Становление деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями против собственности в послереволюционный период (1917 — 1921 гг.)

(Софронов В. Н.) («Российский следователь», 2009, N 6)

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917 — 1921 ГГ.)

В. Н. СОФРОНОВ

Софронов В. Н., кандидат юридических наук, докторант Омской академии МВД России.

Охрана прав собственника является одной из главных функций государства, но эта функция в различные исторические периоды может реализовываться по-разному. В рамках данной статьи нами преследуется цель исследовать роль оперативно-розыскной деятельности в реализации указанной функции, в том числе и в раскрытии преступлений против собственности. Если обратиться к послереволюционному периоду, то здесь наблюдается процесс усиления охраны собственности, принадлежащей государству. В этот период в стране криминогенная обстановка в отношении защиты собственности серьезно осложнилась. Исследуя этот период, М. Н. Гернет, а затем и А. И. Гуров отмечают, что, как ни велики показатели преступности перед Первой мировой войной, они очень незначительны в сравнении с последующими. Так, если в предвоенные годы в Москве, по данным сыскной полиции, ежегодно совершалось приблизительно 2600 — 2700 краж, то лишь в первом квартале 1923 г. их было зарегистрировано 5209. Аналогичное положение отмечалось и в группе корыстно-насильственных преступлений <1>. ——————————— <1> См.: Гернет М. Н. Изучение преступности в СССР (исторический очерк); От Томаса Мора до УК; Преступность за границей и в СССР; Преступный мир Москвы; Преступность и самоубийства во время войны и после нее // Гернет М. Н. Избранные произведения. М., 1974; Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

Особое место в структуре преступности послереволюционного периода занимали кражи, удельный вес которых среди всех преступлений составлял 23%, а среди имущественных — 73%. В первый месяц после мартовской амнистии 1917 г. только в Москве было совершено 6884 кражи. В последующие годы ежемесячно совершалось свыше тысячи краж <2>. Рост преступности в переходный период от капитализма к социализму не являлся чем-то неожиданным и рассматривался большевиками как закономерное, вполне объяснимое явление. По этому поводу В. И. Ленин писал, что разложившиеся элементы буржуазного общества не могут не показать себя «иначе, как увеличением преступлений, хулиганства, подкупа, спекуляций, безобразий всякого рода» <3>. ——————————— <2> См.: Гуров А. И. Там же. <3> Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 195.

И здесь мы обращаем внимание на некоторые закономерности переходных периодов. Так, более чем через 70 лет, в переходный период от социалистического способа производства и распределения к рыночной экономике, количество преступлений, в том числе и против собственности, значительно увеличилось, о чем свидетельствуют следующие статистические данные. В 2000 г. было зарегистрировано 2952367 преступлений, а в 2006 г. уже — 3853373, в том числе краж соответственно — 1310079 и 1676983 <4>. ——————————— <4> См.: Состояние преступности в России в 2000 — 2006 гг. М.: Главный информационно-аналитический центр МВД России, 2006.

Поскольку после революции значительное количество предприятий в различных отраслях промышленности было национализировано, государство в качестве едва ли не монопольного субъекта хозяйствования сосредоточило в своих руках около 90% основных производственных фондов страны. При этом параллельно возникла серьезная проблема в обеспечении сохранности национализированной собственности, ставшая предметом хищения, «не будучи охраняема или в лучшем случае плохо охраняема, подвергалась постоянным и весьма настойчивым покушениям со стороны преступных элементов» <5>. ——————————— <5> Органы внутренних дел России (1802 — 2002): В 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 155.

Характер реакции власти на сложившуюся обстановку в рассматриваемый период может быть проиллюстрирован следующим примером. В. И. Ленин направляет Ф. Э. Дзержинскому записку такого содержания: «Буржуазия, помещики и все богатые классы напрягают отчаянные усилия для подрыва революции, которая должна обеспечить интересы рабочих, трудящихся и эксплуатируемых масс. Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов. Сторонники буржуазии, особенно из высших служащих, из банковых чиновников и т. п., саботируют работу, организуют стачки, чтобы подорвать правительство в его мерах, направленных к осуществлению социалистических преобразований. Доходит дело даже до саботажа продовольственной работы, грозящего голодом миллионам людей. Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками» <6>. Сразу же последовало принятие ряда организационных и правовых мер, направленных на стабилизацию обстановки. ——————————— <6> Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 156.

Правовым основанием решения проблемы борьбы с преступлениями против собственности послужил Декрет СНК от 21 октября 1919 г. «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах», действовавший до 1922 г. К мерам организационного характера следует отнести создание 20 декабря 1917 г., т. е. уже через полтора месяца после революции, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) как организации по борьбе с контрреволюционной деятельностью. Для решения задач, намеченных решением Совнаркома от 20 декабря 1917 г., в структуре ВЧК вначале были созданы три отдела: информационный, организационный и по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а затем решением коллегии ВЧК от 24 декабря 1917 г. еще и отделы по борьбе со спекуляцией <7> и по борьбе с преступлениями «по должности». Основной функцией указанного подразделения определялась борьба со служебными преступлениями в государственном аппарате, злоупотреблениями, превышением власти, взяточничеством <8>. ——————————— <7> Говоря о борьбе ВЧК со спекуляцией в 1918 г., Ф. Э. Дзержинский отмечал: «Это был период самой разнузданной спекуляции под покровительством Мирбаха. При тех массовых распродажах и передачах акций в руки немецких хищников, которые имели место при деятельном участии Мирбаха и других с Денежного переулка, пришлось применить самую сильную меру — расстрел». Цит. по: Данилов В. В., Нелюбин Я. В. Из истории развития функции аппаратов БХСС: Труды Высшей школы МВД СССР. Вып. 7. М., 1968. С. 56. <8> См.: Бабурин Д. С. Материалы к истории ВЧК. М., 1947. С. 16.

Как результат деятельности этого подразделения показателен пример, приведенный группой других авторов, исследовавших эту проблему. 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взяточничестве и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения. Узнав об этом, председатель Совета Народных Комиссаров (СНК) В. И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к рассмотрению дела, и на этот раз трое из четверых были приговорены к десяти годам лишения свободы. По указанию В. И. Ленина 8 мая 1918 г. СНК издал Декрет «О взяточничестве», предусматривающий уголовную ответственность за это преступление — лишение свободы на срок не менее пяти лет в сочетании с принудительными работами на тот же срок. Интересно, что покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершению преступления. Не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу, то он приговаривался «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам», а все его имущество подлежало конфискации <9>. По настоянию Ленина в первый советский Уголовный кодекс 1922 г. была введена в качестве наказания за получение и дачу взятки смертная казнь. ——————————— <9> См.: Тишков С. В., Алабердеев Р. Р., Латов Ю. В. История борьбы в СССР с хищениями социалистической собственности (к 70-летию ОБХСС/ДЭБ) // URL: http://www. jh. isea. ru.

В связи с этим небезынтересно следующее. Особенностью УК по поводу борьбы со взяточничеством, отмечает С. Н. Захарцев, стал принцип обратной силы закона. Так, в Декрете ВЦИК от 19 октября 1922 г. указывалось, что принятому закону о борьбе со взяточничеством (ст. 114) необходимо придать обратную силу <10>. Затрагивая проблему борьбы со взяточничеством, мы выделяем это как еще одну закономерность: переходным периодам (к которым можно отнести и современное состояние российского общества) характерен рост коррупции. ——————————— <10> См.: Захарцев С. Н. Советское право в годы нэпа (1921 — 1929 гг.): Учеб. пособие / Под ред. д-ра ист. наук, проф. С. А. Есикова. Тамбов, 2004. С. 56.

В послереволюционный период наметилась ярко выраженная тенденция к преимущественной защите государственной формы собственности. Так, один из Декретов ВЦИК и СНК назывался «О мерах борьбы с хищением из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям». В Декрете, в частности, указывалось, что к лицам, способствующим по своему служебному положению хищениям, должны применяться тюремное заключение на срок не ниже трех лет и даже высшая мера наказания — расстрел при отягчающих вину обстоятельствах (многократность и массовость хищения и др.) <11>. ——————————— <11> Собрание указаний РСФСР (далее — СУ РСФСР). 1921. N 40. Ст. 262.

