О противодействии коррупции

(Летуновский В. В., Агеев А. А.) («Российская юстиция», 2010, N 1)

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

В. В. ЛЕТУНОВСКИЙ, А. А. АГЕЕВ

Летуновский В. В., кандидат юридических наук, доцент.

Агеев А. А., сотрудник Пограничного научно-исследовательского центра ФСБ России.

В последние годы экспертами, в том числе и международными, отмечается значительный рост уровня коррупции в России. По оценкам МВД России, объемы рынка коррупции достигли беспрецедентного уровня и превышают 240 млрд. долл. США, достигая, по мнению ряда экспертов, 316 млрд. долл. США <1>. Ущерб, который наносит коррупция только российской экономике, достигает 40 млрд. руб. в год <2>. ——————————— <1> См.: Антикоррупция // Российская газета. 2008. 5 июня. <2> Интервью министра внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиева «Российской газете».

По данным международной рейтинговой организации Transparency International, индекс восприятия коррупции <3> в России в 2008 году оказался на самом высоком уровне за последние восемь лет и составил 2,1 балла (2005 г. — 2,4 балла, 126 место в мире; 2006 г. — 2,5 балла, 121 место в мире; 2007 г. — 2,3 балла, 143 место в мире). Россия оказалась во второй группе с Азербайджаном, Боливией, Камбоджой, Индонезией, Кенией и Монголией: в этих странах 23 — 49% респондентов признались, что дают взятки. Хуже ситуация только в первой группе (Камерун, Либерия, Уганда и Сьерра-Леоне), где взятки дают больше половины опрошенных. Аналитики Transparency International отмечают, что в 2007 году Россия находилась по соседству с Люксембургом, Турцией и Панамой (третья группа, где 6 — 21% респондентов признались, что дают взятки). ——————————— <3> Индекс оценивается международной организацией Transparency International по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять — наименьший.

По мнению специалистов, такое положение дел обусловлено размахом коррупции в органах государственной власти. С 2007 года число россиян, признавшихся, что за последний год хотя бы раз давали взятку, выросло с 17 до 29% от общего числа опрошенных, то есть почти в два раза. При этом число тех, кто давал мзду в правоохранительных органах и медицинских учреждениях, а также органах регистрации, выросло от трех до пяти раз. По данным социологов, больше всего взяток дают представителям правоохранительных органов — 30% опрошенных. За ними идут медицинские учреждения — 19%, земельные органы — 16%, регистрационные органы — 14%, образовательная система — 14%, суды — 13%, налоговые органы — 6% и ЖКХ — 5%. Результаты опросов российских граждан в целом подтверждаются статистическими данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации <4>. ——————————— <4> Раздел 7 Доклада «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2008 год».

В частности, с каждым годом в России растет число выявляемых фактов взяточничества. За последние десять лет этот показатель увеличился более чем вдвое, при этом основной скачок был зафиксирован, начиная с 2007 года. Если в 1997 г. зарегистрировано 5,6 тыс. преступлений, в 1998 г. — 5,8 тыс., то в 2007 г. — уже 11,6 тыс., в 2008 г. — 12,5 тыс. Еще более высокими темпами возрастало число зарегистрированных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), значительная часть которых (не только взяточничество) относится к коррупционным деяниям: 1997 г. — 18 тыс., 2008 г. — 43,5 тыс. (+11,4% в сравнении с 2007 г.). В прошедшем году в суд направлены уголовные дела о 28451 таких преступлениях, что на 5,2% больше, чем в предыдущем. Выявлено 16073 лица, совершивших должностные преступления (+12,6% в сравнении с 2007 г.). Изложенные выше факты, безусловно, весьма интересны. Однако они не раскрывают во всей полноте, что же собой представляет коррупция с сущностной точки зрения. Казалось бы, на первой взгляд, все самоочевидно, и интуитивно мы понимаем, что коррупция — это что-то отрицательное, с чем следует бороться. Но правовая позиция требует четкого определения этого «нечто» в пространстве корыстной преступности. Именно корыстной преступности как стремления к противоправному улучшению собственного благосостояния и обогащению. Действительно, чем с сущностной стороны для предпринимателя отличаются деяния чиновника, который «кошмарит бизнес», чтобы получить взятку, от рэкетира, который, используя угрозу насилия, вымогает имущество. О том, что эти преступления две ветки одного дерева, свидетельствует определенная схожесть санкций за получение взятки и вымогательство — совершение действий группой лиц по предварительному сговору, крупный размер ущерба (ср. ст. 163 и ч. 4 ст. 290 УК РФ). Исторически корыстные преступления в нашей стране также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий (мздоимство) или незаконных действий (лихоимство). Очевидно одно, что природа коррупции основана на корыстных отношениях с получением выгоды за счет социального положения. Ее всплеск в современных условиях носит объективный характер, поскольку главной мотивационной составляющей становления рыночных отношений является направленность на получение выгоды за счет других — прибыли. Но открытая рыночная экономика и теневая коррупционная экономика суть разные явления. Извлечение прибыли в ходе реализации бизнес-возмездных отношений или путем продажи должностей с их последующей самоокупаемостью через взятки — это противоположные направления развития экономики. В этих условиях право как нравственный регулятор общественных отношений в соответствии с традиционными представлениями граждан о правде и справедливости обязано отделять зерна от плевел. Поэтому в объем понятия коррупция помимо взятки вошли и коммерческий подкуп, и извлечение выгоды из своего должностного положения. Так, в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <5> коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52. Ст. 6228.

Однако для организации борьбы с коррупцией только ее правового определения недостаточно. Для выработки системных мер противодействия коррупции эксперты, как правило, классифицируют это явление по определенным критериям. В числе таких критериев выделяют следующие типы: по уровням управления — «верхушечная» и «низовая» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти в целом или с отдельными организациями, наделенными властными полномочиями; по типу выгоды — получение прибыли или уменьшение расходов; по направленности — существующая вне или внутри хозяйствующих объектов и т. п. Однако разнообразие критериев классификации коррупции предполагает множество вариантов борьбы с ней. Это только вводит в заблуждение компетентные органы, призванные разработать эффективный механизм противодействия коррупционной деятельности. Анализ существующих подходов, отечественного и зарубежного опыта борьбы с коррупцией позволяет ввести следующие основания классификации коррупции и соответственно меры противодействия ей. А. Разовая коррупция проявляется в виде совершения многочисленных разовых коррупционных правонарушений. Главным звеном здесь является конкретное должностное лицо (сотрудник правоохранительного органа, медицинского или образовательного учреждения и т. п.), получающее взятку, как правило, лично от отдельных граждан. Основой мер противодействия такой коррупции (шведский и сингапурский опыт) является введение высоких этических норм поведения при одновременном упрощении бюрократических процедур и повышения должностных окладов чиновников на порядок. Б. Периодическая коррупция заключается в совершении правонарушений коррупционной направленности в определенные временные периоды с получением взяток в основном с руководителей организаций (физических лиц). Этот вид коррупции предполагает получение прибыли физическими лицами за счет снижения отчислений в доходную часть бюджета (уход от налогов) или расхищения расходной части бюджета через систему «откатов». Поэтому в этом случае основной группой мер борьбы с коррупцией могут быть: ужесточение контроля за формированием доходной части бюджета и повышение прозрачности процедур по его расходной части, прежде всего в наиболее бюджетоемкой части — в сфере государственного оборонного заказа. В. Системная коррупция — сращивание теневых бизнес-структур с органами государственной власти с использованием положения должностных лиц для поддержания производственного процесса (лоббирование интересов, «крышевание» со стороны правоохранительных органов и т. д.). Системная коррупция и теневая экономика существуют во всех развитых странах мира с рыночной экономикой. По мнению специалистов, здесь должен быть определен допустимый порог, например 15 — 17%. С точки зрения противодействия такой коррупции ключевым звеном здесь является несовершенные формы экономического управления и пробелы в его нормативном правовом регулировании. Поэтому основные меры борьбы с системной коррупцией должны иметь организационно-правовой характер и быть направлены на разработку эффективного механизма функционирования экономики, обеспечения безопасности развития ее основных направлений.

——————————————————————