Процессуальные аспекты противодействия легализации преступных доходов как угрозе экономической безопасности России на стадии предварительного следствия

(Ургалкин А. С.) («Безопасность бизнеса», 2009, N 3)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

А. С. УРГАЛКИН

Ургалкин А. С., адъюнкт очного обучения АЭБ МВД России, лейтенант милиции.

Экономическая безопасность государства является одним из наиболее приоритетных направлений современной государственной политики. Безусловно, экономическая безопасность — многоаспектное явление, однако считаем необходимым уделить внимание именно вопросам легализации преступных доходов, опасность которой особо подчеркивается даже тем, что был создан обособленный Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Преступления, предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются достаточно специфичными. Эта специфичность заключается в том, что оно представляет собой своеобразное «преступление в преступлении», т. е. получение доходов явилось результатом преступной деятельности и их введение в легальный оборот также является преступлением. Рассматривая диспозицию ст. 174 УК РФ в первоначальной редакции и затем в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ <1>, мы видим, что законодатель изменил характер получения доходов и перешел от незаконного пути к преступному. Тем самым он уточнил, что доходы должны быть получены в результате совершения преступления, а не в результате гражданско-правовых или административных правоотношений. Тем самым для повышения эффективности расследования преступлений целесообразно было бы выделить те преступления, в результате которых велика вероятность совершения легализации данных доходов. ——————————— <1> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Легализуемые преступные доходы, как правило, получаются в результате тайного или открытого хищения чужого имущества, мошенничества, незаконного сбыта оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного сбыта наркотических средств или психотропных веществ и т. д.; лица, совершившие их или принявшие в любой роли участие в их совершении, в дальнейшем используют для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности либо для осуществления финансовой операции или других сделок. Уголовный закон предусматривает ряд способов совершения данного преступления, которые указаны в диспозициях ст. ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данными способами являются: — совершение «финансовых операций» с приобретенными заведомо преступным путем денежными средствами или иным имуществом; — совершение «других сделок» с приобретенными заведомо преступным путем денежными средствами или иным имуществом; — «использование предметов легализации в предпринимательской или иной экономической деятельности». При расследовании данной категории преступлений возникают определенные сложности уже на первоначальном этапе. Необходимо разобрать, какие же наиболее типичные исходные следственные ситуации имеют место на практике. Обобщая следственную и судебную практику, выделяют следующие исходные ситуации расследования легализации доходов, полученных преступным путем <2>: ——————————— <2> Аналитический обзор практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономики, с предложениями // Письмо ГУБЭП МВД России от 12.07.2001 г. N 7/4387. С. 3.

— во-первых, выявление фактов легализации преступных доходов происходит при расследовании базового преступления. Однако таким преступлением не могут быть деяния, предусмотренные ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2, так как данные преступления характеризуются бездействием, уклонением от какой-либо активной деятельности, а преступными доходами могут быть только средства, полученные в результате активных действий, а именно совершения финансовых операций и других сделок. Следует указать, что, по результатам исследования ВНИИ МВД России, свыше 90% всех фактов легализации незаконно полученных доходов было выявлено в процессе раскрытия основного преступления; — во-вторых, факты легализации преступных доходов выявлены из сообщения Федеральной службы по финансовому мониторингу о совершении финансовых операций или (и) сделок, которые вызывают сомнения; — в-третьих, факты легализации преступных доходов выявлены в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями. Если сведения о фактах легализации преступных доходов поступили из заявлений и сообщений граждан, организаций, сообщений средств массовой информации, по ним, как правило, проводится первоначальная проверка, а в случаях фиксации достоверных признаков легализации преступных доходов могут проводиться либо оперативно-розыскные мероприятия по документированию как фактов легализации, так и основного преступления, если таковое не было выявлено ранее, либо следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия в рамках возбужденного уголовного дела, если события основного преступления зарегистрированы и по ним возбуждены уголовные дела. Таким образом, в зависимости от того, были ли ранее выявлены составы основных преступлений, имеет место или первая, или третья исходная ситуация. Таким образом, уже на стадии предварительного расследования ясно, что следователь должен осуществлять взаимодействие с большим количеством различных органов, как то правоохранительные и ряд контролирующих органов, взаимодействие с которыми установлено Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <3>. ——————————— <3> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г.).