В циркуляре НКЮ от 5 марта 1921 г. «О единообразном понимании некоторых важнейших преступлений и их подсудности» <12> впервые были упомянуты такие преступления, как кража, разбой, грабеж, мошенничество, вымогательство, присвоение и растрата, даны определения грабежа и разбоя как «открытого овладения чужим имуществом посредством насилия». Причем при грабеже насилие не должно быть опасным для жизни и здоровья, а при разбое оно является опасным <13>. Положения циркуляра вошли в первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. как «Имущественные преступления» <14>. ——————————— <12> СУ РСФСР. 1921. N 39. Ст. 30. <13> См.: Курс советского уголовного права. Т. 5. М., 1971. С. 290 — 291. <14> УК РСФСР предусматривал различия в ответственности за имущественные преступления в зависимости также от принадлежности похищенного. По этому поводу в учебной литературе утверждалось: «Советское законодательство, не отрицая значения института частной собственности в настоящее переходное к коммунизму время, вместе с тем, конечно, не может ставить своей задачей охрану частной собственности путем применения суровых репрессий к нарушителям прав частной собственности. Частная собственность защищается ею лишь в тех пределах, какие диктуются необходимостью поддерживать известный экономический правопорядок». И далее: «…интересы большинства требуют их сугубой охраны, и в этих случаях советский законодатель не останавливается перед суровой карой, вплоть до высшей меры наказания». См.: Змиев Б. Уголовное право. Часть Особенная. Вып. 1: Преступления против личности и имущественные. Казань, 1923. С. 37 — 38.

В Постановлении ВЦИК «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР» указывалось, что данный Кодекс вводится в жизнь «в целях ограждения рабоче-крестьянского государства и революционного правопорядка от его нарушителей и общественно опасных элементов и установления твердых основ революционного правосознания» <15>. ——————————— <15> В Кодексе ответственность за корыстные посягательства на собственность были предусмотрены: ст. 180 — кража, ст. ст. 182, 183 — грабеж, ст. 184 — разбой, ст. 185 — присвоение, ст. ст. 187, 188 — мошенничество, ст. ст. 194 — 195 — вымогательство. Позже в УК был введен еще ряд пунктов ст. 180 — «а», «в», «г», «д», «е», «ж», различающих различные виды краж — от простой до квалифицированной.

В целом следует сказать, что в исследуемый нами период борьбе с хищениями собственности государства придавалось исключительное значение. По этому поводу представляет интерес высказывание И. В. Сталина. Он указывал, что «когда ловят шпиона или изменника, негодование публики не знает границ, она требует расстрела. А когда вор орудует на глазах у всех, расхищая государственное добро, окружающая публика ограничивается добродушными смешками и похлопыванием по плечу. Между тем ясно, что вор, расхищающий народное добро и подкапывающийся под интересы народного хозяйства, есть тот же шпион и предатель, если не хуже» <16>. ——————————— <16> Сталин И. В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1948. С. 217.

Представляют интерес и организационные меры, принимаемые для борьбы с преступлениями против собственности в послереволюционный период. Для решения обеспечения сохранности государственной собственности СНК РСФСР обязанности по ее охране возлагает на НКВД, а в структуре Главного управления милиции циркуляром от 29 ноября 1919 г. N 8388 создается промышленная милиция, на которую возлагаются задачи борьбы с хищением народного достояния, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств производства и сырьевых запасов. В свою очередь, Приказом Главного управления милиции от 21 февраля 1920 г. N 173 предписывается во всех губерниях создать аналогичные подразделения и по разработанной программе, состоящей из 11 пунктов, установить и обследовать все промышленные предприятия на территории и организовать их охрану. Этот период характерен созданием основных звеньев рабоче-крестьянской милиции: уголовный розыск <17>, промышленная, железнодорожная <18> и речная милиция, а также ведомственная милиция (торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная и т. д.), подразделения которой создавались на договорных началах и содержались за счет объектов <19>, где они формировались <20>. ——————————— <17> В Петрограде параллельно существовали два органа: уголовный розыск и милиция. Уголовный розыск до февраля 1918 г. находился в оперативном подчинении Народного комиссариата юстиции, но практически им руководил управляющий делами СНК РСФСР, и только с февраля 1918 г. уголовный розыск перешел в подчинение НКЮ. <18> В литературных источниках, исследовавших период 1917 — 1921 гг., особое место в борьбе с преступностью уделяется милиции на железнодорожном транспорте, особенно с так называемыми мешочниками. Приводится такой пример: в апреле 1918 г. только на станции Мармыши Московско-Киевской железной дороги сотрудники ВЧК задержали более тысячи спекулянтов, у которых было изъято хлебопродуктов на четыре товарных вагона. См.: Давыдов А. Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть 1917 — 1921 гг. Мешочники. М., 2002. С. 78. <19> См.: Шаров В. Ведомственная милиция, ее организация и работа. М., 1928. <20> В формировании таких звеньев мы усматриваем определенные закономерности в структурах современных подразделений, в чьи функции входит обеспечение безопасности собственности. О них мы выскажем свою точку зрения позже.

