Понятие «экономическая безопасность» в законодательстве государств — членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС

(Есаян А. К.) («Юридический мир», 2009, N 7)

ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ СНГ, ЕВРАЗЭС И ШОС

А. К. ЕСАЯН

Есаян А. К., кандидат юридических наук (Армении).

Базисные интересы любого государства состоят не только в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в наращивании национальной мощи и ослаблении угроз национальной безопасности, но и в поддержании политической, экономической и социальной стабильности. Причем реализация важнейших национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. В связи с этим экономическая безопасность государства справедливо рассматривается как неотъемлемая составная часть национальной безопасности, ее фундамент, материальная основа. Автором рассматриваются актуальные вопросы в данной сфере.

Fundamental interests of any state consist not only of the firmness of constitutional system, sovereignty and territorial integrity, build-up of national power and lessening threats to national security but also of maintaining political, economic and social security. At that realization of the most important national interests is possible only on the basis of stable development of economy. In this connection economic security of the state is fairly regarded as an integral part of national security, its foundation, material basis. The author considers topical issues in the said sphere <*>. ——————————— <*> Esayan A. K. Concept of «economic security» in legislation of the states-members of the CIS, EURASEC and SCO.

Экономическая безопасность страны выступает гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условия для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства <1>. ——————————— <1> Степенко В. Е., Чернова О. А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обусловливающих их возникновение факторов // Юридический мир. 2006. N 5.

В современном мире в проблеме обеспечения экономической безопасности выделяется шесть уровней: индивид, предприятие, регион, страна, экономическая система международных организаций (в нашем случае евразийская система, представленная государствами — членами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС) <2> и мировая экономическая система. ——————————— <2> Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ // Содружество. 1992. N 1. С. 6; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) (с изменениями от 25 января 2006 г., 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632; Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) (с изменениями от 15 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 23 октября 2006. N 43. Ст. 4417.

Проблема определения экономической безопасности с позиций права является также достаточно сложной. Ведь так сложилось, что до недавнего времени эта категория преимущественно рассматривалась в рамках экономической науки. Не случайно ее представителями отмечается, что экономическая безопасность как категория экономической теории хотя и имеет свой предмет и специфические методы исследования, тесно связана с такими традиционными экономическими понятиями, как «экономический рост» и «устойчивость социально-экономической системы». Более того, экономическая безопасность определяется ими как компонент антикризисного управления экономикой <3>. ——————————— <3> См.: Богомолов В. А. Экономическая безопасность. М., 2006. С. 4 — 5.

Л. И. Абалкин определяет экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. В данном определении объект экономической безопасности ограничивается только самой экономикой и экономической системой <4>. ——————————— <4> Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 17.

Н. П. Купрещенко определяет экономическую безопасность как «такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях» <5>. ——————————— <5> Купрещенко Н. П. Экономическая безопасность. М., 2005. С. 16.

Такую же позицию занимает Л. Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» <6>. ——————————— <6> Гаджиева Л. Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России: Дис. … канд. экон. наук. М., 2003. С. 14.

Данный подход к пониманию экономической безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу) <7>. В ст. 2 данного Закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям <8>. ——————————— <7> Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923. <8> Возженников А. В., Прохожев А. А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 20 — 21.

Однако ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <9> не содержит определения экономической безопасности. Отсутствует содержательное определение безопасности и в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» <10>, где под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. ——————————— <9> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. <10> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Отказ законодателя от легального определения экономической безопасности в Законе 2003 г. N 164-ФЗ представляется не случайным, поскольку определение, данное в Законе 1995 г. N 157-ФЗ, как будет показано ниже, не отражает всю сложность данного явления. Весьма близкую к указанной позицию занимают ученые, рассматривающие экономическую безопасность как собственно защищенность экономических интересов. Например, В. А. Савин отмечает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» <11>. ——————————— <11> Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. N 9. С. 25.