О том, что противодействие легализации требует совместных действий, свидетельствует Приказ Министерства финансов <4>, в соответствии с которым была создана межведомственная комиссия по борьбе с данным явлением, в состав которой входят представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Центрального банка Российской Федерации. ——————————— <4> Приказ Минфина России от 25 октября 2005 г. N 132н «О создании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Кроме того, из смысла Федерального закона вытекает, что взаимодействие осуществляется с рядом органов, как то: кредитные, страховые, лизинговые компании, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами. Также к числу неправоохранительных органов, с которыми осуществляется традиционное, предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством взаимодействие при пресечении легализации, могут быть также отнесены разнообразные средства массовой информации, общественные, профессиональные и иные организации, осуществляющие свою деятельность на законных основаниях, а также экспертные учреждения. То есть фактически расследование уголовных дел по легализации преступных доходов обусловливает взаимодействие следователя с широким спектром различных органов, которые являются источниками доказательств совершения указанного деяния. Следовательно, для наиболее эффективного противодействия данному преступлению на стадии предварительного расследования следователь должен обладать определенной совокупностью качеств, позволяющих ему провести расследование всесторонне и объективно. Каковы же эти качества? Безусловно, прежде всего следователь должен обладать необходимыми знаниями как в сфере юриспруденции, так и в сфере экономики, что объясняется спецификой рассматриваемого преступления. Зная правовое положение, права и обязанности органов, с которыми осуществляется взаимодействие, следователь может наиболее эффективно построить план расследования, т. е. он будет знать, где можно получить необходимую информацию, которая в дальнейшем может использоваться в доказывании события преступления. Кроме того, экономические знания необходимы следователю по той причине, что в процессе расследования он должен общаться с людьми, которые по преимуществу являются профессионалами в сфере экономики. Ту работу, которую должен проводить следователь, крайне лаконично охарактеризовал Герман де Бетс в своем произведении «Искусство судебной речи»: «Порхайте, как бабочка: читайте при всяком удобном случае, как только вам попадется книга, статья в журнале; читайте все, что вам попадется под руку из научной или изящной литературы: даже от такого чтения всегда что-нибудь останется… Вы не сделаетесь ни медиком, ни физиком, ни химиком, но вы будете, по крайней мере, в состоянии понимать язык этих людей и в нужную минуту изучить глубже ту область знания, которая вам понадобится. Вы не будете говорить о связках, когда речь зайдет о мускулах, или о венах, когда заговорят об артериях…» <5>. ——————————— <5> Бетс Г. Искусство говорить на суде / Пер. с фр., с предисл. В. В. Быховского. 2-е изд. М.: Изд. кн. магазина Н. А. Фон-Ланге и К°, 1898 (Печатня А. Снегиревой). VII. С. 58.

Кроме юридических и экономических знаний, следователь также должен обладать следующими качествами: профессионализмом, объективностью, нравственностью, добросовестностью и т. д. То есть в том, что касается процессуального аспекта противодействию легализации преступных доходов, важную роль играет именно интеллектуальная составляющая, а именно та совокупность знаний, которой обладает лицо, производящее расследование, и умение эти знания использовать для расследования конкретного уголовного дела. Ввиду того, что следователь является представителем стороны обвинения, его деятельность заключается в доказывании виновности конкретного лица. Доказывание — это деятельность, познавательная и удостоверительная, компетентных государственных органов <6>. Следовательно, в процессе этой деятельности следователь познает и удостоверяется в том, что конкретное событие действительно имело место, что конкретное лицо действительно участвовало в данном деянии, т. е. он формирует свое убеждение в истинности предмета доказывания. Таким образом, следователь должен собрать доказательства, при помощи которых он сформирует свое убеждение в истинности своих взглядов, в противном случае, если имеющиеся у него доказательства не убедят его самого в правильности его позиции, то при их помощи невозможно будет убедить никого другого. ——————————— <6> Белкин А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005. С. 36.

Что касается непосредственно процесса доказывания по делам о легализации, то существуют определенные трудности. Характерной особенностью данного вида преступлений является «чрезмерное» обилие различного рода документов (чаще всего из сферы финансово-кредитного обращения <7>). Но обилие документов играет двоякую роль. С одной стороны, это значительно затрудняет выявление и расследование подобного рода преступлений и требует профессиональной подготовки в знании специфического вида документооборота. ——————————— <7> Злоченко Я. М. Основы методики расследования и международного сотрудничества по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Екатеринбург, 2001. С. 72.

