Правовое регулирование выдачи оружия как меры безопасности, применяемые в отношении судей, должностных лиц и контролирующих органов

(Каримова Г. Ю., Маликова Н. В.) («Российский судья», 2013, N 10) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫДАЧИ ОРУЖИЯ КАК МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

Г. Ю. КАРИМОВА, Н. В. МАЛИКОВА

Каримова Гульназ Юрисовна, преподаватель кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», кандидат юридических наук.

Маликова Наталия Валерьевна, преподаватель кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Авторы статьи в процессе анализа норм права, регламентирующих выдачу оружия как меры безопасности, применяемой в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, обобщили статистические данные обеспечения безопасности с помощью оружия в 2012 г.

Ключевые слова: судьи, работники судебных органов, обеспечение безопасности, огнестрельное оружие, меры безопасности, защита.

Legal regulation of distribution of arms as security measures applied to judges, officials and controlling agencies G. Yu. Karimova, N. V. Malikova

The authors of the article in the process of analysis of legal norms regulating distribution of arms as security measures applied to judges, officials of enforcement agencies and controlling agencies generalized the statistical data of ensuring security with the help of arms in 2012.

Key words: judges, employees of judicial agencies, ensuring security, firearms, security measures, protection.

Радикальные изменения в экономической, социальной, политической и других сферах общества отразились на жизни многих слоев населения. На протяжении ряда лет в России сохраняется сложная криминогенная обстановка, причем наблюдается не только рост преступности, но и изменение ее характера, приобретение ею новых качеств. Это касается в том числе и преступлений против судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью. Стабильный рост противоправных посягательств на лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, неизбежно влечет за собой увеличение количества защищаемых лиц и применяемых к ним мер безопасности <1>. ——————————— <1> Лозовицкая Г. П. Проблемы превенции преступности против участников уголовного судопроизводства // Проблемы государственной защиты участников уголовного судопроизводства: Материалы межведомственной научно-практической конференции, 27 сентября 2012 г. М.: ВНИИ МВД России, 2012. С. 65 — 66.

Так, по данным УОГЗ МВД России, в первом полугодии 2012 г. личным составом управления и региональных подразделений только в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлено 191 преступление, связанное с угрозой защищаемым лицам (+45,8%; 2011 г. — 131). За тот же период сотрудниками подразделений государственной защиты была обеспечена безопасность 2784 лиц, для чего применены 4544 меры безопасности <2>. ——————————— <2> Материалы Всероссийского семинара-совещания «Вопросы совершенствования деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите», 17 — 18 октября 2012 г. С. 4.

Более чем на 40% увеличилось количество мер безопасности (с 751 до 1091), примененных в рамках реализации положений Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <3>. В том числе на 58% — связанных с выдачей оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности (с 76 до 120), на 45% — с личной охраной, охраной жилища и имущества (с 242 до 350), на 40% — направленных на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (с 428 до 593) <4>. ——————————— <3> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455. <4> Лозовицкая Г. П. Указ. соч. С. 65 — 66.

Число защищаемых лиц возросло на 37% (с 603 до 826), в том числе судей на 39% (с 221 до 308), лиц из категории близких — на 59% (со 142 до 231). Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности. Меры безопасности могут применяться как в отдельности друг от друга, так и в комплексе, состоящем из нескольких мер, естественно, с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры. Рассмотрим правовое регулирование применения такой меры безопасности, как выдача оружия. В ст. 7 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ называются Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150 «Об оружии» <5> (в ред. от 10.07.2012) и Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» <6>. ——————————— <5> Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150 «Об оружии» (в ред. от 10.07.2012) // Российская газета. 1996. N 241. <6> Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» (в ред. от 17.11.2004) // Российская газета. 1996. N 147.

Так, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 установлены следующие органы, которые могут выдавать оружие и боеприпасы к нему защищаемым лицам: специальные подразделения органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также командованием соответствующих военных учреждений. Оружие может выдаваться защищаемым лицам при наличии угрозы их жизни и здоровью и при условии, что применения иных мер безопасности недостаточно. При этом боевое оружие может быть выдано защищаемым лицам лишь в исключительных случаях, когда обеспечивающими их безопасность органами будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц. Оружие выдается защищаемым лицам во временное пользование только на период действия в отношении их реальной угрозы. Применение оружия защищаемыми лицами осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 24 Федерального закона «Об оружии». Его могут применять для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Понятие и пределы необходимой обороны и крайней необходимости регламентируются в ст. ст. 37 и 39 Уголовного кодекса Российской Федерации <7> (далее — УК РФ) как обстоятельства, исключающие преступность деяния. ——————————— <7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Так, согласно ч. 1 ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Из содержания ст. 37 УК РФ вытекает, что можно защищать не только свои права и интересы, но и любых других лиц, а также интересы общества и государства. Такая защита может выражаться в причинении физического вреда лицу, совершающему общественно опасное посягательство, или в уничтожении его имущества. Защита путем причинения вреда в определенных случаях не должна превышать пределы необходимой обороны <8>. ——————————— <8> Комментарии к статьям 37 и 39 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) / Под ред. А. И. Чучаева. М.: Контракт; Инфра-М, 2009.

