Легализация смерти

(Овчинский В. С.)

(«Наркоконтроль», 2009, N 2)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ СМЕРТИ

В. С. ОВЧИНСКИЙ

Овчинский В. С., доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, г. Москва.

Лидеры наркокартелей и идеологи наркобизнеса предпринимают в условиях глобального финансово-экономического кризиса колоссальные усилия для расширения наркоэкспансии.

Помимо собственно производства, трафика и сбыта наркотиков главное направление деятельности наркомафии — отмывание грязных наркоденег в тонущей банковской системе. Этому способствует многотриллионный избыток «токсичных активов» (виртуальных денег, ничем не обеспеченных банковских обязательств, фиктивных ценных бумаг) и дефицит реальных денег.

Директор Управления по наркотикам и преступности ООН Антонио Мария Коста в интервью 27 января 2009 г. австрийскому журналу Profil и в комментариях, данных Associated Press, сказал, что отмывание наркоденег в беспрецедентных масштабах «несомненно происходит повсюду… деньги доступны, и есть нужда в этих деньгах. Я думаю, что заражена вся система». Коста подсчитал, что суммарная розничная стоимость запрещенных наркотиков составляет примерно 320 млрд. долл. в год. Однако согласно новым исследованиям эта цифра значительно преуменьшает размеры проблемы. Суммарная стоимость производимых наркотиков в долларовом выражении может быть в три раза выше цифры ООН и превышать 1 трлн. долл.

Как отмечает известный американский экономист Линдон Ларуш, в наши дни, когда триллионы долларов тратятся на спасение от банкротства в рамках Программы по освобождению от проблемных активов и когда из деривативов и других финансовых активов испаряется квадриллион долларов, 1 трлн. долл. может казаться небольшим количеством денег. «Но это свободные, высоколиквидные, неиспользуемые наличные деньги, которые могут эффективно использоваться для подкупа политиков и армий наркотеррористов, а также спасения дружественных им финансовых институтов — хотя бы и на непродолжительное время».

Другое направление деятельности наркомафии в период кризиса — масштабная информационно-психологическая атака, связанная с легализацией наркотиков, декриминализацией наркопреступлений, запрещением принудительного лечения наркоманов. На кампании в СМИ, публичные акции, информационную войну в киберпространстве, подкуп международных и правительственных чиновников в этих целях выделяются миллионы долларов.

Основным всемирным координатором деятельности по легализации наркотиков уже многие годы является известный финансовый спекулянт, миллиардер Джордж Сорос. Действуя через сеть своих институтов «Открытое общество», многочисленные фонды и «исследовательские» центры, Сорос и другие «легализаторы» добились немалых успехов. Прежде всего в США. В Калифорнии подготовлен законопроект о легализации марихуаны. В мае 2009 г. губернатор этого штата Арнольд Шварценеггер порадовал всех наркоманов, заявив, что пришло время начать полноценные дебаты о легализации марихуаны. Губернатор выступил с комментариями по поводу нового опроса общественного мнения, в соответствии с которым 56% зарегистрированных избирателей Калифорнии проголосовали за легализацию и налогообложение марихуаны — отчасти для того, чтобы помочь штату преодолеть самый тяжкий бюджетный кризис в своей истории.

В это же время штат Нью-Йорк под напором кризиса смягчает наказание за ненасильственные преступления, связанные с наркотиками. Лидеры правительства и парламентских фракций штата договорились изменить законодательство, предусматривающее лишение свободы за преступления, связанные с употреблением и распространением наркотиков, совершенные впервые и даже вторично при направлении обвиняемых на лечебные медицинские программы для преодоления наркозависимости. Одновременно ответственность будет ужесточена по отношению к организаторам сети сбыта наркотиков и тем, кто вовлекает несовершеннолетних.

В штате Нью-Мексико начала работу первая некоммерческая организация, получившая лицензию департамента здравоохранения штата на выращивание и продажу конопли, предназначенной для использования в медицинских целях. В рамках программы, позволяющей пациентам с определенными заболеваниями хранить и использовать небольшое количество марихуаны, это первая организация, деятельность которой была одобрена правительством штата.

