Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией

(Сторчилова Н. В.)

(«Российский следователь», 2009, N 8)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Н. В. СТОРЧИЛОВА

Сторчилова Н. В., адъюнкт ВНИИ МВД России.

В данной статье рассказывается о том, какими нормативно-правовыми актами регулируется борьба с коррупцией в Российской Федерации. Дается краткий анализ некоторых положений нового Закона о коррупции.

Коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов.

Высокий уровень коррупционной преступности в России создал ситуацию, при которой:

а) гражданам России стало невозможно добиться осуществления своих законных прав без подкупа должностных лиц;

б) в мире сложилось представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран, в которой административный рэкет превратился в основную угрозу экономической деятельности;

в) коррупция в сферах законодательной и исполнительной власти и государственного управления как в центре, так и на местах привела к коррозии не только самой сути демократической власти, но и системы демократических выборов этой власти.

Длительная неразработанность российского антикоррупционного законодательства является закономерным итогом довольно продолжительного игнорирования проблемы в советский период. Тогда слово «коррупция» вообще не использовалось в языке официальных документов, вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др. Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» стал первым в Советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет). В дальнейшем ответственность за взятки устанавливалась Уголовными кодексами РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. В этих Законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

В современных условиях вопросам организации борьбы с коррупцией уделяется все больше внимания. Подтверждением этому служит Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией».

Основной задачей Совета является оказание содействия Президенту Российской Федерации в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

При Совете была создана Комиссия по противодействию коррупции, предназначенная для подготовки предложений по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также по совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах.

Позитивным шагом российского законодателя является ратификация 25 июля 2006 г. Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., которая вступила в силу 1 июля 2002 г.

Во время саммита лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. был принят план действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязательства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне подтверждены обязательства:

выявлять и преследовать в судебном порядке коррумпированных государственных чиновников и тех, кто их подкупает, в том числе путем строгого контроля за соблюдением законов о борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц с целью обеспечить эффективное преследование в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством тех, кто занимается коррупцией;

взаимодействовать со всеми международными финансовыми центрами и частным сектором с целью воспрепятствовать созданию благоприятных условий для хранения активов, добытых незаконным путем лицами, вовлеченными в коррупцию в сфере высшего государственного управления. В этом контексте принять конкретные меры к тому, чтобы финансовые рынки были защищены от преступных злоупотреблений, включая взяточничество и коррупцию, убедив все финансовые центры внедрить и применять наивысшие международные стандарты в области транспарентности и обмена информацией;

полностью выполнять обязательства по принятию необходимых мер, в соответствии с национальными законами, для отказа в выдаче разрешений на въезд и предоставлении убежища государственным чиновникам, виновным в коррупции, разработки руководства по наилучшей практике и содействию расширению обмена информацией о лицах, уличенных в коррупции;

совместно друг с другом, а также с международными и региональными институтами по вопросам развития решительно бороться с мошенничеством и коррупцией и неправомерным использованием государственных ресурсов, поддерживать национальные усилия по борьбе с коррупцией путем создания институциональной основы и укрепления правопорядка, финансовой транспарентности и подотчетности, а также реформирования систем государственных закупок, создавать и развивать механизмы, способствующие эффективному возврату активов;

содействовать глобальной ратификации и реализации Конвенции ООН против коррупции и призвать государства, которые еще не ратифицировали Конвенцию, сделать это как можно скорее.

В связи с необходимостью имплементации основных положений указанных антикоррупционных международных конвенций в феврале 2007 г. создана Межведомственная рабочая группа под руководством помощника Президента РФ В. П. Иванова. Основная цель группы — координация деятельности и объединение всех направлений по противодействию коррупции на основе взятых Россией международных обязательств, определяющих ряд международных антикоррупционных стандартов.

На основании предложений Межведомственной рабочей группы подготовлена Концепция стратегических направлений развития законодательства Российской Федерации в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также разработан перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих в связи с этим модификации в приоритетном порядке.

Однако процесс внедрения в российское законодательство антикоррупционных международно-правовых норм сталкивается с некоторыми сложностями. Например, в Конвенции ООН против коррупции шире, чем в Уголовном кодексе РФ, описаны составы преступлений, связанных со взяточничеством, имеются расхождения в определении предмета уголовно наказуемого подкупа в публичном и частном секторе, остается открытым вопрос о специализированном органе по борьбе с коррупцией и т. д.

25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В настоящем Законе раскрываются такие понятия, как «коррупция», «противодействие коррупции», устанавливаются его основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В Законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции — незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица. Прописанное в Законе определение коррупции согласуется с определением коррупции, содержащимся в международных антикоррупционных конвенциях.

Законом вводится обязательное декларирование должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи (супругу или супруге, а также несовершеннолетним детям). Здесь хотелось бы остановиться и задаться вопросом: почему законодатель ограничил круг лиц, входящих в семью должностного лица? Ограничение этого круга является если не пробелом, то своего рода лазейкой для коррупционеров. Целесообразно, на наш взгляд, расширить данный круг, включив в него таких близких родственников, как родители должностного лица и его супруга или супруги, а также совершеннолетних детей.

Важным моментом рассматриваемого Закона является предоставление гарантий неприкосновенности лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции. В Законе содержится норма, в соответствии с которой лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства (ч. 4 ст. 9 Закона «О противодействии коррупции»).

Закон «О противодействии коррупции» предусматривает, что в течение двух лет после увольнения с государственной службы гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, имеет право замещать должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного или муниципального служащего. Его трудоустройство возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ (ч. 1 ст. 12).

Законом устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные физическими и самими юридическими лицами (ст. ст. 13, 14).

В соответствии с Законом внесен комплекс взаимосвязанных изменений в целый ряд федеральных законов. Эти изменения коснулись уточнения требований к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, членам избирательных комиссий, аудиторам Счетной палаты, служащим Банка России, судьям, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим.

Стратегической целью антикоррупционного законодательства должно являться обеспечение реального общественного контроля за деятельностью государственных служащих всех уровней власти и управления, для профилактики, предупреждения, пресечения коррупционных правонарушений и устранения их последствий. Основными задачами антикоррупционного законодательства являются защита интересов государственной службы, прав и законных интересов граждан, общества и международного престижа России, а также создание системы организационных и правовых мер, обеспечивающих профилактику коррупционного поведения государственных служащих, неотвратимость их ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

——————————————————————