Рецензия на диссертацию Александра Ивановича Стахова на тему «Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации»

(Дугенец А. С.) («Административное право и процесс», 2010, N 1)

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА СТАХОВА НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <*>

А. С. ДУГЕНЕЦ

——————————— <*> Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Диссертация, защищенная в диссовете Д 229.001.01 при Российской правовой академии Минюста РФ на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.14 (научный консультант — заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Борис Вульфович Россинский).

Дугенец А. С., заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.

В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс административной реформы, направленный на демократизацию государства, повышение уровня защиты прав и законных интересов личности, укрепление правопорядка, усиление роли институтов гражданского общества. В условиях реформирования политического, социально-экономического строя возникла настоятельная потребность в комплексном анализе механизма правового регулирования обеспечения безопасности в Российской Федерации. Сформировавшаяся в настоящее время система законов и подзаконных нормативных правовых актов, изданных по вопросам обеспечения безопасности, предусматривает множество однородных по основанию и целевой направленности, но несистематизированных и неунифицированных административно-правовых методов и форм деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. В этой связи актуальность темы диссертационного исследования А. И. Стахова не вызывает сомнений. Цель исследования состоит в повышении уровня административно-публичного обеспечения безопасности в стране на основе систематизации и унификации административного законодательства. Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования различных видов безопасности в стране. В рамках избранной темы автором разработан понятийно-категорийный аппарат, который раскрывает общеправовую и административно-правовую природу безопасности и предопределяет основные тенденции развития административно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации. Предложена система специальных административно-правовых категорий и классификаторов, которые предопределяют основные направления оптимизации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленной на обеспечение исполнения несистематизированных общеобязательных требований различных видов безопасности и связанной с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц органов. Изложенные положения в совокупности позволяют говорить о том, что соискателем решена крупная научная проблема, имеющая важное социальное значение. На основании анализа содержания данной работы представляется возможным сделать вывод о том, что автору удалось решить поставленные задачи. Найденные им решения обладают научной новизной, которая, по нашему мнению, определяется: — разработанными соискателем исходными началами теории административно-правового регулирования безопасности, соотносимыми с основными категориями теории государства и права; — научно обоснованными предложениями по систематизации органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделяемых административными полномочиями по обеспечению разнообразных видов безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; — концептуальными положениями по оптимизации административно-правовых функций, методов и форм деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по обеспечению безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц. Теоретическую основу исследования составили многочисленные труды советских и российских ученых по теории государства и права, в том числе по теории правового регулирования безопасности, научные работы по проблемам административно-правового регулирования безопасности, а также отдельные работы по социологии и управлению. В главе 1 автором проведен анализ теоретических аспектов безопасности в правовой системе Российской Федерации, в частности, понятия безопасности как элемента правовой системы, структуры безопасности, соотношения безопасности с основными категориями правовой системы. Глава 2 проведенного диссертационного исследования «Безопасность как административно-правовая категория» посвящена вопросам административно-правовой природы, основы и режимов безопасности. Важное значение имеет глава 3 «Понятие, содержание и система административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации». Соискателем подвергнуты тщательному анализу вопросы содержания административно-публичного обеспечения безопасности, соотношения административно-публичного обеспечения с иными видами государственной деятельности, сущности и структуры системы административно-публичного обеспечения безопасности, а также роли и места субъектов указанной системы. Четвертая глава диссертации «Меры административно-публичного обеспечения безопасности» содержит авторское видение проблем классификации, административно-санкционирующих, административно-юрисдикционных и административно-казуальных мер административно-публичного обеспечения безопасности. В заключительной главе «Формы административно-публичного обеспечения безопасности» уважаемый автор исследовал понятие, отличительные признаки и классификацию форм административно-публичного обеспечения безопасности, административно-правовые акты, административно-правовые договоры, а также административно-правовые действия по обеспечению безопасности. Несмотря на то что отдельные аспекты избранной уважаемым диссертантом темы исследования ранее привлекали внимание отечественных исследователей, многие вопросы автором подвергнуты основательному научному анализу впервые и исследованы весьма детально. Поэтому можно констатировать наличие научной новизны данной диссертации, которая заключается в том, что