Административно-правовое регулирование деятельности подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних

(Дорошенко О. М.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 4) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. М. ДОРОШЕНКО

Дорошенко Ольга Марковна — старший преподаватель кафедры административно-правовых и финансовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России.

В статье рассматривается вопрос о ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних, уделяется особое внимание личности подростка, а также взаимодействию всех органов системы профилактики правонарушений.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, профилактика, предупреждение, безнадзорность, взаимодействие, инспектор по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, личность, требование.

Administrative and legal regulation of juvenile delinquency prevention unit O. M. Doroschenko

The article is devoted to the question of early prevention of juvenile delinquency. Special attention is given at personal features of a teenager as well as interactions between all elements of the system of crime prevention.

Key words: delinquency, juvenile, prevention, preventative measures, child neglect, interaction, children’s officer, internal affairs agencies, personality, requirement.

Профилактика правонарушений — совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений. В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В органах, в порядке, установленном законодательством РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная цель взаимодействия — обеспечение единства действий, взаимопомощь и объединение усилий для успешного решения общей задачи по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задачам) действий, так и по месту и времени проведения совместных мероприятий. Данные органы выполняют определенные предупредительные функции в борьбе с правонарушениями, в том числе оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних, исходя из своих уставных положений и посредством специальных форм и методов. Прерогатива в решении задач профилактической деятельности возлагается на работников милиции, а именно на инспекторов по делам несовершеннолетних, которые выполняют важнейшие предупредительные функции по борьбе с преступностью. Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности. Таким образом, повышенную ответственность в организации правовоспитательной работы среди детей и подростков несут инспекции по делам несовершеннолетних. Одним из центральных направлений деятельности системы инспекций по делам несовершеннолетних (ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия. Основная задача инспекторов ПДН — проведение профилактических мероприятий по недопущению правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению. Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей могут являться обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они зафиксированы: — заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи; — приговор, определение или постановление суда; — постановление КДНиЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника ОВД; — заключение, документы по результатам проверок жалоб, заявления или других сообщений. Важную роль в предупредительных мероприятиях и помощи инспекторам ПДН играют отделы уголовного розыска и криминальной милиции. Основная задача сотрудников этих отделов — выявление и предотвращение замышляемых несовершеннолетними преступлений; осуществление комплекса воспитательно-предупредительных мер, устранение возможности посягательства, создание условий для добровольного отказа от преступного намерения. В арсенале деятельности данного подразделения выступают негласные оперативные методы и формы, которые относятся к воспитательным мерам педагогической направленности и специально-криминологической профилактике. Важным звеном в системе внутренних дел в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются следственные отделы (следователи). Их задача состоит в том, чтобы всесторонне, объективно и полно исследовать все обстоятельства совершенного преступления, причины и условия его возникновения, принятие соответствующих мер к устранению этих причин и условий. К объектам предупредительной деятельности относятся: обстоятельства, способствующие совершению преступлений или облегчающие их совершение; лица, замышляющие или подготавливающие преступные деяния; лица, в отношении которых в соответствии с законом осуществляется контроль и принимаются меры к соблюдению ими установленных ограничений; лица с устойчивым противоправным поведением, а равно ранее изобличенные в совершении преступных деяний. Субъектами предупредительной деятельности в органах внутренних дел являются вышеперечисленные службы. Основные меры предупредительного воздействия, применяемые как органами внутренних дел, так и подразделений по делам несовершеннолетних, включают: — использование уголовно-правовых, административно-правовых мер; — контроль над своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и административным правонарушениям, принятие по ним соответствующих решений; — активное применение правовых мер воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения и преступления, не представляющие большой общественной опасности, с целью недопущения с их стороны более тяжких преступлений; — обеспечение неотвратимости наказаний за несоблюдение установленных законом ограничений лицами, в отношении которых осуществляется контроль; — инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы граждан, в специальные наркологические учреждения. Для обеспечения исполнения и решения задач профилактики правонарушений требуется овладение всеми участниками профилактической системы следующими знаниями, умениями, навыками: — изучение личности подростка, условий жизни и воспитания его, своевременное выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает нравственные деформации, педагогическую запущенность; — систематическая правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств педагогического воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения; — выявление условий, способствующих развитию нравственных деформаций несовершеннолетних и снижению отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий; — просвещение подростков с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики содержания учебных дисциплин по общественно-политическим, гуманитарным и естественным наукам, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, правоведению; — просвещение подростков во внеучебное время и во внеучебной среде, пропаганда идей разумного и культурного быта и досуга; — привлечение к просветительской работе государственно-общественных организаций, научных центров, здравоохранения. Проблемы, стоящие отдельно перед сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, — это напряженность жизни, высокая степень динамичности, что требует как повышения активности, так и инициативы, самостоятельности и ответственности. В связи с этим современная профилактическая деятельность выдвинула на передний план компонент осмысления личности несовершеннолетнего, требующего индивидуального решения вне зависимости от решения, произведенного субъектами профилактики, и отражающего каждую конкретную ситуацию. Изучение личности несовершеннолетних, их семей, условий воспитания — все должно проводиться по специальной программе. Данная программа требует сотрудничества правоохранительных органов и образовательных учреждений. Реализация ее позволит получить исчерпывающие сведения о несовершеннолетних, условиях, в которых воспитывается подросток, его родителях, какая работа проводится с ним в образовательном учреждении и на этой основе разработать меры предупреждения правонарушений. Как показывает опыт, не всегда родители в силу недостаточного уровня психолого-педагогической подготовки, занятости на работе или просто нежелания заниматься воспитанием детей оказывают должное внимание своим детям. Это обусловливает необходимость использования правоохранительными органами целенаправленных, систематических, педагогических, правовых знаний, всех форм и методов работы с семьей с целью оказания помощи в формировании правовой личности. Поэтому особое место в профилактической работе отводится деятельности правоохранительных органов с неблагополучными семьями, как первыми институтами социального поведения детей. По данным психолого-педагогических исследований Г. М. Миньковского, по степени их отрицательного влияния на подростков выделяют следующие группы семей <1>: ——————————— <1> См.: Миньковский Г. М. Взаимодействие школы и правоохранительных органов в предупреждении и коррекции правонарушающего поведения учащихся // Вопросы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Ташкент, 1983. С. 151.

— 1-я группа — родители, поведение которых дает бесспорные основания для лишения родительских прав: хронические алкоголики, морально распущенные лица, родители, систематически принимающие недозволенные методы воздействия на детей; — 2-я группа — родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и демонстрирующие плохой пример младшим; — 3-я группа — «проблемные семьи», где родители конфликтуют друг с другом и уклоняются от воспитания детей; — 4-я группа — «педагогически слабые семьи», в которых родители видят свои функции исключительно в удовлетворении престижных запросов детей. Таким образом, ранняя профилактика правонарушений подрастающего поколения должна начинаться в семье и заключаться в организации систематического целенаправленного воспитательного воздействия в отношении поведения ребенка. Как отмечают авторы, ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — это осознанная, преднамеренная деятельность, предусматривающая достижение промежуточных и конечных целей, осуществляющихся комплексно на всех уровнях. Все обозначенные структурные подразделения органов внутренних дел соподчинены по уровням профилактики задачам, функциональным признакам, субъектам предупредительной деятельности и многим другим признакам. Эффективность профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних зависит от следующих условий. 1. Своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может повергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе. Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация скажется на поведении личности. 2. Упреждаемость. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть. Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу — залог предупреждения асоциального поведения подростка. 3. Дифференцированность. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации. 4. Последовательность. Последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность. 5. Комплексность. Способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательно взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров. 6. Соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер. Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует организации оптимальных психолого-педагогических условий: — опору на положительные стороны подростка; — участие ученического коллектива (через общественные органы и органы самоуправления); — планирование и программирование как обязательный элемент организации профилактической работы; — обязательный контроль за подростками (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных заведениях; — неотвратимость общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины <2>. ——————————— <2> См.: Махов Ф. С. Жить без проступков и правонарушений. М., 1986. С. 74.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками ПДН рассматривается не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений. Проведение совместных мероприятий службами профилактики правонарушений несовершеннолетних должно идти по следующим направлениям профилактической работы: — обеспечение сотрудничества правоохранительных органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер; — разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями; — профессиональная подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, вооружение их всем комплексом педагогических средств борьбы с правонарушениями; — совместная организация родительского всеобуча; — организация и методическое обеспечение правового воспитания подростков; — организация непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактической деятельности; — проведение совместных мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды <3>. ——————————— <3> См.: Миньковский Г. М. Взаимодействие школы и правоохранительных органов в предупреждении и коррекции правонарушающего поведения учащихся // Вопросы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Ташкент, 1983. С. 10.

Работа над указанными направлениями будет способствовать достижению следующих результатов: — преодолению педагогической запущенности подростков; — формированию у них интереса к избранной профессии; — воспитанию активной жизненной позиции; — вовлечению подростка в общественно-полезную деятельность; — направлению подростка к осознанным действиям посредством переключения его интересов (занятия спортом, туризмом, художественной самодеятельностью, компьютерные клубы, военно-патриотическая работа, интеллектуальные игры и другие виды деятельности); — участию подростков в органах ученического самоуправления; — работе в общественных организациях. Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени. Осуществляя действия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, они также стимулируют профилактическую деятельность государственно-общественных организаций, культурных и образовательных учреждений, которые решают частные задачи предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому в этом случае мы рассматриваем деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних как открытую систему, так как помимо внутренней интеграции структурных подразделений между собой важное значение приобретает и внешнее сотрудничество с другими учреждениями в процессе проведения профилактических мероприятий. Такое взаимодействие, на наш взгляд, способствует повышению качества профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает надежность и устойчивость системы органов внутренних дел в процессе жизнедеятельности. И. П. Подласый выделяет следующие методические приемы, используемые педагогом (воспитателем) при проведении профилактических мероприятий среди несовершеннолетних <4>: ——————————— <4> См.: Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. С. 162.

1. Непримиримая позиция и предъявление категорических требований, активное принуждение выполнять их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. 2. Необходимо устранять не последствия, а причины, вызывающие неправильное поведение. Если эти причины устранены и если педагоги и родители смогли разобраться в них — реальная основа для устранения развивающихся отклонений у подростков. 3. Необходимо установить непрерывный мониторинг, то есть систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. 4. Пропагандировать политику «кнута и пряника». Сочетание указаний с увещеваниями, просьбами, советами, разъяснением, убеждением, пробуждением чувства долга, раскаяния, стыда должно быть совместно с предостережениями, наказаниями. 5. Действия педагога должны восприниматься подростками как справедливые («за дело») и быть соразмерными совершенному поступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать личность несовершеннолетнего, носить издевательский или неоправданно жестокий характера. 6. Поощрения не должны восприниматься подростками как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание неадекватной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться ими сильнее, чем поощрения за него. 7. Применение угрозы наказанием должно быть реальным. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми. Методические приемы, используемые педагогом в профилактической деятельности среди несовершеннолетних: — ничего не изменить в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось; — если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно; — выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним; — не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения; — не слишком радуйся, если сразу не получится. Избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять. Таким образом, для каждой формы предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетнего в профилактической работе специальными правоохранительными органами используются достаточно эффективные методы и приемы профилактической работы. В профилактической работе необходимо применять те методы, приемы, которые бы способствовали предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию нравственных качеств личности <5>. ——————————— <5> См.: Кравцова Э. М. Формы и методы работы с подростками. Саратов, 1986. С. 31.

Среди них: 1. Убеждение и переубеждение в сочетании с нравственным поведением. Вовлечение подростков в различные виды общественно-полезного труда, в строительные бригады, производственную практику, маркетинговую деятельность и др. Переубеждение связано с показом неправильности убеждений несовершеннолетних, раскрытии тех качеств личности, отрицательно влияющих на жизнь окружающих людей. 2. Выражение доверия. Использование данного метода требует соблюдения принципа индивидуализации. Как отмечал В. А. Крутецкий, воспитывать доверием можно тогда, когда «уверен в том, что дурные черты у школьника (подростка) не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции» <6>. ——————————— <6> См.: Крутецкий В. А. Психология общения и воспитания школьников. М., 1976. С. 267.

3. Опора на положительные качества. Для несовершеннолетних как людей с неустоявшейся психикой характерны как отрицательные, так и положительные качества, из которых наиболее ярко выражены энергичность, настойчивость, эмоциональность, а при создании определенных условий — любознательность, увлеченность и другие качества. Несмотря на это, и они имеют негативную направленность, которую необходимо устранять. 4. Переключение энергии несовершеннолетнего из области отрицательной деятельности в положительную, увлечение каким-нибудь интересным для него делом, проблемой, посещением подростком секции, клуба. 5. Поощрение и наказание применяются с целью помочь несовершеннолетнему осознать свои недостатки, понять их недопустимость, научить контролировать поведение. Поощряются только те действия и поступки, которые требуют от подростков трудолюбия, воли, затраты сил и времени. Порицание требует мудрого сочетания строгости и доброты: важно, чтобы подросток почувствовал не только справедливую строгость, но и заботу о себе. Перечисленные методы нашли свое применение в разнообразных формах воспитательно-профилактической работы, способствующих предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, приобщению их к общественно полезной деятельности. Сотрудничество в процессе профилактической работы позволяет строить субъект-субъектные отношения между сотрудником системы профилактики и подростком. Участники взаимодействия совместно вырабатывают цели, содержание, дают анализ результатов совместной деятельности. Таким образом, профилактические технологии способствуют реализации в системе деятельности внутренних дел по профилактике преступлений прогрессивных педагогических идей. По преобладающим методам и средствам являются проблемной, диалоговой, трудовой. Их использование в профилактической деятельности дает возможность уделять внимание каждому подростку, создавать оптимальные психолого-педагогические условия для индивидуального развития несовершеннолетних детей, препятствовать их противоправному поведения в обществе. Основными задачами программы профилактической работы среди несовершеннолетних являются: — предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; — обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; — социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, склонных к девиантному поведению; — выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Вывод: работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних должна основываться на принципах демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению поведения с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Крутецкий В. А. Психология общения и воспитания школьников. М., 1976. 2. Кравцова Э. М. Формы и методы работы с подростками. Саратов, 1986. 3. Миньковский Г. М. Взаимодействие школы и правоохранительных органов в предупреждении и коррекции правонарушающего поведения учащихся // Вопросы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Ташкент, 1983. 4. Махов Ф. С. Жить без проступков и правонарушений. М., 1986. 5. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *