Национальная безопасность и иммиграция

(Черепанов И. З.) («Российский следователь», 2009, N 9)

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИММИГРАЦИЯ

И. З. ЧЕРЕПАНОВ

Черепанов И. З., старший научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Статья посвящена исследованию соотношения таких явлений, как «иммиграция» и «безопасность». Раскрываются проблемы влияния иммиграции на состояние национальной безопасности в Российской Федерации. Исследование соотношения иммиграции и безопасности связано с наличием определенных методологических сложностей. Во-первых, иммиграция воплощена в конкретных людях, вовлеченных в процессы пространственного перемещения. Предметное же выражение безопасности затруднено, она в большей степени отождествляется с институтами и определенными структурами. Во-вторых, безопасность всегда привязана к качественной оценке, она всегда подвергается данной оценке, и ее существование напрямую от нее зависит. В случае с иммиграцией подобная зависимость практически не прослеживается, хотя это не абсолютно. Например, всегда качественная оценка иммиграции влияет на процессы ее сдерживания или, наоборот, поощрения. В-третьих, иммиграцию можно измерить в количественном отношении, с безопасностью же сделать это достаточно затруднительно. В ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» <1> определено, что безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Концепция национальной безопасности Российской Федерации <2> вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». ——————————— <1> Российская газета. 1992. N 103. <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. N 247.

Под национальной безопасностью Концепция понимает «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России — это «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие. Насколько сложной и многоуровневой является структура безопасности, настолько и разнообразны результаты воздействия на нее иммиграции. На наш взгляд, соотношение иммиграции и безопасности следует рассматривать в двух аспектах. 1. С точки зрения возможных угроз безопасности. 2. С точки зрения противопоставления общественных установлений безопасности и индивидуализированного характера иммиграции. Категория «угроза» имеет большое значение в теории безопасности. Выявление угроз и своевременное реагирование на них играет первостепенную роль в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяет основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Закон Российской Федерации «О безопасности» под угрозой безопасности понимает совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Условие — то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса <3>. Обычно условия рассматриваются как нечто внешнее для явления. Фактор — одно из влияющих, определяющих обстоятельств <4>, является причиной, определяя характер того или иного процесса. ——————————— <3> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 469. <4> См.: Там же. С. 474.

Исходя из данных посылов негативные явления, возникающие в ходе иммиграционных процессов, относятся к условиям, создающим опасности интересам личности, общества и государства. Иммиграция влияет на многие виды безопасности: демографическую, экономическую, криминологическую, этнокультурную и т. д. Увеличение иммиграционных потоков характеризуется нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобализация стимулирует международные перемещения, а с другой — обусловливает интенсивную криминализацию общественных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран. Интенсивная миграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этнического состава населения. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность. В то же время большая часть иммигрантов относится к категории малообеспеченных, не защищенных в социальном и правовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных криминальных группировок. Безопасность является областью общественных установлений, в то время как иммиграция в конечном итоге всегда индивидуализирована, так как иммиграцию образуют конкретные люди, принимающие индивидуальные решения. Конечно, общественно-государственные установления всегда будут влиять на принимаемые решения. Но в то же время будет иметь значение и противоположный вектор персонализированной природы иммиграции. Таким образом, вероятность наступления конфликтных ситуаций в данной сфере увеличивается. И здесь, как думается, повышается актуальность государственного регулирования иммиграции с учетом концепции безопасности. Государство и общество обязаны выработать взвешенную долгосрочную иммиграционную политику, сформированную в русле национальной концепции безопасности, с учетом интересов и государства, и общества, и иммигрантов. И в данном контексте важным фактором сбалансированности государственного регулирования иммиграции выступает разработка научно обоснованных пределов этого регулирования. Проанализировав соотношение иммиграции и безопасности, мы видим, что иммиграция в значительной степени влияет на состояние безопасности, являясь одним из условий, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Иммиграция, в большей степени та часть, которая является незаконной, составляет серьезную угрозу для национальной безопасности. А это актуализирует дальнейшую разработку целостной системы мер, направленных на ее предотвращение и пресечение.

——————————————————————