Поскольку необходимая оборона является не только правомерным, но и общественно полезным деянием, закон должен находиться на стороне обороняющегося, а не преступника. Поэтому при защите можно использовать более эффективные средства, чем у нападающего, например, применить огнестрельное оружие при защите от нападения с ножом, угрожающего жизни и здоровью, и это не будет считаться превышением пределов необходимой обороны. В соответствии с ч. 1 ст. 39 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Крайняя необходимость является одним из правомерных средств предотвращения опасности, грозящей ущербом личности, ее правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества или государства. Состояние крайней необходимости возникает в случаях реальной и непосредственной опасности для охраняемых законом ценностей и интересов. Такая опасность может угрожать жизни и здоровью граждан, их имуществу, государственной, общественной собственности, внешней безопасности, а также повлечь экологическое бедствие и т. д. <9>. ——————————— <9> Там же.

Таким образом, выдача оружия является крайней мерой безопасности, применяемой только на основании законов, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемых лиц и при условии, что применения иных мер безопасности недостаточно. Немаловажным является и то, что применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» <10> дополнил ч. 3 ст. 24 Федерального закона «Об оружии» следующим содержанием: «Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом». ——————————— <10> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» // Российская газета. 2010. N 296.

Представляется, что новая редакция части третьей является более обоснованной, чем предыдущая, в особенности в части, касающейся разрешения лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, уполномоченным обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности, иметь при себе оружие при проведении публичных мероприятий. Следует отметить, что за нарушение правил хранения, ношения и применения оружия защищаемое лицо несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, а выданное оружие подлежит изъятию. В целях определения сроков и последовательности действий (административных процедур) МВД России разработан Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких <11>. ——————————— <11> Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // СПС «Гарант».

Порядок применения и осуществления мер безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких включает в себя следующие процедуры: 1) прием и регистрацию заявления (обращения, информации); 2) проверку заявления (обращения, информации); 3) подготовку и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности; 4) подготовку и утверждение постановления о применении мер безопасности при избрании мер безопасности; 5) подготовку и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности. Поводом для применения мер безопасности является заявление (обращение, информация). После проверки наличия угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества лиц орган внутренних дел, в который поступило заявление (обращение, информация), обязан принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в срок не более трех суток. О принятом решении выносится постановление. Избрание меры безопасности, в том числе и выдача оружия, оформляется в течение суток после подтверждения информации об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, в виде постановления о применении мер безопасности и в те же сроки утверждается руководителем органа внутренних дел. В постановлении указываются сроки исполнения конкретных мер, а также должностные лица, ответственные за его исполнение. Следует отметить, что согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких при устранении угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемому лицу должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, выносит соответствующее постановление об отмене мер безопасности, которое в срок более суток объявляется защищаемому лицу. Таким образом, оружие выдается защищаемым лицам во временное пользование только на период действия в отношении их реальной угрозы. На основании вышеизложенного можно утверждать, что в России существует развитая законодательная база в части, касающейся выдачи оружия. Однако сохраняется проблема неспособности государства в ряде случаев обеспечить гарантированную Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами полную безопасность судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов <12>. ——————————— <12> Лозовицкая Г. П. Указ. соч. С. 67.

Литература

1. Лозовицкая Г. П. Проблемы превенции преступности против участников уголовного судопроизводства // Проблемы государственной защиты участников уголовного судопроизводства: Материалы межведомственной научно-практической конференции, 27 сентября 2012 г. М.: ВНИИ МВД России, 2012. 2. Материалы Всероссийского семинара-совещания «Вопросы совершенствования деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите», 17 — 18 октября 2012 г. М.: ВНИИ МВД России, 2012. 3. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455. 4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150 «Об оружии» (ред. от 10.07.2012) // Российская газета. 1996. N 241. 5. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» (ред. от 17.11.2004) // Российская газета. 1996. N 147. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. 7. Комментарии к статьям 37 и 39 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) / Под ред. А. И. Чучаева. М.: Контракт; Инфра-М, 2009. 8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» // Российская газета. 2010. N 296. 9. Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // СПС «Гарант».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *