Дознание и ОРД таможенных органов в сфере государственной безопасности

(Колесникова М. М.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 10)

ДОЗНАНИЕ И ОРД ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М. М. КОЛЕСНИКОВА

Колесникова М. М., кандидат юридических наук, г. Чита.

Таможенные органы РФ — это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы РФ, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Согласно п. 1 ст. 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Данное единство системы таможенных органов обусловлено следующими факторами: единством цели и задач таможенных органов, единством таможенной территории, единством выполняемых функций. Таможенные органы являются правоохранительными. Это одна из важнейших форм государственного контроля. Правоохранительный характер вытекает из выполняемых ими функций: ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации, а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие). Перечисленные функции закреплены в п. 6 ст. 403 ТК РФ, однако следует заметить, что в отличие от ТК РФ 1993 г. законодателем не предусмотрена норма, в соответствии с которой таможенные органы были бы отнесены к правоохранительным, что является серьезной недоработкой. Правоохранительная деятельность ведется таможенными органами всех уровней. Статья 402 ТК РФ к таможенным органам относит: Федеральную таможенную службу (ФТС) (находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ); региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты. Эта деятельность заключается в том, что таможенные органы являются органами дознания и ведут оперативно-розыскную деятельность. Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы расследования преступлений: дознание <1> и предварительное следствие <2>. Дознание, как и предварительное следствие, представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом. Основное отличие этих двух видов предварительного расследования заключается в компетенции органов, их осуществляющих. ——————————— <1> Дознание — первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника. <2> Предварительное следствие — основная форма расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем принимается решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду.

Дознание проводится только по преступлениям небольшой или средней тяжести, которые по степени общественной опасности граничат с административными проступками. Статья 150 УПК РФ содержит перечень статей УК РФ, по которым возможно производство дознания. Предварительное следствие должно быть в обязательном порядке произведено по всем совершенным преступлениям, предусмотренным другими статьями УК РФ. Правомочие таможенных органов осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции закреплено в пп. 6 ст. 408 ТК РФ. Стоит заметить, что в ТК РФ 1993 г. содержалась отдельная глава, посвященная таможенным органам как органам дознания, а теперь законодатель об этом направлении деятельности таможенных органов лишь упоминает в ст. 408 ТК РФ. Пунктом 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознавателями таможенных органов производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 («Контрабанда») и ст. 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица») УК РФ. Однако ст. 223 УПК РФ определено условие, при котором таможенные органы вправе самостоятельно проводить дознание по уголовным делам по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Этим условием является возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, т. е. когда к моменту возбуждения уголовного дела лицо, подозреваемое в совершении преступления, уже установлено. Как показывает практика, в большинстве случаев первоначально при возбуждении уголовных дел подозреваемые лица отсутствуют. В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в установленном законом порядке наделяется правом возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия <3>. ——————————— <3> Представляется, что под неотложными следственными действиями законодатель понимает совокупность следственных действий, которые должен провести орган дознания в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела для закрепления следов совершения преступления.

Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых и свидетелей, а также назначение необходимой в конкретном случае экспертизы), как правило, для более эффективной реализации результатов ОРД или в силу неотложности начала расследования, чтобы не допустить утраты важных доказательств. Выполнив неотложные следственные действия, таможенный орган передает дело в прокуратуру для дальнейшего его расследования и направления в суд. На выполнение неотложных следственных действий закон отводит органу дознания 10 суток. О передаче дела в прокуратуру выносится соответствующее постановление. После того как следователь примет дело к своему производству, таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако следователь вправе приступить к расследованию, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных действий. Таможенный орган по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ, как орган дознания возбуждает дело, принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Дознание осуществляется в общем порядке, начиная с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и принятия его дознавателем к своему производству. В течение 20 суток, а при необходимости, с согласия прокурора, в течение 10 суток дознаватель с помощью следственных и иных процессуальных действий устанавливает обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с требованиями ст. 73 УПК. Обратим внимание, что проведение дознания в срок 20 суток (плюс 10 суток по продлению срока дознания прокурором), установленный законом, полностью исключено даже теоретически. Поскольку расследование уголовных дел о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей представляет особую сложность, требуется назначение и проведение сложнейших документальных ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребование таможенных и банковских документов из-за рубежа, направление международных следственных поручений. Как правило, производство дознания по таким делам требует длительного времени. В связи с этим отнесение УПК РФ указанных преступлений к категории очевидных, с сокращенным сроком и упрощенным порядком производства дознания не соответствует объективному, фактическому положению дел с расследованием данного вида преступлений. В целях обеспечения полного и объективного расследования преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, необходимо изменить форму предварительного расследования по составам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ, с дознания на предварительное следствие с передачей дел указанной категории в органы предварительного следствия МВД и ФСБ. В этой связи предполагается необходимым внести изменения в нормы УПК РФ, устанавливающие подследственность и полномочия по производству неотложных следственных действий. В завершение процедуры дознания дознаватель составляет итоговый документ — обвинительный акт. Этот документ одновременно является и процессуальным, выражающим волю дознавателя о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; в силу ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Следовательно, допускаемые таможенными органами на стадии проведения дознания нарушения требований влекут за собой невозможность привлечения к уголовной ответственности. Дознание в системе таможенных органов производят Управление таможенных расследований и дознания ФТС РФ, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни. В соответствии со ст. 41 УПК РФ расследование таможенных преступлений в форме дознания осуществляют дознаватели <4> таможенных органов. Только по решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. ——————————— <4> Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные правомочия, предусмотренные УПК РФ.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Это обусловлено рядом причин: результаты ОРД подлежат проверке в ходе предварительного расследования, которая должна осуществляться беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных функций одним должностным лицом; прокурором на дознавателя может быть возложена обязанность поддержания государственного обвинения в суде; также может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, в качестве свидетеля. Однако данный запрет не носит абсолютный характер. Сотрудники оперативно-розыскных служб могут осуществлять дознание в случае возложения на них полномочий органа дознания начальником органа дознания, но не по тому делу, по которому ими осуществлялась ОРД. На основании УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Независимо от характера правонарушения закон предусматривает единые поводы и основания для возбуждения дела. Наличия одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно. Дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные фактические данные, указывающие на наличие признаков преступления. При поступлении сообщения о преступлении в таможенный орган он возбуждает уголовное дело только в случае, если необходимо произвести неотложные следственные действия для того, чтобы установить и закрепить следы преступления. При отсутствии необходимости в проведении указанных действий уголовные дела возбуждаются только следователями. Анонимные заявления, сообщение по телефону лица, отказавшегося назвать себя, не являются поводом для возбуждения уголовного дела. В соответствии с порядком, установленным ст. 144 УПК РФ, таможенный орган обязан принять, проверить поступившее ему сообщение о преступлении, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. В случаях, предусмотренных п. 3 той же статьи, этот срок может быть продлен от 10 до 30 суток. Проверки и получения необходимых материалов и объяснений осуществляются в основном методами таможенного контроля (досмотр, проверка документов и т. д.). При проведении предварительной проверки применяются оперативно-розыскные меры. Результаты проверки доводятся до сведения начальника таможенного учреждения, после чего решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Подавляющее число таможенных преступлений обнаруживается работниками таможни в ходе осуществления таможенного контроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и личном досмотре. Сообщение о возбуждении уголовного дела направляется в РТУ и ФТС РФ. По возбужденному уголовному делу на основании ст. 176 УПК РФ производится осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления, выявления других обстоятельств, имеющих значение для дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. Когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, к проведению осмотра можно привлекать специалиста. О производстве осмотра составляется протокол с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК РФ. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. К нему прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. Для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производства судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. О производстве освидетельствования дознаватель от своего имени должен составить постановление, которое утверждается начальником органа дознания. Постановление обязательно для лица, подлежащего освидетельствованию. При производстве данного действия согласно ст. 180 УПК РФ обязательно составляется протокол, с учетом всех требований, указанных в законе. Обыск производится в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Выемка относится к неотложным следственным действиям и осуществляется таможенным органом, если возникает необходимость изъять определенные предметы и документы, имеющие значение для дела и если точно известно, где и у кого они находятся. Правила осуществления выемки аналогичны порядку производства обыска. Личный обыск — обыск тела и одежды человека, который производится по правилам, установленным ст. 184 УПК РФ. Цель проведения личного обыска — обнаружение и изъятие предметов контрабанды либо предметов, запрещенных к транзиту, кроме того, могут быть обнаружены и другие вещественные доказательства: документы, товарные чеки, квитанции на отдельно следующий багаж, записные книжки, содержащие сведения, интересующие следствие. При проведении всех вышеперечисленных следственных действий обязательно составляются протоколы, которые удостоверяют обстоятельства и факты, установленные дознавателем, и являются доказательством по уголовному делу (ст. 166 УПК РФ). Задержание — это мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в лишении свободы на краткий срок (до 48 часов) до судебного решения. Вопрос о задержании гражданина ставится перед начальником таможенного органа в одном из трех случаев: — если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; — если очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление; — если на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (ст. 91 УПК РФ). Задержание может быть произведено, например, если на одежде подозреваемого обнаружены следы наркотиков. Для того чтобы получить необходимые доказательства, требуется произвести освидетельствование лица. Закон допускает возможность задержания и в тех случаях, когда лицо пытается совершить побег, когда не установлена его личность или лицо не имеет постоянного места жительства, кроме того, когда прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. О каждом случае задержания дознаватель составляет протокол, который утверждается начальником таможенного органа. По каждому факту задержания по подозрению в совершении преступления таможенный орган должен письменно в течение 24 часов уведомить прокурора, осуществляющего надзор за законностью действий данного органа дознания. Если задерживается иностранный гражданин, начальник органа дознания обязан доложить об этом в ФТС РФ. Лицо, задержанное по подозрению в совершении таможенного преступления, имеет право пригласить защитника. Согласно ст. 49 УПК РФ защитник — лицо, осуществляющее в установленном порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. По уголовным делам адвокат оказывает помощь лицам, привлеченным к ответственности, в качестве защитника. Как правило, защитник участвует в уголовном деле: с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, установленных п. 3 ст. 49 УПК РФ; с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, основания о назначении судебно-психиатрической экспертизы; с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить нескольких защитников. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом. Согласно п. 5 ст. 408 ТК РФ таможенные органы правомочны осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия таможенных преступлений. ТК РФ 1993 г. аналогично дознанию включал отдельную главу, посвященную ОРД таможенных органов, нынешний закон об этом направлении деятельности таможенных органов лишь упоминает. Характер и содержание ОРД определены УПК РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 22 августа 2004 г.). В Законе ОРД определена как вид государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно соответствующими подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Специфика ОРД таможенных органов заключается в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. Самостоятельное направление ОРД таможенных органов состоит в обеспечении их собственной безопасности. Учитывая, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, с одной стороны, существенно затрагивает права и свободы заинтересованных лиц, с другой стороны, приводило в прошлые годы к значительным спорам, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД таможенные органы вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео — и аудиозапись, кино — и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД в порядке, определяемом соглашениями между заключаемыми ФТС с этими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и с учетом норм УПК. Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. В практике таможенных органов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий применяются и такие специальные технические средства для обнаружения тайников с предметами контрабанды, как рентгеновские аппараты и приборы для обнаружения металлов и т. д., применяются служебные собаки кинологической службы для обнаружения тайно перевозимых наркотиков, боеприпасов и иных взрывчатых веществ. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы законные основания, которыми в соответствии с Законом являются либо наличие возбужденного (в том числе и не таможенными органами) уголовного дела, а также ставшие известными таможенным органам сведения о: — признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; — событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; — лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; — лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. Поручения следователя, иного органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, также могут послужить таким основанием. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным выше, а также запросы (они должны быть поданы в таможенный орган в письменном виде и переведены на русский язык) международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации выполняются таможенными органами в порядке, предусмотренном УПК, Законом об ОРД <5>. ——————————— <5> См.: Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2004.

Все оперативно-розыскные мероприятия (ст. 8 Закона об ОРД) на территории РФ могут проводиться в отношении лиц, независимо от их гражданства, национальности, пола и места жительства, социального и имущественного положения. Согласно Закону таможенные органы не имеют права без согласия граждан разглашать полученные в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь граждан. Действия таможенного органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия, можно обжаловать в вышестоящий таможенный орган, прокурору или в суд. Одним из видов оперативно-розыскных мероприятий являются контролируемые поставки. В ранее действовавшем Законе от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» такие мероприятия не предусматривались. Контролируемые поставки характерны для таможенной сферы, поэтому они предусмотрены таможенным законодательством. Действующим таможенным законодательством предусмотрена гл. 42, которая регулирует проведение внешних (осуществляемых на территориях нескольких государств) и транзитных (осуществляемых через территорию РФ) контролируемых поставок. Данная законодательная необходимость о возможности ввоза на таможенную территорию РФ, вывоза с этой территории либо перемещения по ней ввезенных товаров объясняется тем, что в современных условиях незаконное перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, огнестрельного оружия и других предметов, оборот которых запрещен, осуществляют, как правило, транснациональные организованные преступные сообщества. Такие преступные формирования имеют развитую инфраструктуру и действуют строго конспиративно. В соответствии со ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. При обнаружении в ходе таможенного контроля предметов, незаконный ввоз которых на таможенную территорию РФ, а равно незаконный вывоз которых с таможенной территории РФ содержит признание преступления, таможенные органы обязаны возбудить уголовное дело. Однако задержание правоохранительными органами отдельной партии груза у перевозчика расценивается организаторами таких преступных сообществ как естественные издержки, это не сказывается на размере общей прибыли и не приводит к разрушению преступной сети. Исходя из этого и ставя своей целью привлечение к ответственности организаторов таких преступлений, международное сообщество рассматривает контролируемое правоохранительными органами незаконное перемещение товаров и предметов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной преступностью <6>. ——————————— <6> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. Ф. Азарова и Г. В. Баландиной. М.: Норма, 2004.

