Типологические признаки экстремистской идеологии

(Исаева Т. Б.) («Российский следователь», 2008, N 23)

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Т. Б. ИСАЕВА

Исаева Т. Б., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института предпринимательства и права, кандидат исторических наук.

В статье автор приводит перечень типологических черт экстремистской деятельности, отличающих ее от терроризма и радикализма. Террористические преступления и методы составляют видимую часть явления, это первое, с чем приходится сталкиваться обществу. Осознание системности совершаемых действий, их идейной основы, социальной почвы, психологической составляющей, управленческой структуры, организационной сети, системы финансирования террористических преступлений и необходимости обобщения всех сторон явления в одном понятии «терроризм» приходит позже. Теоретически данное понятие еще окончательно не сформулировано ни в законодательстве Российской Федерации, ни в международных законодательных актах, ни в юридической науке <1>. В целом исследователи видят в терроризме либо сугубо общественно-политическое явление, либо отождествляют его с террористическим актом. Нет также четкого разделения понятий «терроризм», «экстремизм» и «радикализм». Чаще всего эти термины используются как синонимы. ——————————— <1> См.: Исаева Т. Б. Общетеоретические вопросы терроризма. М., 2007.

На наш взгляд, терроризм является сложным, многоструктурным явлением современной жизни. В нем соединились идеологическая, политическая, организационная, финансовая, криминальная, национальная, религиозная, родоплеменная, цивилизационная, нравственно-ценностная, психологическая, этнокультурная и другие подсистемы. Это как параллельная существующей другая форма организации биологической жизни. Следовательно, и решение данной проблемы в одном из направлений, будь то политическое, социально-экономическое, культурно-образовательное, силовое или любое другое, невозможно. Необходима система комплексных, взаимодополняемых и долгосрочных мер, созданная на основе понимания данного явления как явления чрезвычайно сложного. В качестве рабочей формулировки предлагаем следующее определение терроризма: терроризм — многоструктурное социальное, идейно-политическое явление, направленное на разрушение существующей государственно-политической системы страны и использующее наиболее общественно опасные противоправные методы и средства для достижения своих политических целей. Одним из первых шагов любой политической оппозиции, на наш взгляд, является формирование радикальной идеологии, возникающей на фоне социально-экономического и политического кризиса в государстве, острого недовольства широких масс своим экономическим положением, политикой правящей элиты. Радикальной следует считать идеологию, в которой присутствует решительная и конкретно-определенная критика существующего положения дел в государстве и предлагаются не косметические реформы, а коренная перестройка политического курса установленными законом средствами, например парламентскими. Экстремистской становится такая радикальная идеология, которая по каким-либо причинам отвергает законные методы политической борьбы и провозглашает право на насилие как средство достижения своих заявленных политических целей. Насилие понимается в экстремизме широко: это любые противоправные действия в зависимости от тактики — от уличных беспорядков до военного переворота и массовой революции. Террористической является такая разновидность экстремистской идеологии, которая ориентирует своих приверженцев на террор против власти как ведущий метод борьбы за свои политические интересы. Идеология, или, правильнее сказать, идеологическая подсистема экстремизма, имеет глубокие социальные корни, которые уходят в неудовлетворенность какой-то социальной группы внутри государства своим материальным, политическим, правовым, нравственно-психологическим и тому подобным положением. Интересы, жизненные ценности этой социальной группы (социума) становятся основным источником формирования идеологической концепции, это обеспечивает данной идеологической концепции массовую поддержку. Более скрытыми источниками, на которых выстраивается идеологическая концепция, являются представления и цели социальной верхушки, а также влияние извне. Так, с самого начала идеология представляет собой компиляцию разных источников, как правило, мало совпадающих между собой по содержанию и целям, поэтому лидеры предпочитают не посвящать свой социум, интересы которого они представляют, в подлинные свои цели и задачи. Именно в этом, на наш взгляд, кроется причина, по которой все лидеры народнического движения в России 70-х годов XIX в. открестились от «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева, более того, возненавидели его как нанесшего вред революционному разночинному движению больший, чем вся полиция государства. Дело не в том, сказал Нечаев правду или солгал. Он посмел предать бумаге то, что прятали глубоко в душе сторонники подпольной профессиональной революционной деятельности. Он показал циничную подноготную жизни члена революционной организации, отношение его к людям и процесс вытравливания из его души им самим человеческой морали, что способно было оттолкнуть романтично настроенную рекрутируемую молодежь. Социальная среда, масса — это, в определенной степени, материал, например дерево, из которого можно изготовить и икону, и дубину, смотря на какие чувства народа опираться. Чтобы социальное самосознание оформилось в идеологию, нужны проповедники, пророки-идеологи. Они формулируют идеи, которые смутно чувствуют, но не умеют выразить рядовые представители социальной среды. Вожди-учителя направленно воздействуют на убеждения масс, активизируя одни идеи и приглушая другие, «вырезая из народа дубину». Рассмотрим типологические черты экстремистской идеологии. 1. Центральное место в идеологии должно принадлежать идее страданий, бедственного положения людей именно своей социальной группы. Человеческая жизнь всегда, во все времена была трудна, всегда была полна объективных и субъективных бедствий. Примеры, подтверждающие тяжелое положение (материальное, правовое и т. д.) представителей в принципе любой социальной группы, найти несложно. Однако для экстремизма этого мало. Нужно акцентировать внимание на бедствиях именно своей социальной группы, живописать с душераздирающими подробностями, чтобы «разогреть» массу, легче внедрить идеологию. С целью манипуляции массой идеологи экстремизма легко прибегают к преувеличениям событий, искажению фактов, даже к введению в заблуждение. Здесь важно не дать и «лишней» информации, какого-то контекста, способных привести к непланируемым выводам. Так, например, события осени 2005 г. в пригородах Парижа организаторы и участники погромов представляли как следствие несправедливого положения иммигрантов во Франции: бедности, безработицы, бесправия и т. д. Вначале погромщики охотно демонстрировали корреспондентам свои загаженные кварталы и захламленные квартиры, жаловались, что работа для них только черная, грязная, низкооплачиваемая. Отношение к прессе изменилось мгновенно (стали кидать камни в журналистов, бить аппаратуру), как только пошла лишняя для нарушителей общественного порядка информация о том, что они, выходцы из арабских, африканских стран (или их родители), приехали во Францию из несравнимо худших условий в своих странах. Многие из них, даже приехавшие нелегально, получили от французского правительства гражданство или официальное разрешение, бесплатное социальное жилье, пособие по безработице, позволяющее им вполне сносно жить и перевезти к себе свою многочисленную голодную и такую же необразованную родню. Отсутствие хорошего образования и профессии, которые они не получили и не хотят получать, плохое знание языка страны не дают возможностей получить другую работу, кроме неквалифицированной и недостаточно оплачиваемой. Стремление к красивой и сытой жизни при колоссальной, ни на чем не основанной претенциозности, лени и невежестве, нежелании признавать законы и культуру европейской страны приводит их к противоправным действиям (торговля наркотиками, оружием, грабежи, поджоги машин, порча чужого имущества и т. д.) против чужой страны, их приютившей. Возьмем исторический пример из российской революционно-демократической идеологии, в частности, Н. А. Некрасова, проявившейся в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…». Поэт рисует весьма драматическую картину из жизни крестьянской женщины, которая косой убирает созревший урожай. Читатель проникается сочувствием, состраданием к несчастной женщине, здесь все нагнетено: и зной нестерпимый, насекомые, жалящие потные и покрытые пылью лицо и руки женщины, жажда, рана от косы, спешка («некогда кровь унимать»), плачущий голодный ребенок, которого мать была вынуждена положить прямо на землю. А теперь осмыслим ситуацию. В деревенской общине землю раздавали в пользование мужчинам как работникам на земле. Где муж этой женщины, получивший «отрезок» деревенской земли? На чьей-то земле ведь она работает. От кого-то, в конце концов, она недавно родила! Некрасов об этом не говорит. Далее. Крестьянство традиционно жило большими патриархальными семьями, землю брали на всю семью: отец, сыновья (братья). Конечно, в страду женщины могли выйти на семейный «отрезок», чтобы помочь мужчинам убрать в кратчайший срок урожай: мужчины косили косами, а женщины подбирали и вязали снопы, серпом жали пропущенные участки. С грудными детьми дома в это время сидели свекровь или мать. Где в данном стихотворении все? Что такое могло случиться со всеми сразу и вдруг, чтобы кормящая женщина с младенцем пошла так «гробиться» на поле? То есть это мог быть только исключительный случай, что-то наподобие внезапной эпидемии. Однако поэт делает обобщающий вывод: «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». Некрасов, таким образом, утверждает, что нарисованная им картина — типичная, характерная, наиболее часто встречающаяся. А вот это уже и есть сознательное искажение фактов в угоду идеологии, для «разогрева» революционно-демократической аудитории. 