К вопросу о действенности законодательных новаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

(Антонов А. А.)

(«Российский следователь», 2009, N 20)

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВАЦИЙ

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

А. А. АНТОНОВ

Антонов А. А., генерал-лейтенант милиции, начальник ГУВД по Иркутской области, кандидат юридических наук.

Автор статьи считает, что безопасность дорожного движения имеет ярко выраженный социальный характер. Сотрудникам внутренних дел совместно с органами исполнительной власти на местах в первую очередь необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на правовое воспитание участников дорожного движения, и, в конечном итоге, улучшить безопасность на дорогах области.

Обеспечение безопасности дорожного движения является важной проблемой не только для России, но и для абсолютного большинства государств, что требует совместного ее решения на международном уровне. Актуальность данной проблемы подчеркивается тем обстоятельством, что эти вопросы станут главной темой на 1-й Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая состоится в Москве 19 — 20 ноября 2009 г.

Автомобилизация городов России за последние 20 лет возросла в 5 — 6 раз, ежегодно на дорогах страны гибнет несколько десятков тысяч человек, что сопоставимо с численностью населения небольшого города. Еще большее количество граждан получают при авариях различные увечья. Так, только в 2008 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 218322 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 29936 и были ранены 270883 человека.

Значительное влияние на уровень безопасности дорожного движения оказывает недисциплинированность водителей транспортных средств и пешеходов. Основным фактором профилактики аварийности является выявление и пресечение административных правонарушений. Именно выявление нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации и привлечение нарушителей к ответственности является одной из главных задач Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В этой работе сотрудники Госавтоинспекции руководствуются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами.

Следует указать на то обстоятельство, что сложности в обеспечении безопасности дорожного движения вынуждают законодателя принимать меры по оптимизации законодательства. Прежде всего это касается КоАП РФ. Наиболее существенные изменения в него были внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ.

В соответствии с данным Законом ряд статей КоАП РФ был дополнен новыми частями, а также была усилена ответственность за совершение ряда административных правонарушений. Так, упомянутым выше нормативным актом были введены ч. ч. 3 и 4 ст. 12.8 КоАП РФ, регламентирующие ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии. Теперь управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок до 15 суток или наложение административного штрафа (в размере 5 тыс. руб.) на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 12.8, наказывается лишением права управления транспортными средствами на срок три года.

Данным Законом также были существенно ужесточены санкции к любителям скоростной езды (административный штраф в размере до 2,5 тыс. руб. либо лишение права управления транспортными средствами на срок до полугода).

Более строгой стала ответственность должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством. Подобные нарушения закона караются штрафом в размере 20 тыс. руб.

Административная практика свидетельствует, что в 2008 г. было отмечено некоторое (-1,2%) снижение общего количества (4003) дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на территории Иркутской области. На 10,4% зафиксировано уменьшение числа ДТП, произошедших по вине водителей, что составляет абсолютное большинство — 3154 (или 78,8%) от всех происшествий на дорогах области. Удалось добиться значительного (-20,9%) снижения количества аварий, совершенных нетрезвыми водителями. Этот показатель в 2008 г. составил 342 (против 438 в 2007 г.), что привело к снижению процентного соотношения данного показателя от числа дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей (с 12,4% в 2007 г. до 10,8% в 2008 г.).

За последний год зафиксировано уменьшение на 13,3% количества дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами (с 623 в 2007 г. до 540 в 2008 г.). Соответственно снизилось и количество пострадавших в авариях. Касается это как погибших (с 713 в 2007 г. до 654 в 2008 г., или -8,3%), так и получивших травмы различной степени тяжести (с 5615 в 2007 г. до 4978 в 2008 г., -11,3%).

К числу положительных тенденций на дорогах Иркутской области следует отнести снижение числа аварий с участием детей (с 556 в 2007 г. до 482 в 2008 г., или -13,3%). Этот же период отмечен снижением числа фактов превышения скорости (со 121 в 2007 г. до 113 в 2008 г., или -6,6%). Зарегистрировано значительное уменьшение числа фактов выезда на встречную полосу (со 459 в 2007 г. до 356 в 2008 г., -22,4%).

При этом следует учитывать то обстоятельство, что предыдущий (2007) год был отмечен ростом аварийности по всем показателям: зарегистрировано 4223 дорожно-транспортных происшествия, что на 7,9% превысило показатели предыдущего года; в авариях погибли 660 человек (+15%) и 5205 (+8,3%) получили увечья. Тяжесть последствий возросла с 10,7 до 11,3%.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ были поэтапно внесены изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение санкций за нарушения Правил дорожного движения. Принятие федерального закона преследовало основную цель — сократить количество грубых нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий. Для реализации требований федерального закона было направлено указание Министра внутренних дел РФ N 1/6080 «О мерах по исполнению Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ», в соответствии с которым предписывалось принять комплекс мер по созданию необходимых условий по реализации закона. Прежде всего это касалось создания специализированных муниципальных стоянок, приобретения эвакуаторов, расширения сети медицинских учреждений, проработки вопросов, связанных с порядком предоставления информации об уплате административных штрафов и упрощения данной процедуры с использованием современных технических средств.