Закон, который разрешает выдачу некоммерческим организациям лицензий на выращивание и продажу конопли, был подписан губернатором штата Нью-Мексико Биллом Ричардсоном еще в апреле 2007 г. Однако после его вступления в силу в июле того же года генеральный прокурор штата предупредил сотрудников департамента здравоохранения о возможном уголовном преследовании со стороны федеральных властей.

В марте 2009 г. министр юстиции США Эрик Холер заявил об изменении политики в отношении медицинского использования марихуаны и отметил, что представители власти будут преследовать только тех производителей, которые одновременно нарушают федеральные и местные законы.

Не отстает от США и Мексика. В мае 2009 г. конгресс этой страны принял закон, который будет легализовать хранение и транспортировку небольших партий наркотиков — от марихуаны до метамфетаминов. Если закон подпишет президент Фелипе Кальдерон, мексиканцы смогут вполне законно иметь при себе до 5 г марихуаны, до 500 мг кокаина и немного героина и метамфетаминов. Закон может быть принят уже вскоре, ведь президент Мексики давно продвигал настоящий документ, чтобы «сосредоточить силы полиции на борьбе с поставщиками и перевозчиками больших партий наркотиков» (?!). Фактически такую же позицию занимает президент Гондураса Мануэль Силайя.

В Бразилии в мае 2009 г. около 2 тыс. человек приняли участие в марше в поддержку легализации марихуаны, прошедшем в Рио-де-Жанейро. Одним из участников марша стал бразильский министр окружающей среды Карлус Минк, известный сторонник легализации легких наркотиков.

В 2009 г. четыре бывших латиноамериканских лидера — экс-президенты Мексики Висент Фокс и Эрнесто Седильо, экс-президент Колумбии Сезар Гавирия и бывший лидер Бразилии Фернанду Энрике Кардозу — выступили за легализацию наркотиков. Все они являются членами Латиноамериканской комиссии по вопросам наркотиков и демократии. В феврале 2009 г. эта комиссия потребовала легализовать марихуану для личного использования и изменить стратегию борьбы с наркоторговлей.

Еще более радикален в вопросах легализации нынешний президент Боливии Эво Моралес. Выступая в марте в Вене перед участниками 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, он стал жевать лист коки, заявив, что этим хочет напомнить о своей инициативе исключить коку из международного списка запрещенных наркотических веществ. Президент Боливии отметил, что традиционная практика жевания листьев коки крайне важна для здоровья. «Это не наркотик, это лекарство», — заявил президент. Эво Моралес обратил внимание на разницу между листьями коки и кокаином, который из них производится.

В целом на этой 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам была предпринята скоординированная попытка коренным образом изменить международную антинаркотическую политику в сторону ее либерализации.

Основным предметом разногласий стало включение пункта об «уменьшении вреда», который, в частности, предполагает возможность для наркозависимых обменять использованные шприцы на свежие. В поддержку смягчающих поправок выступили в основном страны Евросоюза, к ним присоединились Латинская Америка, Австралия и Новая Зеландия. Традиционно против выступали Россия и США, однако теперь, с приходом Барака Обамы, от Вашингтона ждут послаблений. Одной из первых мер новой администрации уже стало снятие запрета на финансирование программы по обмену шприцев в США.

Фактически в защиту наркоманов, а не общества от наркоманов выступила на сессии Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй. По ее мнению, «принуждение наркоманов к лечению или проведение над ними экспериментов без их согласия также является нарушением права на физическую неприкосновенность».

Перед началом работы сессии и во время нее настоящая информационная война развернулась в мировых СМИ.

Статья «Как остановить нарковойны» (7 — 13 марта 2009 г.), опубликованная в рупоре британской финансовой олигархии «Economist», содержит открытый призыв легализовать наркотики, прекратить любую борьбу с ними и начать проводить политику контролируемого производства и налогообложения всех наркотиков, которые сегодня запрещены.