Создание таких структур не было беспочвенным. В 1920-е годы наряду с органами ГПУ работу по выявлению и раскрытию хищений, растрат, фальшивомонетничества, хозяйственных и должностных преступлений проводили и аппараты уголовного розыска, для чего из их состава выделялись специальные подразделения. Например, отделением по борьбе с должностными преступлениями ОУР НКВД РСФСР в 1922 г. было выявлено 3086 фактов взяточничества, а в 1923 г. — 2778 <21>. ——————————— <21> См.: Тишков С. В., Алабердеев Р. Р., Латов Ю. В. История борьбы в СССР с хищениями социалистической собственности (к 70-летию ОБХСС/ДЭБ) // URL: http://www. jh. isea. ru.

Отмечалось увеличение количества преступлений против собственности на транспорте, поэтому за подписью Ф. Э. Дзержинского был издан циркуляр о координации деятельности уголовного розыска и транспортных чрезвычайных комиссий (ТЧК). В нем указывалось: «В целях установления контакта в деятельности уголовного розыска и ТЧК агенты уголовного розыска по обслуживанию железных дорог откомандировываются из губернского отделения уголовного розыска в распоряжение, ведение участковых ТЧК в количестве 5 человек на каждую» <22>. ——————————— <22> Максименко Н. П. Из истории развития аппаратов уголовного розыска РСФСР (1917 — 1925 гг.) // Труды ВШ МВД СССР. М., 1968. С. 38 — 40. Агентами в тот период назывались штатные сотрудники уголовного розыска. Были учреждены должности агентов первого, второго и третьего разрядов. Впоследствии они были соответственно заменены должностями помощников оперативных уполномоченных, оперативных уполномоченных и старших оперативных уполномоченных.

Отметим и такую особенность формирования, названия, структур и методов работы органов милиции — их определяли местные Советы. Например, в Москве и Петрограде параллельно существовали два органа: уголовный розыск и милиция. В Самаре, Омске, Саратове уголовный розыск именовался уголовной милицией, а в ряде губерний Сибири и Дальнего Востока — уголовно-сыскной милицией. Уголовный розыск до февраля 1918 г. находился в оперативном подчинении Народного комиссариата юстиции, а вообще им руководил управляющий делами СНК РСФСР. С февраля 1918 г. аппарат уголовного розыска целиком перешел в подчинение НКЮ. Наиболее распространенными методами, применявшимися аппаратами уголовного розыска, были: наружное наблюдение, оцепление, облава и засада, личный сыск, оперативная установка и разведывательные опросы. Многие правоохранительные структуры, осуществлявшие оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с преступлениями против собственности, просуществовали недолго, их деятельность требовала совершенствования в области организации и тактики, но особенно в области правового регулирования, в связи с этим возникли определенные противоречия в системе обеспечения сохранности нарождающейся социалистической собственности, которые и обусловливали их замену <23>. ——————————— <23> Большую роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности сыграла первая конференция ВЧК, состоявшаяся в июне 1918 г. На этой конференции был принят ряд важнейших документов, например «Инструкция по борьбе со спекуляцией», «Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работающий по розыску» и др. См.: Максименко Н. П. К вопросу о революционной законности в деятельности Рабоче-крестьянской милиции в первые годы Советской власти (1917 — 1925 гг.) // Труды ВШ МООП РСФСР. Вып. N 3. М., 1963. С. 30.