Следует согласиться с выводом о том, что экономическая безопасность с юридической точки зрения включает в себя две составляющие: во-первых, это такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при которых поведение субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ соответствует установленным правовым предписаниям; и во-вторых, это такое состояние законодательства, регулирующего сферу экономических отношений, при котором оно соответствует требованиям экономической безопасности <12>. ——————————— <12> См. подробнее: Гладких Р. Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. 2006. N 10.

Правовую основу безопасности составляют конституции государств — членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, Законы «О безопасности», «О национальной безопасности» <13>, законы и другие нормативные акты, регулирующие отношения в области безопасности; нормативные акты органов государственной власти и управления, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные государствами — членами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС <14>. ——————————— <13> См., например: Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 г. N 233-1 «О национальной безопасности Республики Казахстан»; Закон Республики Таджикистан от 28 декабря 1993 г. N 918 «О безопасности». <14> Шуберт Т. Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности // Журнал российского права. 1999. N 11; Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения (Москва, 29 декабря 1991 г.) // Текст Договора официально опубликован не был.

Постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 15 октября 1999 г. N 9-9 «О Модельном законе «О безопасности» содержит базовые правовые понятия в сфере безопасности. Данный Закон указывает принципы обеспечения безопасности, обозначает угрозы безопасности, определяет ее систему и порядок финансирования деятельности по ее обеспечению, а также регламентирует вопросы контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности. Отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности регулируются специально принятыми законами. Так, например, Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <15> определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Закон содержит требования, предъявляемые к промышленной безопасности, определяет федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, регламентирует порядок федерального надзора в данной сфере безопасности. ——————————— <15> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 101, 2/1235.

Обеспечению безопасности в налоговой сфере служит Налоговый кодекс <16>. Так, НК Азербайджанской Республики устанавливает систему налогов и сборов, специальные налоговые режимы для отдельных групп налогоплательщиков, определяет виды налогов и сборов, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов, содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. НК Азербайджанской Республики определяет, какие действия следует рассматривать как налоговые правонарушения, и устанавливает ответственность за их совершение <17>. ——————————— <16> Налоговый кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. <17> Налоговый кодекс Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 г. N 905-IГ.

Основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности государства, являющейся составной частью его безопасности, определяет Модельный закон о продовольственной безопасности <18>. ——————————— <18> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 16 октября 1999 г. N 14-10 «О Модельном законе «О продовольственной безопасности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2000. N 23. С. 155 — 161.

Отдельные аспекты обеспечения безопасности в финансовой сфере регулируются, например, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» <19>. ——————————— <19> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.

Анализ нормативно-правовой основы обеспечения экономической безопасности свидетельствует о том, что оно не создает достаточных нормативных условий для обеспечения экономической безопасности государств — членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. Основные недостатки перечисленной выше правовой базы можно свести к следующему. Во-первых, значительная часть этих нормативных актов была сформирована при прежнем режиме и сегодня не удовлетворяет потребностям защиты объектов экономической безопасности с учетом новых рыночных реалий, закрепленных в Конституции и в Гражданском кодексе <20>. ——————————— <20> Малумов Г. Ю. Конституционные основы федеративной и региональной систем обеспечения экономической безопасности // Адвокатская практика. 2007. N 6.

Во-вторых, это законодательство не стало целостной системой норм, обеспечивающей эффективную защиту интересов личности, общества, государства от новых видов угроз их экономической безопасности, например от подрыва конкурентоспособности предприятий, от коррупции, промышленного шпионажа, финансовых махинаций. В-третьих, медленное устранение пробелов в законодательстве приводит к заполнению их актами местных органов государственной власти и управления, нередко противоречащих закону и ущемляющих права и экономические интересы граждан. В-четвертых, еще не завершено нормативное обеспечение организации и деятельности субъектов обеспечения общественной безопасности. В-пятых, в государствах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС отсутствуют единые подходы, а зачастую и вовсе не проводится анализ степени эффективности реализации применяемых законодательных актов и правоприменительной практики в экономической сфере, и самое главное, не существует глубоко продуманной корреляции между основными законами и правовыми нормами, регламентирующими экономическую деятельность.

——————————————————————