Вневедомственный контроль и порядок его осуществления

(Ягодин Р. С., Абрамов М. К.) («Российский следователь», 2013, N 18) Текст документа

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПОРЯДОК ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Р. С. ЯГОДИН, М. К. АБРАМОВ

Ягодин Роман Сергеевич, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (БелЮИ МВД России), кандидат юридических наук, майор полиции, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (БелЮИ МВД России), подполковник полиции.

Абрамов Михаил Клавдиевич, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (БелЮИ МВД России), подполковник полиции.

В статье рассматривается вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью и порядок его осуществления. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ «Об ОРД», и принятым в его исполнение подзаконным актам. Также указываются компетенция и порядок осуществления контроля каждого из субъектов.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, федеральные органы государственной власти Российской Федерации, контроль, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, ОРМ, ОРД.

The non-departmental control and the order of its realisation R. S. Yagodin, M. K. Abramov

The article deals with the non-departmental control of operative detective activity and the order of its realization. It is expressed in the system of supervision and check of conformity in activity of the authorised bodies and state officials to the tasks, principles, and rules established by FA «About ODA» and accepted in its execution by regulations. The authors also point out the competence and a procedure of the control for each of the subjects.

Key words: operative detective activity, federal state authorities of the Russian Federation, control, federal executive authorities of the Russian Federation, ODM, ODA.

Контроль за ОРД, осуществляемый перечисленными в ст. 20 ФЗ «Об ОРД» субъектами, является контролем со стороны федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ «Об ОРД», и принятым в его исполнение подзаконным актам. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в оперативно-розыскной деятельности отклонений от установленных нормативов, а при необходимости — скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы. Согласно ФЗ «Об ОРД», этот контроль в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляют <1>: ——————————— <1> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010, от 26.12.2008 N 293-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (послед. обновление: 26.05.2012).

— Президент РФ; — Федеральное Собрание РФ; — Правительство РФ; — судья, санкционирующий оперативно-розыскные мероприятия, влекущие ограничение конституционных прав граждан; — уполномоченные на то прокуроры; — представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. Президент РФ осуществляет контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст. ст. 80 — 90 Конституции Президент РФ наделен широкими полномочиями, за которые, однако, он не вправе выходить. Важнейшей функцией Президента РФ является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности <2>. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. N 237.

В частности, в круг основных полномочий Президента РФ в сфере обеспечения безопасности России входят следующие: — он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; — при обстоятельствах и в порядке, которые предусмотрены федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе <3>. ——————————— <3> Там же.

Президент РФ, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ «Об ОРД». В ходе его оценивается: — полнота и эффективность исполнения Закона в целом на территории России и в разрезе соответствующих министерств и ведомств; — соответствие ведомственных схем организации ОРД задачам успешной борьбы с преступностью в реальных условиях оперативной обстановки, складывающейся в стране; — состояние подзаконной правовой базы ОРД, ее соответствие федеральному законодательству; — общий уровень профессионализма субъектов ОРД; — выполнение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД. Федеральное Собрание РФ также является одним из субъектов, согласно ст. 20 ФЗ «Об ОРД» осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии со ст. 94 Конституции Федеральное Собрание — парламент РФ является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Контроль со стороны законодателя за ОРД является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции парламентский контроль реален только: — в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроекты в области ОРД; — за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств. Этот вид контроля, так же как и первый, опосредован, так как, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета <4> (отдельные статьи Конституции РФ предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим ОРД) и, во-вторых, через возможности Счетной палаты РФ, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации РФ. ——————————— <4> Там же.

Таким образом, Федеральное Собрание РФ осуществляет общий контроль за исполнением ФЗ «Об ОРД». Он не распространяется (и не может распространяться) на основания и порядок проведения конкретных ОРМ, а преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением данного Закона как в стране в целом, так и соответствующими министерствами и ведомствами. Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство РФ. Именно оно осуществляет исполнительную власть России. Полномочия Правительства определены Конституцией и федеральными конституционными законами. Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России. Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования министерствами и ведомствами предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральному законодательству. Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов сводится к тому, что акт после подписания руководителем федерального министерства и ведомства представляется в Министерство юстиции РФ. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции, действующему законодательству, и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Только после этого данный акт вступает в силу. Если выявлены противоречия действующему законодательству, то нормативный акт возвращается на доработку. К компетенции Правительства РФ относится проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД. Такая проверка осуществляется Министерством финансов РФ через специально выделяемых для этих целей сотрудников. В качестве субъектов финансового контроля в ОРД выступают: руководитель оперативно-розыскного органа и представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля <5>. ——————————— <5> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

На представителей Минфина России возлагаются обязанности, и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Минфина России. Представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего они становятся полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании ОРД должны предоставляться в полном объеме. Кроме перечисленных субъектов контроля за оперативно-розыскной деятельностью важную роль играют судебные органы. Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» каждое ОРМ, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи. Применительно к оперативно-розыскной работе судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является: — рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ <6>. Следует отметить, что в ст. 9 ФЗ «Об ОРД» изложен порядок санкционирования не всех ОРМ, ограничивающих конституционные права гражданина, а только их части. В этой статье приведены правила судебного рассмотрения материалов только тех ОРМ, которые еще не начаты, а также начатых по разрешению судьи, но которые необходимо продлить. Вместе с тем законодателем приведен закрытый (исключительный) перечень конституционных прав человека и гражданина, которые могут быть ограничены в ОРД. В перечень данных прав включены: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (причем передаваемых только по сетям электрической и почтовой связи), а также право на неприкосновенность жилища; ——————————— <6> Там же.

— последующая проверка законности решений и действий оперативно-розыскного органа и их должностных лиц; — рассмотрение жалоб на оперативно-розыскной орган <7>; ——————————— <7> Там же.

— разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскным органом в связи с отказом в проведении ОРМ. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ предусмотрен в ст. 9 ФЗ об ОРД.

——————————————————————

Название документа