Исторический опыт борьбы с негативными явлениями в деятельности советской милиции в 1920-е гг

(Костин Ю. В.) («История государства и права», 2009, N 22)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С НЕГАТИВНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В 1920-Е ГГ.

Ю. В. КОСТИН

Костин Юрий Викторович, профессор кафедры теории и истории государства и права Орловского юридического института МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Анализ исторического опыта борьбы с негативными явлениями в деятельности советской милиции в 1920-е гг. свидетельствует о том, что противодействие распространению негативных явлений в работе правоохранительных органов современной России может быть эффективным в рамках системного подхода, включающего меры социально-экономического, политического, юридического, культурно-воспитательного, психолого-педагогического и духовно-нравственного характера.

Одной из характерных черт современного этапа развития Российского государства является растущий интерес к правовым и нравственным факторам общественной жизни, который все более проявляется в стремлении рассматривать государственно-правовые явления сквозь призму нравственных категорий. Не случайно Президент России Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ уделил особое внимание общественным идеалам и нравственным принципам организации и деятельности властных структур. Говоря о ценностях, Президент России выделил такие из них, как справедливость, требующую преодоления бедности и коррупции, общую и национальную свободу, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм <1>. ——————————— <1> Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. N 230. 6 ноября.

В свете задач государственно-правового развития современной России, в условиях наметившихся тенденций возрождения нашего Отечества необходима бескомпромиссная и наступательная борьба с преступностью и неуважением закона, правовым нигилизмом, моральным разложением некоторых чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые своим поведением дискредитируют органы власти Российского государства. Бороться с преступностью в современных условиях невозможно без укрепления правоохранительных органов, их очищения от коррупционеров и предателей, повышения престижа милицейской службы и доверия граждан к органам внутренних дел. Особую актуальность в этом плане приобретает обращение к историческому опыту, без учета которого невозможно успешно оградить российскую милицию от проникновения криминальных элементов, повернуть вспять кривую роста преступлений в самой милицейской среде. Так, особенностью деятельности милиции в 1920-е гг. являлось то, что во многом работникам милиции приходилось бороться с преступностью в условиях, схожих с существующими в современном российском обществе. В начале 1920-х гг. в период нарастания кризисных явлений во всех сферах жизни общества и перехода к новой экономической политике в Советской России серьезно обострилась криминогенная ситуация. Архивные документы свидетельствуют, что в период 1921 — 1922 гг. в большинстве губерний РСФСР значительно возросло количество убийств, преступлений против личности, хозяйственных злоупотреблений, краж личного и государственного имущества. Рост преступности среди различных категорий населения объяснялся «наследием старого режима», ухудшением условий жизни значительной части граждан. А недостаточная эффективность работы милиции — ее малой численностью, текучестью кадров вследствие низкого уровня денежного и продовольственного содержания милиционеров. Кроме того, в милицейских подразделениях ощущалась нехватка обмундирования, низким был уровень профессиональной подготовки и качество вооружения <2>. В 1921 — 1922 гг. численность милиции Российской Федерации была сокращена более чем в 2 раза — на 60%, основные звенья системы органов внутренних дел (пожарная охрана, ИТУ, милиция и др.) были переданы на местный бюджет. ——————————— <2> Государственный архив Орловской области (далее — ГАОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 433. Л. 75.

В начале 1920-х гг. финансовое и материальное положение органов внутренних дел значительно ухудшилось, поскольку из-за острого дефицита бюджета просто не было возможности удовлетворить их потребности. В этот период возник и сохранялся на всем протяжении 20-х годов разрыв в ставках зарплаты работников органов внутренних дел и других государственных служащих, а также лиц, занятых на производстве. Повсеместно наблюдались несвоевременная выдача обмундирования, задержка зарплаты, пайков и др. Это повлекло за собой появление ряда негативных явлений: снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников милиции, чрезвычайную текучесть кадров, хронический некомплект личного состава <3>. ——————————— <3> История органов внутренних дел / Под ред. Р. С. Мулукаева. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 125 — 126.

Одной из самых острых проблем, стоявших перед органами внутренних дел Советской России в рассматриваемый период, была проблема кадров. Решение ее существенно затруднялось тем, что острейшая нехватка ресурсов не позволяла обеспечить отбор в органы внутренних дел людей, отвечавших необходимым требованиям. Эта же причина делала невозможным создание специальной системы подготовки кадров, адекватной потребностям практики. Укрепить кадровый состав милиции, бороться с негативными явлениями в милицейской среде пытались путем привлечения в ряды милиции рабочих от станка и крестьян от сохи. Как свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении документы, при подборе и расстановке милицейских кадров и назначении на милицейские должности рядового и начальствующего состава главным критерием было наличие у кандидатов пролетарского или бедняцкого происхождения и преданность делу революции <4>. Заметим, однако, что установки в кадровой политике не на учет личностных и деловых качеств кандидатов, а на политическую лояльность, благонадежность и личную преданность не приводили к желаемым результатам. ——————————— <4> ГАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 14. Л. 12 — 18.

Анализ архивных документов и материалов, характеризующих деятельность милиции в 20-е годы прошлого века, позволяет сделать вывод, что в милицейской среде довольно частым явлением были должностные преступления, взяточничество, злоупотребление служебным положением, пьянство, аморальное поведение в быту. Так, в отчете рабоче-крестьянской инспекции приводятся многочисленные факты злоупотреблений и преступлений, совершенных некоторыми милицейскими работниками <5>. Жалобы, поступившие в 1923 — 1924 гг. из Щербаковской, Паюсовской, Богородицкой, Сосковской, Свердловской волостей, Болховского, Малоархангельского и Орловского уездов Орловской губернии, указывали на многочисленные случаи пьянства, произвола, злоупотреблений служебным положением, запугивания населения, незаконных поборов, взяточничества и других неприглядных явлений, позорящих милицию <6>. ——————————— <5> ГАОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 470. Л. 61. <6> ГАОО. Ф. 888. Оп. 1. Д. 744. Л. 120 — 129.

Должностные преступления, аморальные поступки и уголовные деяния совершали не только рядовые милиционеры, но и высокопоставленные сотрудники. Вопросы борьбы со взяточничеством и аморальным поведением сотрудников правоохранительных органов в начале 1922 г. стали настолько актуальными, что центральные власти потребовали самой решительной и непримиримой борьбы с этим «позорным явлением, подрывающим авторитет советской власти». Согласно циркуляру ЦК РКП(б) от 2 декабря 1922 г. N 223с и Инструкции Наркомюста от 13 ноября 1922 г. N 174 для проверки личного состава государственных учреждений на предмет взяточничества привлекались органы ОГПУ. В названных документах констатировались факты распространения аморальных поступков и взяточничества среди сотрудников милиции и других административных органов <7>. ——————————— <7> ГАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 14. Л. 1.

Начиная с 1923 г. предпринимались попытки решения проблем, связанных с деятельностью органов внутренних дел. Об этом можно судить по одному из Постановлений Оргбюро ЦК РКП(б) (апрель 1923 г.): «Обязать губкомы всемерно стремиться к искоренению наблюдающегося отвлечения внимания милиции от прямого своего долга на изыскание побочного заработка на почве их необеспеченности и связанных с этим проявлений взяточничества и иных преступлений по должности путем всемерного улучшения материального положения строевого состава милиции, дабы реально приблизить размеры получаемого ими содержания к прожиточному минимуму» <8>. ——————————— <8> История органов внутренних дел. С. 126.

В 1923 — 1924 гг. в стране начали осуществляться меры по улучшению материального положения сотрудников органов внутренних дел (разовое повышение окладов, введение института премирования за борьбу с различного рода правонарушениями, установление шефства над органами милиции). В период проведения новой экономической политики совершенствовалась практика материального стимулирования труда работников милиции. Наряду с решением материальных проблем милиции особое внимание уделялось борьбе со взяточничеством и другими негативными явлениями в милицейской среде, а также профилактическим мерам и проверке сотрудников правоохранительных органов. В губерниях и уездах создавались специальные комиссии по борьбе со взяточничеством, которые ежемесячно отчитывались о проделанной работе в губкомах РКП(б). Были разработаны мероприятия по искоренению и предупреждению взяточничества. Так, созданная 9 ноября 1923 г. Орловская губернская комиссия по борьбе со взяточничеством потребовала немедленного привлечения к суду работников милиции, которые при тщательном наблюдении и проверке окажутся неблагонадежными. Уличенных в неблаговидных поступках работников снимали на кинопленку и специально показывались в местных кинематографах <9>. Укрепить кадры милиции, очистить милицейскую среду от коррупционеров и взяточников, повысить престиж правоохранительных органов пытались путем массовых чисток личного состава милиции. В рассматриваемый период были проведены две общегосударственные чистки: в 1922 — 1923 гг. было уволено около 20% проверенных, в 1929 — 1930 гг. «вычищено» около 15% личного состава милиции <10>. ——————————— <9> ГАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 14. Л. 4, 9, 89. <10> История органов внутренних дел. С. 126.