Одним из серьезных вопросов реализации Федерального закона является взыскиваемость штрафов. Доля взысканных штрафов в 2007 г. составила 73%, в 2008 г. — 75%, за 5 месяцев 2009 г. — 78%. При этом широко используются возможности совместных проверок сотрудников ГИБДД, представителей налоговых служб и судебных приставов. Управление ГИБДД ГУВД по Иркутской области в феврале 2006 г. заключило договор об электронном документообороте с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, Байкальским банком Сбербанка России. В декабре того же года был заключен договор об организации приема, сбора и обработки платежей с ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк», имеющим на территории области 22 филиала. На основании договоров в УГИБДД ГУВД по ИО поступают электронные реестры с информацией о лицах, оплативших штрафы в кассы вышеуказанных банков. Записи из реестров проверяются по ИБД «Административная практика» и в случае идентификации записи фиксируется оплата штрафа. Информация с отметкой об оплате штрафа доступна для просмотра не только сотрудникам подразделений ГИБДД, но и сотрудникам подразделений разрешительной системы, УФМС и другим службам МОБ ГУВД по Иркутской области. Для упрощения процедуры оплаты штрафов решается вопрос по установке в крупных подразделениях ГИБДД платежных терминалов, кассовых аппаратов.

В целях повышения эффективности составления материалов на лиц, не оплативших штрафы в установленные законом сроки, исполнения постановлений регулярно проводятся профилактические операции «Злостный неплательщик».

В настоящее время в области функционирует 90 пунктов медицинского освидетельствования водителей, из которых в рамках совместного Приказа ГУВД и Главного управления здравоохранения Иркутской области (от 23 октября 2006 г. N 1072/378) в 2007 г. было открыто 56 кабинетов. Тогда же областным УГИБДД было приобретено 24 сертифицированных прибора для измерения количества концентрации алкоголя в крови, 70 приборов видеофиксации правонарушений «ВИЗИР». В 2008 г. было приобретено 105 приборов анализаторов алкоголя во вдыхаемом воздухе, а также проведен конкурс на проектирование установки в г. Иркутске 30 рубежей контроля для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

Практика свидетельствует, что новации, введенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ, далеко не в полном объеме внедряются в жизнь. С августа 2007 г. вступили в силу изменения, направленные на ужесточение мер по ряду нарушений Правил дорожного движения, в то же время можно констатировать, что подразделения ГИБДД весьма неактивно воплощают отдельные положения Закона в жизнь.

Так, за парковку транспортных средств на тротуарах был существенно (до 2000 рублей) увеличен размер штрафа (ч. 2 ст. 12.15). После принятия Закона на территории Иркутской области в 2008 г. было выявлено 3590 данных нарушений Правил дорожного движения, за 5 месяцев 2009 г. лишь 489 подобных нарушений. При этом проблемы парковки остаются характерными нарушениями прежде всего для таких крупных городов Иркутской области, как Иркутск, Ангарск, Братск.

Актуальным является выявление нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения. В настоящее время более 13% дорожно-транспортных происшествий составляют именно данные нарушения. Вместе с тем по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ на территории Иркутской области было выявлено: 2653 нарушения в 2007 г., 3682 подобных факта в 2008 г. За 5 месяцев 2009 г. силами правопорядка зарегистрировано уже 3595 нарушений Правил дорожного движения.

За нарушения, связанные с перевозками опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в отношении юридических лиц предусмотрены административные штрафы в размере от 150 тыс. до 500 тыс. руб., в то же время за 5 месяцев 2009 г. были привлечены к ответственности лишь 14 юридических лиц. В основном практикуется привлечение водителей транспортных средств: в 2007 г. выявлено 1291 подобное нарушение Правил дорожного движения, в 2008 г. — 4598, за 5 месяцев 2009 г. — 1273.

Федеральным законом была также введена ответственность водителя за пользование во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (ст. 12.36.1 КоАП РФ). Теперь за разговоры по мобильному телефону во время движения штраф составляет 300 руб. Следует отметить, что до настоящего времени данная норма весьма слабо применяется сотрудниками ОВД на практике. В частности, за 2007 г. сотрудниками ГИБДД Иркутской области было выявлено всего 1060 подобных нарушений Правил дорожного движения, в 2008 г. — 2397 нарушений. За 5 месяцев 2009 г. было зафиксировано лишь 464 факта нарушения правил пользования телефоном водителем транспортного средства, хотя этот вид нарушения ПДД стал практически нормой среди водителей не только личного, но и общественного транспорта. «Преуспевают» в этом водители маршрутных такси и муниципального транспорта, особенно в часы пик, «корректируя» маршруты своих коллег в условиях затрудненного транспортного движения. Это повышает риск создания аварийных ситуаций, подвергаются опасности жизнь и здоровье пассажиров, а также значительно ухудшается и без того сложная ситуация на дорогах. Выявление подобных правонарушений затруднено тем обстоятельством, что совершаются они, как правило, на тех участках дорог, где сотрудники ГИБДД физически не в состоянии их зафиксировать; что касается пассажиров, то они довольно терпимо относятся к «мобильным» разговорам водителей транспортных средств.

С 1 января 2007 г. КоАП РФ была введена ответственность за нарушение правил перевозки детей в транспортных средствах. Данный вид нарушений также является одним из распространенных нарушений на территории Иркутской области, где в 2007 г. было выявлено лишь 4566 фактов перевозки детей без детских удерживающих устройств, в 2008 г. — уже 10980 подобных нарушений. За 5 месяцев 2009 г. сотрудниками ГИБДД зарегистрировано 6891 нарушение правил перевозки детей в транспортных средствах.

С 1 января 2008 г. введена санкция административного ареста за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, без документов, а также за отказ от медицинского освидетельствования. Ужесточены санкции за превышение скорости движения; проезд на запрещающий сигнал светофора; проезд железнодорожных переездов; причинение легкого и среднего вреда здоровью; особое внимание уделено использованию ремней безопасности. В 2008 г. мировыми судьями Иркутской области было принято 6074 решения о назначении административного ареста, за 5 месяцев 2009 г. арестованы 2386 человек.

Важно добиться максимального взаимодействия и взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения. Главное же условие снижения аварий на дорогах и тяжести их последствий — неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения.

——————————————————————