Некоторые процессуальные аспекты лицензирования органами внутренних дел оборота гражданского и служебного оружия

(Прохоров В. В.) («Административное право и процесс», 2009, N 4)

НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ

В. В. ПРОХОРОВ

Прохоров В. В., адъюнкт Академии управления МВД России.

Лицензирование представляет собой сложное правовое явление, которое может рассматриваться с разных позиций. Это связано с тем, что лицензирование является одним из видов государственно-управленческой деятельности и его мероприятия реализуются в различных действиях государственных органов.

Licensing is a complex legal phenomenon which can be regarded from different viewpoints. It is connected with the fact that licensing is one of the types of state managerial activity, its measures are realized in different actions of state agencies <*>. ——————————— <*> Prokhorov V. V. Certain procedure aspects of licensing by the agencies of internal affairs of turnover of civil and official arms.

До недавнего времени лицензирование отождествлялось с разрешительной системой в узком смысле, как область общественных отношений между органами внутренних дел (милицией) и невластными субъектами. В советском административном праве под разрешительной системой понималась совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, сбыта, перевозки некоторых предметов и веществ, а также порядка открытия и функционирования некоторых предприятий. Следует отметить, что разрешительные процедуры в сфере оборота оружия в советское время регулировались, как правило, ведомственными нормативными актами и не были регламентированы детально. Со времени вступления в силу Федерального закона «Об оружии» произошли существенные изменения процессуальной основы лицензирования органами внутренних дел оборота гражданского и служебного оружия. Первоначально порядок лицензирования устанавливался только положениями этого Закона и принимаемыми в его исполнение подзаконными нормативными актами, в том числе и Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России N 288 от 12.04.1999. С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» процедуры лицензирования оборота оружия претерпели существенную трансформацию. Прежний процессуальный порядок лицензирования, регламентированный нормами законодательства об оружии, остался действовать только в отношении приобретения оружия. Отдельные виды деятельности подлежат лицензированию в порядке, определенном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», к ним отнесены: — производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; — производство патронов к оружию и составных частей патронов; — торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; — торговля патронами к оружию; — экспонирование оружия и основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; — коллекционирование оружия и основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию. Последние четыре вида деятельности лицензируются органами внутренних дел. При этом в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены лишь общие процедуры лицензирования. Специальный порядок осуществления полномочий лицензирующих органов в отношении конкретных видов деятельности должен устанавливаться положениями о лицензировании этих видов деятельности. Утверждение данных положений Законом отнесено к числу полномочий Правительства РФ. Однако до настоящего времени положения о лицензировании деятельности по экспонированию, коллекционированию и торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к оружию не утверждены. Процедуры лицензирования этих видов деятельности фактически осуществляются на основании Инструкции, утвержденной Приказом МВД России N 288 от 12.04.1999. Семнадцатого июля 2005 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях, который также внес принципиальные новеллы в процедуры лицензирования. Так, согласно Закону приостановление действия лицензии в настоящее время осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности лицензиата в порядке, установленном КоАП. Аннулирование лицензии осуществляется только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа. 26 декабря 2008 г. был принят новый ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступающий в силу с 1 июля 2009 г. (за исключением отдельных положений). В Законе сказано, что он регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Законом устанавливаются: — порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; — порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; — права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; — права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Этим Законом определено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля, контроля за оборотом оружия могут устанавливаться другими федеральными законами. Из сказанного видно, что процедуры в сфере лицензирования органами внутренних дел оборота гражданского и служебного оружия регламентируются значительным числом нормативных актов и в настоящее время еще недостаточно проработаны и согласованы. Ввиду наличия неразрешенных административно-процессуальных проблем органы внутренних дел сталкиваются с серьезными трудностями в своей правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере, что в результате негативно сказывается на состоянии общественной безопасности в стране. Указанные процессуальные пробелы в законодательстве необходимо устранить в самое ближайшее время. Д. Н. Бахрах по этому вопросу справедливо отметил, что превращение деятельности субъектов государственной власти в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения осуществляется с помощью процессуальных норм. Чем более детально и полно законодательство регламентирует функционирование власти, тем лучше для общества, государства, граждан. Процессуализация создает условия для повышения эффективности всего государственного управления. Связано это с тем, что: — во-первых, соответствующие правила закрепляют оптимальные (с точки зрения субъектов правотворчества) технологии осуществления публичной властной деятельности, алгоритмы ее функционирования; — во-вторых, процессуализация означает самоограничение власти, способствует унификации властных процедур, повышению их гласности. Развитие процессуального законодательства — это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства — подчинения власти праву; — в-третьих, процессуальные нормы информируют невластных субъектов о порядке решения вопросов, закрепляют гарантии реализации их прав и законных интересов, право на защиту. Соответственно объекты административного воздействия превращаются в субъектов процессуальных правоотношений <1>. ——————————— <1> Бахрах Д. Н. Административное право. М.: БЕК, 1996. С. 153 — 156.

——————————————————————