Нормативное определение контролируемой поставки как метода выявления правоохранительными органами преступлений и лиц, причастных к ним, а также правовые основы ее проведения приведены в ряде многосторонних и двусторонних международных договоров РФ <7>. ——————————— <7> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

Суть контролируемой поставки состоит в том, что под контролем таможенных органов допускается ввоз в страну и вывоз из нее или транзит как наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот, так и других предметов. Первым международным соглашением, одобряющим практику контролируемой поставки в отношении наркотических и психотропных средств, явилась Венская конвенция 1988 г. В последующих международно-правовых актах, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, закрепляется возможность применения данного метода уже в целях пресечения не только незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей, других предметов. Так, в Палермской конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г., подписанной Россией 12 декабря 2000 г., контролируемая поставка определена как метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления <8>. В данном случае под «партиями груза» понимаются любые товары, предметы или вещества, операции с которыми являются преступлением, либо товары, предметы или вещества, представляющие собой доходы от преступлений или являющиеся средствами или орудиями совершения преступлений. ——————————— <8> В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757) под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Возможность применения этого метода также закрепляется в соответствующих двусторонних и региональных соглашениях. Статья 435 ТК РФ указывает, что контроль осуществляется за товарами, которые перемещаются через таможенную границу. Под товарами в сфере таможенного дела понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимому имуществу транспортные средства (ст. 11 ТК РФ). Однако в таможенном законодательстве не содержит ся ограничений, касающихся возможности проведения контролируемых поставок в отношении каких-либо товаров. В практике правоохранительных органов России в рамках рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия осуществляется контроль за перемещением следующих групп товаров (предметов): 1) товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты или оборудование, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, в частности: — драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг, ценности, в том числе иностранная валюта; — радиоактивные материалы; — оружие и его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства; — наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; — технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль; — специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации; — другие предметы и вещества, оборот которых запрещен; 2) товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты и оборудование, добытые преступным путем либо сохранившие на себе следы преступления либо являющиеся средством (орудием) совершения преступления, в частности поддельные деньги, ценные бумаги, кредитные либо расчетные карты и иные платежные документы; 3) любые другие предметы, ценности, вещества и продукция, инструменты либо оборудование, имеющие значение для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится указание о том, что контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность <9>. ——————————— <9> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации…

Таможенный кодекс допускает проведение контролируемой поставки иными органами, осуществляющими ОРД: оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Министерства юстиции РФ, которые обязаны согласовывать свою деятельность с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между ФТС и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ОРД. Таможенный кодекс РФ закрепил правило о том, что в случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, уголовное дело в РФ на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством РФ. Следует учитывать, что на основании ст. 1, 2 УПК РФ производство по уголовному делу на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется только в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Однако поскольку приоритет отдан международным нормам права, следовательно, в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, применяются правила международного договора. Таким образом, при принятии решения о проведении контролируемой поставки в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, уголовное дело в РФ не возбуждается лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором РФ. В случае отсутствия соответствующих международно-правовых положений необходимо руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства, определяющего, что при наличии оснований возбуждение уголовного дела обязательно. Поводами для возбуждения уголовного дела согласно Закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 11) и УПК РФ (ст. 140) могут быть результаты ОРД. Таможенный кодекс РФ определяет, что при осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством РФ, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ. Запрет на свободную реализацию соответствующих предметов <10>, товаров и веществ, а также на ограничение их распространения установлен законами РФ, регулирующими их оборот. ——————————— <10> В частности, к их числу относятся: драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг, оружие и его основные части, боеприпасы, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль; специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации; сведения, составляющие государственную тайну, а также другие предметы и вещества, оборот которых запрещен.

Законодательством установлена юридическая ответственность за нарушение закрепленного порядка реализации (оборота) соответствующих товаров и услуг. Так, например, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет условия оборота этих средств и веществ. Статья 6 Федерального закона «Об оружии» устанавливает ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. В свою очередь, УК РФ определяет, что приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка оружия либо наркотических средств расцениваются в соответствии со ст. 222, 228 — 234 как преступление и влекут уголовную ответственность. В заключение отметим, что данные, полученные в результате оперативно-розыскных действий, сами по себе доказательственного значения не имеют, однако могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд. Для того чтобы их можно было использовать в качестве доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, т. е. как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. д.

——————————————————————