Примечательно, что согласно указаниям партийных и государственных органов негативные факты, выявленные в поведении и деятельности сотрудников милиции, не замалчивались, а становились достоянием широкой общественности, активно обсуждались на партийных, профсоюзных и рабочих собраниях, сельских сходах. Большую роль в борьбе с неприглядными явлениями в милицейской среде играли губернские и уездные газеты. Проводились показательные выездные суды в деревнях и селах. В губерниях планировались и осуществлялись специальные агитационные кампании по борьбе с аморальностью в быту, взяточничеством, бюрократизмом и волокитой. Специально созданные отделы жалоб разбирали заявления граждан. Борьба со злоупотреблениями в милицейской среде имела значительный пропагандистский эффект. Она проводилась гласно, с привлечением общественности и способствовала реальному улучшению ситуации в работе милиции. Этим во многом объясняется та заинтересованность, с которой местное население участвовало в охране общественного порядка и борьбе со злоупотреблениями во властных структурах. Таким образом, обращение к историческому опыту борьбы за чистоту милицейских рядов, анализ нравственных проблем, возникавших в самой милицейской среде в 20-х годах XX в., имеет непреходящее значение для организации кадровой и воспитательной работы с личным составом правоохранительных органов, эффективного взаимодействия милиции с общественностью на современном этапе. Этот опыт свидетельствует, что широкое, гласное и заинтересованное обсуждение милицейских проблем в обществе в значительной степени помогает бороться с преступностью, повышает авторитет властных структур, позволяет рассчитывать на помощь граждан в вопросах поддержания общественного порядка и борьбы со злоупотреблениями в самой милицейской среде. Органы внутренних дел — это органы государства, реализующие его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может и не должна быть исключена из сферы нравственного контроля. Деятельность органов внутренних дел всегда находилась и находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. История нашей страны наглядно убеждает, что невозможно достичь желаемых результатов в утверждении гуманистических и демократических начал, не учитывая моральный потенциал общественных отношений, не заботясь о нравственном здоровье общества и особенно тех его структур, которые призваны стоять на страже законности и правопорядка. Не случайно известный русский мыслитель И. А. Ильин предупреждал, что «только лучшие люди способны на работу, связанную с осуществлением властных полномочий, не заражаясь ею. Они должны твердо знать, где, в чем и почему их деятельность отступает от заветов праведности, и допускать это не более, чем того требует необходимость борьбы со злом» <11>. Учитывать это особенно необходимо сегодня, когда проблемы соотношения права и нравственности являются одним из важнейших факторов жизни современного общества, в котором существуют неоднозначные, а иногда и противоречивые оценки одних и тех же явлений, трения и противоречия, возникающие между морально-нравственными установками общества и действующими юридическими нормами. Поэтому каждому сотруднику ОВД, осуществляющему свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с требованиями правовых норм, необходимо прислушиваться к голосу совести, чести и служебного долга, воспринимать происходящее сквозь призму общественного мнения, то есть мнения окружающих людей — участников нравственно-правовой ситуации. Олицетворением ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника милиции явилось принятие Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1138. Он призван выступить важным средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника милиции и стать необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел современной России <12>. ——————————— <11> Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996. С. 108. <12> Кубышко В. Л., Щеглов А. В. Кодекс профессиональной этики — это всерьез и надолго // Милиция. 2009. N 4. С. 28 — 33.

——————————————————————