Рецензия на монографию Владимира Михайловича Редкоуса «Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях»

(Остроумов А. А.) («Административное право и процесс», 2010, N 1)

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА РЕДКОУСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ И ЕГО УЧЕТ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ» <*>

А. А. ОСТРОУМОВ

——————————— <*> Редкоус В. М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях. М.-Пятигорск, 2008. 340 с.

Остроумов А. А., академик РАЕН, профессор, доктор юридических наук.

Монография кандидата юридических наук, доцента Владимира Михайловича Редкоуса «Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях» является одной из первых работ, посвященных исследованию проблем законодательного обеспечения национальной безопасности на основе широкого использования сравнения национальных законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности. Актуальность рассмотрения данной проблемы вызвана потребностью совершенствования российского законодательства, а также поиском правовых средств противодействия вновь возникающим угрозам в области обеспечения национальной безопасности. В первой главе монографии «Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ: перспективы развития» автор подробно раскрывает основные направления законодательного обеспечения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ в современных условиях; показывает теоретические предпосылки использования сравнительно-правового метода в исследовании проблем законодательного обеспечения национальной безопасности; выделяет актуальные направления совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности РФ; рассматривает основные направления реформирования органов национальной безопасности в государствах — участниках СНГ в современных условиях. Автор выделяет такие приоритетные направления развития законодательного обеспечения национальной безопасности в России и иных государствах — участниках СНГ, как поиск оптимальной модели системы и структуры национальных органов безопасности; совершенствование правового регулирования традиционных направлений деятельности национальных органов безопасности, в частности контрразведывательной, разведывательной деятельности, защиты государственной тайны; совершенствование правового регулирования противодействия терроризму, экстремистской деятельности, коррупции; совершенствование законодательства в области миграции в контексте обеспечения национальной безопасности; совершенствование правового регулирования государственной службы в органах национальной безопасности. В монографии справедливо отмечается, что в настоящее время законодательное обеспечение национальной безопасности становится важнейшей областью применения сравнительно-правового метода научного исследования. Следует согласиться с выводом, что относительная схожесть правовых систем государств — участников СНГ на первое место выдвигает нормативный способ проведения сравнительно-правовых исследований в области национальной безопасности. Однако по мере возрастания различий между правовыми системами государств — участников СНГ, их большей интеграции с иными правовыми системами будет возрастать роль функционального сравнения. При этом можно говорить о начале проявления данной тенденции в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В четвертом параграфе первой главы, посвященном реформированию органов национальной безопасности в государствах — участниках СНГ в современных условиях, автор приводит аргументы, позволяющие отнести федеральный орган исполнительной власти к так называемым спецслужбам. Это представляет научную ценность в связи с тем, что термин «специальные службы» в юридическом аспекте является неразработанным, и во многом его использование дискуссионно. Поэтому выводы автора позволят более четко определить правовое положение целого ряда федеральных органов исполнительной власти, именуемых спецслужбами (органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки и ряда других). Вторая глава «Законодательное обеспечение основных направлений деятельности органов национальной безопасности государств — участников СНГ и его учет в российских условиях» содержит анализ проблем законодательного обеспечения контрразведывательной и разведывательной деятельности, законодательного регулирования противодействия коррупции в контексте обеспечения национальной безопасности, института государственной тайны по законодательству и полномочий органов национальной безопасности по ее защите; административной деятельности органов национальной безопасности государств — участников СНГ. Характеризуя в целом данную главу, хочется сразу же отметить новизну представленного материала, который до настоящего времени недостаточно исследован в открытой литературе. Теоретически значимым является предлагаемое автором определение разведывательной деятельности, заслуживают внимания предложения по совершенствованию законодательного обеспечения контрразведывательной и разведывательной деятельности, противодействию коррупции, защите государственной тайны. Совершенно справедливо автор в качестве самостоятельного вида деятельности национальных органов безопасности выделяет их административную деятельность и предлагает определить ее как один из основных видов их деятельности, который заключается в повседневной, практической реализации внешних и внутренних административных полномочий, предоставленных органам национальной безопасности, в целях решения общих задач государственного управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, создания благоприятных условий для решения задач контрразведывательной, разведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, борьбы с преступностью, осуществления иных видов деятельности. Несмотря на дискуссионность ряда аспектов данного определения (например, направленности административной деятельности, в том числе и для решения внутриорганизационных отношений), оно представляет собой весомый вклад в развитее теории административно-правового регулирования общественных отношений в области национальной безопасности. В третьей главе монографии «Законодательное обеспечение государственной службы в органах национальной безопасности государств — участников СНГ и его учет в российских условиях» раскрыты теоретические предпосылки введения в органах национальной безопасности правового режима специальной службы, а также проанализированы особенности правового регулирования прохождения службы в органах национальной безопасности государств — участников СНГ. В этой главе находятся: определение государственной службы в органах национальной безопасности РФ, особенности организации и правового регулирования службы в органах национальной безопасности, анализ перспектив совершенствования видов государственной службы в органах национальной безопасности. Так, государственную службу в органах национальной безопасности РФ автор предлагает определить как профессиональную служебную деятельность граждан РФ, отвечающих предъявляемым к государственной службе в органах национальной безопасности требованиям и поступившим на нее в установленном порядке, по непосредственному исполнению и обеспечению исполнения основных направлений деятельности и полномочий, предоставленных органам национальной безопасности в сфере обеспечения безопасности РФ. Автор справедливо отмечает, что законодатель не проводит четкой грани между видами государственной службы. По его мнению, военная служба и правоохранительная служба отличаются от гражданской государственной и друг от друга по следующим критериям: по специфике функций, осуществляемых соответствующими органами и лицами; по содержанию и особенностям профессиональной служебной деятельности, осуществляемой гражданами, состоящими на государственной службе того или иного вида; по виду замещаемых гражданами должностей (должности гражданской государственной службы, военной службы и правоохранительной службы); по присваиваемым гражданам классным чинам, воинским и специальным званиям. Несколько спорным (однако, несомненно, заслуживающим пристального внимания) видится мнение автора в отношении того, что «первые два критерия… можно условно назвать материальными, так как они в целом обусловлены спецификой объекта управления; а вторые два — формальными, так как они в большей степени связаны с формализованной, институциональной стороной государственной службы — должностями и рангами. И материальные, и формальные критерии видового деления государственной службы тесно связаны между собой, при этом формальные являются производными от материальных». В приложении к монографии представлены основные законодательные акты государств — участников СНГ в области национальной безопасности, что значительно повышает информативность монографии и дает наглядное представление об опыте законодательного закрепления основных институтов в области обеспечения национальной безопасности. Отличительной чертой работы является широкое применение автором, наряду с иными, сравнительно-правового метода исследования, что позволило определить возможности учета положительного зарубежного опыта для совершенствования правовой основы обеспечения национальной безопасности в России. Выводы и предложения автора хорошо аргументированы и базируются на тщательном изучении большого количества нормативных правовых актов и научной литературы. Вместе с тем необходимо высказать ряд предложений, которые позволят улучшить содержание работы. Так, автору следует: уточнить и дополнить основные направления законодательного обеспечения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ, связать их с международно-правовым регулированием; в комплексе рассмотреть вопросы правового регулирования противодействия терроризму, экстремистской деятельности, осуществляемых национальными органами безопасности государств — участников СНГ, а вопросы защиты государственной тайны более тесно связать с административной деятельностью национальных органов безопасности; в отдельный параграф выделить вопросы, касающиеся правового статуса сотрудников национальных органов безопасности. Однако высказанные предложения ни в коей мере не снижают положительное впечатление от проделанной работы, которая заслуживает высокой оценки и одобрения. В целом монография В. М. Редкоуса оставляет положительное впечатление, как законченная научная работа, вносящая большой вклад в решение крупной научной проблемы — законодательного обеспечения национальной безопасности РФ. На основании выполненных исследований автором разработан ряд теоретических положений, которые можно оценить как существенный вклад в юридическую науку. Выводы и предложения отличаются новизной, позволяют определить основные направления совершенствования правового положения национальных органов безопасности и его законодательного обеспечения в условиях проведения политических и административных реформ и свидетельствуют о личном вкладе автора в юридическую науку.

——————————————————————