Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника

(Калягин Ю. С.) («Юридическая психология», 2010, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ОПЕРАТИВНОГО РАБОТНИКА <*>

Ю. С. КАЛЯГИН

——————————— <*> Kalyagin Yu. S. Certain issues of social perception of operative worker.

В работе представлены результаты исследований социальной перцепции в процессе профессиональной деятельности оперативного работника. Дана сущностная характеристика категории «оперативный работник». Проанализированы условия профессионального общения оперативного работника.

The work presents the results of studies of social perception in the process of professional activity of operative worker; gives the essential characteristics of the category of «operative worker», analyses the conditions of professional communication of operative worker.

Согласно ст. 1 ФЗ N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [13]. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД) предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов; Службы внешней разведки; Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В рамках оперативно-розыскной деятельности законодателем выделены особые действия, которые проводятся перечисленными субъектами ОРД. Эти действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направлены на выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД [4]. В перечень определенных законодательством России действий отнесены следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Не ставя перед собой задачу по анализу различий между действующими в России оперативными подразделениями, выделяют категорию «оперативный работник», сущностью которой является принадлежность к государственному органу, уполномоченному на проведение ОРД, непосредственное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также деятельность по привлечению граждан к конфиденциальному содействию [13]. Рассматривая оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) с точки зрения социальной психологии, мы видим, что эти действия проходят в общении с другими людьми. Опираясь на исследования криминологов [10], можно выделить следующие категории граждан, с которыми в процессе профессиональной деятельности общается оперативный работник: лица, совершающие преступления (преступник); потерпевшие от преступления; свидетели преступления; официальный участник борьбы с преступностью (коллега); лица, не являющиеся непосредственными участниками криминального конфликта или его свидетелями, но участвующие в формировании общественного мнения. Общение оперативного работника обусловлено характеристиками оперативной деятельности, которые можно сформулировать следующим образом: сложность оперативно-розыскных задач; невозможность получить исчерпывающую информацию о проблемной ситуации; необходимость принимать решения в условиях неопределенности; функциональная обособленность взаимодействующих лиц; односторонность профессиональной ориентации сотрудников, различия их профессиональных интересов; недостаточная нормативная урегулированность совместной деятельности разных служб в различных ситуациях; отличие и разнообразие критериев оценки деятельности взаимодействующих служб; деятельность в условиях дефицита времени и ресурсов; выполнение больших объемов работы без достижения ожидаемых результатов [8]. Эти характеристики обусловливают психологические особенности деятельности оперативного работника, например, В. А. Носков считает такими особенностями следующие характеристики деятельности: высокая «цена» общения в решении служебных задач; наличие противодействия заинтересованных лиц, в том числе с использованием психологических средств; дефицит информации о личности и замыслах собеседников; наличие временного дефицита для принятия решений в быстротекущих ситуациях общения; необходимость «сосчитывания», самоопределения в непонятных, проблемных ситуациях контакта; необходимость установления психологического контакта с лицами, не расположенными к общению; необходимость налаживания доверительных отношений с лицами — потенциальными источниками оперативно значимой информации. Таким образом, как считает В. А. Носков, специалистам правоохранительной деятельности для эффективной работы с людьми необходима не только профессиональная компетентность, но и личная психологическая подготовленность к общению [12]. Выделяют специфические факторы, влияющие на общение оперативных работников: вынужденное общение с особой категорией людей, для которых не имеют значения законы и общепринятые социальные ценности; столкновение и проникновение в самые интимные сферы внутренней жизни граждан; постоянное воздействие отрицательной информации и вызываемых ею негативных эмоций; конфликтный характер повседневной деятельности оперативного сотрудника, усугубленный неравенством положения преступных элементов, пренебрегающих всякими нормами, и обязанностью сотрудника действовать в рамках закона; публичность исполнения профессиональных действий; виктимная предрасположенность профессии оперативного сотрудника; современный социально-культурный уровень общества и его негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов; неадекватный уровень материального обеспечения правоохранительных органов в целом и сотрудников в частности; ненормированный рабочий день оперативных работников (даже на отдыхе они вынуждены быть готовыми к быстрой мобилизации для решения поставленных задач). Как мы видим, общение в профессиональной деятельности оперативного работника зачастую имеет негативную окраску и протекает в экстремальных условиях. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на процессы социальной перцепции оперативного работника и на выработку определенных стереотипов в межличностном поведении. Более того, в крайних случаях взаимодействие оперативного работника с криминальной средой представляет опасность для его жизни и здоровья. С. П. Безносов [1] утверждает, что длительное пребывание в условиях опасности вызывает следующие психические явления: изменение мотивов деятельности (мотив выполнения задачи иногда может заменяться мотивом самосохранения); замена ситуативно-целесообразных форм поведения инстинктивными реакциями (испуг, страх, ужас, боязнь, бегство, заторможенность, импульсивность действий и т. д.); повышение эмоциональной напряженности. Систематическое пребывание в условиях негативного взаимодействия в процессе оперативной деятельности приводит к следующим проявлениям профессиональной деформации личности: пренебрежение нормами права; сформировавшиеся стереотипы поведения; переоценка сотрудником своей социальной роли; профессиональный эгоизм; мнение сотрудника об элитарности своей профессии; излишняя подозрительность, придирчивость и недоверие; перенос негативного отношения к преступникам на отношение к окружающим лицам вне поля профессиональной деятельности; возникновение стереотипа восприятия людей как объектов профессионального воздействия; повышение порогов восприятия негативной информации и фактов; неудовлетворенность содержанием труда, равнодушие к потерпевшим; бравада служебным положением, властью, ложное сознание о простительности сотруднику мелких правонарушений; неоправданное применение профессионального жаргона; негативное отношение к гражданам, обращающимся за помощью; гипертрофия авторитарности, ожесточение и дегуманизация отношений с подчиненными и обратный тип, связанный с потерей убеждения в важности и полезности своей деятельности, служебная пассивность, чувство неуверенности в себе и разочарование; стремление к пассивному отдыху; склонность к необоснованному засекречиванию процесса своей деятельности; оправдание сотрудником процесса своей деятельности. Как известно, в основе профессионального общения оперативного работника лежит задача по добыванию необходимой информации. Для реализации этой задачи он должен обладать определенными свойствами, о которых А. А. Бодалев говорит: «Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним» [3]. Важность общительности как качества личности подчеркивает и А. Л. Журавлев [7]. Профессиональное общение оперативного работника носит манипулятивный характер, что предъявляет высокие моральные требования к сотруднику. В первую очередь имеется в виду осознание оперативным работником того, что эти приемы являются частью психотехнологий, используемых в его профессии, а также осознание неприемлемости использования этих приемов вне своей работы. Однако зачастую при выраженных деформационных изменениях психики оперативного работника мы можем наблюдать перенос профессиональных психотехнологий на уровень обыденного общения. В работах А. В. Кириченко [9] раскрыта технология профессионального воздействия на человека для получения интересующей информации. Необходимым условием для получения нужных сведений является достижение доверительного уровня отношений, который мы определяем как форму взаимодействия и взаимозависимости индивидов на основе формирования общих ориентаций по отношению к личностно значимым ценностям партнера по общению. На уровне доверительных отношений ценностно-мотивационные ядра общающихся личностей находятся в непосредственном соприкосновении, что позволяет эффективно воздействовать на объект заинтересованности с целью получения информации. Иными словами, в процессе общения оперативный сотрудник должен стараться делать «встречные движения», направленные на раскрытие своего внутреннего мира и некоторых особенностей оперативно-розыскной деятельности [5]. Важнейшим условием возникновения определенных отношений между двумя лицами является их взаимная заинтересованность друг в друге. Эта взаимная заинтересованность — самая благоприятная основа для создания контакта и возникновения взаимодействия между лицами, для включения их в определенную систему межличностных отношений. Достижение такого уровня отношений невозможно без использования эмпатии, однако в профессии оперативного работника важно соблюсти грань между эмпатией и идентификацией. Иногда сочувствие перерождается в чрезмерное отождествление себя с другими и приводит к некритическому их одобрению. Однако каким образом соблюсти эту грань? Особенно когда оперативный работник решает профессиональные задачи в криминальной среде. Здесь скрыта проблема, связанная с тем, что доверительный уровень взаимодействия влияет также и на самого сотрудника, который в процессе развития доверительных отношений усваивает содержание ценностно-мотивационного ядра представителя криминальной среды, перенимая при этом его стереотипы восприятия. Данный феномен в психологии достаточно хорошо изучен и имеет несколько названий: психологический обмен, ценностный обмен. На наш взгляд, наиболее точно раскрывает содержание данного феномена понятие «феномен социального проникновения», характеризующий экстенсивность и интенсивность развития межличностных отношений в диадическом взаимодействии. Одно из типичных проявлений данного феномена социального проникновения — личностное взаимораскрытие партнеров по общению [11]. Целью нашей работы является рассмотрение социальной перцепции в процессе оперативно-розыскной деятельности. В качестве основного психодиагностического инструмента использовалась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Г. В. Грачева [6], а также экспертный опрос. Исследовалось восприятие оперативными работниками своих партнеров по общению в процессе осуществления профессиональной деятельности. Выборка оперативных работников составила 74 человека, среди которых 19,37% руководящих работников оперативных подразделений. Остальные — оперативные работники в должностях: оперуполномоченный — 16,13%; старший оперуполномоченный — 16,13%; старший оперуполномоченный по особо важным делам — 48,38%. Стаж оперативной работы у опрошенных сотрудников от 6 до 25 лет. Полученные данные обрабатывались с использованием пакета описательной статистики Microsoft Excel. Оперативные работники оценили психологические качества 179 партнеров по общению. Возрастные характеристики этой выборки выглядят следующим образом: 20 — 29 лет — 16,76%; 30 — 39 лет — 36,31%; 40 — 49 лет — 28,49%; старше 50 лет — 18,43%. Исследование социальных характеристик изучаемой среды показало, что 62,57% имеют семьи. В целом по выборке уровень образования достаточно высок, 55,97% имеют высшее образование, 23,10% привлекались ранее к уголовной ответственности за совершение различных видов преступлений. Полученные данные по каждому типу межличностных отношений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типы межличностных Среднеарифметические показатели отношений (октанты)