2. Вызвав картинами страданий сочувствие и боль людей, прежде всего своего социума, идеология обязательно развивает идею социального врага. Идеологические вожди стремятся не допустить самостоятельности, углубленных поисков причин бедственного положения своего социума, тем более никаких самокопаний. Причины бедствий находятся вне социума. Энергия недовольства направляется на врага внешнего: это буржуи, министры-капиталисты, «благородная» элита государства или все богатые, это все черные или все белые, русские, евреи, коммунисты или демократы, это язычники или «неверные», шииты или сунниты. То есть это «все чужие» для данного социума. Образ врага носит обязательно обобщенный характер. Иначе как придать масштабность своей борьбе за блага целого социума, «своих»? Создание образа «врага» идет по тому же принципу: нужно преувеличить, гипертрофировать вину «врага», раскрасить его действия так, чтобы вызвать чувство социальной ненависти к людям чужого социума в принципе: к мужчинам, женщинам, детям, старикам, бедным, богатым — любым. Чувство социальной ненависти — важнейшая идеологическая составляющая экстремистской идеологии. На ее формирование работает целый пропагандистский механизм. Чувство социальной ненависти нужно периодически подогревать новыми описаниями, интерпретациями фактов. Не хватает свежих фактов, можно организовать провокации, подтасовать и сфальсифицировать данные. Что бы ни сделал «враг» хорошего, на какие бы уступки ни пошел, нужно представить это как его подлые уловки и обман. Именно так, например, были оценены революционерами Манифест 1861 г. об отмене крепостного права в государстве, Манифест 17 октября 1905 г. о создании Государственной Думы, земельные реформы П. А. Столыпина и многое другое. На похоронах умершего от открытой формы туберкулеза Н. А. Добролюбова Н. Г. Чернышевский произносит возвышенную речь, в которой посылает проклятия царскому правительству и всему государственному строю, якобы виновному в убийстве его друга. 3. В идеологии рисуется прекрасный образ идеального миропорядка в соответствии с системой ценностей конкретного социума. Борцы должны знать, ради чего они рискуют жизнью. Детали, как правило, не прорисованы, чтобы не вызывать разногласий, да идеологи и сами слабо представляют отдельные черты идеального общества, ибо этот мир — фантазия, созданная у них в головах, как правило, оторванная от законов реального мира. Но обязательно это что-то необычайно прекрасное и ценное, обладающее большой притягательной силой для членов этой социальной группы. Для одних идеальное общество — это бескрайняя, бесконтрольная свобода, для других — полная власть над другими, для третьих — абсолютное равенство всех, для четвертых — богатство, полное удовлетворение материальных потребностей, для пятых — возможность не работать, наслаждаться земными удовольствиями, для шестых — получить благодарность от Бога и удовольствие в неземной жизни и т. д. Общим в этой картине райской жизни разных террористических идеологий является то, что этот идеальный мир — без «чужих» (без помещиков, буржуев, без «неверных», без представителей другой национальности или расы и т. д.). То есть уничтожение «чужих» — необходимое условие для счастья «своих» в такой идеологии. Именно наличие данного вывода делает любую идеологию экстремистской. Никакого компромисса, сосуществования разных миров, цивилизаций не предусмотрено. Так из образа «рая» вырастает ад войны. 4. Чтобы построить «социальный рай» для своих, прежде всего нужно решить проблему государственного политического господства, ибо именно политическая власть раскрывает все возможности. Это главная мысль, идея и стратегическая цель экстремистской идеологии. Сначала нужно разрушить до основания сложившийся государственный политический порядок, а строительство утопического рая будет после, «затем». 5. Наконец, именно идеологией избираются методы для достижения стратегической цели, ставятся тактические задачи. Этим завершается формирование экстремистской идеологии. Выбором и обоснованием террора в качестве основного метода достижения декларируемых целей — вызвать страх и ужас рядовых граждан перед беспощадностью террористов, оказывая тем самым многоуровневое давление на государственные органы с целью принятия решения в интересах террористов, — совершается превращение экстремистской идеологии в собственно террористическую.

——————————————————————