Этот период формирования органов милиции закончился созданием губернских управлений, в составе которых имелись подотделы: — милиция, выполняющая функции наружной службы; — милиция по оперативно-розыскной работе <24>. ——————————— <24> Указанный период становления органов милиции, в том числе и оперативной работы, подробно исследован. См.: Биленко С. В. На бессменном посту (Из истории советской милиции). М., 1969; Биленко С. В. Советская милиция России (1917 — 1920 гг.). М., 1976; Вениосов А. В. Роль милиции в обеспечении охраны общественного порядка в период восстановления народного хозяйства (1921 — 1925 гг.). Минск, 1987; Еропкин М. И. Развитие органов милиции в Советском государстве. М., 1967; Киссис М. П. Основные этапы истории советской милиции. М., 1965; Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969; История советской милиции / Под ред. Н. А. Щелокова: в 2 т. М., 1977.

С формированием органов милиции остро встал вопрос и в отношении оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в целях борьбы с преступлениями против собственности. Дело в том, что у новой власти в послереволюционный период отношение к ней было неоднозначное. По этому поводу нельзя не согласиться с В. В. Шведовым, отметившим широкое распространение в то время суждения, что в строящемся социалистическом обществе с уничтожением экономического и политического неравенства между людьми, с предоставлением каждому нужных ему благ, с прекращением классовой борьбы, с отмиранием всех тех средств принуждения, которыми располагает государство, с коренной переделкой на новых началах всей экономической жизни исчезнут и поводы совершения преступлений, исчезнет и преступность <25>. ——————————— <25> См.: Шведов В. В. Формирование и деятельность органов внутренних дел Уральской области (1923 — 1934): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 8.

Аналогичный подход был и к отрицанию оперативной работы в том, что пролетарскому государству негоже использовать самих преступников для борьбы с другими преступниками. Считалось, что народной милиции в борьбе с преступностью следует опираться на народ, а для этого необходимо сделать свою работу гласной. НКВД были изданы нормативные акты, рекомендующие привлекать «широкие массы» для борьбы с преступностью и, по существу, свертывающие оперативно-розыскную деятельность, что негативно сказалось на результатах работы уголовного розыска по предупреждению и раскрытию преступлений против собственности. Между тем следует отметить, что со временем негативное отношение к оперативно-розыскной работе было заменено на более прагматическое. В рассматриваемый период были приняты меры, направленные на дальнейшее усиление оперативной работы. Завершая исследование послереволюционного периода борьбы с преступлениями против собственности, отметим еще одну закономерность в деятельности правоохранительных органов. После того как структура и функции милиции сформировались, ее подразделениям была определена задача по предупреждению имущественных преступлений. На такую закономерность указывал в своих работах А. Г. Лекарь. Анализируя статью «Уголовная преступность и борьба с ней за пятилетний период (1917 — 1922 гг.)» <26>, он выделил: «Уже в первых законодательных и других нормативных актах, изданных верховной рабоче-крестьянской властью (декретах ВЦИК и СНК РСФСР) о советском суде, декретах, посвященных созданию и началу деятельности Рабоче-крестьянской милиции и учреждений уголовного розыска, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (выделено нами. — В. С.) преступлений указывается в качестве одной из важнейших их задач» <27>. ——————————— <26> См.: Рабоче-крестьянская милиция. 1922. N 1. С. 54. <27> Лекарь А. Г. Развитие форм и методов предотвращения преступлений органами общественного порядка // Труды ВШ МВД СССР. Вып. N 7. М., 1968. С. 3 — 38.

Потребность в профилактической работе, на наш взгляд, правильно оценил один из руководящих работников НКВД РСФСР М. Болдырев, который дал следующую характеристику этой стороны деятельности органов по борьбе с преступностью того времени: «Основная борьба с преступностью не должна опираться и выражаться только в раскрытии уже совершенных преступлений, больше того сущность ее должна сводиться к предупреждению преступлений. В этом направлении делалось очень мало. Это можно объяснить только тем, что наш аппарат не управлялся с раскрытием уже совершенных преступлений, а частью и тем, что обычно наш личный состав недооценивает роли предупредительных мероприятий» <28>. ——————————— <28> Болдырев М. Борьба с бандитизмом и уголовщиной // Административный вестник. 1925. N 3. С. 9.

Подводя итог изложенного, можно сделать вывод, что послереволюционный период (1917 — 1921 гг.) характеризуется начавшимся процессом переориентации деятельности правоохранительных органов на предупреждение и раскрытие преступлений преимущественно против государственной собственности.

——————————————————————