работа является системным по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности в Российской Федерации. Существенную научную новизну исследования, по нашему мнению, отражают следующие положения проведенного диссертационного исследования: — разработанное общеправовое понятие и предложенная структура безопасности, предопределяющие основные направления правового регулирования безопасности в Российской Федерации; — определение места и роли безопасности в сфере административно-правового регулирования при помощи таких специальных категорий, как «административное законодательство в области безопасности» и «административно-правовой режим безопасности»; — научно обоснованное разделение деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере безопасности на общее обеспечение безопасности и административно-публичное обеспечение безопасности, связанное с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; — предлагаемое общеправовое понятие органа обеспечения безопасности и соотносимое с ним специальное понятие органа административно-публичного обеспечения безопасности; — научная систематизация формально определенных административно-правовых мер обеспечения безопасности, связанных с административными правонарушениями, способствующими возникновению и (или) развитию вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды. Сформулированные соискателем теоретические выводы вносят существенный вклад в развитие теории административного права, а рекомендации по систематизации административного законодательства в области безопасности отличаются практической значимостью. В частности, очевидными достоинствами работы, обладающими теоретической значимостью, являются: — предложенная автором система таких специальных административно-правовых категорий, как «административное санкционирование», «административно-правовой казус», «административно-правовая норма безопасности», «административно-правовой режим безопасности» и др., которая позволяет уяснить общие закономерности развития административно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации; — совокупность таких специальных административно-правовых категорий, как «функции административно-публичного обеспечения безопасности» «принципы административно-публичного обеспечения безопасности», «система административно-публичного обеспечения безопасности» и др., раскрывающих специфику содержания взаимосвязи безопасности в сфере административно-правового регулирования с системой органов государственной власти и системой органов местного самоуправления, наделяемых полномочиями по обеспечению разнообразных видов безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; — разработанная система таких специальных административно-правовых категорий, как «меры административно-публичного обеспечения безопасности», «административно-правовые акты по обеспечению безопасности», «административно-правовые договоры по обеспечению безопасности», «административно-правовые действия по обеспечению безопасности» и др. Предложенная система позволяет систематизировать и унифицировать административно-правовые методы и формы обеспечения разнообразных видов безопасности. Практическую значимость работы определяет совокупность концептуальных предложений автора по систематизации сформировавшегося административного законодательства в области безопасности. В частности, предложения о закреплении в нормах Закона РФ «О безопасности» единообразного понятийно-категорийного аппарата, раскрывающего сущность и содержание безопасности в качестве специальной юридической категории; о разработке кодифицированного нормативного правового акта, устанавливающего основы административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации; о дополнении КоАП РФ административно-правовыми мерами обеспечения безопасности, направленными на выявление административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, а также устранение вреда, причиненного указанными правонарушениями; о распространении действия ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на все формально определенные виды безопасности; о формальном выделении в нормах ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основных функций административно-публичного обеспечения безопасности, передаваемых государством органам местного самоуправления и контролируемых государством. В своем исследовании соискатель опирался на достаточно широкий круг специальной литературы, научных трудов, массив федеральных законов, законов субъектов РФ, а также разностороннюю, собранную в нескольких субъектах РФ эмпирическую базу, отражающую изучаемые проблемы. Все это обусловливает обоснованность и достоверность сделанных в диссертации важнейших теоретических выводов и сформулированных автором предложений по систематизации законодательства. Не вызывает сомнения, что сформулированные А. И. Стаховым выводы и предложения могут быть использованы в деятельности правоохранительных и судебных органов, а также в законодательной деятельности, направленной на совершенствование соответствующих разделов отечественного законодательства. Диссертация А. И. Стахова представляет собой законченное исследование, в котором представлены результаты решения достаточно широкого круга поставленных задач, характеризующиеся необходимой научной новизной. Результаты диссертации имеют важное научное значение и могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике. Содержащиеся в работе обобщения, предложения и рекомендации могут найти практическое применение в нормотворческой деятельности соответствующих органов исполнительной и законодательной власти. Практическая значимость работы заключается также в том, что результаты данного исследования можно использовать в учебном процессе при преподавании курса «Административное право Российской Федерации», а также специально-отраслевых и других юридических дисциплин.

——————————————————————