Аналоги наркотических средств и психотропных веществ

(Иванова Е. В.) («Законность», 2009, N 10)

АНАЛОГИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Е. В. ИВАНОВА

Иванова Елена Вячеславовна, главный эксперт управления по Московской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, кандидат юридических наук.

В деятельности правоохранительных органов, в функции которых входит контроль за оборотом потенциально опасных для здоровья веществ, возникает необходимость и в установлении возможной принадлежности вещества к категории аналогов наркотических средств. Довольно часто, оперируя термином «аналоги наркотических средств или психотропных веществ», следователи, оперативные сотрудники не представляют, какие вещества и в каком порядке могут быть признаны таковыми. В последнее время, например, в среде лиц, употребляющих наркотики, появилась информация об «аналоге» наркотического средства МДМА («экстази»). Таким «аналогом», как выяснилось, является сильнодействующее вещество хлорфенилпиперазин, которое с юридической точки зрения аналогом наркотического средства признано быть не может. «Аналогия» в переводе с греческого означает «сходство, подобие, близость». Но для того, чтобы считать аналогом вещество применительно к нормам права, должны быть установлены юридические критерии и соблюден определенный порядок такого признания. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о НС и ПВ), аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят». Введя понятие аналогов наркотических средств и психотропных веществ, закон неопределенно расширил действующий Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (далее — Перечень), запретив при этом любой оборот таких веществ. Обосновывается введение данного понятия возможностью изготовления и использования веществ, обладающих выраженным наркотическим действием, но не включенных в Перечень. Стремление государства контролировать оборот потенциально опасных веществ понятно. Тем более что анализ наркоситуации в России и в мире показывает неуклонный рост количества употребляемых веществ, обладающих психоактивными свойствами, способных вызывать зависимость. Это связано как с появлением новых веществ, обладающих наркогенным потенциалом, так и с выявлением этого потенциала у уже известных. Например, в последнее время Перечень наркотических средств расширился за счет появления новых метилендиоксипроизводных амфетамина. В настоящее время поднимается вопрос о включении в Перечень растения Salvia divinorum (Сальвия дивинорум, семейство Labiatae (губоцветных)), приводятся данные о фактах злоупотребления такими веществами, как Гавайская Роза Argyreia nervosa, Кратом Mitragyna speciosa и Гуахос Микс Guanos Mix и др. В литературе есть сведения о том, что в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законные, так и незаконные, время от времени создаются психоактивные вещества, отличающиеся молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. Такие вещества в просторечии именуются «дизайнерскими наркотиками» (designer drugs). Они известны законодательству большинства стран как аналоги наркотических средств и психотропных веществ <1>. ——————————— <1> Табаков А. В. Особенности правового статуса, нормативного определения, формирования и применения списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров // Правовые вопросы таможенного дела: История. Теория. Практика. 2005. N 1 (23).

Вместе с тем, как заключают многие авторы, установленное в Законе о НС и ПВ определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ требует серьезной доработки. Во-первых, вызывает вопрос то, что аналоги определяются только как «вещества синтетического или естественного происхождения». Таким образом, в контексте статьи Закона к ним не относятся растения, препараты и природные материалы, которые могут рассматриваться только как наркотические средства или психотропные вещества. Во-вторых, к аналогам могут быть отнесены лишь те вещества, которые сходны с наркотическими средствами или психотропными веществами и по структуре, и по свойствам. Вместе с тем, как указывается, для целого ряда синтетических веществ и особенно для веществ естественного происхождения и растений такая связь может и не прослеживаться <2>. ——————————— <2> Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2005. С. 227.

Определение понятия аналогов наркотических средств и психотропных веществ в российском законодательстве представляется некорректным по многим причинам. Так, аналоги, как указано в Законе о НС и ПВ, воспроизводят психоактивное действие наркотических средств и психотропных веществ. То есть и наркотические средства, и их аналоги оказывают соответствующее стимулирующее, депрессивное, галлюциногенное и т. п. воздействие на центральную нервную систему человека. При этом психоактивное действие вещества, как и любое другое свойство, может быть выражено в форме сигнала любой физической природы или в признаках. Признаки психоактивного воздействия различаются по быстродействию, продолжительности, интенсивности действия, наличию седативного эффекта и другим показателям. Например, по фармакологическому действию дезоморфин является наркотическим анальгетиком, в чем схож с морфином. Действие дезоморфина наступает быстрее, чем у морфина, но его продолжительность короче и менее выражен седативный эффект. При этом анальгетическая активность дезоморфина в десять раз превышает аналогичную активность морфина <3>, а биологическое действие другого вещества, 3-метилфентанила, сходного с действием опиатов, превышает по эффективности действие морфина в 5500 раз. То есть для установления такого свойства, как воспроизводимость психоактивного действия наркотического средства или психотропного вещества, должны быть установлены критерии оценки его признаков и границы, за которыми следует вывод о несовпадении. ——————————— <3> Симонов Е. Л. Криминалистическое исследование дезоморфина // Сборник методических рекомендаций по криминалистическому исследованию наркотических средств и психотропных веществ. М., 2004. С. 47.

Неопределенным в определении понятия аналогов наркотических средств и психотропных веществ также представляется термин «сходство». Сходство по структуре между веществами может наблюдаться в наличии определенных функциональных групп, родоначальной структуры, в рамках гомологического ряда и др. Сходство по свойствам — еще более неопределенный признак, поскольку вещества могут быть сходны по различным свойствам: химическим, физическим, функциональным, фармакологическим и др. Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории аналогов либо должны быть указаны свойства, подлежащие совпадению, и границы совпадения этих свойств, либо этот критерий должен быть исключен из определения. В качестве одного из вариантов изменения определения аналогов предлагается оставить один критерий отнесения веществ к категории аналогов — воспроизведение психоактивного действия наркотических средств и психотропных веществ <4>. ——————————— <4> Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2005. С. 228.

Помимо неопределенности понятия аналогов наркотических средств и психотропных веществ законом не урегулирован порядок отнесения каких-либо веществ к данной категории. Вместе с тем три статьи УК РФ и статья КоАП РФ предусматривают санкции за оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ, в том числе до десяти лет лишения свободы. Ни один нормативный документ не отвечает на вопрос, какое ведомство и на каких основаниях для решения возникшего вопроса об обороте аналогов наркотического средства может отнести определенное вещество, химическая структура и свойства которого сходны с химической структурой и со свойствами наркотического средства или психотропного вещества, к их аналогам. Немаловажное значение имеет также количество времени, которое потребуется уполномоченному ведомству для установления наличия психоактивного действия вещества, сравнения его структуры и свойств с наркотическим средством или психотропным веществом с учетом установленных сроков производства предварительного расследования по уголовным делам. Отметим также и то, что отсутствие порядка отнесения вещества к аналогам наркотических средств и психотропных веществ не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Предложения о порядке отнесения к аналогам есть. И. Киреева высказывает предложение о создании и утверждении перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ в целях обеспечения единообразия правоприменения при уголовном преследовании за их незаконный оборот. В противном случае, как считает автор, определение экспертным путем сходства химической структуры и психоактивных свойств аналогов по отношению к наркотическим средствам и психотропным веществам в каждом конкретном случае может представлять определенную сложность и породить субъективизм <5>. ——————————— <5> Киреева И. Л. Судебная практика по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 228 Уголовного кодекса РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 1.

По мнению А. Табакова, «юридическое признание какого-либо вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества будет осуществляться не путем включения «кандидата в аналоги» в официальный список, что, по сути, было бы простым расширением Перечня, а путем установления экспертной организацией наличия у конкретного вещества совокупности необходимых и достаточных признаков, прямо указанных в законе как присущих аналогам. В целях удобства правоприменения возможна последующая систематизация экспертных заключений об отнесении представленных на экспертизу объектов к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, т. е. составление отдельного списка аналогов». В дальнейшем, как считает автор, аналоги могут приобрести статус наркотических средств и психотропных веществ, что формально будет заключаться во внесении дополнений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации <6>. ——————————— <6> Табаков А. В. Указ. соч.

В комментарии к Закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» также указано на возможность отнесения вещества к числу аналогов только на основе экспертного заключения <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» В. А. Кузьмина, Е. В. Китровой включен в информационный банк. —————————————————————— <7> Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.

