Роль личности в обеспечении правового регулирования профессиональной компетенции сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних

(Дорошенко О. М.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 7)

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. М. ДОРОШЕНКО

Дорошенко Ольга Марковна — преподаватель кафедры административно-правовых и финансовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России.

Каждый год в конце мая отмечается день рождения службы по борьбе с беспризорностью и детской преступностью. 31 мая 1935 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в системе органов внутренних дел были созданы специализированные подразделения по делам несовершеннолетних. За историю своей деятельности их наименование неоднократно изменялось (детские комнаты милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних), однако задачи оставались прежними: предупреждение безнадзорности и преступности несовершеннолетних, защита прав детей, оказание им необходимой социальной помощи. Выбирая профессию сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних и овладевая ею, необходимо помнить, что эффективность профилактической работы зависит от личностно-профессиональной подготовленности и компетентности сотрудника. В числе наиважнейших субъективных факторов профилактики правонарушений — личность сотрудника ПДН. Роль личности сотрудника ПДН в современной профилактике правонарушений состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все педагогические влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Сотрудник ПДН добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает весь профилактический процесс, внимательно анализирует последствия своих профилактических действий и делает из них правильные выводы. Уже много сказано о серьезных недостатках нынешней правоохранительной системы. В них повинны не только неблагоприятные социальные условия, но и нерадивые педагоги, неблагополучные подростки, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей родители. Сотрудники правоохранительных органов, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, авторитарная позиция сотрудника ПДН и зачастую равнодушное отношение являются главной причиной отчуждения. Подлинное преобразование взаимоотношений возможно лишь на основе идей демократизации и гуманизации, на возрождении простых человеческих чувств — заботы о детях, любви и милосердия. Поэтому важная задача нынешнего профессионала — сотрудника ПДН состоит в том, чтобы расположить несовершеннолетнего к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно, более скрытой от несовершеннолетнего, нужно избегать менторского отношения к воспитуемому. Известно, что формирование профессионализма сотрудников ПДН носит государственный характер, поскольку сотрудник является представителем власти и осуществляет властные полномочия, а профессионализм — не что иное, как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессия инспектора ПДН — это поле деятельности, связанное с изучением человеческих отношений, инспектор ПДН не может быть безразличен к жизни других людей, ведь это поле деятельности его профессии. За последнее десятилетие в нашей стране произошли радикальные социально-экономические изменения, которые резко повысили актуальность подготовки высококвалифицированных профессионалов в той сфере деятельности органов внутренних дел, которая непосредственно связана с предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних. Возникает вопрос: в чем же специфика подготовки инспекторов ПДН и критерии профессионализма? Традиционно профессионализм характеризуется полнотой и уровнем овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, принципами профессиональной этики; возможностями их творческого применения и ретрансляции, как в своей профессиональной среде, так и среди представителей других профессиональных сообществ. Понятие «профессионализм» часто пересекается с термином «компетентность», под компетентностью конкретного профессионала подразумевают его профессиональную, интеллектуальную, нравственную и личностную компетентность. Профессиональная компетентность сочетает различные компоненты — как личностные, так и профессиональные. Кроме того, в ней выявлена тесная взаимосвязь формирования компетентности не только с проблемой формирования умений и навыков, но и с развитием личностной сферы, ценностных ориентиров и установок будущих специалистов. Важное значение в успешности и результативности профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями имеют личностные и профессиональные особенности развития специалиста как профессионала. «В общей характеристике личности, — пишет Л. С. Рубинштейн, — надо учитывать ее идеологию: идеи, примененные человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями» <1>. Но оценочное суждение человека как личности, специалиста подразделения по делам несовершеннолетних не сводится к воспроизведению усвоенных общественно значимых оценок, а выражает лично отношение, характеризующее нравственный мир и уровень профессиональной компетентности как качества личности. ——————————— <1> Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999. С. 578 (Серия «Мастера психологии»).

Осознание важности этих компонентов, а также стремление к развитию профессионально-важных качеств и является, по нашему мнению, началом развития сотрудника ПДН как специалиста. Таким образом, проблема развития профессиональной компетенции тесно связана с практикой профилактической деятельности, а самое главное — с развитием личных качеств инспектора ПДН. Целенаправленная подготовка инспектора ПДН к профилактическо-педагогической деятельности предполагает необходимость получения им знаний не только в правовой сфере, но и знаний о психологических особенностях поведения несовершеннолетнего правонарушителя, социальной среде несовершеннолетнего. Условием эффективной деятельности сотрудников ПДН, а в конечном итоге — профессионального и жизненного успеха является знание педагогических, организационных, психологических закономерностей, что собственно и означает обретение профессионализма. Как уже отмечалось, в условиях значительного роста экономической и связанной с ней преступности работа сотрудников ПДН нуждается в повышении профессионализма каждого сотрудника и приобретает особую значимость. Как показывает личный опыт работы в системе профилактики правоохранительных органов, получение позитивных результатов в борьбе с противоправным поведением несовершеннолетних правонарушителей во многом зависит от профессионализма и личностных характеристик сотрудников ПДН. В связи с этим необходимость повышения профессиональной компетентности как фактора профессионализма сотрудников ПДН обусловлена, с одной стороны, потребностями общества, в котором роль правоохранительных органов неизменно возрастает, а с другой стороны, потребностями подразделений по делам несовершеннолетних, нуждающихся в высокопрофессиональных, компетентных и нравственных кадрах. «Почти во всех делах самое трудное — начало» (Ж.-Ж. Руссо). Работа с детьми — одна из самых сложных милицейских профессий, ведь подразделению по делам несовершеннолетних доверены в конечном счете детские судьбы. Главная их задача — предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Справиться с этой задачей могут только люди с чутким сердцем. В силу особенностей профессиональной деятельности инспекторы ПДН должны быть не просто милиционерами, но и педагогами, психологами, социальными работниками и даже медиками. Схематизированный язык научных измышлений не способен отразить соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс профилактики правонарушений. Однако наука констатирует объективную истину: личность сотрудника ПДН — это если не решающее, то по крайней мере важнейшее условия эффективной профилактической деятельности, практика на каждом шагу подтверждает это заключение.

Библиографический список:

1. Морева Н. А. Технология профессионального образования. М.: Академия, 2007. С. 13 — 18. 2. Нагавкина Л. С., Кротинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность. СПб.: Изд-во «Каро», 2004. 3. Подласый И. П. Педагогика. Теория и технология обучения. М.: Владос. 2007. 4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. 6-е изд., перераб. и доп. («Высшее профессиональное образование — Педагогические специальности»). 5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2000. 6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. N 5.

——————————————————————