Восприятие оперативным Самовосприятие работником партнера по оперативного общению работника

I. Властно-лидирующий 3,54 6,23

II. Независимо-доминирующий 4,41 5,82

III. Прямолинейно — 2,30 5,12 агрессивный

IV. Недоверчиво — 2,27 3,39 скептический

V. Покорно-застенчивый 2,49 3,46

VI. Зависимо-послушный 2,47 3,39

VII. Сотрудничающе — 3,72 5,24 конвенциальный

VIII. Ответственно — 1,62 5,28 великодушный

(V) Доминирование 1,953 5,794

(G) Доброжелательность -0,393 -0,258

Из полученных результатов видно, что при восприятии граждан оперативные работники наиболее высокие оценки присвоили II типу (октанту) межличностных отношений, тогда как наименее выражены оценки по VIII типу. Это свидетельствует о том, что оперативные работники склонны воспринимать граждан уверенными, независимыми людьми, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Партнер воспринимается человеком с независимым и соперничающим стилем межличностных отношений. В то же время низкие показатели по восьмому, «ответственно-великодушному», типу межличностных отношений говорят о том, что оперативные работники воспринимают партнера по общению необязательным, имеющим антисоциальные эгоистические установки. Граждане выглядят как лица, уверенные в себе, независимые, склонные к соперничеству и конфликтности. Этому контингенту, по оценкам оперативных работников, присущи хорошие организаторские способности, уверенность в себе, качества руководителя и наставника. Представители рассматриваемой среды способны к сотрудничеству и дружелюбию с представителями референтной группы, неконформны. Одновременно с этим оперативными работниками отмечается низкая готовность к помощи окружающим, неразвитое чувство ответственности, отсутствие альтруизма, направленность социальных установок на удовлетворение в первую очередь своих личных потребностей. В правом столбце вышеприведенной таблицы представлены данные самовосприятия оперативных работников (n = 74). Выявленные тенденции по первому, «властно-лидирующему», и второму, «независимо-доминирующему», типам межличностных отношений свидетельствуют о наличии у оперативных работников качеств руководителя. Так же как и у граждан, выявлены уверенность в себе и независимость. Эти типы говорят о преобладании у оперативных работников уверенного, независимого и соперничающего стиля межличностных отношений. Наиболее низкие самооценки оперативные работники получили по шестому, «зависимо-послушному», типу. Данное обстоятельство указывает на то, что оперативные работники не зависят от мнения окружающих, трудно подчиняемы.

__.__ оперработник-гражданин оперработник «я-реальное»

8

6

4 . / \ . / \ / \ ./ \ / \ 2 \.______._______._______./ \ \ .

0 I II III IV V VI VII VIII

Сравнивая данные, полученные при изучении восприятия оперативными работниками своих партнеров по общению, и самооценку оперативных работников (своего реального «я»), мы видим, что показатели по восьми типам межличностных отношений имеют схожие тенденции. Это говорит о том, что оперативные работники схоже воспринимают себя и своих партнеров по общению. Данное обстоятельство свидетельствует о механизме переноса как возможно ведущего защитного механизма оперативного работника. Результаты исследования самовосприятия (я-реальное) граждан, с которыми общаются оперативные работники, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Типы межличностных Среднеарифметические показатели отношений (октанты)

Восприятие гражданами Самовосприятие оперативного работника граждан

I. Властно-лидирующий 6,60 6,09

II. Независимо-доминирующий 4,80 5,13

III. Прямолинейно-агрессивный 4,44 5,04

IV. Недоверчиво-скептический 2,89 4,58

V. Покорно-застенчивый 2,24 3,58

VI. Зависимо-послушный 3,36 4,02

VII. Сотрудничающе — 5,07 5,22 конвенциальный

VIII. Ответственно — 4,49 5,27 великодушный

(V) Доминирование 6,488 3,79

(G) Доброжелательность 0,742 -0,114

Наиболее высокие показатели получены по первому октанту, который указывает на степень проявления у граждан авторитарности в межличностных отношениях. Можно утверждать, что в целом выборка представлена уверенными в себе людьми, упорными и настойчивыми индивидами. Менее всего выражены показатели граждан по пятому октанту, характеризующему степень выраженности такого качества, как подчиняемость. Это обстоятельство свидетельствует о том, что представители данной выборки достаточно трудно подаются управляющему воздействию. В таблице мы также видим результаты исследования восприятия гражданами оперативных работников, которые с ними общались. Воспринимаемое высокое доминирование оперативных работников может снижать эффективность общения, так как приводит к блокированию одной из базовых потребностей человека, потребности в безопасности. Одновременно с этим в процессе осуществления профессиональной деятельности оперативный работник нередко достигает результата как раз за счет фрустрированной потребности в безопасности у партнера по общению. С учетом этого необходимо предотвращать закрепление данного (доминирующего) стереотипа поведения и его переноса в повседневную жизнь оперативного работника. На наш взгляд, путь к этому лежит через осознание оперативным работником того, что способ общения с позиции доминирования может быть эффективен в достаточно узком спектре задач профессионального взаимодействия с другими людьми. Стратегия доброжелательности, направленная на удовлетворение потребности в безопасности у партнера по общению, в конечном итоге более выгодна и эффективна в оперативном плане. Для сравнения особенностей самовосприятия граждан и восприятия ими оперативного работника среднеарифметические показатели представлены в виде диаграммы. Здесь наблюдаются общие тенденции в восприятии самого себя и оперативного работника. На наш взгляд, данное обстоятельство говорит как о механизме проекции [14] (или переноса), так и о развитых механизмах ролевой подстройки [2] под оперативного работника. Наиболее выражены различия по IV (недоверчиво-скептический) и V (покорно-застенчивый) октантам. Это свидетельствует о том, что граждане в общении с оперативным работником придерживаются позиции скептицизма и подчиненности.

__.___ граждане «я-реальное» граждане-оперативные работники

8

6 . \ . . . / . . \ / 4 . .

2

0 I II III IV V VI VII VIII

Можно также утверждать, что оперативные работники обладают устойчивыми навыками ролевого поведения, умения подстроиться к партнеру, если он представляет оперативный интерес. Результаты экспертного опроса оперативных работников показали, что при восприятии партнера по общению они меньше всего учитывают такие источники информации о другом человеке, как особенности речи; особенности поведения (внешние проявления, манера одеваться и т. п.); высказывания партнера по общению своего отношения к различным сторонам действительности. Это обстоятельство говорит о необходимости совершенствования психологической компетентности оперативного работника, так как перечисленные источники информации используются с необоснованно низкой активностью. Причина этого кроется в недостаточной психологической подготовке оперативных работников, потребность в которой высказали 80,65% опрошенных. Речь идет как о способах психологической защиты от негативного влияния среды, так и о способах психологического влияния, т. е. способах преодоления психологической защиты партнера по общению. Также имеется потребность в психологической подготовке, направленной на преодоление страха перед угрозами, которые сопровождают профессиональную деятельность сотрудника. Оперативные работники в процессе профессионального общения применяют навыки ролевого поведения и умение подстроиться под партнера. Преобладают властно-лидирующая, независимо-доминирующая и прямолинейно-агрессивная стратегии. При этом высокое доминирование оперативных работников достаточно точно воспринимается их партнерами по общению, что снижает эффективность общения, так как приводит к блокированию их потребности в безопасности.

Литература

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 4. Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Деловой мир, 2009. 5. Голубев А. Л. Учимся формировать доверительные отношения и эффективно общаться в условиях оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2007. N 2. 6. Грачев Г. В. Актуальные проблемы юридической психологии (социально-психологическая портретистика как метод комплексного изучения личности и социальных групп в правоохранительной деятельности). М.: МААН, 2001. 7. Журавлев А. Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. 8. Калягин Ю. С., Козлов А. А., Доровских И. В., Бузина Т. С. Влияние стрессовых факторов на деятельность оперативных сотрудников правоохранительных органов // Военно-медицинский журнал. 2006. N 11. Т. 327. 9. Кириченко А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. М., 2006. 10. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю.н., проф. А. И. Долговой. М.: Норма, 2007. 11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект пресс, 2009. 12. Носков В. А. Психотехника общения. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. 13. Федеральный закон N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г.). 14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2005.

——————————————————————