Согласимся с необходимостью использования специальных знаний в решении вопроса об отнесении вещества к аналогам, во-первых, в силу прямого указания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». В п. 2 Постановления указано следующее: «Имея в виду, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания, суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов». Во-вторых, разрешение уголовных дел и административных правонарушений предусматривает необходимость получения доказательств, в качестве которых по уголовным делам предусмотрены заключение эксперта и заключение специалиста, а по делам об административных правонарушениях — только заключение эксперта. В заключениях экспертов или специалистов должны быть установлены все критерии, необходимые для отнесения вещества к категории аналогов. Постоянный комитет по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ПККН), отвечая на вопрос о критериях отнесения веществ к категории контролируемых, в частности к наркотическим средствам и психотропным веществам, ответил следующее: «Для решения вопроса об отнесении конкретного вещества к наркотическому средству или психотропному веществу необходимо иметь ответы на следующие вопросы: обладает ли данное вещество способностью: — вызывать состояние зависимости; — оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо мышления, либо поведения, либо восприятия, либо настроения; — приводить к злоупотреблению и вредным последствиям, аналогичным какому-либо веществу, включенному в Списки I, II, III или IV Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.» <8>. ——————————— <8> Разъяснения Постоянного комитета по контролю наркотиков по запросам работников аптек, судебно-следственных органов и экспертов. Новые лекарственные препараты. 2002. N 8.

Указанные критерии отнесения вещества к аналогам наркотических средств или психотропных веществ не могут быть установлены посредством производства какой-либо одной, даже комплексной, экспертизы. Решение данного вопроса, с учетом определения понятия «аналоги» и рекомендаций ПККН, должно включать: — установление способности вещества оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему; — установление наличия совпадающих элементов структуры вещества, предполагаемого аналогом, и хотя бы одного из указанных в Перечне наркотических средств или психотропных веществ; — установление совпадения признаков их психоактивного действия; — получение данных о фактах злоупотребления. Вопрос о наличии совпадающих элементов структур сравниваемых веществ может быть решен экспертизой веществ и материалов. Проведение таких экспертиз возможно в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, органов федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции. Для установления способности вещества оказывать определенное воздействие на центральную нервную систему, аналогичное действию сходного по структуре вещества, должна проводиться судебно-медицинская экспертиза, поскольку сравнению подлежит психоактивное действие веществ на организм человека. Проведение указанных экспертиз относится к компетенции экспертных учреждений Министерства здравоохранения, но представляется достаточно трудоемким и долговременным. Отметим также принципиальную возможность использования специальных знаний в форме заключения специалиста в целях получения доказательственной информации, необходимой для отнесения вещества к аналогам наркотических средств и психотропных веществ. Например, специалистом может быть сообщена информация о зафиксированных в мировой практике случаях злоупотребления одним из веществ, обладающих наркогенным потенциалом, но не включенных в Перечень наркотических средств и психотропных веществ. Возможно также получение информации о психоактивном действии определенного вещества, не являющегося с правовой точки зрения наркотическим средством или психотропным веществом. Но даже если заключениями экспертов или специалистов будут установлены критерии, необходимые для отнесения какого-либо вещества к категории аналогов, при расследовании уголовных дел возникнет вопрос установления крупного и особо крупного размера аналогов наркотических средств, которые не в любом случае будут совпадать с размерами, установленными для соответствующего наркотического средства. Разработка и выдача заключений об отнесении к небольшим и крупным размерам наркотических средств, изучение зарубежного опыта в области контроля наркотических средств и психотропных веществ с целью использования в своей повседневной деятельности; оказание консультативной помощи заинтересованным министерствам и ведомствам и выдача заключений по запросам судебно-следственных органов, связанным с судебно-фармакологической правовой экспертизой наркотических средств и психотропных веществ, относятся к компетенции Постоянного комитета по контролю наркотиков <9>. ——————————— <9> Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков утверждено Минздравом России 25 декабря 1992 г.

В случае необходимости при расследовании конкретного уголовного дела в ПККН могут быть направлены соответствующие запросы, ответы на которые, полученные в соответствии с нормами уголовно-процессуального права в форме заключения специалиста, будут являться доказательствами. В то же время следует отметить, что крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также порядок определения размеров для аналогов должны быть установлены постановлением Правительства РФ. В действующем Постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» такой порядок не предусмотрен. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют нормативные условия и практическая возможность контроля за оборотом аналогов наркотических средств или психотропных веществ. В целях урегулирования пробелов в законодательстве, касающихся аналогов наркотических средств и психотропных веществ, представляется необходимым: — изменение определения аналогов в части установления критериев воспроизводимости психоактивного действия и сходства структуры и свойств; — законодательное урегулирование порядка отнесения к аналогам наркотических средств и психотропных веществ; — определение учреждений и ведомств, уполномоченных признать вещество аналогом наркотического средства или психотропного вещества; — установление критериев определения крупного и особо крупного размеров аналогов по отношению к размерам наркотических средств или психотропных веществ, структуру и свойства которых они воспроизводят.

——————————————————————