С другой стороны, обилие документов играет и позитивную роль, являясь, таким образом, оборотной стороной той же «медали». Так, лица, отмывающие свои и чужие преступные доходы, стараются как бы показать законное происхождение ценностей, обеспечивая это появлением соответствующих документов, в том числе и законных документов. То есть субъект преступления не только не прячет, не уничтожает документы, а, напротив, делает все, чтобы эти документы стали объектом внимания полномочных правоохранительных органов. В связи с этим вопрос о документальном обеспечении криминальных финансовых операций, сделок или фактов введения ценностей, полученных в результате преступлений, в легальный бизнес (предпринимательство) и иную экономическую деятельность значительно облегчается. То есть трудность в процессе доказывания возникает в выявлении тех необходимых документов, которые максимально отражают всю картину преступления. Однако помимо доказательств, которые могут быть получены из документов, изъятых в ходе выемок или обысков в процессе расследования, важным источником получения доказательств по уголовному делу являются свидетельские показания. Хотелось бы более подробно остановиться на допросе свидетелей, ввиду того что в процессе этого следственного действия можно получить большой объем доказательств и рассмотреть особенности проведения данного следственного действия при расследовании легализации преступных доходов. Допросу в качестве свидетелей по уголовным делам о легализации подлежат лица, осведомленные об обстоятельствах финансовых операций и сделок со средствами, добытыми преступным путем, а также об обстоятельствах использования этих средств или иного имущества для осуществления экономической и предпринимательской деятельности, а также о совершении основных преступлений. Обязательному допросу в качестве свидетелей подлежат родственники, а также знакомые, коллеги и деловые партнеры подозреваемых или обвиняемых. При допросе указанных лиц необходимо учитывать, что показания, как правило, направлены на реабилитацию виновных или же прямо инспирированы ими. Более того, нередко возможные ответы на вопросы следователя заблаговременно согласовываются с ложными версиями, выдвигаемыми с целью введения следствия в заблуждение. Во всех случаях необходимо производить допросы сотрудников банков, фирм, предприятий, иных учреждений, других лиц, имеющих отношение к осуществлению финансовых операций и сделок с легализуемыми денежными средствами и имуществом. К их числу, в частности, относятся граждане и должностные лица, осуществляющие оформление операций и сделок, предоставляющие для этого помещения и подбирающие необходимые документы, а также лица, призванные осуществлять контроль за сделками и финансовыми операциями. В случае легализации преступных доходов посредством их использования в предпринимательской и иной коммерческой деятельности необходимо в обязательном порядке допрашивать работников этих предприятий, ответственных должностных лиц предприятий, учреждений, сотрудников службы безопасности. Круг вопросов, подлежащих выяснению при производстве допросов свидетелей по уголовным делам о легализации, определяется следователем в зависимости от личности и статуса свидетеля, его осведомленности о совершенном преступлении и отношения к схеме легализации, а также от иных обстоятельств. Вместе с тем возможно очертить примерный типовой перечень вопросов, общий для всех допрашиваемых свидетелей: — о характере связи с лицами, осуществлявшими финансовые операции и сделки, связанные с легализацией преступных доходов, использующими их в предпринимательской или иной экономической деятельности, а также с лицами, совершившими основные преступления; — о материальном и финансовом положении подозреваемых (обвиняемых), осведомленности об осуществляемой ими преступной деятельности; — о размере и сумме финансовых операций и других сделок, их фактическом содержании и механизме осуществления; — об источниках происхождения и размере денежных средств и имущества; — об имевшихся нарушениях правил и инструкций, регламентирующих порядок проведения указанных операций и сделок; — об известных фактах выплаты вознаграждений кому-либо за проведенные операции (сделки); — о местонахождении и содержании финансово-хозяйственных документов, касающихся операций и сделок; — о других лицах, которые также могут быть осведомлены об обстоятельствах совершенного преступления. Сложность и многоаспектность допросов свидетелей по уголовным делам о легализации предполагает необходимость их тщательного планирования с учетом всей имеющейся по уголовным делам информации, широкого использования при их производстве документов, актов ревизий, заключений экспертов и иных имеющихся доказательств, с учетом требований об обеспечении недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Таким образом, мы видим, что производство предварительного следствия имеет свои особенности, что мы рассмотрели на примере производства такого следственного действия, как допрос свидетелей. Процессуальные аспекты противодействия легализации преступных доходов на стадии предварительного следствия имеют огромное значение для следственной практики. Изучение особенностей расследования данной категории дел позволит повысить эффективность деятельности органов следствия, поможет следователю при планировании расследования, в том числе в получении доказательственной информации по уголовному делу, что обеспечит положительный результат расследования. Подводя итог, можно сказать, что следователь обязан постоянно развивать свои интеллектуальные способности в различных сферах науки, а при расследовании данной категории преступлений особенно уделять внимание экономической составляющей. В процессе доказывания он должен досконально исследовать доказательства, особенно документы, полученные в ходе проведения следственных действий, и обращать внимание на особенности проведения иных следственных действий, в том числе допроса свидетелей. Наряду с этим важно изучать не только отечественную, но и зарубежную правоприменительную и законодательную практику в этой сфере, включая и международные договоры и соглашения.

——————————————————————