, тем, что понятие «мошенничество» многогранно по своей сути (ранее в данное понятие включались в обобщенном виде несколько ныне существующих отдельно видов преступлений) <2>. Во-вторых, субъектом присвоения и растраты является лицо, специально уполномоченное на ведение хозяйственной или иной деятельности, так как в его распоряжении находится предмет хищения, что, несомненно, сужает круг лиц, которые могут совершить хищение таким способом, тогда как мошенничество может совершить и лицо, специально не уполномоченное на проведение хозяйственных операций. В-третьих, такой способ хищения, как кража, не характерен для ЖКХ в связи с тем, что предметом преступного посягательства являлись материальные ценности, а преступный замысел мошенников, и лиц, совершивших присвоение и растрату, направлен был на хищение денежных средств <3>. ——————————— <2> Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». <3> Нами было проанализировано 56 уголовных дел, возбужденных по фактам хищений в ЖКХ.

Проследить динамику рассматриваемой группы преступлений за длительный период времени не представляется возможным в силу того, что до 2008 г. в государственной статистической отчетности не было предусмотрено отдельное выделение преступлений в ЖКХ, поэтому при сборе эмпирического материала мы опирались не только на указанные формы отчетности, но и на данные, полученные из сети Интернет, характеризующие названную сферу криминальной деятельности за 2009 — 2012 гг. Анализ статистических данных <4> показывает, что удельный вес хищений в сфере ЖКХ от общего числа зарегистрированных преступных деяний за указанный период составляет от 0,12% до 0,18%. Так, за 2009 г. на территории России было выявлено 1465 преступлений данной направленности, за 2010 г. этот показатель составил 1540 преступлений. После введения в государственную форму отчетности N 5 БЭП (495) такого раздела, как «Сведения о преступлениях экономической направленности, следствие по которым обязательно, выявленных подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством» за 2012 г., по данным ГИАЦ МВД России, было выявлено 3211 преступлений, совершенных в ЖКХ за 5 месяцев 2013 г., данный показатель составил 2280 преступлений, что на 556 преступлений больше, чем за аналогичный период 2012 г. <5>. Указанное обстоятельство свидетельствует о постоянном росте количества совершенных преступлений в указанной сфере за последние четыре года. Также данный показатель свидетельствует о том, что принимаемые МВД меры по декриминализации ЖКХ приносят свои плоды, но при этом не в полной мере соответствуют условиям настоящего времени. ——————————— <4> В формах государственной статистической отчетности до 2012 г. не предусматривалось отдельно выделять хищения в сфере ЖКХ. Эти преступления указывались в разделе «Управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда». <5> Данные получены с официального портала ГИАЦ МВД России // URL: http://10.5.0.16/?book_num=6&do;=stat. books&book;_name_text. php.

Постоянный рост числа выявленных хищений в ЖКХ, а также информация СМИ о раскрытии особо тяжких преступлений рассматриваемой категории свидетельствуют о правильном выборе направления оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. Но, к сожалению, выявление и раскрытие преступлений этого вида носят не системный, а единичный характер. Об этом свидетельствуют статистические данные о выявлении хищений ЖКХ в различных регионах нашей страны. Так, за 2009 г. оперативными сотрудниками по Приволжскому федеральному округу выявлено 403 факта хищений, по Уральскому федеральному округу — 339, по Центральному федеральному округу было выявлено 245, по Сибирскому федеральному округу — 169, сотрудниками Северо-Западного федерального округа выявлено 154 хищения, Южного федерального округа — 120, Дальневосточного федерального округа — 35. Градация количества выявленных преступлений рассматриваемой направленности в 2009 — 1012 гг. осталась примерно такой же. Десятикратный разрыв между различными регионами по выявлению хищений в сфере ЖКХ подтверждает, что не во всех регионах соблюдаются принципы системности и наступательности.

С целью решения проблемы повышения количества выявления и раскрытия фактов хищений в сфере ЖКХ, по нашему мнению, необходимо применить комплекс мер, к которым следует отнести: — изучение положительного опыта других регионов по раскрытию хищений в ЖКХ и внедрение его в оперативно-служебную деятельность; — анализ имеющихся материалов проверок о совершении преступлений рассматриваемого вида; — разработка планов проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий с целью раскрытия хищений в ЖКХ; — заслушивание руководителем подчиненных сотрудников о ходе проведения мероприятий по проверке фактов хищения в ЖКХ с дачей конкретных указаний <6>. ——————————— <6> Предложенный нами комплекс может быть дополнен.

Существенное влияние на оперативно-розыскную деятельность в процессе раскрытия преступлений оказывает такой элемент оперативно-розыскной характеристики хищений в сфере ЖКХ, как причины преступлений и условия, способствующие их совершению. Анализу криминальных факторов с точки зрения планирования осуществления деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений всегда уделялось пристальное внимание, но в последние годы в условиях значительного увеличения количества преступлений в сфере экономики роль аналитической работы возросла <7>. ——————————— <7> Об этом подробнее: Азовский С. Ю. Формирование организационно-экономического механизма противодействия коррупции как фактора обеспечения экономической безопасности: Автореф. дис. … к. э.н. М.: Московская академия экономики и права, 2009. С. 11; Ревин В. П. Преступность в России в контексте социально-экономических реформ // Российский следователь. 2007. N 11. С. 33; Середа И. М., Суханов С. В. Незаконное предпринимательство в Сибирском федеральном округе: некоторые аспекты криминологической характеристики // Российский следователь. 2012. N 15. С. 31.

Проведенное нами исследование приводит к выводу, что для рассматриваемого вида преступлений нехарактерны такие традиционные причины и условия совершения преступлений, как пьянство, наркомания, безработица, низкий образовательный уровень и т. д. Причины хищений в ЖКХ связаны с двумя мотивами преступного поведения личности. Первый — корысть, второй — иная личная заинтересованность. Большинству лиц, совершивших хищения бюджетных средств из национальной экономики, присуща полимотивированность, «которая проявляется в том, что зачастую они за счет осуществления преступных деяний в сфере своей деятельности стремятся, во-первых, сиюминутно достичь роста своих статусных позиций в обществе, в его элитарном социальном слое и, во-вторых, закрепить уже достигнутые здесь результаты» <8>. Не исключением будут и лица, совершившие хищения в ЖКХ, так как коммунальное хозяйство всецело интегрировано в национальную экономику России и ЖКХ присущи все те проблемы, которые насквозь пронизывают и экономику страны. ——————————— <8> Карпов А. Г. Личность преступника как элемент оперативно-розыскной характеристики нецелевого расходования бюджетных средств и средств негосударственных бюджетных фондов // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание: материалы круглого стола. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 35.

Данные опросов сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции свидетельствуют, что к основным причинам и условиям неблагоприятных тенденций в структуре и динамике хищений, совершаемых в ЖКХ, относятся латентность <9> данного вида преступлений — 78%, совершение большей части хищений устойчивыми преступными группами с четким распределением ролей — 62%, ненадлежащее законодательное регулирование системы ЖКХ — 61%, отсутствие действенного контроля за доходами муниципальных служащих, занятых в сфере ЖКХ, — 56% и недостатки деятельности правоохранительных органов — 48% <10>. ——————————— <9> Под латентной преступностью в криминологической литературе традиционно подразумевается реальная, но скрытая или незарегистрированная часть фактически совершенных преступлений. <10> Сумма ответов не должна строго соответствовать 100%, так как респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответа.

Первая причина является одним из важнейших признаков хищений в ЖКХ, знание о нем способствует поиску конкретных лиц, совершивших преступления. Латентность присуща всем преступлениям экономической направленности, в том числе и совершаемым в рассматриваемой сфере, так как лица, совершающие преступления, маскируют свои действия неумелыми действиями бухгалтерии, отсутствием четкой регламентации тарифной политики и т. д. Многие ученые, исследовавшие проблему латентности преступлений, едины во мнении, что ее уровень в преступлениях, совершенных в экономической сфере, намного выше уровня латентности общеуголовной преступности <11>. ——————————— <11> См., напр.: Акутаев Р. М. Криминологический анализ латентной преступности: Автореф. дис. … д. ю.н. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. С. 11 — 14; Варыгин А. Характеристика преступности среди сотрудников органов внутренних дел // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 5; URL: http:www. elective. ru/arts/uri01.

Сведения о латентности преступлений рассматриваемого вида позволяют правильно выстроить очередность проведения оперативно-розыскных мероприятий и добиться положительных результатов в оперативно-розыскной деятельности. Данное обстоятельство позволяет принимать меры по поиску лиц, знающих о совершенном преступлении и могущих указать на конкретных преступников, а также на следы совершения преступления. При этом следует учитывать тот факт, что для каждого вида преступлений причины возникновения латентности специфичны. Особенностью хищений в ЖКХ является высокая латентность, которая обусловливает необходимость осуществления целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, подготавливающих и совершающих данные деяния, а также их оперативной разработке. Что касается вопроса совершения большей части хищений устойчивыми преступными группами с четким распределением ролей, то проведенный анализ приговоров суда, обвинительных заключений и постановлений о возбуждении уголовных дел показал, что 87% от общего числа расследованных уголовных дел возбуждено в отношении одного человека, 10% в отношении 2 лиц и лишь 3% в отношении группы, состоящей из 3 и более лиц. Проблемам ненадлежащего законодательного регулирования системы ЖКХ последние годы уделяется большое внимание, как со стороны ученых-юристов <12>, так и со стороны государственных деятелей <13>, в том числе и Президента России <14>. В настоящее время правоотношения в ЖКХ регулируют более 30 нормативных правовых актов. Решением данной проблемы являются оптимизация и обновление правового регулирования всей сферы ЖКХ в целом. Рамки данной статьи не позволяют в полной мере рассмотреть указанную проблему, так как для ее изучения необходимо самостоятельное исследование. ——————————— <12> См., напр.: Устинова А. В. ЖКХ права потребителей в сфере коммунального хозяйства. М.: Проспект, 2010. <13> Рекомендации межрегионального совещания Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» на тему: «Проблемы и перспективы законодательного регулирования в сфере ЖКХ: в части новых подходов к организации системы планирования и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов» // URL: http://www. vsmsinfo. ru/dokumenty-i-materialy/2012-11-22-11-03-30/rekomendatsii-po-proble. <14> Заседание президиума Госсовета по проблемам ЖКХ // URL: http://www. kremlin. ru/news/12918; Владимир Путин провел заседание Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг» // URL: http://www. kremlin. ru/news/18232.

Отсутствие действенного контроля за доходами муниципальных служащих, занятых в сфере ЖКХ, и недостатки деятельности правоохранительных органов также являются проблемными вопросами, разрешение которых в рамках одной статьи невозможно, так как они носят системный характер и для их разрешения необходимо проведение отдельных исследований, в том числе и диссертационных. Подводя итог, необходимо отметить, что знание оперативными сотрудниками таких элементов ОРХП, как структура и динамика хищений в ЖКХ, а также причины и условия их совершения, позволит правильно выбрать меры, направленные на нейтрализацию и прогнозирование криминальной активности в данной сфере.

Список использованной литературы

1. Коллантай В. А. Личность преступника как элемент оперативно-розыскной характеристики хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Оперативник (сыщик). 2012. N 3(32). 2. Коллантай В. А. О способах хищений денежных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. N 2(8). 3. Азовский С. Ю. Формирование организационно-экономического механизма противодействия коррупции как фактора обеспечения экономической безопасности: Автореф. дис. … к. э.н. М.: Московская академия экономики и права, 2009. 4. Ревин В. П. Преступность в России в контексте социально-экономических реформ // Российский следователь. 2007. N 11. 5. Середа И. М., Суханов С. В. Незаконное предпринимательство в Сибирском федеральном округе: некоторые аспекты криминологической характеристики // Российский следователь. 2012. N 15. 6. Карпов А. Г. Личность преступника как элемент оперативно-розыскной характеристики нецелевого расходования бюджетных средств и средств негосударственных бюджетных фондов // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание: Материалы круглого стола. М.: ВНИИ МВД России, 2009. 7. Акутаев Р. М. Криминологический анализ латентной преступности: Автореф. дис. … д. ю.н. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 8. Варыгин А. Характеристика преступности среди сотрудников органов внутренних дел // Российская юстиция. 2002. N 12. 9. Устинова А. В. ЖКХ права потребителей в сфере коммунального хозяйства. М.: Проспект, 2010.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *