Формы и виды взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму

(Яворский М. А.) («Российский следователь», 2008, N 24)

ФОРМЫ И ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

М. А. ЯВОРСКИЙ

Яворский М. А., преподаватель кафедры криминалистики Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России, майор милиции.

В данной статье автор рассматривает виды и формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму, называет основные направления совместной деятельности указанных субъектов. В практике различных государственных органов и общественных организаций виды и формы совместной деятельности весьма разнообразны и зависят от различных обстоятельств: направления совместной деятельности; специфики компетенции субъектов взаимодействия; реальных возможностей сторон и т. д. Так, например, взаимодействие ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму в зависимости от инициатора совместных действий можно подразделить на следующие виды: — взаимодействие, осуществляемое по инициативе представителей религиозных объединений; — взаимодействие, осуществляемое по инициативе ОВД; — взаимодействие, осуществляемое по инициативе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ, общественных организаций. Полагаем, что взаимодействие ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму может осуществляться в двух основных формах: непосредственной совместной деятельности и информационного обмена. В свою очередь, эти формы взаимодействия могут выражаться в следующем: 1. Сообщение представителями религиозных объединений сотрудникам ОВД информации о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях не только религиозного, но и общеуголовного характера. 2. Выступления представителей религиозных объединений в СМИ о фактах, содержащих признаки правонарушений. 3. Выявление сотрудниками ОВД с помощью представителей религиозных объединений свидетелей и потерпевших по зарегистрированным правонарушениям. 4. Привлечение представителей конфессий в качестве специалистов для участия в производстве следственных действий. 5. Консультации по правовым и религиозным вопросам. 6. Обучение сотрудников ОВД основам вероисповеданий в целях использования последними полученных знаний на практике. Взаимодействие указанных субъектов должно находить отражение в организации деятельности самих ОВД. Как нам представляется, выбор той или иной формы взаимодействия или его вида зависит от выбранного направления взаимодействия ОВД с религиозными объединениями. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть эти направления. 1. Набор и сохранение кадров ОВД. Сегодня конфессиональный состав населения в большинстве крупных городов России быстро и значительно меняется. Стоит признать, что привлечение в ряды ОВД представителей различных конфессий будет способствовать выработке навыков общения с носителями других религий и культур. При этом крайне важно не допустить снижения уровня профессиональных стандартов при наборе на службу лиц, являющихся приверженцами различных конфессиональных объединений. Снижение стандартов существенно снизит эффективность работы ОВД. С другой стороны, некоторые стандарты, возможно, потребуют корректировки. Формы документов, подаваемых при приеме на службу, и тесты (языковые, психологические, исторические) должны быть проверены во избежание дискриминации по религиозному признаку, чтобы обеспечить равные возможности для всех. В целом необходимо будет составить новую модель профессиональных и личных качеств сотрудника ОВД, соответствующих современным условиям. 2. Подготовка сотрудников ОВД. Профессиональное обучение является одним из наиболее важных инструментов управления, позволяющим создать профессиональную службу ОВД, способную оказывать помощь населению. Базовая подготовка сотрудников ОВД должна включать в себя формирование следующих навыков: — распознавание отклонений в поведении, мотивированных религиозной враждой, и осознание важности профессионального реагирования на подобного рода отклонения; — умение работать с информацией об инцидентах, связанных с проявлениями нетерпимости к представителям тех или иных религиозных объединений. Программа обучения должна помочь привести личное отношение сотрудников ОВД к представителям религиозных объединений в соответствие с нормами профессиональной этики. Должны быть разработаны официальные процедуры проведения внутренних расследований в отношении случаев проявления религиозной нетерпимости со стороны сотрудников милиции. Такой профессиональный подход поможет укрепить доверие к милиции в обществе <1>. ——————————— <1> См. подробнее: Пономаренков В. А. Введение в судебную (правовую) этнологию: Монография. Саратов, 2004.

3. Эффективное применение законодательства. Антиэкстремистское законодательство является важным инструментом противодействия проявлениям религиозного экстремизма. Несомненно то, что мера доверия населения к ОВД в значительной степени зависит от эффективности их правоприменительной деятельности. Для эффективного применения норм закона сотрудники ОВД должны осознать важность сбора доказательственной информации по фактам проявления религиозной дискриминации. В целях укрепления законности и повышения профессионализма следует активизировать внимание сотрудников ОВД к любым проявлениям религиозного экстремизма, совершенствовать методы борьбы с ними. Необходима разработка специальных программ (как начального уровня, так и для курсов повышения квалификации) по воспитанию у личного состава толерантного отношения к представителям различных конфессий. Назначение сотрудников, несущих персональную ответственность за координацию работы по пресечению проявлений религиозного экстремизма, может способствовать повышению эффективности действий ОВД в этой области. При расследовании правонарушений, связанных с проявлениями религиозного экстремизма, ОВД следует обращаться за консультациями к специалистам в этой области и работать совместно с другими ведомствами и организациями. Без проведения консультаций с конфессиональными объединениями ни ОВД, ни органы местной власти не смогут эффективно выполнять свои функции в сфере противодействия религиозному экстремизму. В целях получения сведений о проявлениях религиозного экстремизма и обмена информацией о них ОВД должны наладить сотрудничество с органами местной власти, лидерами конфессиональных объединений. Факты религиозных правонарушений должны подвергаться тщательному расследованию. Процедура расследования должна быть прозрачной и ясной, особенно для пострадавших. Особо важными задачами являются регистрация и ведение статистики правонарушений, связанных с проявлениями религиозного экстремизма. На ОВД должна быть возложена обязанность регистрации подобных правонарушений и сбора информации о них. ОВД следует разработать специальные меры по стимулированию подачи населением заявлений о фактах религиозных правонарушений. С этой целью могут применяться следующие способы: — программы по повышению уровня осведомленности населения о фактах религиозной нетерпимости; — меры, направленные на повышение степени доверия населения к ОВД; — введение соответствующих внутренних процедур работы с заявлениями о правонарушениях, связанных с религиозной нетерпимостью. 4. Налаживание контактов между религиозными объединениями и ОВД. Налаживание контактов между религиозными объединениями и ОВД представляет собой непростую профессиональную задачу. Решение этой задачи является важной составной частью общих усилий по переориентации ОВД на обслуживание нужд и потребностей демократического общества, что необходимо для создания атмосферы доверия и сотрудничества. В целях создания атмосферы доверия работники ОВД должны активно развивать механизмы обратной связи с представителями конфессиональных объединений, чтобы обеспечить качество и эффективность проводимых мероприятий и реализуемых программ. Существование таких механизмов предлагает преодоление с обеих сторон стереотипов враждебности и налаживание конструктивных рабочих отношений между ними. Такое неформальное сотрудничество пойдет на пользу всем участникам. Принятие указанных мер особенно необходимо в случае наличия явной напряженности в отношениях между ОВД и религиозными объединениями. Практика показывает, что в подобных ситуациях организация дискуссий и «круглых столов» по имеющимся проблемам способствует сближению антагонистических групп. 5. Взаимодействие ОВД и религиозных объединений с представителями средств массовой информации. ОВД должны признать, что распространение средствами массовой информации неточных сведений (СМИ) и стереотипов самым негативным образом отражается на отношении населения к религиозным объединениям. В связи с этим ОВД следует обратить особое внимание на взаимодействие со СМИ во избежание распространения стереотипов о представителях тех или иных конфессий в публикациях. Нужно иметь в виду опасность концентрации внимания без объяснения причин на данных об уровне религиозных правонарушений. Следует задать вопрос, насколько необходимо подобное внимание и какие цели преследует такая информация. Существует опасность навешивания криминального ярлыка на отдельные религиозные объединения. Данные статистики никогда не говорят сами за себя и могут подвергаться произвольной интерпретации. Статистика в лучшем случае сообщает о фактах, но не отвечает на вопрос об их причинах. Для получения ответа на этот вопрос необходимы дополнительные качественные исследования. В обязанности ОВД входит выяснение причин уровней преступности в отдельных группах общества. Концентрация внимания на основных выявленных проблемах позволит предпринять возможные упреждающие шаги. ОВД должны также поощрять деятельность других организаций по предотвращению ситуаций, ведущих к обострению конфессиональных отношений, и по своевременному вмешательству в эти ситуации. Используя статистические данные и демонстрируя равное отношение ко всем группам общества, ОВД приобретают уважение и доверие со стороны религиозных объединений. Необходимо принятие кодекса поведения сотрудников ОВД, который должен содержать инструкции в отношении того, в каких случаях уместны указания на религиозную принадлежность тех или иных лиц. Сотрудникам милиции необходимо иметь в виду возможные последствия подобных указаний в самых разных ситуациях, например, при пользовании каналами служебной радиосвязи. В целях недопущения распространения субъективных сведений в сообщениях для печати руководству ОВД рекомендуется разработать профессиональный этический кодекс для сотрудников по связям с религиозными объединениями. В целях оптимизации составления и распространения статистических материалов, касающихся межконфессиональных отношений, ОВД необходимо проводить консультации и налаживать сотрудничество с религиозными объединениями. В процессе таких контактов и консультаций сотрудникам ОВД следует стремиться к получению информации, способствующей лучшему пониманию религиозных особенностей конфессий.

——————————————————————