«Политики любят делать такие обещания, — пишет «Economist», — они смягчают моральную панику, которая была главной движущей силой запретов на протяжении столетия. Это должно успокоить родителей подростков по всему миру. Но это совершенно безответственные обещания, потому что их невозможно выполнить… На самом же деле война с наркотиками превратилась в бедствие, она привела к крушению государств в третьем мире, а в богатых странах количество наркоманов возросло. По любым здравым оценкам, столетняя война была антилиберальной, смертоносной и бессмысленной». Поэтому «Economist» считает, что меньшее зло — в легализации наркотиков.

«Легализация не только приведет к исчезновению гангстеров, — пишет «Economist», — она переведет наркотики из правовой сферы в область общественного здравоохранения, и так к ним и следует относиться. Правительства будут облагать наркотики налогами, и контролировать торговлю, и использовать накапливающиеся средства (а также миллиарды, которые сегодня тратятся на полицейские меры) на просветительскую работу среди граждан о вреде наркотиков и опасности наркомании».

Еженедельник откровенно признается, что легализация приведет, вероятно, к росту злоупотреблений. «Ну и что?» — заключает он.

«Хотя некоторые наркотики и чрезвычайно вредны для некоторых, большей частью они не очень опасны (привыкание к табаку сильнее, чем почти ко всем наркотикам). Большинство из тех, кто принимает наркотики нелегально, включая героин и кокаин, занимаются этим время от времени. Они это делают из удовольствия (так же, как пьют виски и курят «Мальборо лайт»). И не дело государства запрещать им делать это».

По сути, текст в «Economist» практически идентичен многим высказываниям Джорджа Сороса и сотрудников его институтов «Открытое общество».

На самом деле европейский взгляд на легализацию не сильно отличается от латиноамериканского. А в чем-то еще более либерален.

Известна либеральная политика Голландии в вопросах легализации наркотиков.

68% швейцарцев, пришедших в ноябре 2008 г. на избирательные участки, проголосовали за то, чтобы наркоманам официально продавали героин по рецептам. Таким образом, пробная программа, запущенная 14 лет назад в Цюрихе, стала официальной практикой на всей территории страны.

Парламент проголосовал за изменения закона о наркотиках еще в марте 2008 г. Однако консерваторы потребовали вынести этот вопрос на референдум. Героиновая программа обходится налогоплательщикам примерно в 26 млн. швейцарских франков (около 22 млн. долл.) в год.

Еще в 1997 г. президент Американского национального центра проблем наркомании при Колумбийском университете в Нью-Йорке Джозеф Калифано сформулировал 6 мифов легализации наркотиков и 6 аргументов против легализации наркотиков.

Миф N 1: Нидерланды проводят весьма удачную политику легализации наркотиков.

Голландцы не легализовали наркотики в буквальном смысле слова, но разрешили открывать кофейни, где продается марихуана для личного потребления. За первые 5 лет легализации марихуаны потребление марихуаны подскочило почти на 200%.

Миф N 2: легализация наркотиков снижает уровень преступности, связанной с их потреблением.

Любое кратковременное сокращение количества арестов после отмены законов о потреблении наркотиков быстро сходит на нет, по мере того как увеличивается их потребление. При этом преступления, порождаемые наркотиками, — убийства, изнасилования, издевательства над детьми, акты вандализма — взрывоподобно растут.

Министерство юстиции США установило, что преступники под воздействием наркотиков совершают в шесть раз больше убийств, в полтора раза больше ограблений по сравнению с теми, кто совершает преступления ради того, чтобы достать деньги для покупки наркотиков. Расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и правосудие мгновенно возрастут, если потребление наркотиков будет легализовано.

Голландские власти признают, что преступность, связанная с потреблением наркотиков, в последнее десятилетие непрерывно возрастала.

Миф N 3: легализация наркотиков поможет искоренить черный рынок и ослабить деятельность организованной преступности.

И в этом случае опыт голландцев свидетельствует об обратном. Количество организованных преступных группировок в Нидерландах возросло в геометрической прогрессии.

Миф N 4: большая доступность и легальное приобретение таких наркотических средств, как марихуана, кокаин и героин, не увеличат их потребление.

Это противоречит не только опыту, но и самой человеческой природе. За первые 5 лет легализации потребление марихуаны голландскими подростками почти утроилось.

Миф N 5: легализация ослабит остроту проблем здравоохранения и ограничит распространение таких заболеваний, как СПИД.

В Италии после снятия уголовной ответственности за потребление наркотиков и приобретение их в личное пользование почти две трети всех случаев заболевания СПИДом связывают с употреблением наркотических средств.

Миф N 6: легализация наркотиков должна распространяться только на взрослых, разрешенные к употреблению наркотики будут недоступны детям.

В Нидерландах большинство наркоманов-подростков приобщаются к наркотикам с раннего возраста. В обзоре, опубликованном голландским Институтом проблем алкоголизма и наркомании, отмечалось, что потребление наркотиков среди школьников в возрасте от 12 до 18 лет возросло с начала легализации почти на 200%.

К последнему тезису Калифано надо добавить данные того же Колумбийского университета, где он работает: «Употребление марихуаны существенно повышает шансы на то, что дети начнут употреблять и другие наркотики. Проведенное Колумбийским университетом исследование выявило, что дети, употребляющие марихуану, могут начать употреблять кокаин с вероятностью в 85 раз выше, чем те дети, которые никогда марихуаны не употребляли, а взрослые, которые употребляли марихуану будучи детьми, имеют в 17 раз больше шансов на то, чтобы начать регулярно употреблять кокаин».

Известный поэт и переводчик Илья Кормильцев в одном из своих интервью очень четко диагностировал европейскую ситуацию: «Сейчас в Европе происходит легализация легких наркотиков, марихуаны. Потому что стоит конкретная проблема: занять чем-то большие массы люмпенизующихся средних классов. Марихуана делает всю жизнь зоной отдыха. Легализация легких наркотиков связана с новой для Европы проблемой «новой бедности» и «новой безработицы». Огромные массы людей в Европе не работают. Или работают чисто формально — такой евросоциализм… Алкогольные бунты еще возможны, а травяной — я себе даже не представляю».

Легализаторы преуспевают и у нас в стране. Активно действует так называемая «Лига легализации конопли». На ее сайте (legaliz. info) онлайн идет неприкрытая пропаганда наркотизации. Одновременно в Рунете существуют десятки других сайтов, где также расписываются преимущества легализации наркотиков и их «целебные свойства».

В пропаганде легализации наркотиков участвуют известные люди, к мнению которых прислушиваются многие наши граждане. Телеведущий Владимир Познер неоднократно в своих интервью однозначно высказывался за полезность легализации наркотиков для «целей борьбы с наркоманией и наркобизнесом» (?!).

На Россию оказывают мощное международное давление в вопросах так называемой метадоновой терапии. На уже упоминавшейся 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам и на других антинаркотических форумах представители международных организаций требуют от нашей страны включить использование метадона в национальную программу борьбы со СПИДом. На этом особенно настаивают представители Всемирной организации здравоохранения.

Метадон — это синтетический наркотик из той же группы, что и героин. Его используют для лечения «сидящих на игле» наркоманов. Многие ученые на Западе считают, что с помощью метадона можно сдержать распространение СПИДа, в то время как в России полагают, что такая терапия только подхлестнет эпидемию наркомании.

Психиатр-нарколог Юрий Сиволап на основе многолетних исследований в клинике им. С. С. Корсакова делает вывод: «Период отвыкания от метадона гораздо более затяжной. Если человек перешел к мягкому, но цепкому метадону, происходит именно консервация зависимости. И отойти от метадона в популяции гораздо тяжелее, чем от героина. Более того, в метадоновых программах не предполагается такого фрагмента работы, как детоксикация от метадона».

Как отмечает Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, «призыв к легализации метадона — не борьба с наркоманией, а лишь замена одного наркотика другим. Но замена делается уже не от лица преступного черного рынка наркомафии, а от имени государства. Это не что иное, как легализация оборота наркотических средств в России».

Любые формы легализации наркотиков, декриминализация наркопреступлений в условиях ведущейся против России наркоагрессии не могут не расцениваться как подрыв основ национальной безопасности.

——————————————————————